воскресенье, 4 июня 2023 г.

Черная Венера парижской сцены. Жозефина Бейкер (3 июня 1906 - 12 апреля 1975).


Одна из самых ярких звёзд эпохи «ревущих двадцатых» – актриса, танцовщица и певица Жозефина Бейкер (урождённая Фрида Джозефина МакДональд), которую современники называли не иначе, как "Чёрная жемчужина", "Бронзовая Венера" и "Креольская богиня" появилась на свет 3 июня 1906 года.

Будущая звезда парижской сцены родилась в трущобах Сент-Луиса – города с богатой многонациональной музыкальной культурой. Её родителями были музыкант-ударник еврейского происхождения Эдди Карсон и прачка-негритянка Кэрри Макдональд. В 1907 году родился брат Жозефины, Ричард, после чего их отец покинул семью. В 1911 году мать вышла замуж второй раз, в этом браке родились ещё две сестры Жозефины. Уже в возрасте 13 лет по настоянию матери Жозефина впервые вышла замуж, но брак продлился всего несколько месяцев. В 16 лет она уже стала женой железнодорожного проводника Вилли Бейкера и оставалась ею, когда уехала в Париж: муж тогда не догадывался, насколько она прославит его фамилию.

Петь, танцевать и смешить публику Жозефина начала ещё в школе, куда ходила в одном и том же платье, и чужих туфлях со срезанными каблуками: от них у неё выработалась неровная походка – одноклассники смеялись, а она кривлялась ещё больше, не желая признавать свою нищету и беспомощность. Позже её детская вертлявость и неуклюжесть превратились в феноменальную и хорошо контролируемую гибкость, а вычурность и "дикость" в движениях стали "изюминкой" в танцевальном стиле будущей звезды.

Официальная творческая карьера Жозефины началась в 16 лет в филадельфийском "Стандарт Театре", куда она упорно приходила на прослушивания. Позже она участвовала в музыкальном шоу, с которым выступала в Нью-Йорке и гастролировала по всей стране. Именно в Нью-Йорке её заметила агент из Парижа, искавшая чернокожих танцовщиков для шоу "La Revue Nègre", с которого вскоре и начался мировой триумф Жозефины Бейкер.

Josephine Baker (1925)

Шоу "La Revue Nègre", премьера которого состоялась в Париже 2 октября 1925 года в «Театре на Елисейских полях», имело оглушительный успех у парижан, во многом благодаря артистизму Жозефины. Год спустя молодая танцовщица, сопровождавшая свои лихие па комическими импровизациями и экстравагантной мимикой, уже солировала на сцене "Folies Вergere". Именно она ввела в моду новый для европейцев чарльстон. А в 1926 году, впервые исполнив свой знаменитый "Banana Dance", полуобнажённая мулатка, украшенная поясом из бутафорских бананов, стала главной сенсацией Парижа.

Josephine Baker Banana Dance (HD Remastered)

Тогда она ещё не знала ни слова по-французски и могла только узнавать своё имя на страницах газет. Но всё равно уловила дух происходящего, заявив: «Париж – это танец. А танец – это я».

Всего за год из бедной статистки варьете Бейкер превратилась в шикарную парижанку с экстравагантными привычками вроде прогулок с ручным леопардом по Елисейским Полям. И хотя в действительности Жозефина Бейкер имела небогатый танцевальный репертуар (гвоздем её программы долгие годы оставались "Banana Dance" и танец с перьями страуса), никогда не бывала в Африке, ничего не знала о её культуре и вообще с трудом разбиралась в художественных направлениях, которые захлестнули Париж той эпохи, её сценический образ, экзотическая внешность и кубистская геометрия танца абсолютно совпали с настроениями и вкусами времени.

Josephine Baker (1927)

Конечно, неимоверная популярность Бейкер в Париже имела свои предпосылки. Первые афроамериканские исполнители появились в Париже ещё в конце 1910-х годов. В 1917-м на гастроли впервые приехал американский джазовый оркестр. В начале 1920-х в ночном клубе на Монмартре начала выступать Bricktop, знаменитая Ада Смит. Так что Жозефине Бейкер оставалось лишь вместе с другими чёрными артистами подниматься всё выше к вершинам успеха – на волне опьянения Парижа американским джазом, увлечения африканской экзотикой и наготой чёрных танцовщиц.

Экзотичность чёрной женщины на сцене подчёркивалась и её гротескной "дикостью" в повседневной жизни. Жозефина, и правда, была дикаркой: она не знала ни как себя вести, ни что носить. Слишком громко разговаривая и смеясь, поначалу она даже спагетти ела руками, а лобстера жевала вместе с панцирем. Ей указывали на ошибки, но она упрямо продолжала делать по-своему.

Волею случая малообразованная афроамериканка оказалась в эпицентре культурной жизни Парижа.

Josephine Baker – «Bye bye blackbird» (1927)

Интеллектуалы, писатели и художники-авангардисты считали её символом времени. Жозефина не понимала в их разговорах ровным счетом ничего. За всю жизнь её никогда не видели с книгой: все тексты она учила на слух, а для ведения дел нанимала секретарей.

Пикассо, заворожённый необычной внешностью танцовщицы, в которой соединились этнические черты индейцев и черных рабов Южной Каролины, волочился за Бейкер, чтобы заполучить её в качестве модели. Хемингуэй пел ей дифирамбы. В ряды поклонников Бейкер записались Пиранделло, Корбюзье и Жан Кокто. А Жорж Сименон, оказавшись счастливее многих, на время стал тем, кого называли "месье Жозефин".

В немалой степени тому, чтобы из чёрной танцовщицы "Folies Вergere" парижане сделали фетиш, способствовала и пресса. Благодаря критикам, помешавшимся на ней, Бейкер фактически стала первой поп-звездой, привлёкшей к себе внимание всех фотографов и гламурных журналов. Ни до неё, ни ещё долго после неё звезды шансона не удостаивались такого количества фотосессий для журнальных обложек. Даже великая Пиаф не была ей в этом соперницей.

Josephine Baker Dancing (1935)

Проехав с туром по Европе, Жозефин Бейкер покорила одни страны и поставила на грань социальной революции другие: её нагота, цвет кожи и дикарские костюмы вызывали целые демонстрации как против, так и в поддержку её выступлений в Вене, Праге, Будапеште и Мюнхене.

После турне по Восточной Европе и Южной Америке Жозефина всё больше выступала в качестве певицы. Её самыми успешными песнями стали «J’ai deux amours», «Aux Îles Hawai» и «Pretty Little Baby». Жозефина Бейкер сыграла главные роли в фильмах «La Sirène des Tropiques» (1927 год), «Zouzou» (1934 год) и «Tam-Tam» (1935 год). Она быстро стала самой успешной американкой в развлекательном жанре во Франции.

Josephine Baker – «Zouzou» (1934)

После двухлетнего мирового турне, в которое Бейкер отправилась в 1928 году, "Folies Вergere" встречал свою звезду гигантскими афишами по всему Парижу и фотографиями Бейкер шестиметровой высоты у входа в театр. Именно тогда Бейкер сказала своё сакраментальное: "Я не хочу жить без Парижа... Я хочу быть достойной Парижа".

Быть достойной Парижа ей удалось вполне. Сразу после вторжения немцев во Францию Бейкер вступила в ряды французского Сопротивления. С октября 1940 года, пользуясь своей всемирной славой, Бейкер с секретной миссией колесила по Европе. Будучи подпольным курьером, в своём багаже, а порой и просто под платьем она перевозила тайные донесения объединённых сил "Свободной Франции". Она ездила по Франции и Северной Африке, выступая перед французскими войсками и работая на движение Сопротивления и разведку. За свою деятельность Жозефина получила звание лейтенанта и после войны была награждена медалями Сопротивления и Освобождения, знаком Военного Креста и, наконец, в 1961 году – орденом Почётного легиона.

Josephine Baker – «Paris...Paris» (1949)

Во Франции Жозефина вновь вышла замуж – за итальянского импрессарио Джузеппе Пепито Абатино, выдававшего себя за аристократа. С Пепито Жозефина полностью поменяла стиль: из юной комичной обезьянки она превратилась в гранд-даму. Он был отличным менеджером: вместе они открыли варьете и купили особняк в Париже, вместе ездили по миру с гастролями и работали над её киноролями. Но Пепито был старше и через девять лет умер от рака.

Joséphine Baker – «C'est ça le vrai bonheur» (1955)

Позже Жозефина ещё дважды выходила замуж. Мультимиллионера Жана Лиона она любила до безумия. Он научил её управлять самолетом и сделал предложение в воздухе. Благодаря этому браку Жозефина получила французское гражданство. Но две сильных личности не смогли ужиться в браке, и Жан ушёл. Последним мужем мадам Бейкер стал руководитель её оркестра Жо Буйон.

Проживая во Франции, Жозефина Бейкер ещё с 1950-х годов поддерживала движение за гражданские права в США. Её протест против расизма нашёл весьма оригинальное выражение: Жозефина усыновила 12 сирот с разным цветом кожи. Таким образом у неё появилась семья, с которой она проживала в Шато Миланд в Перигоре на юго-западе Франции.

В 1956 году Жозефина Бейкер заявила об уходе со сцены, но уже в 1961 году отпраздновала своё возвращение, а в 1973 году успешно выступила в "Карнеги-Холле".

Joséphine Baker «J'ai deux amours» (1968)

8 апреля 1975 года состоялась премьера шоу «Joséphine», которым знаменитая танцовщица отпраздновала пятидесятилетие своей сценической деятельности. Безудержная эмоциональность, работа на сцене со стопроцентой отдачей подорвали здоровье Жозефины – через несколько дней после премьеры нового шоу у Бейкер произошло кровоизлияние в мозг, от последствий которого она скончалась 12 апреля 1975 года.

Франция, не забывшая её военных заслуг, хоронила великую актрису с почестями, которые были положены только крупным политическим деятелям. Площадь Маделен была заполнена народом, к телевизору прильнул весь мир. Даже лежа в гробу Жозефина продолжала покорять мир. После церемонии принцесса Грейс увезла её тело в Монако.

Жозефина стала первой американкой, погребённой во Франции с воинскими почестями. Чернокожая Золушка из Сент-Луиса прожила звёздную жизнь планетарного масштаба и упокоилась с королями.

 Ваш архивариус-сказочник, Владимир Шапенков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий