вторник, 3 декабря 2024 г.

Зал славы авторов песен. Скотт Джоплин (24 ноября 1868 – 1 апреля 1917).

Зал славы авторов песен.

Американский композитор и пианист Скотт Джоплин (Scott Joplin) родился предположительно 24 ноября 1868 года. Он считается первым и крупнейшим из авторов этих самых рэгтаймов, однако признание он получил лишь после смерти. Одно из его первых и самых популярных произведений, «Maple Leaf Rag», стало признанной квинтэссенцией рэгтайма и самым влиятельным хитом жанра, Джоплин считал регтайм формой классической музыки, предназначенной для исполнения в концертных залах, и в значительной степени презирал исполнение рэгтайма, как музыки хонки-тонк, наиболее распространенной в салунах.

Scott Joplin – «The Entertainer»

Музыка Джоплина была заново открыта в начале 1970-х годов с выпуском альбома Джошуа Рифкина, разошедшимся тиражом в миллион копий. За этим последовал оскароносный фильм 1973 года «Афера», в котором прозвучало несколько композиций Джоплина. Его опера «Treemonisha» была поставлена в 1972 году, а в 1976 году Джоплин был удостоен Пулитцеровской премии.

Дата рождения Скотта Джоплина была принята ранними биографами Руди Блешем и Джеймсом Хаскинсом как 24 ноября 1868 года, хотя более поздний биограф Эдвард А. Берлин доказал, что это было неверно. Принято считать, что композитор родился между летом 1867 года и январем 1868 года. Существуют также разногласия по поводу точного места рождения Джоплина: Блеш называет Тексаркану, а Берлин показывает, что самая ранняя запись о Джоплине — это перепись населения июня 1870 года, которая указывает на то, что он был двухлетним ребенком в Линдене (примерно в 40 милях от Тексарканы).

Скотт Джоплин был вторым из шести детей в семье работника железной дороги Джайлза Джоплина из Северной Каролины (родился около 1842 года) и Флоренс Гивенс из Кентукки (родилась около 1841 года). Старшего брата Скотта звали Монро, а двух младших — Роберт и Уилл, также в семье были две дочери.

Джоплины долгое время переезжали с места на место в поисках лучших условий для жизни. Побывав в Линдене, а затем в Джефферсоне, семья в конечном итоге обосновалась в Тексаркане, где отец трудился в железнодорожной компании, а мать работала уборщицей. Как во многих негритянских семьях, в многодетной семье Джоплинов любили музыку, и дети с ранних лет были знакомы с музыкальными инструментами. Сам же Скотт впервые попробовал играть на фортепиано в доме, где работала его мать, и был просто очарован инструментом. Несмотря на то что семья жила небогато, Скотту купили собственное фортепиано.

В начале 1880-х годов Джайлс Джоплин ушел из семьи к другой женщине, и Флоренс изо всех сил пыталась содержать своих детей, работая по дому. Биограф Сьюзан Кертис предполагает, что поддержка Флоренс музыкального образования сына была решающим фактором ее расставания с Джайлсом, который хотел, чтобы мальчик получил практическую работу, которая дополнила бы семейный доход.

Вскоре у Скотта появились поразительные успехи в игре на инструменте – так, один из соседей Джоплинов, Джулиус Вайс, услышав его игру, предложил обучать мальчика музыке – именно он познакомил Скотта с классической европейской музыкой, оказавшей большое влияние на его дальнейшее музыкальное творчество. В последние годы, достигнув славы как композитор, Джоплин посылал своему бывшему учителю «подарки в виде денег, когда тот был стар и болен», пока Вайс не умер.

В конце 1880-х годов, Джоплин бросил работу железнодорожного рабочего и покинул Тексаркану, чтобы стать путешествующим музыкантом. Юные годы Скотта прошли в путешествиях: сначала он ездил с концертами в составе «Texas Medley Quartette» – группы, в которой также играли двое его братьев, позже он сам много ездил по стране, жил в Чикаго, Сент-Луисе, Седалии – и везде, где он появлялся, он старался познакомиться с новыми музыкантами, развивать свои музыкальные способности. Джоплин играл на «джиг-пианино» в различных районах красных фонарей по всему Среднему Югу, хотя некоторые биографы музыканта утверждают, что в это время он постоянно проживал в Седалии и Сент-Луисе, штат Миссури.

Scott Joplin – «The Cascades»

Именно Седалия, городок в двухстах милях от Сент-Луиса, стала для Скотта вторым домом – там он изучал музыку в местном колледже для темнокожих, туда он возвращался с концертов собранной им собственной группы. В 1898 году в городе появился клуб под названием «Maple Leaf Club». Джоплин часто бывал там. Шум и суета вокруг игорных и бильярдных столов мгновенно затихали, когда он садился за фортепиано. Часто после закрытия клуба он оставался вместе с другими музыкантами, и они долго практиковались, играя друг с другом. Одну из своих первых композиций, представленных широкой публике, Джоплин назвал в честь этого клуба – «Maple Leaf Rag».

\
Scott Joplin – «Maple Leaf Rag»

В 1893 году, находясь в Чикаго на Всемирной выставке, Джоплин собрал группу, в которой он играл на корнете, а также аранжировал музыку группы. Несмотря на то, что участие афроамериканцев на Всемирной выставке было сведено к минимуму, чернокожие артисты все равно играли в салунах, кафе и публичных домах, которые располагались вдоль ярмарки. Экспозицию посетили 27 миллионов человек, и она оказала глубокое влияние на многие сферы американской культурной жизни, в том числе и на регтайм. Хотя конкретная информация скудна, многочисленные источники приписывают именно Всемирной выставке в Чикаго распространение популярности регтайма. Джоплин обнаружил, что его музыка, как и музыка других чернокожих исполнителей, пользуется популярностью у посетителей. К 1897 году регтайм стал национальным помешательством в городах США и был описан газетой «St. Louis Dispatch» как «настоящий зов дикой природы, который сильно взбудоражил пульс людей, выросших в городах».

В 1895 году трое бизнесменов из Сиракуз (М.Л. Мантелл и братья Лейтер) опубликовали первые две работы Джоплина, песни «Please Say You Will» и «A Picture of Her Face». Визит Джоплина в Темпл, штат Техас, позволил ему опубликовать там три произведения в 1896 году, в том числе «Great Crush Collision March», посвященный запланированному крушению поезда на железной дороге Миссури-Канзас-Техас 15 сентября, свидетелем которого он, возможно, был.

В 1899 году музыкальный издатель Джон Старк услышал несколько его композиций и предложил ему контракт на достаточно выгодных условиях – Скотт получал по одному центу с каждой проданной копии. Несмотря на достаточно скромное начало продаж, по мере роста популярности Джоплина и его музыки они увеличивались, и за десять лет около полумиллиона копий «Maple Leaf Rag» нашли своего покупателя. К 1909 году объем продаж приносил композитору доход в размере 600 долларов в год (примерно 16 968 долларов в текущих ценах).

Спустя некоторое время Скотт перебрался в Сент-Луис и женился на вдове своего старшего брата, Белль. К 1903 году Джоплины переехали в 13-комнатный дом, сдав некоторые комнаты постояльцам, среди которых были пианисты и композиторы Артур Маршалл и Скотт Хейден. Джоплин больше не играл в салонах Сент-Луиса, так как он был, по словам одного из биографов, «посредственным пианистом» и «очевидно, уступал конкурентам». Биограф также предположил, что к 1903 году у Джоплина уже проявились ранние признаки сифилиса, что снизило его координацию и «способность играть на пианино». В 1903 году умерла дочь Джоплина — его единственный ребенок.

Однако композитор продолжал создавать новые произведения, которые находили признание у слушателей; большинство его коллег-музыкантов также признали его талант как мастера регтайма. В 1903 году публика услышала написанную им оперу «A Guest of Honor». С этим произведением Джоплин отправился в тур по нескольким штатам, но досадная неприятность (пропажа заработанных денег) заставила музыканта свернуть гастрольную деятельность. Издательство Старка приняло решение не публиковать новую работу Джоплина (расовые предрассудки в то время были весьма сильны, а сюжет оперы строился вокруг ужина в Белом доме президента страны с чернокожим). Считается, что партитура «A Guest of Honor» была утеряна.

Джоплин продолжал активную концертную деятельность, и в июне 1904 года женился вторично, на молоденькой Фредди Александер из Литл-Рока, штат Арканзас. К сожалению, этот брак был коротким – спустя всего несколько недель, 10 сентября 1904 года двадцатилетняя новобрачная скончалась от пневмонии. «Bethena», первая работа Джоплин, защищенная авторским правом и изданная вскоре после смерти Фредди, была описана одним биографом как «очаровательно красивое произведение, которое является одним из величайших вальсов регтайма».

Scott Joplin – «Bethena, a Concert Waltz» (1905)

К неудачам в личной жизни прибавились и денежные неурядицы – на протяжении некоторого времени музыканту пришлось жить достаточно скромно, но он не прекращал композиторской деятельности, и даже приступил к написанию оперы «Treemonisha», которая впоследствии «провалилась».

В 1907 году Джоплин переехал в Нью-Йорк, который, по его мнению, был лучшим местом для поиска продюсера для новой оперы. После переезда в Нью-Йорк Джоплин познакомился с Лотти Стоукс, на которой женился в 1909 году.

В 1911 году, не найдя издателя, Джоплин взял на себя финансовое бремя издания оперы «Treemonisha». Композитор открыл собственное музыкальное издательство и продолжал активно писать музыку, большая часть которой оказалась неопубликованной. В 1915 году в последней попытке увидеть свою  оперу в живом исполнении, Джоплин пригласил небольшую аудиторию послушать «Treemonisha» в репетиционном зале в Гарлеме. Плохо поставленный спектакль окончился «жалким провалом». Публика оказалась не готовой к «грубым» черным музыкальным формам, так отличавшимся от европейской гранд-оперы того времени. Аудитория, в том числе потенциальные спонсоры, осталась равнодушной к новой музыке и в унынии разошлась. Скотт пишет, что «после провального единственного выступления... у Джоплина случился нервный срыв. Он был банкротом, обескуражен и измучен». Немногие американские артисты его поколения сталкивались с такими препятствиями: его опера осталась незамеченной и неоцененной, в основном потому, что Джоплин отказался от коммерческой музыки в пользу художественной, области, закрытой для афроамериканцев». Только в 1970-х годах «Treemonisha»  получила полноценную театральную постановку.

Scott Joplin – «Original Rags» (1916)

Популярность Джоплина постепенно сошла «на нет», а в 1916 году у Джоплина развился третичный сифилис, но, скорее всего, это был нейросифилис. 2 февраля 1917 года композитор был госпитализирован в психиатрическую больницу Манхэттена. «Король регтайма» умер 1 апреля от сифилитической деменции в возрасте 48 лет и был похоронен в могиле для бедных, которая оставалась безымянной в течение 57 лет. Его могила, расположенная на кладбище Святого Михаила в Восточном Элмхерсте, была найдена в 1974 году, когда фильм «Афера», демонстрирующий его музыку, получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм».

Scott Joplin – «Solace» (Mexican Serenade)

Записи композиций Джоплина были выпущены Томми Дорси в 1936 году, Джелли Роллом Мортоном в 1939 году и Джей Расселом Робинсоном в 1947 году. «Maple Leaf Rag» — произведение Джоплина, которое чаще всего встречается на пластинках со скоростью 78 оборотов в минуту. В 1970 году Audiophile Records выпустил набор из двух пластинок, «The Complete Piano Works of Scott Joplin» и «The Greatest of Ragtime Composers» в исполнении Ноки Паркера. В том же году Джоплин был введен Национальной академией популярной музыки в Зал славы авторов песен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий