Легендарный
тенор-саксофонист Коулмен «Хок» Хокинс (Coleman «Hawk» Hawkins) родился 21
ноября 1904 года в городе Сент-Джозефе штата Миссури.
Надо отметить, что саксофон был в ходу с сороковых годов 19-го столетия и более полувека оставался непременным атрибутом марширующих оркестров. Однако стоило ему попасть в руки джазовых музыкантов, и он преобразился и зазвучал пьяняще и соблазнительно. Никто не сделал для этой трансформации так много, как Коулмен Хокинс…
Он успел
поездить по стране, поиграть в цирках шапито и провинциальных театрах, прежде
чем в 1923 году его, восемнадцатилетнего парня, услышал и сразу пригласил в
свой оркестр Флетчер Хендерсон. В этом оркестре Хокинс провёл более десяти лет.
Вдохновляясь тем, как играл на трубе Армстронг (Луи без сомнения повлиял на
музыкальную выразительность и фразировку Коулмена), он превратил тенор-саксофон
в солирующий инструмент.
Его
отличало очень «мужественное» звучание – оно оставляло ощущение полноты и мощи,
но без излишнего напора и вибрато. До него тенор-саксофон был инструментом
водевильного клоуна, и никто не исполнял на нём серьёзной музыки. Равель и
другие композиторы пытались писать серьёзные пассажи для саксофона, но в руках
Хокинса этот инструмент стал настоящим явлением искусства.
В 1934
году Хокинс решил отправиться в Европу, где провёл следующие 5 лет, записываясь
и гастролируя по Англии и континенту. Наиболее известны его записи того времени
с Джанго Рейнхардтом: например, пьесы «Honeysuckle Rose» и «Crazy Rhythm».
Вернувшись
в США, саксофонист упрочил своё положение в мире джаза, записав композицию
«Body and Soul» – одну из немногих джазовых пластинок, получивших всеобщую
популярность. По сравнению с большинством популярных пьес, в этой композиции
более сложная гармония: она включает три тональности, одна из которых минорная.
Это блестящее джазовое соло, и неудивительно, что оно имело колоссальный успех.
Некоторое
время Хокинс руководил большим свинговым оркестром, но в дальнейшем он работал
в основном с малыми составами, в которых ведущая роль принадлежала саксофону. В
40-х годах Хокинс выпустил множество пластинок, обеспечивших ему высокую
репутацию среди музыкантов. Это записи с Роем Элдриджем и Тедди Уилсоном, Артом
Тейтумом, Баком Клейтоном, Сидом Кэтлеттом и другими ведущими джазменами.
Хокинс
любил играть в клубе “Minton`s Playhouse” на 118-й улице в Гарлеме, где он в
компании Чу Берри, Чарли Крисчиана, Милта Хинтона, Мэри Лу Уильямс и других
музыкантов постоянно участвовал в джемах, продолжавшихся иной раз до рассвета.
И именно здесь творилась история – зарождался бибоп. Большинство джазменов
старшего поколения приняли его в штыки, но Хокинс оказался одним из немногих,
кто поддержал молодёжь. Возможно, причина была в том, его всегда отличал
интерес к гармонии, кроме того, к тому времени он уже более двадцати лет
находился в числе лучших музыкантов джаза, и не в его характере было плестись в
хвосте. Первые записи бопа были сделаны в 1944 году ансамблем под управлением
Коулмена Хокинса, в который входили Диззи Гиллеспи, Макс Роуч и саксофонист Лео
Паркер. Все они были связаны с новой музыкой, но во время записей они держались
в рамках свинга, сопровождая игру Хокинса.
В
творчестве Хокинса можно отметить три периода. В первом, связанном с оркестром
Хендерсона, его исполнение характеризуется стаккатностью стиля и некоторой
«шероховатостью» звучания. Во втором (с начала 30-х годов до середины 40-х, то
есть до утверждения в джазе боперов) Хокинса отличает более мягкая и
раскованная манера. В последний период звучание его саксофона вновь приобретает
жесткость, наполняется резкими, отрывистыми фразами. В первые два периода вклад
Хокинса в развитие джаза состоял в новом подходе к импровизации, основанном на
гармонии, – в её основу он положил не мелодию, а аккорды.
Именно
он, как никто другой, овладел структурой аккорда. Отойдя от мелодии, он
обратился к внутреннему строению каждого аккорда и к тому, что можно из него
извлечь. Это избавляло от необходимости постоянно контролировать мелодическую
линию, позволяло добавлять звуки к аккордам или изменять их по формальным
законам гармонии, а не по слуховым ощущениям. Хокинс так много хотел сказать с
помощью гармонии, что вынужден был до предела насыщать свою музыку: в его соло
нет пауз и пустых мест, на учете каждый миг. Ощущение стремительности, напора
характерно для его стиля. Музыка как бы рвется вперед, сильная и решительная.
К концу
60-х хронический алкоголизм приводит к ухудшению его здоровья. В 1967 году
Хокинс теряет сознание во время выступления в Торонто и потом снова – во время
последнего турне «Jazz At The Philharmonic». В 1968 году во время европейских
гастролей вместе с квартетом Оскара Питерсона из-за резкого ухудшения здоровья
пришлось отменить его концерты в Дании. Однако, несмотря на серьёзные проблемы
со здоровьем, Хокинс продолжает регулярно выступать вплоть до нескольких недель
перед смертью. Он всё чаще впадает в депрессивное состояние и много выпивает, к
тому же отказывается принимать пищу. Его смерть от бронхиальной пневмонии,
осложнённой заболеванием печени, 19 мая 1969 года стала концом целой эры.
Коулмен
Хокинс был мастером джаза, чья жизнь и творчество проносятся яркой кометой
через историю музыки.
Ландыш
Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий