Одна из самых ярких звёзд эпохи «ревущих двадцатых» – актриса, танцовщица и певица Жозефина Бейкер (урождённая Фрида Джозефина МакДональд), которую современники называли не иначе, как "Чёрная жемчужина", "Бронзовая Венера" и "Креольская богиня" появилась на свет 3 июня 1906 года.
Будущая звезда парижской сцены родилась в трущобах Сент-Луиса – города с богатой многонациональной музыкальной культурой. Её родителями были музыкант-ударник еврейского происхождения Эдди Карсон и прачка-негритянка Кэрри Макдональд. В 1907 году родился брат Жозефины, Ричард, после чего их отец покинул семью. В 1911 году мать вышла замуж второй раз, в этом браке родились ещё две сестры Жозефины. Уже в возрасте 13 лет по настоянию матери Жозефина впервые вышла замуж, но брак продлился всего несколько месяцев. В 16 лет она уже стала женой железнодорожного проводника Вилли Бейкера и оставалась ею, когда уехала в Париж: муж тогда не догадывался, насколько она прославит его фамилию.
Петь,
танцевать и смешить публику Жозефина начала ещё в школе, куда ходила в одном и
том же платье, и чужих туфлях со срезанными каблуками: от них у неё
выработалась неровная походка – одноклассники смеялись, а она кривлялась ещё
больше, не желая признавать свою нищету и беспомощность. Позже её детская
вертлявость и неуклюжесть превратились в феноменальную и хорошо контролируемую
гибкость, а вычурность и "дикость" в движениях стали
"изюминкой" в танцевальном стиле будущей звезды.
Официальная
творческая карьера Жозефины началась в 16 лет в филадельфийском "Стандарт
Театре", куда она упорно приходила на прослушивания. Позже она участвовала
в музыкальном шоу, с которым выступала в Нью-Йорке и гастролировала по всей
стране. Именно в Нью-Йорке её заметила агент из Парижа, искавшая чернокожих
танцовщиков для шоу "La Revue Nègre", с которого вскоре и начался
мировой триумф Жозефины Бейкер.
Шоу
"La Revue Nègre", премьера которого состоялась в Париже 2 октября
1925 года в «Театре на Елисейских полях», имело оглушительный успех у парижан,
во многом благодаря артистизму Жозефины. Год спустя молодая танцовщица,
сопровождавшая свои лихие па комическими импровизациями и экстравагантной
мимикой, уже солировала на сцене "Folies Вergere". Именно она ввела в
моду новый для европейцев чарльстон. А в 1926 году, впервые исполнив свой
знаменитый "Banana Dance", полуобнажённая мулатка, украшенная поясом
из бутафорских бананов, стала главной сенсацией Парижа.
Тогда она
ещё не знала ни слова по-французски и могла только узнавать своё имя на
страницах газет. Но всё равно уловила дух происходящего, заявив: «Париж – это
танец. А танец – это я».
Всего за
год из бедной статистки варьете Бейкер превратилась в шикарную парижанку с
экстравагантными привычками вроде прогулок с ручным леопардом по Елисейским
Полям. И хотя в действительности Жозефина Бейкер имела небогатый танцевальный
репертуар (гвоздем её программы долгие годы оставались "Banana Dance"
и танец с перьями страуса), никогда не бывала в Африке, ничего не знала о её
культуре и вообще с трудом разбиралась в художественных направлениях, которые
захлестнули Париж той эпохи, её сценический образ, экзотическая внешность и
кубистская геометрия танца абсолютно совпали с настроениями и вкусами времени.
Конечно,
неимоверная популярность Бейкер в Париже имела свои предпосылки. Первые
афроамериканские исполнители появились в Париже ещё в конце 1910-х годов. В
1917-м на гастроли впервые приехал американский джазовый оркестр. В начале
1920-х в ночном клубе на Монмартре начала выступать Bricktop, знаменитая Ада
Смит. Так что Жозефине Бейкер оставалось лишь вместе с другими чёрными
артистами подниматься всё выше к вершинам успеха – на волне опьянения Парижа
американским джазом, увлечения африканской экзотикой и наготой чёрных
танцовщиц.
Экзотичность
чёрной женщины на сцене подчёркивалась и её гротескной "дикостью" в
повседневной жизни. Жозефина, и правда, была дикаркой: она не знала ни как себя
вести, ни что носить. Слишком громко разговаривая и смеясь, поначалу она даже
спагетти ела руками, а лобстера жевала вместе с панцирем. Ей указывали на
ошибки, но она упрямо продолжала делать по-своему.
Волею
случая малообразованная афроамериканка оказалась в эпицентре культурной жизни
Парижа.
Интеллектуалы,
писатели и художники-авангардисты считали её символом времени. Жозефина не
понимала в их разговорах ровным счетом ничего. За всю жизнь её никогда не
видели с книгой: все тексты она учила на слух, а для ведения дел нанимала
секретарей.
Пикассо,
заворожённый необычной внешностью танцовщицы, в которой соединились этнические
черты индейцев и черных рабов Южной Каролины, волочился за Бейкер, чтобы
заполучить её в качестве модели. Хемингуэй пел ей дифирамбы. В ряды поклонников
Бейкер записались Пиранделло, Корбюзье и Жан Кокто. А Жорж Сименон, оказавшись
счастливее многих, на время стал тем, кого называли "месье Жозефин".
В немалой
степени тому, чтобы из чёрной танцовщицы "Folies Вergere" парижане
сделали фетиш, способствовала и пресса. Благодаря критикам, помешавшимся на
ней, Бейкер фактически стала первой поп-звездой, привлёкшей к себе внимание
всех фотографов и гламурных журналов. Ни до неё, ни ещё долго после неё звезды
шансона не удостаивались такого количества фотосессий для журнальных обложек.
Даже великая Пиаф не была ей в этом соперницей.
Проехав с
туром по Европе, Жозефин Бейкер покорила одни страны и поставила на грань
социальной революции другие: её нагота, цвет кожи и дикарские костюмы вызывали
целые демонстрации как против, так и в поддержку её выступлений в Вене, Праге,
Будапеште и Мюнхене.
После
турне по Восточной Европе и Южной Америке Жозефина всё больше выступала в
качестве певицы. Её самыми успешными песнями стали «J’ai deux amours», «Aux
Îles Hawai» и «Pretty Little Baby». Жозефина Бейкер сыграла главные роли в
фильмах «La Sirène des Tropiques» (1927 год), «Zouzou» (1934 год) и «Tam-Tam»
(1935 год). Она быстро стала самой успешной американкой в развлекательном жанре
во Франции.
После
двухлетнего мирового турне, в которое Бейкер отправилась в 1928 году,
"Folies Вergere" встречал свою звезду гигантскими афишами по всему
Парижу и фотографиями Бейкер шестиметровой высоты у входа в театр. Именно тогда
Бейкер сказала своё сакраментальное: "Я не хочу жить без Парижа... Я хочу
быть достойной Парижа".
Быть
достойной Парижа ей удалось вполне. Сразу после вторжения немцев во Францию
Бейкер вступила в ряды французского Сопротивления. С октября 1940 года,
пользуясь своей всемирной славой, Бейкер с секретной миссией колесила по
Европе. Будучи подпольным курьером, в своём багаже, а порой и просто под
платьем она перевозила тайные донесения объединённых сил "Свободной Франции".
Она ездила по Франции и Северной Африке, выступая перед французскими войсками и
работая на движение Сопротивления и разведку. За свою деятельность Жозефина
получила звание лейтенанта и после войны была награждена медалями Сопротивления
и Освобождения, знаком Военного Креста и, наконец, в 1961 году – орденом
Почётного легиона.
Во
Франции Жозефина вновь вышла замуж – за итальянского импрессарио Джузеппе
Пепито Абатино, выдававшего себя за аристократа. С Пепито Жозефина полностью
поменяла стиль: из юной комичной обезьянки она превратилась в гранд-даму. Он
был отличным менеджером: вместе они открыли варьете и купили особняк в Париже,
вместе ездили по миру с гастролями и работали над её киноролями. Но Пепито был
старше и через девять лет умер от рака.
Позже
Жозефина ещё дважды выходила замуж. Мультимиллионера Жана Лиона она любила до
безумия. Он научил её управлять самолетом и сделал предложение в воздухе.
Благодаря этому браку Жозефина получила французское гражданство. Но две сильных
личности не смогли ужиться в браке, и Жан ушёл. Последним мужем мадам Бейкер
стал руководитель её оркестра Жо Буйон.
Проживая
во Франции, Жозефина Бейкер ещё с 1950-х годов поддерживала движение за
гражданские права в США. Её протест против расизма нашёл весьма оригинальное
выражение: Жозефина усыновила 12 сирот с разным цветом кожи. Таким образом у
неё появилась семья, с которой она проживала в Шато Миланд в Перигоре на
юго-западе Франции.
В 1956
году Жозефина Бейкер заявила об уходе со сцены, но уже в 1961 году отпраздновала
своё возвращение, а в 1973 году успешно выступила в "Карнеги-Холле".
8 апреля
1975 года состоялась премьера шоу «Joséphine», которым знаменитая танцовщица
отпраздновала пятидесятилетие своей сценической деятельности. Безудержная
эмоциональность, работа на сцене со стопроцентой отдачей подорвали здоровье
Жозефины – через несколько дней после премьеры нового шоу у Бейкер произошло
кровоизлияние в мозг, от последствий которого она скончалась 12 апреля 1975
года.
Франция,
не забывшая её военных заслуг, хоронила великую актрису с почестями, которые
были положены только крупным политическим деятелям. Площадь Маделен была
заполнена народом, к телевизору прильнул весь мир. Даже лежа в гробу Жозефина
продолжала покорять мир. После церемонии принцесса Грейс увезла её тело в
Монако.
Жозефина
стала первой американкой, погребённой во Франции с воинскими почестями.
Чернокожая Золушка из Сент-Луиса прожила звёздную жизнь планетарного масштаба и
упокоилась с королями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий