вторник, 2 января 2024 г.

Зал славы джаза. Натаниэль Эддерли (25 ноября 1931 — 2 января 2000).

Зал славы джаза

Соул-джаз

Хардбоп

Нэт Эддерли был новатором в популяризации соул-джаза и одним из самых плодовитых джазовых исполнителей своего времени, записав около 100 альбомов. Он доказал, что корнет может быть современным джазовым инструментом.

Эддерли приписывают развитие и становление стиля соул-джаза 1960-х годов вместе с остальными участниками «Cannonball Adderley Quintet». Этот стиль характеризуется простыми гармониями, тяжелым блюзовым ощущением, запоминающимися риффами и религиозными текстами. Смысл соул-джаза заключался в том, чтобы вернуть более простой тип джаза, на который оказывали прямое влияние блюз и церковная музыка.

Nat Adderley – «Work Song»

Однако это не единственный стиль, который писал и играл Эддерли. Квинтет также был широко известен своим хард-бопом, который составлял примерно половину их записанных работ. Это более грубый, резкий стиль, происходящий от бибопа, и для того, чтобы уметь играть на нем, требуются виртуозные способности, которыми Эддерли, как солист и композитор, обладал в полной мере. Он мог исполнять как более простые и душевные соло для соул-джазовых номеров, так и экспериментировать для хард-бопа, где не боялся использовать возможности инструмента, часто играя ниже типичного для корнета диапазона.

Американский джазовый трубач Натаниэль Карлайл Эддерли (Nathaniel Carlyle Adderley) был младшим братом саксофониста Джулиана «Пушечного ядра» Эддерли (Julian "Cannonball" Adderley), с которым он играл в течение многих лет. Он был автором композиции «Work Song» (1960), ставшей известным джазовым стандартом, и попавшей в поп-чарты после того, как певец Оскар Браун-младший (Oscar Brown Jr.) написал для нее текст.

Нэт Эддерли родился в Тампе, штат Флорида. Вскоре семья переехала в Талахасси, когда родители были приглашены преподавать во Флоридском университете. Отец семейства в молодые годы профессионально играл на трубе, и передал её своему старшему сыну Джулиану. Когда тот перешел на альт-саксофон в 1946 году, то передал отцовский инструмент своему брату Нэту.

В начале 1940-х годов Нэт и Джулиан играли с Рэем Чарльзом (Ray Charles) на любительских концертах в Таллахасси. Эддерли учился во Флоридском университете, специализируясь на социологии и музыке. В 1950 году он перешел на корнет, с 1951 по 1953 годслужил в армии и играл в армейском оркестре под руководством своего брата, совершив по крайней мере один тур по Корее. После возвращения домой он продолжил обучение во Флоридском университете, намереваясь стать учителем.

Незадолго до того, как стать преподавателем, Эддерли познакомился с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton) и присоединился к его группе, где играл с 1954 по 1955 год, посетив Европу.

Поворотный момент в карьере братьев Эддерли произошел во время поездки в Нью-Йорк в 1955 году. Братья остановились в кафе «Богемия» в Гринвич-Виллидж, где играл басист Оскар Петтифорд (Oscar Pettiford). Оба брата вышли на сцену   и   приняли участие   в выступлении, как саксофонист и трубач. Этого появления было достаточно, чтобы возобновить их музыкальную карьеру. Предложения о работе посыпались рекой, и в том же году Нэт впервые сделал запись.

The Cannonball Adderley Quintet In San Francisco (1959)

Братья переехали в Нью-Йорк, где в 1956 году основали боп-группу «Cannonball Adderley Quintet». Из-за отсутствия интереса публики группа была распущена в 1957 году. В течение нескольких лет Нэт играл у тромбониста Джей Джей Джонсона (J. J. Johnson), а затем попал в секстет Вуди Германа (Woody Herman). «Cannonball» получил более широкую известность и присоединился к секстету Майлза Дэвиса (Miles Davis) вместе с Джоном Колтрейном (sextet John Coltrane) как раз вовремя, чтобы записать альбом «Kind of Blue».

В 1959 году квинтет «Cannonball Adderley» воссоединился. На этот раз группа была более успешной и выпустила свой первый хит «This Here», написанный пианистом Бобби Тиммонсом (Bobby Timmons). Звучание группы стало известно, как соул-джаз, положив начало жанру. Квинтет также играл хард-боп, так как все в группе находились под влиянием бибопа и хотели продолжить виртуозную традицию. Соул-джаз поддерживал популярность группы, в то время как хард-боп давал музыкантам шанс бросить вызов самим себе и продемонстрировать свои способности.

Nat Adderley – «Work Song»

В течение 1960-х годов Эддерли выступал в качестве корнетиста, композитора и менеджера квинтета. Он также сочинил некоторые из самых успешных песен группы, среди которых была «Work Song» (январь 1960 года), мелодия в стиле хард-боп. Эддерли назвал ее своей «песней социального обеспечения» из-за постоянного потока доходов от роялти за песню. «Work Song» в настоящее время считается джазовым стандартом. Среди других его популярных песен — «Jive Samba», «Hummin'», «Sermonette» и «The Old Country».

Cannonball Adderley – «Jive Samba» (1963)

Несмотря на то, что Нэт был неотъемлемой частью квинтета «Cannonball Adderley», это был не единственный проект, занимавший место в его карьере в то время. После переезда в Нью-Йорк он записывался вне группы «Adderley», работал с Кенни Кларком (Kenny Clarke), Уэсом Монтгомери (Wes Montgomery) и Уолтером Букером (Walter Booker).

Среди других проектов Нэта Эддерли — фильм «Человек по имени Адам» (1966). В фильме персонаж Сэмми Дэвиса-младшего (Sammy Davis Jr.) играет на трубе. Поскольку Дэвис не мог сам играть на трубе, Эддерли был нанят для того, чтобы воспроизвести все, что якобы играл персонаж Дэвиса. Другим его значительным проектом в это время был мюзикл. Он и его брат написали пьесу «Shout Up a Morning», основанную на истории народного героя Джона Генри. Работа была прервана, когда «Cannonball» умер от инсульта. В 1986 году «Shout Up a Morning» был поставлен во многих местах по всей территории Соединенных Штатов.

Cannonball Adderley – «Hummin'» (1969)

После смерти Джулиана в 1975 году квинтет распался. Нэт Эддерли гастролировал по Европе в качестве хедлайнера. После возвращения в США он преподавал в Гарварде, выступая и записываясь со своим квинтетом, в который входили Уолтер Букер (Walter Booker), Джимми Кобб (Jimmy Cobb) и Винсент Херринг (Vincent Herring). Эддерли также работал с Роном Картером (Ron Carter), Сонни Форчуном (Sonny Fortune), Джонни Гриффином (Johnny Griffin) и Антонио Хартом (Antonio Hart).

Нэт Эддерли создал «Братство Эддерли», секстет, в который вошли несколько членов «Cannonball Adderley Quintet». В 1980 году эта группа гастролировала по Европе. В течение следующего десятилетия Эддерли играл в нескольких других ансамблях, включая «Paris Reunion Band» и «Riverside Reunion Band» (по имени лейбла «Riverside»), боп-группу, которая сформировалась на джазовом фестивале в Монтерее в 1993 году, а затем гастролировала по Европе.

Nat Adderley · Julian Adderley · Julian Adderley – «Sermonette»

В 1997 году музыкант присоединился к преподавательскому составу Южного колледжа Флориды в качестве артиста-резидента. Он также помог в создании и развитии ежегодного джазового фестиваля «Child of the Sun», проводимого ежегодно в университете. В том же году Нэт Эддерли был введен в Зал славы джаза в Канзас-Сити.

Nat Adderley Quintet – «The Old Country» (1990)

Эддерли умер в результате осложнений диабета в возрасте 68 лет в Лейкленде, штат Флорида. Он был похоронен рядом со своим братом на кладбище Саутсайд в Таллахасси, штат Флорида. У него осталась жена Энн; сын, Нат Эддерли-младший из Уэст-Оринджа, штат Нью-Джерси; дочь, Элисон Эддерли-Питтман из Палм-Бей, штат Флорида; и пятеро внуков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий