«On the Old Fall River Line» («На старой линии Фолл-Ривер») – комическая песня, написанная в 1913 году известным бродвейским
композитором, «королем сентиментальной баллады» Гарри фон Тилзером (Harry Von
Tilzer) на стихи Уильяма Джерома (William Jerome) и Эндрю Б. Стерлинга (Andrew
B. Sterling).
Песня была посвящена пароходная линия «Fall River Line» соединившей Нью-Йорк с Ньюпортом, штат Род-Айленд. Знаменитые ночные пароходы регулярно, с июня по сентябрь курсировали между Нью-Йорком и Новой Англией в течение почти столетия, с 1847 по 1937 год. Компания владела большими, богато отделанными и прекрасно оборудованными судами. Освещенные электричеством, управляемые паром, оживленные оркестровой музыкой, предлагавшие изысканные обеды с блюдами à la carte корабли «Fall River Line» представляли собой самый роскошный каботажный флот в мире. Один военно-морской атташе написал: «Пассажирские пароходы компании «Fall River Line» - лучшие в мире суда для обслуживания пассажиров во внутренних водах. Мы вполне можем гордиться судами «Fall River Line» как творениями, явно американскими, элегантностью и сервисом превосходящими лучшие европейские отели».
К услугам пассажиров были роскошные пароходы «Priscilla» и «Commonwealth». Утверждалось, что эти корабли могут перевозить столько же пассажиров и столько же груза, сколько флагманы «Кунард-лайн» «Lusitania» и «Mauretania» при водоизмещении, примерно, в шесть раз меньше, и что их жилые помещения в среднем превосходят таковые на всех атлантических лайнерах. На судах «Fall River Line» было более чем 300 первоклассных кают, а также 15 люксов со спальными комнатами в гостиной. Для обслуживания каждого из кораблей требовалось 250 человек экипажа.
Кладовые
на судах были вместительными, а четырехстраничное меню включало обширную карту
вин. Пассажир мог бы пожелать устриц «Кейп-Код», 35 ¢; инжир, 25 ¢; черепаший
суп, 25 ¢; жареного ягненка, 50 ¢; сладкий хлеб с беконом, 75 ¢; стейк
«Портерхаус» на двоих - 1,50 доллара; английский сливовый пудинг, 25 ¢… ну, в
общем, что угодно. В меню ужина à la carte было 237 наименований и выбор более
сотни вин.
Роскошные интерьеры кораблей находились под сильным влиянием различных стилей, французских и итальянских, от неовизантийского и неоготического до классицизма. Главный холл был выполнен в кремовых и золотых тонах в стиле эпохи Людовика XVI. Большой салон был венецианско-готическим, с декоративными панелями и люнетами. Салон «Империя» был отделан гондурасским красным деревом с золотым орнаментом. Кафе оформлено в стиле итальянского Возрождения. Из окон главного обеденного зала открывался захватывающий вид на море и берег, а сам зал освещался мягким светом, проникавшим через три больших плафона в потолке. Владельцы «Fall River Line» рекламировали свои пароходы, как «гигантские плавучие дворцы».
Одним из самых ярких периодов развития «Fall River Line» было время, когда финансист Джим Фиск (Jim Fiske), разбогатевший торговец из Вермонта, ставший владельцем железных дорог и кораблей, построил в 1869 году для компании ещё два больших плавучих дворца – «Bristol» и «Providence». Это были современные большие корабли, размерами не уступавшие знаменитому «Great Eastern» и способные перевозить более 800 пассажиров за рейс. Фиск наполнил их роскошью, не имеющей аналогов в то время. На каждом из кораблей находилось по 250 канареек в клетках, каждую из которых назвал лично Фиск, человек «с детским юмором». Его тщеславие было безмерно, но он умел убедительно лгать, дарить поездки первым попавшимся незнакомцам и назначать пенсии ветеранам в те дни, когда подобный патернализм был редкостью.
«Если
Вандербильт - коммодор, я буду адмиралом!» - воскликнул он однажды и купил себе
яркую адмиральскую форму. Оставив миссис Фиск жить в роскошном доме в Бостоне,
он открыто жил со своей любовницей Джози Мэнсфилд в Нью-Йорке, купив ей женскую
версию своего адмиральского костюма. Веселая пара прогуливалась рука об руку на
борту «Bristol» и «Providence», шокируя глазеющую на них толпу. Этот цирк
продолжался до самой гибели Фиска, которого в 1872 году застрелил из ревности один
из возлюбленных Джози.
Два года спустя компания «Fall River Line» представила свой новый «непотопляемый» корабль «Pilgrim», имеющий спальные места для 1200 человек и «оперенные» гребные колеса. Судно было освещено тысячей электрических лампами накаливания, что в сумме составляло 12 000 свечей, и «сам мистер Эдисон исчерпал свои изобретательские способности, собирая этот великолепный сосуд».
Ранними
сумерками, выйдя из Нью-Йорка, корабли «Fall River Line» плыли вверх по
Ист-Ривер; до Врат ада, затем вниз по проливу Лонг-Айленд; в полночь зайдя в
Ньюпорт, а утром суда швартовались у дока Фолл-Ривер. Всего в нескольких
минутах езды на пароме находился Бостон, откуда на север можно было добраться
до крупных городов и курортов штата Мэн.
Несмотря
на то, что однажды стоимость проезда от Нью-Йорка до Провиденса, включая двухразовое
питание на борту, упала до 50 центов компания платила хорошие дивиденды своим акционерам.
Пассажиры
предпочитали свежий воздух морского путешествия переполненным поездам, а также
избегали дополнительных затрат на лишнюю ночь в отеле. В глазах жителей
Нью-Йорка и Бостона пароходы «Fall River Line» прочно ассоциировались, как самый
безопасный и комфортный способ добраться до Новой Англии, поскольку они
избегали длинных и опасных маршрутов вокруг Кейп-Код. Офицеры компании, которые
часто служили её в нескольких поколениях, больше всего гордились показателями
безопасности. Конечно случались аварии и столкновения, были тревожные и героические
моменты: однажды «Priscilla» и «Commonwealth» спасли всех пассажиров новенького
«Boston», тонущего конкурента из «Eastern Steamship Lines». В 1912 году «Commonwealth»
в сильном тумане протаранил и, к удовольствию нации, сильно повредил новый дредноут
«New Hampshire» - но рекорд остался прежним: за девяносто лет погиб только один
пассажир «Fall River Line».
Многие пассажиры
пользовались возможностью отпраздновать на борту знаменательную дату или
семейное торжество. Отличные чаевые для судового персонала приносила возможность
получения соседней каюты для адюльтера, с соблюдением, как правило, строгой
конфиденциальности. После шикарного ужина пассажиры танцевали в бальном зале,
где популярные оркестры играли самые модные мелодии, или играли в бридж, или
просто отдыхали с новыми друзьями в холле или на веранде, где подавали поздний
кофе с коньяком.
Известный бродвейский композитор Гарри Фон
Тилзер часто пользовался этой линией и был вдохновлен молодоженами,
«взволнованными до романтических глубин союзом призрачной тьмы, мерцающих
звезд, мягко плещущихся волн и величественно плывущих кораблей».
На старой
линии Фолл-Ривер
На старой
линии Фолл-Ривер я попался на разговор Сьюзи
И Сьюзи
влюбилась в меня
Потом мы
встретились с пастором
И он
связал нас туго, как шпагат
В январе
1914 года песня дважды достигала верхних позиций в списке Billboard: в исполнении комического дуэта
Артура Коллинза и Байрона Дж. Харлана (Arthur Collins & Byron Harlan) и
знаменитого американского тенора Билли Мюррея (Billy Murray).
Эта
веселая и динамичная песенка приобрела большую популярность во время Первой
мировой войны, особенно среди Солдаты Новой Англии, которым она напоминала о
счастливом мирном времени в кругу семьи и друзей.
После
войны «Fall River Line» каждую ночь продолжала перевозить американцев из
Нью-Йорка в Ньюпорт и обратно, обеспечивая им традиционный уровень комфорта. Услугами
компании с охотой пользовались как президенты крупных корпораций, так и
бизнесмены средней руки. «Fall River Line» с одинаковым качеством обслуживала
как «старые деньги», так и нуворишей, сказочно разбогатевших на военных
заказах.
За
девяносто лет своей службы компания была крупным работодателем для большого
числа чернокожих работников сферы обслуживания, которые занимали должности
официантов, поваров, барменов и носильщиков.
Работа
вынуждала их долгое время находиться вдали от семьи, но оплата была для того
времени хорошей, особенно для лиц, занятых на руководящих должностях в департаменте
обслуживание, который курировал еду, напитки и хозяйственные потребности
пассажиров и экипажа.
В
историческом романе «Присцилла из Фолл-Ривер», описывающем жизнь на борту
парохода «Присцилла», спущенного на воду в 1894 году, автор описал сцену
посадки на борт: «Десятки черных носильщиков в синей форме и белых перчатках стояли
в строю, готовые помочь с багажом нескольким сотням путешественников».
На
страницах журнала «Fall River Line» регулярно появлялись фотографии чернокожих
членов экипажа. Эрик Тейлор, белый уроженец Ньюпорта, поделился своими
впечатлениями о пароходах с черным ходом: «Великолепная индустрия для
чернокожих… Они были рабочими, уборщиками, носильщиками и официантами, которым очень хорошо платили. Помимо того, что им платили зарплату, они
также получали хорошие чаевые от пассажиров. Кораблями управляли чернокожие.
Капитан и офицеры конечно были исключительно белыми, но кораблями фактически
управляли не они. На кораблях были сотни пассажиров, которых приходилось кормить
и мыть». Первоклассное обслуживание и кухня были заслугой афроамериканских
поваров и официантов. Во время депрессии на пароходах можно было найти хорошие
рабочие места, пока у компании не начались финансовые трудности, вынудившие, в
конечном итоге, закрыть «Fall River Line».
После
Великой войны в средствах массовой информации поднялась нескончаемая шумиха о т.н.
«старых добрых временах и традиционных ценностях», что позволяло руководству
компании не обращать должного внимания на нежелательные факты о том, что стареющий
флот «Fall River Line» состоял из величественных динозавров, чрезвычайно уязвимых
со стороны конкурентов. Гребные колеса компании казались такими же величественными,
как элегантные особняки «La Belle Époque», но это величие умирало, и некролог «Fall
River Line» уже лежал на чьем-то редакционном столе.
В конце
1920-х годов многократно выросло число железнодорожных перевозок по низким
ценам. Частный автомобиль изменил привычки путешествовать, а грузовики,
конкурирующие за фрахт, глубоко проникли во все сферы хозяйственной жизни. По
мере того как депрессия 1929 года продолжалась, корабли «Fall River Line» часто
ходили полупустыми. Компания сократила объем услуг, но все еще совершала свои
ночные рейсы из Нью-Йорка в Бостон.
Открытие
канала Кейп-Код ужесточило конкуренцию со стороны компании «Eastern Steamship».
Её корабли были более современными, и могли комфортно выходить в открытое море.
У «Eastern»
были преимущественно океанские суда, поэтому она, наряду с традиционными ночными
рейсами, предложила услуги круизного бизнеса на Бермудские и Карибские острова,
а также в Канаду.
В начале
1937 года компанию потрясли протесты персонала. В один прекрасный день «Commonwealth»
и «Pricilla», которые на противоположных концах маршрута готовилось тронуться в
путь, внезапно были поражены сидячими забастовками команд. Никакие уговоры и угрозы
не помогли. Для перевозки недовольных пассажиров спешно были наняты спецпоезда.
Несколько дней экипажи оставались на борту, поедая припасы, пока не кончились
даже кукурузные хлопья. Тогда руководство компании с драматической внезапностью
объявило о закрытии «Fall River Line». Представители компании подошли к
кораблям и зачитали объявление: «Линия Фолл-Ривер закрыта, навсегда». Знаменитые
старые плавучие дворцы с позором были отбуксированы в Провиденс, где их разрезали
на металл. Четыре корабля были проданы за 88 000 долларов - мизерная сумма по
сравнению с вложениями в размере около 6 000 000 долларов и традицией, которую
трудно переоценить.
Но на
самом деле виноваты не бастующие, как бы несвоевременно они ни действовали. И виновата
была не депрессия. Всему виной был экономический закон Томаса Грешема, согласно
которому «плохие деньги вытесняют хорошие». Но у современных авторов, что
довольно любопытно, есть другое название для этого явления - Прогресс.
Рассказов и воспоминаний о линии осталось много. От незабываемых гонок между кораблями до рассказов о главных звездах Бродвея, которые танцевали на борту с президентом Гровером Кливлендом. Заядлый рыбак, он был постоянным пассажиром «Commonwealth». Всякий раз, когда у Кливленда было несколько дней, свободных от обязанностей в Белом доме, он направлялся в свой летний дом в Марион, где рыбалка была отличной. Линии Фолл-Ривер так сильно не хватало, что в 1950-х годах более тысячи бывших пассажиров зафрахтовали пароход, чтобы проделать путь от Нью-Йорка до Фолл-Ривер, возрождая теплые воспоминания о заветных морских путешествиях на ночных кораблях. Тогда же вспомнили и старую песенку «On the Old Fall River Line», которая все еще занимала место в списке «Лучшие песни Гарри фон Тилзера» (Billboard за 1949 год) и именовалась там, как «популярная четверть века назад знаменитая песенка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий