понедельник, 19 июня 2023 г.

В день памяти Майи Кристалинской...

Воспоминания Тамары Дворянской, которая с юности была знакома с Майей Кристалинской.

Мои встречи с Майей Кристалинской!

Концерты были очень просты, не шумные, но тёплые и восторженные. Зрительный зал всегда был полон и очень доверчив. Майя была очень добра к своему зрителю. Однажды в зале сидела женщина и громко кричала что-то вроде: "Лучшей певице Советского Союза браво! Ура!" - и ещё какие-то выкрики.... Хотели вывести её из зала, но Майя Владимировна остановила. И женщина успокоилась. И концерт был, как всегда, душевный, лирический и очень тёплый.

Прекрасные концерты! Второй был просто чудесный! Хочу сказать, что на концертах исполнялось много песен, которые никогда не исполнялись в эфире, на широкую публику. А жаль!

Майя Владимировна приехала (она никогда не летала самолётами, закончив МАИ-авиационный) в Ленинград по приглашению Ленинградского телевидения. Майя держалась просто, легко, очень органично... непринуждённо, как всегда на своих концертах. Чувствовалась добрая любовь к нашему городу. Искренние, добрые слова в адрес нашего города. Чарующая улыбка! Концерт прошёл под бурные аплодисменты... были новые песни.

Майя Кристалинская – «А за окном то дождь».

Встреча после концерта, он проходил днём. Весна! Май! Хорошая солнечная погода! Поклонники и просто зрители ожидают появления Майи Кристалинской.... Вот, наконец, она выходит, все ринулись к ней. Она даёт автографы, благодарит их. И нет никаких охранников, нет рэкета - были просто добрые времена. Я стояла в стороне. Майя подняла глаза, увидела меня и подошла. Немного пообщались... улыбки, глаза... прощание...

Еще один концерт... Зрителей меньше, чем обычно. Но приём тёплый, очень тёплый! Как всегда. Программа составлена по-новому. Песни, мелодекламация, романсы и опять лирические песни. После концерта... добрые, сияющие глаза тут же погасли, поникли, когда я сказала, что мне концерт не понравился. Я нетактично сказала, но я так чувствовала, мне не понравился выбор репертуара. Но я взяла телефон гостиницы и, сразу же приехав домой, позвонила, чтобы извиниться. Майе было интересно слышать мои замечания. Она попросила меня прийти на следующий день за час до концерта. (я никогда не пользовалась знакомством с М.К., и всегда покупала билеты). Я пришла. Майя меня встретила. Мы поговорили о жизни, о судьбе, о песнях.... И в конце я отдала Майе Владимировне письмо, письмо-откровение... но попросила прочесть его позже, уже в гостинице. После концерта мы опять встретились. Разговаривать было некогда. М.В. попросила позвонить ей в гостиницу. Я позвонила и заметила, что этот концерт был много интереснее и лучше. Майя Вл. была как-то заметно благосклонна ко мне и удивительно добродушна. Договорились, что я позвоню утром... Позвонила около 11-ти утра. Сонный голос М.В. ... Я извинилась, что разбудила... но в ответ услышала такую сердечную благодарность (за письмо-исповедь). Она сказала, что после него не могла долго уснуть. Майя была очень чутким человеком. Она была необыкновенной, от неё шла добрая, нежная Аура Великой Матери. Ей не пришлось стать матерью физически, но она - Великая Мать - так отметила Людмила Гурченко на своём выступлении в МАИ о Майе Кристалинской. И это ПРАВДА! К Майе тянулись люди, которым не хватало тепла, ласки, любви. Они, как бы грелись в лучах её глаз, в теплоте её голоса. И здесь не может быть фальши. Этот уникальный голос - такой тёплый и мягкий, чистый и нежный, бархатный и очень искренний!!! Он многих купил, нет, не купил, а заманил...

Майя Кристалинская – «Нежность».

Майя - это след прошлого доброго времени. Тогда не было такого обилия товара в магазинах, но была высокая духовность! Слушаешь песни Кристалинской, смотришь видеофильм о ней, и чувствуешь, что потеря - огромна! А какая высокая скромность! Нет, сейчас нет таких даже приближенных к образу и подобию Майи, Майи Кристалинской. Это был живой кристальный родник доброты и искренности!!!

Ещё один концерт был в киноконцертном зале "Октябрь". Рядом с нами сидел Михаил Глузский и Римма Маркова. Были такие непридуманные сценки, душевные, юморные и очень добрые. Борис Брунов после антракта несёт Майе бутылку шампанского с повязанным цветком... что-то сказал... Майя улыбнулась, что-то ответила... а потом сказала с улыбкой: "Это на рояль или под рояль?" Майя исполнила песню "Не дразните собак"... На бис вышел автор Евгений Птичкин, и они вместе спели ещё раз. Сколько обаяния! У меня есть эта фотография. Очень тёплый концерт, и зрители - участники. Конечно же были цветы, цветы-души, а не такие огромные корзины и букетищи, как выносят сейчас артистам. Мне кажется, это даже неприлично.

У меня были записи этих концертов на аудиокассеты. Но в 1987году нас обворовали. И это была самая большая пропажа, потеря. Это были записи с концертов и её, голос Майи Кристалинской, записанный мной в моменты общения. Да, эта потеря невосполнима, не говоря о главной потери - Майи Кристалинской!

Майя Кристалинская – «Таежный вальс»

В последний раз я встречалась с Майей Владимировной осенью 1984 года. Она была ещё деятельна. Она только что записала новую (последнюю) пластинку "Мы с тобой случайно в жизни встретились". Майя напела мне несколько песен из этой пластинки. И почему-то сильно запечатлелась во мне песня "Дождь стучит по крыше... я его не слышу, я всё жду тебя..." Может быть, осенняя погода была сильной декорацией для этой песни, а может быть, недавняя смерть мужа, Эдуарда Максимовича, или её болезнь, вновь схватившая её за горло - Майя уже выглядела неважно, больной, грустной и очень усталой, но очень сердечной. Я поделилась с ней, что жду ребёнка. Майя вся засветилась! Она была счастлива в этот момент больше, чем я. Она расспросила меня обо всём!

На вокзале, уже перед отъездом, я позвонила Майе ещё раз, чтобы услышать ещё раз её голос. Майя Владимировна сказала, что я очень порадовала её! Такой хорошей новостью! Как будто я исполняю её несбыточную мечту. Майя была счастлива! Я это слышала в её голосе...

Майя Кристалинская – «Ненаглядный мой»

Майя спешила жить... В последние годы Майя Кристалинская решила перевести книгу с немецкого языка о своей любимой актрисе - Марлен Дитрих. Она знала несколько языков, интересовалась искусством, много работала в библиотеках, в кинематографе. Майя Владимировна успела сдать книгу в издательство. Но сама книга под названием "Размышления" вышла уже после смерти Майи, и благодарственная телеграмма от Дитрих пришла слишком поздно...

Майю лечили лучшие врачи, но болезнь брала своё.... Ей было 28 лет, когда ей поставили страшный диагноз (по-простому - рак крови). Говорят, сцена лечит. Возможно поэтому Майя протянула ещё около 25лет...

Когда было прощание в ЦДРИ (дом работников искусств), было столько народа... столько народа... улица была перекрыта. Так её любили!!! Пахмутова сказала: "В её даровании, помимо музыкальности, глубины, была какая-то очень искренняя и очень глубокая трагедийность, дарование настоящее и неприкрашенное. Эта черта крайне редкая... и ни у одной из наших певиц я не знаю это в такой степени. Именно трагедийность, трагедийная героиня. Очень хотелось бы, чтобы голос Майи Кристалинской не был забыт, потому что она сделала для советской песни, для эстрады очень много. Я думаю, что сотни тысяч, миллионы людей ощущали голос Майи Кристалинской, как тёплый, душевный подарок для себя через радио, телевидение, пластинки. И через столько лет Майю помнят, вспоминают. И это радует!"

Майя Кристалинская – «И всё сбылось, и не сбылось»

Хочу вспомнить ещё один эпизод нашей встречи. На одном из концертов у нас в Ленинграде Майя пела песню "Эхо любви". Это было в красивом камерном зале Юсуповского дворца. Она первая спела эту песню (Евгений Птичкин и Роберт Рождественский были её друзьями). Майя пела её с листа. У меня есть эта фотография. Но Майя не успела её записать. Да, это была бы ещё одна великая песня Кристалинской, потому что такой тёплый и душевный голос, с необыкновенно красивым тембром и неподдельной трагедийностью мог передать всю глубину чувств! Эта песня, как и "Нежность",- такого же ранга. И тема её - Майина! Кажется, у Пахмутовой есть "Эхо Любви" в Майином исполнении - в личной коллекции. Мне так хочется услышать ещё раз эту песню в исполнении Майи Кристалинской. Ведь тогда в Юсуповском дворце Майя пела эту песню ... она посвятила мне. Когда Майя сказала мне об этом после концерта, я долго молчала. Нет слов.... Такая песня!!! Её записала Анна Герман - хорошо...Но...

Майя Кристалинская ушла из жизни на Земле 19 июня, в самое светлое, тёплое, красивое время года. Прощание проходило в ЦДРИ... звучали её песни, её голос. Народа было очень много… люди всё шли и шли.........многие плакали... Майе было 53года. На Донском кладбище, в центре Москвы, стоит памятник из розового камня... на нём высечен музыкальный ключ и слова "Ты не ушла, ты просто вышла. Вернёшься и опять споёшь". Хотели написать "Опустела без тебя Земля"... но оставили слова её матери.

Я стараюсь приезжать каждый год на день памяти, встречаюсь с москвичами, с которыми я познакомилась уже после...........

Хотела ещё кое-что написать, своё... но... спасибо всем, кто читал.

Напишу только последний куплет стихотворения, написанное в день похорон МАЙИ КРИСТАЛИНСКОЙ.............

Нет, Майя, ты останешься с нами.

Пока мы живём, мы тебе подпоём.

И "Нежность" твою пронесём, словно знамя.

Нет, мы не случайно встретились с тобой....

(последняя пластинка певицы называлась "Мы с тобой случайно встретились")

Комментариев нет:

Отправить комментарий