Hugues Panassié «Histoire du vrai Jazz» (1959)
Почему
Франция дала так много джазовых музыкантов? — До войны: Аликс Комбель, Джанго
Рейнхардт, Стефан Граппелли. — Гарлем на Монмартре. — После войны: Нью-Орлеан в
Сен-Жермен-де-Пре. — Ги Лоньон, Ги Лафитт
Джаз является музыкальным языком негров США, но, как мы видели, и некоторым белым удалось освоить его в совершенстве и говорить на нем не хуже негров. Из европейцев следует назвать английского трубача и руководителя оркестра Хемфри Литтлтона, одного из главных зачинщиков возрождения нью-орлеанского стиля по эту сторону Атлантики, и великолепного швейцарского тенор-саксофониста Эдди Брюннера.
Однако, помимо США, именно Франция дала
наибольшее количество замечательных белых джазменов. Объяснить это явление,
которое признают, прежде всего, сами негры, можно двумя причинами. Первая —
частое посещение Франции негритянскими музыкантами. На следующий же день после
окончания первой мировой войны в Париже можно было услышать первоклассных
солистов — Томми Ледниера и Сиднея Беше; позднее Мильтона Меззрова, Фэтса
Уоллера, Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, Коулмена Хокинса, Бенни Картера.
Тенор-саксофонист Биг Бой Гуди, трубач Билл Коулмен в период между первой и
второй мировой войной даже обосновались в Париже. Они нашли во Франции, прежде
всего, почти полное отсутствие расовых предрассудков. У французских музыкантов
была возможность не только слышать негров, но и жить в контакте с ними.
Второй причиной превосходства французов над
остальными европейцами в области джаза является их способность быстро
схватывать. Сознательно или нет, они, поступив «в школу негров», старались
выражаться на их музыкальном языке, а не приспосабливать этот язык к
европейским нормам.
Скрипач Стефан Граппелли, перейдя в 1927
году от классики к джазу, применил к своему инструменту стиль Армстронга и стал
одним из лучших джазовых скрипачей. Выдающийся тенор-саксофонист и руководитель
оркестра Аликс Комбель тоже имел классическое образование (его отец был
блестящим солистом оркестра Республиканской Гвардии). Однако Комбель сумел так
хорошо обучиться в «школе негров», что его игру не отличить от игры цветного
музыканта. Разумеется, дело тут не в рабском подражании. Просто для Комбеля
джаз оказался лучшим средством выражения его щедрого темперамента, внутреннего
накала, проявляющегося в первом же звуке его соло. Когда Комбель берется за
корус, он не ищет, не топчется, как некоторые, — он в любую минуту готов
сыграть фразу, полную смысла, свинга и силы. У него прекрасный объемный звук,
богатая фантазия, много неожиданных оборотов. Его стиль, на который сначала
сказали влияние Коулмен Хокинс и Чу Берри, очень скоро стал настолько индивидуальным,
что его нельзя спутать ни с кем другим.
Случай Джанго Рейнхардта совсем иного рода,
и притом совершенно исключителен. Мы причисляем Джанго к французским музыкантам
лишь потому, что его карьера почти целиком проходила в нашей стране (в США он
выезжал только однажды). Цыган Джанго Рейнхардт родился в кибитке 23 января
1910 года в Бельгии. Этот загадочный народ чем-то похож на негритянскую расу —
музыкальной одаренностью, беззаботным отношением к завтрашнему дню и
склонностью к жизни, свободной от условностей и наших предрассудков.
В раннем детстве Джанго играл на скрипке,
но вскоре предпочел гитару и стал таким виртуозом, что местные цыгане приходили
слушать его к кибитке, стоявшей на окраине Парижа. Музыкальную карьеру Джанго
чуть не оборвал несчастный случай: однажды кибитка загорелась, и спавший Джанго
получил сильные ожоги левой половины тела. Он поправился, но не мог владеть
безымянным пальцем и мизинцем левой руки, которой гитаристы прижимают струны
для изменения высоты звука. Джанго около шести месяцев был не в состоянии
играть. Потом снова взял гитару, придумал новую, удобную для его изувеченной
руки аппликатуру и стал играть не хуже прежнего, виртуознее любого другого
гитариста!
В это время он открыл для себя
существование джаза. Растущая популярность Джанго привлекла внимание
профессиональных музыкантов. Саксофонист-кларнетист Анре Экиан пригласил его в
свой оркестр. Чтобы Джанго не вздумалось нарушить контракт, Экиан каждое утро
приезжал за ним к кибитке.
В 1934 году Джанго Рейнхардт и Стефан
Граппелли создали Квинтет Французского Хот-клуба — первый значительный
европейский ансамбль, который впервые в истории джаза состоял исключительно из
струнных: гитарист Джанго, скрипач Граппелли, контрабасист и два
аккомпанирующих гитариста. Квинтет имел большой успех у широкой публики и у
любителей джаза. Публике нравилось, что ансамбль играет не шумно и, в отличие
от больших оркестров, где преобладают медные инструменты, не раздражает слух.
Джанго был и непревзойденным виртуозом, и
бесподобным аккомпаниатором, и изумительным импровизатором. Полнокровность
игры, свинг и ровность темпа позволяли ему заменить своей гитарой всю
ритмическую группу, включая ударные. В этом нетрудно убедиться, послушав
пластинки, записанные им в 1939 году с Рексом Стюартом и двумя другими музыкантами
оркестра Эллингтона.
Богатство идей Рейнхардта-импровизатора
казалось неисчерпаемым. Сначала в его стиле было что-то цыганское, но очень
скоро Джанго заговорил на чистом языке джаза и в чрезвычайно самобытной манере.
И, наконец, Ренар являлся замечательным композитором, но не в классическом
смысле слова (он не знал нотной грамоты), а как творец очаровательных мелодий
(и даже аранжировок), которые диктовал, играя их на гитаре.
Жизнелюбие Джанго находило отражение не
только в его музыке. Бескорыстный, не заботящийся о карьере, он мог нарушить
самый выгодный контракт единственно потому, что на улице, например, стоит
прекрасная погода и ему больше хочется дышать свежим воздухом, смотреть на
деревья и реки, чем играть в тесном кабачке. Джанго Рейнхардт скончался в
деревне 16 мая 1953 года от сердечного приступа.
Итак, еще накануне войны 1939 года в лице Джанго
Рейнхардта и Аликса Комбеля Франция имела двух музыкантов международного
класса, а также ряд талантливых инструменталистов, например, Филиппа Брена и
Алекса Ренара. Их часто можно было видеть в ресторанчиках Монмартра в обществе
приезжих негритянских музыкантов — скрипача Эдди Сауса, приехавшего на Выставку
1937 года, выдающегося пианиста Тедди Уэдерфорда, членов оркестра Тедди Хилла,
игравшего в ревю Коттн-Клуба в Мулен-Руж. У Хилла играли замечательные
музыканты — тромбонист Дики Уэллс, контрабасист Ричард Фуллбрайт,
альт-саксофонист Хауерд Джонсон. В 1937 году они записали в Париже (под
руководством Дики Уэллса и при участии Джанго) одну из первых и лучших французских
серий джазовых пластинок.
По вечерам Монмартр иногда становился
похожим на маленький Гарлем. Негры и белые весело беседовали за столиками кафе
и на террасах, у подножья Холма царила непринужденная и добродушная атмосфера,
обычно свойственная южным городам. И днем и ночью здесь обменивались
рукопожатиями; музыка и танцы выходили из кабачков и продолжались на улице.
После войны центр джаза в Париже
переместился с Монмартра в квартал Сен-Жермен-де-Пре. Лишенная джаза на
протяжении четырех лет оккупации, молодежь набросилась на новые для нее
пластинки, поступившие из США, и штурмовала переделанные в кабачки
сен-жерменские погребки, чтобы послушать оркестры, которые, по примеру ансамбля
Клода Лютера, исполняли на берегах Сены музыку Кинга Оливера и Кида Ори.
В этот период негритянские музыканты стали
чаще и дольше гостить во Франции. В 1947 году одним из первых приехал Рекс
Стюарт. В 1948 году в Ницце состоялся Первый фестиваль джаза, собравший вокруг
Луи Армстронга целую плеяду «звезд». То было великое время возрождения
нью-орлеанского стиля во Франции.
Однако джаз был почти неизвестен за
пределами Парижа. Французский Хот-клуб организовал ряд турне по стране для
оркестров Бака Клейтона и Луи Армстронга (1949), для пианиста Вилли Смита
«Льва» (1949–1950), для певца блюзов Бига Билла Брунзи и несколько турне для
Мильтона Меззрова с разными составами его оркестра (1951-1953-1955). Кроме
того, в Париже были выпущены лучшие послевоенные джазовые пластинки. Это записи
Меззрова, сделанные после 1951 года (в частности, один из его шедевров «Mezz a
la Schola Cantorum»), a также сенсационные пластинки 1953 года Лионеля Хемптона
с участием Меззрова.
Сидней Беше, Мильтон Меззров,
нью-орлеанский кларнетист Элберт Николас, замечательный ударник Канзас Филдс
(приехавший во Францию в 1953 году для турне с Меззровым) поселились в Париже.
Сюда же навсегда вернулся уезжавший на период войны Билл Коулмен.
В общении с этими усыновленными детьми
Парижа формировалось молодое поколение французских музыкантов, более
многочисленное и не менее одаренное, чем прежнее. Появился первоклассный трубач
Ги Лоньон, последователь Луи Армстронга и Гарри Эдисона, волнующий музыкант с
богатой фантазией, обладающий полнокровным, теплым, певучим звуком и
непосредственностью выражения. Появились два талантливых пианиста очень разных
темпераментов — Клод Боллинг и Андре Персиани.
В лице Ги Лафитта Франция имеет второго
после Аликса Комбеля тенор-саксофониста Европы. Лафитт дебютировал на Юге в
трио с Джимми Рена и ударником Мак-Каком, ездил в турне с Бигом Биллом Брунзи,
Мильтоном Меззровым и Биллом Коулменом, затем выступал самостоятельно. У Ги
Лафитта бархатистый звук и большая мелодическая изобретательность. Он так
хорошо усвоил музыкальный дух джаза, что его исполнение невозможно отличить от
негритянского.
В числе талантливых французских джазменов
назовем пианиста Жоржа Арванитаса, ударника Кристиана Гарроса,
тенор-саксофониста Доминика Шансона, а также молодого многообещающего
последователя Армстронга трубача Жан-Клода Нода.
Несмотря на прекрасную плеяду музыкантов,
подлинный джаз пока еще мало известен большинству французской публики. В нашей
стране, как и в США, критики, disc-jockeys пытались выдавать за джаз «боп»,
«кул» и другую «прогрессистскую» музыку, что, разумеется, вводило в заблуждение
непосвященных слушателей. Необходимо подчеркнуть, что и сегодня, в 1959 году,
девять десятых музыки, передаваемой по радио под видом джаза, не является
джазом, это либо «боп», либо «коммерческий» джаз — и то и другое не имеет
ничего общего с подлинной музыкой негров США.
Глава XIII. Возрождение нью-орлеанскогостиля Глава XV. Джаз в 50-х
годах
Комментариев нет:
Отправить комментарий