Дорогие
друзья! 1 ноября 1926 года в Бэйдине (штат Северная Каролина) родился
замечательный альт-саксофонист, яркий представитель бопа, фанка и
ритм-энд-блюза, один из первых музыкантов, попытавшихся совместить все эти
стили вместе, Лу Дональдсон (Lou Donaldson).
Некоторые музыканты джаза искали что-то возвышенное, стремясь творить истинное искусство, в то время как другие больше стремились к людям, что можно назвать популярной музыкой. Лу Дональдсон более принадлежал к творцам популярной культуры, оставаясь всегда верным себе и своему звуку, а заодно и публике.
Вся семья
Лу Дональдсона – родители, две сестры и брат – играли на фортепиaно. Отец Лу
был страховым агентом, проповедником и учителем музыки. Мать давала частные
уроки игры на пианино, но Лу был единственным в семье, кто не умел на нём
играть. Он знал, что, когда ученики матери делали ошибку, она хлестала их по
пальцам небольшой плеткой. Лу смеялся позже, что не стал пианистом из-за этой
плетки.
Но
однажды его мама услышала, как ее сын Лу напевает несколько этюдов, которые она
давала ученикам, она отвела сына в сторонку и сказала: "Ты самый
талантливый человек в нашей семье". Лео Габриэл, руководитель группы
"The Alcoa Aluminum Plant Band", одолжил маме Лу кларнет, и хотя она
совсем ничего не знала об этом инструменте, стала учить своего сына основам
музыкальной грамоты и вместе с этим и игре на кларнете по книге. Вскоре Лу
блестяще освоил кларнет и решил стать профессиональным музыкантом.
Про Лу
Дональдсона написано не так уж много, в отличие от остальных джазменов, которые
были заодно и шоуменами. Лу был крайне скромен и не наряжался, словно
новогодняя елка, как в конце своей жизни Майлс Дэвис, или, подобно Рахсаану
Ролланду Кёрку, как "багдадский вор", или как владыка гарема и трех
дюжин Шахерезад – Чарльз Мингус. Лу Дональдсон появлялся на сцене в мятой шляпе
с застенчивой улыбкой и полузакрытыми глазами, как будто свет софитов над
пюпитром его слепил.
По окончании института в Северной Каролине он получил степень бакалавра, но решил связать свою жизнь с морским флотом, выступая на саксофоне в группе "Тhe Great Lakes Navy Band" (кстати, там же работал и Кларк Терри).
В Чикаго
Лу Дональдсон несколько раз слышал игру Чарли Паркера, и в 50-х годах,
вернувшись из морского флота, он уже играл в лучших клубах Нью-Йорка. Вместе с
Клиффордом Брауном в 1954 году Лу вошёл в состав ансамбля Арта Блэйки
"Jazz Messengers" и записал альбом "A Night at the
Birdland".
"Blue
Note Records" предложила в 1958 году Лу сделать свою первую запись, и она
оказалась успешной. Все, кто слушает "Время джаза" с Дмитрием
Савицким, наверняка помнят позывные этой передачи на радио "Свобода"
– это как раз "Blues Walk" – композиция с первой записи Дональдсона.
Лу сотрудничал с такими исполнителями, как Хорас Сильвер, Блю Митчелл, Дональд
Бёрд, Телониус Монк, Милт Джексон, Джин Аммонс, Джин Харрис и Джимми Смит.
В записи
другого альбома Лу Дональдсона, "Lush Life", вышедем на "Blue
Note" в 1967 году, приняли участие: аранжировщик и продюсер Дюк Пирсон,
Фредди Хаббард – труба, Уэйн Шортер – тенор-саксофон, Jerry Dodgion на альт-саксофоне
и флейте, Пеппер Адамс – баритон-саксофон, Гарнет Браун – тромбон, пианист
Маккой Тайнер, контрабасист Рон Картер и Ал Хервуд на ударных. После этой
записи Лу стал востребованным в Европе, а его песня «Whiskey Drinkin’ Woman»
стала хитом. Дискография Лу Дональдсона как лидера насчитывает более 40
альбомов. Лу включен в «Зал славы джаза» и он до сих пор свингует!
Комментариев нет:
Отправить комментарий