Буги-вуги
Дорогие
друзья! Желаю вам этим вечером окунуться в блаженство покоя – без резких движений
или расписанных по часам дел. Тем более, что сегодняшний герой, Джей МакШенн (Jay
"Hootie" McShann), и его свингующий блюз только подтверждают: радость
бытия – не снежный человек, она все-таки существует. Под музыку и песни Джея
МакШенна жил, любил, страдал и радовался Канзас 1930-1940-х.
Пианист и
бэнд-лидер города-кузницы легендарных музыкантов Джей МакШенн родился 12 января
1916 года в небольшом городке штата Оклахома. Он вырос в типичной для Америки,
бедной и очень религиозной семье, где поощрялись простые профессии, а музыка
была частью образовательного набора добропорядочного человека. Но на «набор»
для всех детей денег у семьи не хватало, и музыкой занималась только старшая
сестра. Джею оставалось только наблюдать за ее уроками и учиться
самостоятельно. Но этого оказалось достаточным, для того чтобы музыка стала
главным впечатлением и жизненным выбором МакШенна. К сожалению, родители так не
считали, и в 15 лет МакШенн вынужден уйти из дома, чтобы посвятить себя игре на
пианино. Несколько лет он гастролировал с небольшими джазовыми группами по
юго-западу США, совершенствуя свой энергичный и проникновенно-блюзовый стиль
игры, на который оказали влияние музыканты того времени – Фэтс Уоллер и Эрл
Хайнс.
В 1936
году судьба странствующего музыканта случайно забросила МакШенна в Канзас. Ему
просто нужно было сделать пересадку с одного автобуса на другой, чтобы
отправиться дальше. Но это же Канзас! "Этот город был открыт для всех, –
вспоминал МакШенн в интервью газете Chicago Tribune в 1991 году, – поэтому туда
приезжали девочки, сутенеры – понимаете, о чем я? Все были счастливы, ночная
жизнь бурлила, а музыка звучала фактически постоянно, вплоть до 5 или 6 часов
утра".
Город так
и провоцировал на соблазнительное приключение, и МакШенн не стал
сопротивляться. Случайный знакомый в клубе предлагает остаться поиграть. Одна
возможность цепляет следующую. У МакШенна нет денег и негде остановиться, но
ему предлагают пожить у «друзей друзей». Через 2 дня МакШенн находит работу в
одном из многочисленных заведений Канзаса, где всю ночь напролет люди танцуют
под джаз и блюз. Его напарниками в трио становятся Оливер Тодд и Элмер Хопкинс.
В 1937 году в одном из клубов он встречает молодого и никому неизвестного
17-летнего альт-саксофониста Чарли Паркера и берет его в свой бэнд.
Пуская
корни в Канзасе, перекати-поле МакШенн работает в танцевальных клубах «Century
Room» и «Fairyland Park», постепенно расширяя трио до октета. Помимо Паркера,
оркестр Джея МакШенна включал таких великолепных музыкантов, как басист Джин
Рэйми, барабанщик Гас Джонсон, саксофонист Пол Куиничетт, блюзовый
вокалист-шаутер Уолтер Браун и трубач Бадди Андерсон. Он конкурировал с
оркестром Каунта Бейси за звание самого горячего бэнда в городе, а в работах
«Confessin' the Blues», «Hootie’s Blues», «Jumpin The Blues», «Sepian Bounce» и
«Swingmatism» впервые проявился особенный голос и стиль будущего новатора джаза
Чарли Паркера. Оркестр МакШенна имел грандиозный успех и, казалось, прочно
вошёл в элиту биг-бэндов Эпохи свинга, однако Вторая мировая война и закон об
ограничении звукозаписи сделали дальнейшее восхождение оркестра к вершине славы
невозможным.
После
службы в армии МакШенн переезжает в Лос-Анджелес, где удачно работает с Джимми
Визерспуном, участвуя в записях. В период 1945-50 годов они добились успеха в
рамках стиля ритм-энд-блюз и записали такие хиты, как «Money’s Getting’
Cheaper», «Shipyard Woman Blues», а также великий хит «Ain’t Nobody’s
Business».
Имя
МакШенна оказывается вновь на гребне волны уже в 1960-х (после того как он
возвращается в Канзас из Лос-Анджелеса): с новым поколением появляется новая
аудитория слушателей, и Джей активно гастролирует в Европе и Америке, делает
записи и участвует в многочисленных фестивалях.
В 1972
году новым домом МакШенна становится Канада, где он как лидер записывает около
12 удачных альбомов.
Ярчайший
представитель музыкальной сцены Канзас-Сити, он в последние годы был и живой её
энциклопедией, завершая свои альбомы колоритными историями из её богатой на
события жизни.
Вклад
музыканта в развитие жанра "свингующего блюза"* был оценен еще при
жизни: в 1987 году имя Джея МакШенна был введено в "Blues Foundation’s
Hall of Fame". Но в памяти миллионов людей он остается тем же Hootie из
города Канзас – он играет блюз, под который нам открывается легкость бытия.
*«Свингующий
блюз» – сильно приблюзованный джаз, ведомый свингующими духовыми, положенными
на мощный и в то же время мягкий ритм.
Jay
McShann – The Last Of The Blue Devils (1977)
1 Confessin'
The Blues 4:43
2 'Tain't
Nobody's Bizness If I Do 6:59
3 Hootie
Blues 4:29
4 Blue
Devil Jump 3:25
5 My
Chile 4:15
6 Jumpin'
At The Woodside 4:36
7 Just
For You 5:37
8 Hot
Biscuits 3:25
9 'Fore
Day Rider 4:08
10 Kansas
City 4:51
Bass – Milt Hinton
Drums – Jackie Williams
Electric Guitar – John Scofield
Piano, Electric Piano, Vocals – Jay McShann
Tenor Saxophone – Buddy Tate, Paul
Quinichette
Trumpet – Joe Newman
When
Charlie Parker first came to New York in 1942, he was a sideman in Jay
McShann's big band. Every jazz fan knows what happened after that -- Parker
changed the world and McShann became a footnote in Parker's biography. That's
too bad, and not just for him; if the 1978 session remastered and reissued on
this disc is anything to go by, McShann had much more to offer the world than
his role as caregiver to the inventor of bebop. Leading an all-star cast that
includes saxophonist Paul Quinichette, the ubiquitous Milt Hinton on bass, and
a young, up-and-coming guitarist named John Scofield, McShann teaches an entire
course on the history of blues-based jazz, going from his own "Confessin'
the Blues" through "Hootie Blues" (which he co-wrote with Parker
and Walter Brown) and an intensely swinging version of Count Basie's
"Jumpin' at the Woodside." He goes off on a welcome tangent with Pete
Johnson's sweet stride ballad "Just for You" and comes on home with
the boogie-woogie composition "'Fore Day Rider" and Leiber and
Stoller's "Kansas City." Highly recommended. ---Rick Anderson,
AllMusic Review
Blues
musician Jay McShann was born in Muskogee, OK, in 1916. As a young man he
taught himself to play the piano. At 20 years of age he moved to Kansas City,
MO, and secured gigs playing in the city's jazz clubs and lounges. He normally
played with a quartet, but in 1938 he expanded that to a seven-piece band,
expanding it again to an 11-piece outfit the next year (one of its members was
future sax legend Charlie Parker). The band became wildly popular in Kansas
City and in 1941 it signed a recording deal with Decca Records.
The band
was amassing a large following in Kansas City when World War Ii broke out, and
many of its members found themselves drafted into the armed forces, including
McShann himself. After the war, McShann put together another band, although a
much smaller one this time and oriented more towards R&B than blues (among
this band's members was Jimmy Witherspoon). The band recorded regularly, but by
the 1950s the emergence of rock-and-roll meant that McShann's
blues/swing/R&B sound was on its way out. The band broke up, but McShann
himself continued performing. In the 1970s he made several tours of Europe. In
1988 he was inducted into the Blues Foundation Hall of Fame.
He died
in Kansas City, MO, on December 7, 2006.
---imdb.com
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий