воскресенье, 19 мая 2024 г.

«Нет больше никого, кто бы играл, как я, а я сам играю как никто». Коулмен «Хок» Хокинс (21 ноября 1904 - 19 мая 1969).

Зал славы джаза.

Легендарный тенор-саксофонист Коулмен «Хок» Хокинс (Coleman «Hawk» Hawkins) родился 21 ноября 1904 года в городе Сент-Джозефе штата Миссури.

Надо отметить, что саксофон был в ходу с сороковых годов 19-го столетия и более полувека оставался непременным атрибутом марширующих оркестров. Однако стоило ему попасть в руки джазовых музыкантов, и он преобразился и зазвучал пьяняще и соблазнительно. Никто не сделал для этой трансформации так много, как Коулмен Хокинс…

Он успел поездить по стране, поиграть в цирках шапито и провинциальных театрах, прежде чем в 1923 году его, восемнадцатилетнего парня, услышал и сразу пригласил в свой оркестр Флетчер Хендерсон. В этом оркестре Хокинс провёл более десяти лет. Вдохновляясь тем, как играл на трубе Армстронг (Луи без сомнения повлиял на музыкальную выразительность и фразировку Коулмена), он превратил тенор-саксофон в солирующий инструмент.

Fletcher Henderson & His Orchestra (Louis Armstrong, Coleman Hawkins) – «Play Me Slow» (1925)

Его отличало очень «мужественное» звучание – оно оставляло ощущение полноты и мощи, но без излишнего напора и вибрато. До него тенор-саксофон был инструментом водевильного клоуна, и никто не исполнял на нём серьёзной музыки. Равель и другие композиторы пытались писать серьёзные пассажи для саксофона, но в руках Хокинса этот инструмент стал настоящим явлением искусства.

Fletcher Henderson & His Orchestra (Louis Armstrong, Coleman Hawkins) – «Money Blues» (1925)

В 1934 году Хокинс решил отправиться в Европу, где провёл следующие 5 лет, записываясь и гастролируя по Англии и континенту. Наиболее известны его записи того времени с Джанго Рейнхардтом: например, пьесы «Honeysuckle Rose» и «Crazy Rhythm».

Вернувшись в США, саксофонист упрочил своё положение в мире джаза, записав композицию «Body and Soul» – одну из немногих джазовых пластинок, получивших всеобщую популярность. По сравнению с большинством популярных пьес, в этой композиции более сложная гармония: она включает три тональности, одна из которых минорная. Это блестящее джазовое соло, и неудивительно, что оно имело колоссальный успех.

Coleman Hawkins & His All-Star Jam Band (Django Reinhardt) – «Honeysuckle Rose» (Paris, 1937)

Некоторое время Хокинс руководил большим свинговым оркестром, но в дальнейшем он работал в основном с малыми составами, в которых ведущая роль принадлежала саксофону. В 40-х годах Хокинс выпустил множество пластинок, обеспечивших ему высокую репутацию среди музыкантов. Это записи с Роем Элдриджем и Тедди Уилсоном, Артом Тейтумом, Баком Клейтоном, Сидом Кэтлеттом и другими ведущими джазменами.

Хокинс любил играть в клубе “Minton`s Playhouse” на 118-й улице в Гарлеме, где он в компании Чу Берри, Чарли Крисчиана, Милта Хинтона, Мэри Лу Уильямс и других музыкантов постоянно участвовал в джемах, продолжавшихся иной раз до рассвета. И именно здесь творилась история – зарождался бибоп. Большинство джазменов старшего поколения приняли его в штыки, но Хокинс оказался одним из немногих, кто поддержал молодёжь. Возможно, причина была в том, его всегда отличал интерес к гармонии, кроме того, к тому времени он уже более двадцати лет находился в числе лучших музыкантов джаза, и не в его характере было плестись в хвосте. Первые записи бопа были сделаны в 1944 году ансамблем под управлением Коулмена Хокинса, в который входили Диззи Гиллеспи, Макс Роуч и саксофонист Лео Паркер. Все они были связаны с новой музыкой, но во время записей они держались в рамках свинга, сопровождая игру Хокинса.

Coleman Hawkins – «Body and Soul» (October 11 1939)

В творчестве Хокинса можно отметить три периода. В первом, связанном с оркестром Хендерсона, его исполнение характеризуется стаккатностью стиля и некоторой «шероховатостью» звучания. Во втором (с начала 30-х годов до середины 40-х, то есть до утверждения в джазе боперов) Хокинса отличает более мягкая и раскованная манера. В последний период звучание его саксофона вновь приобретает жесткость, наполняется резкими, отрывистыми фразами. В первые два периода вклад Хокинса в развитие джаза состоял в новом подходе к импровизации, основанном на гармонии, – в её основу он положил не мелодию, а аккорды.

Именно он, как никто другой, овладел структурой аккорда. Отойдя от мелодии, он обратился к внутреннему строению каждого аккорда и к тому, что можно из него извлечь. Это избавляло от необходимости постоянно контролировать мелодическую линию, позволяло добавлять звуки к аккордам или изменять их по формальным законам гармонии, а не по слуховым ощущениям. Хокинс так много хотел сказать с помощью гармонии, что вынужден был до предела насыщать свою музыку: в его соло нет пауз и пустых мест, на учете каждый миг. Ощущение стремительности, напора характерно для его стиля. Музыка как бы рвется вперед, сильная и решительная.

Coleman Hawkins – «Body & Soul» (Jazz at the Philharmonic 1967)

К концу 60-х хронический алкоголизм приводит к ухудшению его здоровья. В 1967 году Хокинс теряет сознание во время выступления в Торонто и потом снова – во время последнего турне «Jazz At The Philharmonic». В 1968 году во время европейских гастролей вместе с квартетом Оскара Питерсона из-за резкого ухудшения здоровья пришлось отменить его концерты в Дании. Однако, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, Хокинс продолжает регулярно выступать вплоть до нескольких недель перед смертью. Он всё чаще впадает в депрессивное состояние и много выпивает, к тому же отказывается принимать пищу. Его смерть от бронхиальной пневмонии, осложнённой заболеванием печени, 19 мая 1969 года стала концом целой эры.

Коулмен Хокинс был мастером джаза, чья жизнь и творчество проносятся яркой кометой через историю музыки.

Ландыш Рифовна

Комментариев нет:

Отправить комментарий