воскресенье, 14 января 2024 г.

Зал славы блюза. Джей МакШенн (12 января 1916 — 7 декабря 2006).

Буги-вуги

Джамп-блюз

Зал славы блюза

Дорогие друзья! Желаю вам этим вечером окунуться в блаженство покоя – без резких движений или расписанных по часам дел. Тем более, что сегодняшний герой, Джей МакШенн (Jay "Hootie" McShann), и его свингующий блюз только подтверждают: радость бытия – не снежный человек, она все-таки существует. Под музыку и песни Джея МакШенна жил, любил, страдал и радовался Канзас 1930-1940-х.

Jay McShann – «Vine Street Boogie»

Пианист и бэнд-лидер города-кузницы легендарных музыкантов Джей МакШенн родился 12 января 1916 года в небольшом городке штата Оклахома. Он вырос в типичной для Америки, бедной и очень религиозной семье, где поощрялись простые профессии, а музыка была частью образовательного набора добропорядочного человека. Но на «набор» для всех детей денег у семьи не хватало, и музыкой занималась только старшая сестра. Джею оставалось только наблюдать за ее уроками и учиться самостоятельно. Но этого оказалось достаточным, для того чтобы музыка стала главным впечатлением и жизненным выбором МакШенна. К сожалению, родители так не считали, и в 15 лет МакШенн вынужден уйти из дома, чтобы посвятить себя игре на пианино. Несколько лет он гастролировал с небольшими джазовыми группами по юго-западу США, совершенствуя свой энергичный и проникновенно-блюзовый стиль игры, на который оказали влияние музыканты того времени – Фэтс Уоллер и Эрл Хайнс.

В 1936 году судьба странствующего музыканта случайно забросила МакШенна в Канзас. Ему просто нужно было сделать пересадку с одного автобуса на другой, чтобы отправиться дальше. Но это же Канзас! "Этот город был открыт для всех, – вспоминал МакШенн в интервью газете Chicago Tribune в 1991 году, – поэтому туда приезжали девочки, сутенеры – понимаете, о чем я? Все были счастливы, ночная жизнь бурлила, а музыка звучала фактически постоянно, вплоть до 5 или 6 часов утра".

Город так и провоцировал на соблазнительное приключение, и МакШенн не стал сопротивляться. Случайный знакомый в клубе предлагает остаться поиграть. Одна возможность цепляет следующую. У МакШенна нет денег и негде остановиться, но ему предлагают пожить у «друзей друзей». Через 2 дня МакШенн находит работу в одном из многочисленных заведений Канзаса, где всю ночь напролет люди танцуют под джаз и блюз. Его напарниками в трио становятся Оливер Тодд и Элмер Хопкинс. В 1937 году в одном из клубов он встречает молодого и никому неизвестного 17-летнего альт-саксофониста Чарли Паркера и берет его в свой бэнд.

Jay Mc Shann – «Hootie Blues» (1941)

Пуская корни в Канзасе, перекати-поле МакШенн работает в танцевальных клубах «Century Room» и «Fairyland Park», постепенно расширяя трио до октета. Помимо Паркера, оркестр Джея МакШенна включал таких великолепных музыкантов, как басист Джин Рэйми, барабанщик Гас Джонсон, саксофонист Пол Куиничетт, блюзовый вокалист-шаутер Уолтер Браун и трубач Бадди Андерсон. Он конкурировал с оркестром Каунта Бейси за звание самого горячего бэнда в городе, а в работах «Confessin' the Blues», «Hootie’s Blues», «Jumpin The Blues», «Sepian Bounce» и «Swingmatism» впервые проявился особенный голос и стиль будущего новатора джаза Чарли Паркера. Оркестр МакШенна имел грандиозный успех и, казалось, прочно вошёл в элиту биг-бэндов Эпохи свинга, однако Вторая мировая война и закон об ограничении звукозаписи сделали дальнейшее восхождение оркестра к вершине славы невозможным.

Jay McShann & His Orchestra – «The Jumpin' Blues»

После службы в армии МакШенн переезжает в Лос-Анджелес, где удачно работает с Джимми Визерспуном, участвуя в записях. В период 1945-50 годов они добились успеха в рамках стиля ритм-энд-блюз и записали такие хиты, как «Money’s Getting’ Cheaper», «Shipyard Woman Blues», а также великий хит «Ain’t Nobody’s Business».

Имя МакШенна оказывается вновь на гребне волны уже в 1960-х (после того как он возвращается в Канзас из Лос-Анджелеса): с новым поколением появляется новая аудитория слушателей, и Джей активно гастролирует в Европе и Америке, делает записи и участвует в многочисленных фестивалях.

Jay McShann · Jimmy Witherspoon · Jimmy Witherspoon · Jimmy Witherspoon – «Shipyard Woman Blues»

В 1972 году новым домом МакШенна становится Канада, где он как лидер записывает около 12 удачных альбомов.

Ярчайший представитель музыкальной сцены Канзас-Сити, он в последние годы был и живой её энциклопедией, завершая свои альбомы колоритными историями из её богатой на события жизни.

Jay McShann with Charlie Parker – «Swingmatism» (1941)

Вклад музыканта в развитие жанра "свингующего блюза"* был оценен еще при жизни: в 1987 году имя Джея МакШенна был введено в "Blues Foundation’s Hall of Fame". Но в памяти миллионов людей он остается тем же Hootie из города Канзас – он играет блюз, под который нам открывается легкость бытия.

*«Свингующий блюз» – сильно приблюзованный джаз, ведомый свингующими духовыми, положенными на мощный и в то же время мягкий ритм.

 Александра Блок.

Jay McShann The Last Of The Blue Devils (1977)

1          Confessin' The Blues            4:43

2          'Tain't Nobody's Bizness If I Do      6:59

3          Hootie Blues 4:29

4          Blue Devil Jump       3:25

5          My Chile         4:15

6          Jumpin' At The Woodside   4:36

7          Just For You 5:37

8          Hot Biscuits   3:25

9          'Fore Day Rider         4:08

10        Kansas City    4:51

 

Bass – Milt Hinton

Drums – Jackie Williams

Electric Guitar – John Scofield

Piano, Electric Piano, Vocals – Jay McShann

Tenor Saxophone – Buddy Tate, Paul Quinichette

Trumpet – Joe Newman

When Charlie Parker first came to New York in 1942, he was a sideman in Jay McShann's big band. Every jazz fan knows what happened after that -- Parker changed the world and McShann became a footnote in Parker's biography. That's too bad, and not just for him; if the 1978 session remastered and reissued on this disc is anything to go by, McShann had much more to offer the world than his role as caregiver to the inventor of bebop. Leading an all-star cast that includes saxophonist Paul Quinichette, the ubiquitous Milt Hinton on bass, and a young, up-and-coming guitarist named John Scofield, McShann teaches an entire course on the history of blues-based jazz, going from his own "Confessin' the Blues" through "Hootie Blues" (which he co-wrote with Parker and Walter Brown) and an intensely swinging version of Count Basie's "Jumpin' at the Woodside." He goes off on a welcome tangent with Pete Johnson's sweet stride ballad "Just for You" and comes on home with the boogie-woogie composition "'Fore Day Rider" and Leiber and Stoller's "Kansas City." Highly recommended. ---Rick Anderson, AllMusic Review

Blues musician Jay McShann was born in Muskogee, OK, in 1916. As a young man he taught himself to play the piano. At 20 years of age he moved to Kansas City, MO, and secured gigs playing in the city's jazz clubs and lounges. He normally played with a quartet, but in 1938 he expanded that to a seven-piece band, expanding it again to an 11-piece outfit the next year (one of its members was future sax legend Charlie Parker). The band became wildly popular in Kansas City and in 1941 it signed a recording deal with Decca Records.

The band was amassing a large following in Kansas City when World War Ii broke out, and many of its members found themselves drafted into the armed forces, including McShann himself. After the war, McShann put together another band, although a much smaller one this time and oriented more towards R&B than blues (among this band's members was Jimmy Witherspoon). The band recorded regularly, but by the 1950s the emergence of rock-and-roll meant that McShann's blues/swing/R&B sound was on its way out. The band broke up, but McShann himself continued performing. In the 1970s he made several tours of Europe. In 1988 he was inducted into the Blues Foundation Hall of Fame.

He died in Kansas City, MO, on December 7, 2006.

---imdb.com

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий