Американский композитор и пианист Скотт Джоплин (Scott Joplin) родился
предположительно 24 ноября 1868 года. Он считается первым и крупнейшим из
авторов этих самых рэгтаймов, однако признание он получил лишь после смерти. Одно из его первых и
самых популярных произведений, «Maple Leaf Rag», стало признанной
квинтэссенцией рэгтайма и самым влиятельным хитом жанра, Джоплин считал регтайм
формой классической музыки, предназначенной для исполнения в концертных залах,
и в значительной степени презирал исполнение рэгтайма, как музыки хонки-тонк,
наиболее распространенной в салунах.
Музыка Джоплина была заново открыта в начале 1970-х годов с выпуском альбома Джошуа Рифкина, разошедшимся тиражом в миллион копий. За этим последовал оскароносный фильм 1973 года «Афера», в котором прозвучало несколько композиций Джоплина. Его опера «Treemonisha» была поставлена в 1972 году, а в 1976 году Джоплин был удостоен Пулитцеровской премии.
Дата рождения Скотта Джоплина была принята ранними биографами Руди Блешем и Джеймсом Хаскинсом как 24 ноября 1868 года, хотя более поздний биограф Эдвард А. Берлин доказал, что это было неверно. Принято считать, что композитор родился между летом 1867 года и январем 1868 года. Существуют также разногласия по поводу точного места рождения Джоплина: Блеш называет Тексаркану, а Берлин показывает, что самая ранняя запись о Джоплине — это перепись населения июня 1870 года, которая указывает на то, что он был двухлетним ребенком в Линдене (примерно в 40 милях от Тексарканы).
Скотт Джоплин был вторым из шести детей в семье работника железной
дороги Джайлза Джоплина из Северной Каролины (родился около 1842 года) и Флоренс
Гивенс из Кентукки (родилась около 1841 года). Старшего брата Скотта звали
Монро, а двух младших — Роберт и Уилл, также в семье были две дочери.
Джоплины долгое время переезжали с места на место в поисках лучших
условий для жизни. Побывав в Линдене, а затем в Джефферсоне, семья в конечном
итоге обосновалась в Тексаркане, где отец трудился в железнодорожной компании,
а мать работала уборщицей. Как во многих негритянских семьях, в многодетной
семье Джоплинов любили музыку, и дети с ранних лет были знакомы с музыкальными
инструментами. Сам же Скотт впервые попробовал играть на фортепиано в доме, где
работала его мать, и был просто очарован инструментом. Несмотря на то что семья
жила небогато, Скотту купили собственное фортепиано.
В начале 1880-х годов Джайлс Джоплин ушел из семьи к другой женщине, и
Флоренс изо всех сил пыталась содержать своих детей, работая по дому. Биограф
Сьюзан Кертис предполагает, что поддержка Флоренс музыкального образования сына
была решающим фактором ее расставания с Джайлсом, который хотел, чтобы мальчик
получил практическую работу, которая дополнила бы семейный доход.
Вскоре у Скотта появились поразительные успехи в игре на инструменте –
так, один из соседей Джоплинов, Джулиус Вайс, услышав его игру, предложил
обучать мальчика музыке – именно он познакомил Скотта с классической
европейской музыкой, оказавшей большое влияние на его дальнейшее музыкальное
творчество. В последние годы, достигнув славы как композитор, Джоплин посылал
своему бывшему учителю «подарки в виде денег, когда тот был стар и болен», пока
Вайс не умер.
В конце 1880-х годов, Джоплин бросил работу железнодорожного рабочего и
покинул Тексаркану, чтобы стать путешествующим музыкантом. Юные годы Скотта
прошли в путешествиях: сначала он ездил с концертами в составе «Texas Medley
Quartette» – группы, в которой также играли двое его братьев, позже он сам
много ездил по стране, жил в Чикаго, Сент-Луисе, Седалии – и везде, где он
появлялся, он старался познакомиться с новыми музыкантами, развивать свои
музыкальные способности. Джоплин играл на «джиг-пианино» в различных районах красных фонарей по
всему Среднему Югу, хотя некоторые биографы музыканта утверждают, что в это
время он постоянно проживал в Седалии и Сент-Луисе, штат Миссури.
Именно Седалия, городок в двухстах милях от Сент-Луиса, стала для Скотта
вторым домом – там он изучал музыку в местном колледже для темнокожих, туда он
возвращался с концертов собранной им собственной группы. В 1898 году в городе
появился клуб под названием «Maple Leaf Club». Джоплин часто бывал там. Шум и
суета вокруг игорных и бильярдных столов мгновенно затихали, когда он садился
за фортепиано. Часто после закрытия клуба он оставался вместе с другими
музыкантами, и они долго практиковались, играя друг с другом. Одну из своих
первых композиций, представленных широкой публике, Джоплин назвал в честь этого
клуба – «Maple Leaf Rag».
В 1893 году, находясь в Чикаго на Всемирной выставке, Джоплин собрал
группу, в которой он играл на корнете, а также аранжировал музыку группы.
Несмотря на то, что участие афроамериканцев на Всемирной выставке было сведено
к минимуму, чернокожие артисты все равно играли в салунах, кафе и публичных
домах, которые располагались вдоль ярмарки. Экспозицию посетили 27 миллионов
человек, и она оказала глубокое влияние на многие сферы американской культурной
жизни, в том числе и на регтайм. Хотя конкретная информация скудна,
многочисленные источники приписывают именно Всемирной выставке в Чикаго
распространение популярности регтайма. Джоплин обнаружил, что его музыка, как и
музыка других чернокожих исполнителей, пользуется популярностью у посетителей. К
1897 году регтайм стал национальным помешательством в городах США и был описан
газетой «St. Louis Dispatch» как «настоящий зов дикой природы, который сильно
взбудоражил пульс людей, выросших в городах».
В 1895 году трое бизнесменов из Сиракуз (М.Л. Мантелл и братья Лейтер)
опубликовали первые две работы Джоплина, песни «Please Say You Will» и «A
Picture of Her Face». Визит Джоплина в Темпл, штат Техас, позволил ему
опубликовать там три произведения в 1896 году, в том числе «Great Crush
Collision March», посвященный запланированному крушению поезда на железной
дороге Миссури-Канзас-Техас 15 сентября, свидетелем которого он, возможно, был.
В 1899 году музыкальный издатель Джон Старк услышал несколько его композиций и предложил ему контракт на достаточно выгодных условиях – Скотт получал по одному центу с каждой проданной копии. Несмотря на достаточно скромное начало продаж, по мере роста популярности Джоплина и его музыки они увеличивались, и за десять лет около полумиллиона копий «Maple Leaf Rag» нашли своего покупателя. К 1909 году объем продаж приносил композитору доход в размере 600 долларов в год (примерно 16 968 долларов в текущих ценах).
Спустя некоторое время Скотт перебрался в Сент-Луис и женился на вдове
своего старшего брата, Белль. К 1903 году Джоплины переехали в 13-комнатный
дом, сдав некоторые комнаты постояльцам, среди которых были пианисты и
композиторы Артур Маршалл и Скотт Хейден. Джоплин больше не играл в салонах
Сент-Луиса, так как он был, по словам одного из биографов, «посредственным
пианистом» и «очевидно, уступал конкурентам». Биограф также предположил, что к
1903 году у Джоплина уже проявились ранние признаки сифилиса, что снизило его
координацию и «способность играть на пианино». В 1903 году умерла дочь Джоплина
— его единственный ребенок.
Однако композитор продолжал создавать новые произведения, которые
находили признание у слушателей; большинство его коллег-музыкантов также признали
его талант как мастера регтайма. В 1903 году публика услышала написанную им
оперу «A Guest of Honor». С этим произведением Джоплин отправился в тур по
нескольким штатам, но досадная неприятность (пропажа заработанных денег)
заставила музыканта свернуть гастрольную деятельность. Издательство Старка
приняло решение не публиковать новую работу Джоплина (расовые предрассудки в то
время были весьма сильны, а сюжет оперы строился вокруг ужина в Белом доме
президента страны с чернокожим). Считается, что партитура «A Guest of Honor»
была утеряна.
Джоплин продолжал активную концертную деятельность, и в июне 1904 года женился
вторично, на молоденькой Фредди Александер из Литл-Рока, штат Арканзас. К
сожалению, этот брак был коротким – спустя всего несколько недель, 10 сентября
1904 года двадцатилетняя новобрачная скончалась от пневмонии. «Bethena», первая
работа Джоплин, защищенная авторским правом и изданная вскоре после смерти
Фредди, была описана одним биографом как «очаровательно красивое произведение,
которое является одним из величайших вальсов регтайма».
К неудачам в личной жизни прибавились и денежные неурядицы – на
протяжении некоторого времени музыканту пришлось жить достаточно скромно, но он
не прекращал композиторской деятельности, и даже приступил к написанию оперы
«Treemonisha», которая впоследствии «провалилась».
В 1907 году Джоплин переехал в Нью-Йорк, который, по его мнению, был
лучшим местом для поиска продюсера для новой оперы. После переезда в Нью-Йорк Джоплин познакомился с Лотти Стоукс, на
которой женился в 1909 году.
В 1911 году, не найдя издателя, Джоплин взял на себя финансовое бремя
издания оперы «Treemonisha». Композитор открыл собственное музыкальное
издательство и продолжал активно писать музыку, большая часть которой оказалась
неопубликованной. В 1915 году в последней попытке увидеть свою оперу в живом исполнении, Джоплин пригласил
небольшую аудиторию послушать «Treemonisha» в репетиционном зале в Гарлеме.
Плохо поставленный спектакль окончился «жалким провалом». Публика оказалась не
готовой к «грубым» черным музыкальным формам, так отличавшимся от европейской
гранд-оперы того времени. Аудитория, в том числе потенциальные спонсоры, осталась
равнодушной к новой музыке и в унынии разошлась. Скотт пишет, что «после
провального единственного выступления... у Джоплина случился нервный срыв. Он
был банкротом, обескуражен и измучен». Немногие американские артисты его
поколения сталкивались с такими препятствиями: его опера осталась незамеченной
и неоцененной, в основном потому, что Джоплин отказался от коммерческой музыки
в пользу художественной, области, закрытой для афроамериканцев». Только в
1970-х годах «Treemonisha» получила
полноценную театральную постановку.
Популярность Джоплина постепенно сошла «на нет», а в 1916 году у
Джоплина развился третичный сифилис, но, скорее всего, это был нейросифилис. 2
февраля 1917 года композитор был госпитализирован в психиатрическую больницу
Манхэттена. «Король регтайма» умер 1 апреля от сифилитической деменции в
возрасте 48 лет и был похоронен в могиле для бедных, которая оставалась
безымянной в течение 57 лет. Его могила, расположенная на кладбище Святого
Михаила в Восточном Элмхерсте, была найдена в 1974 году, когда фильм «Афера»,
демонстрирующий его музыку, получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм».
Записи композиций Джоплина были выпущены Томми Дорси в 1936 году, Джелли
Роллом Мортоном в 1939 году и Джей Расселом Робинсоном в 1947 году. «Maple Leaf
Rag» — произведение Джоплина, которое чаще всего встречается на пластинках со
скоростью 78 оборотов в минуту. В 1970 году Audiophile Records выпустил набор из двух пластинок, «The Complete Piano Works of Scott Joplin» и «The Greatest of Ragtime Composers» в исполнении Ноки Паркера. В том же году Джоплин был введен Национальной
академией популярной музыки в Зал славы авторов песен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий