Зал славы ритм-н-блюза
Зал славы
рок-н-ролла
«Когда я
только начинал заниматься музыкальным бизнесом, я был весьма озабочен понятием
свободы. Свободой продюсирования, свободой играть на всех музыкальных
инструментах на моих записях, свободой сказать всё, что я хочу. <…> Но
без подлинного духовного наставления слишком много свободы может привести к
разложению души. И вот моё слово молодым музыкантам: истинный друг или
наставник у вас не на зарплате. Истинный друг или наставник заботится о вас так
же, как о себе. C этим миром, с его порочной системой будет всё трудней и
трудней управляться без истинного друга и наставника. И я желаю вам всем самого
лучшего в этом увлекательном путешествии».
— Принс,
речь на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла
Американский
музыкант, певец, мультиинструменталист, композитор, продюсер, актер, режиссёр Принс
Роджер Нельсон (Prince Rogers Nelson), а впоследствии просто Принс, родился 7
июня 1958 года в Миннеаполисе, штат Миннесота. На протяжении большей
части своей карьеры выступал под именем Принс, но использовал также и другие
псевдонимы.
За свою
жизнь Принс написал порядка 600 композиций (больше, чем The Beatles) и записал
более 30 альбомов, которых по всему миру было продано более 100 миллионов копий.
Принс - лауреат семи премий «Грэмми», премий «Оскар» (за саундтрек к ленте
«Пурпурный дождь», где он снялся как актер) и «Золотой глобус» (за песню
«The Song of the Heart» к анимационной мелодраме «Делай ноги»). В 2004 году имя
Принса было занесено в Зал славы рок-н-ролла, в 2006 — в Зал славы музыки
Великобритании, в 2016 — в Зал славы ритм-н-блюза.
Среди сочинений музыкального гения, чье имя внесено в «Зал славы рок-н-ролла» с пометкой, что он «переписал свод правил», наиболее известны «As Long as We're Together» («Пока мы вместе»), «Purple Rain» («Пурпурный дождь»), «Let's Go Crazy» («Давайте сходить с ума»), «This Could B Us» («Это могли быть мы»), «When Doves Cry» («Когда голуби плачут»), «Dirty Mind» («Грязные мысли»), «Kiss» («Поцелуй»), «I Wanna Be Your Lover» («Я хочу быть твоим любовником»). Принс славился умением играть на профессиональном уровне практически на любом инструменте, широким вокальным диапазоном, неповторимой индивидуальностью, фееричным шоу на сцене, ярким макияжем, экстравагантными прическами и нарядами, умением импровизировать и доводить публику то до безумия, то до состояния транса хрустальной красоты.
Ранние годы.
Несмотря
на то что позже он утверждал, что родился в смешанной семье, оба его родители
были чернокожими. Его мама, Мэтти Делла, пела в джаз-группе мужа. Отец, Джон
Нельсон, был композитором, пианистом и автором песен под творческим псевдонимом
Prince Rogers. Такое же имя он дал и сыну. В 1960 у мальчика появилась
единственная родная сестра Тика Ивени.
Поскольку
мальчик рос в музыкальной семье, то заинтересовался музыкой с самого детства –первую
гитару купил ему отец. Принс вместе с сестрой мечтали, что когда вырастут, то
станут джазменами, как папа и мама: он будет играть, а она – петь. Их мечта
сбылась.
Первую
песню «Funk Machine» мальчик написал в 7 лет, освоив к тому времени сперва игру
на фортепиано, затем – на гитаре и ударных инструментах. Когда ему исполнилось
10 лет, родители развелись, создали новые семьи, и впоследствии у него
появилось еще два брата со стороны матери и две сестры и брат по линии отца.
После расставания родителей жил он в основном с матерью, но из-за сложных
отношений с ее новым мужем нередко переезжал к отцу. Вскоре он подружился с его
соседями и перебрался на проживание в подвал их дома. Сын соседей Андре
Андерсон (André Cymone) стал его лучшим другом и коллегой, с которым Принс
организовал группу "Grand Central", переименованную позже в
"Champagne".
Кроме
занятий музыкой, во время учебы в Bryant Junior High School, а затем в Central
High School одаренный парнишка любил играть в футбол, бейсбол и, несмотря на
невысокий рост (1,57 м), был очень талантливым баскетболистом. Он даже выступал
за одну из лучших школьных команд в штате Миннесота. В старшей школе вместе с
Андре они создали группу Grand Central. Кроме этого, умея играть на разных
инструментах и петь, он начал участвовать в выступлениях разных коллективов в
барах и клубах, а также стал студентом Театра Танцев в рамках программы
«Городское искусство», действовавшей в его городе для государственных школ.
В 1976
году Принс выпустил свою первую демозапись, и им заинтересовались крупные
лейблы. Чуть позже был подписан контракт с Warner Bros. Его первый альбом
"For You", записанный в 1978 году, мало намекал на грядущие великие
дела – это была крепкая, но мало выдающаяся работа в жанре поп-фанка. Хотя один
из синглов с альбома "For You" – песня "Soft and Wet", написанная
Принсем в соавторстве с Крисом Муном, заняла двенадцатую строку чарта Hot Soul
Singles и 92-ю в Billboard Hot 100. Оба этих альбома Принс записал практически
в одиночку – именно тогда появилась знаменитая фраза, позже украшавшая все
альбомы Принса: «Написано, спродюсировано, исполнено и записано Принсом».
Уже
ранние работы артиста были революционными для ритм-энд-блюза и продемонстрировали
инновационность его музыки, оригинально соединявшей воедино отдельные
направления, в частности, танцевальный, с пульсирующим ритмом фанк и лиричный
мелодичный соул. Место традиционной духовой секции занимали головокружительные
синтезаторные импровизации, в основе многих композиций лежали экономные
ритмические пульсации драм-машин. На материале раннего творчества Принса
музыкальные критики заговорили об особом «миннеаполисском звучании», которое
противопоставлялось господствовавшему в ритм-энд-блюзе 1970-х годов мягкому
«филадельфийскому звучанию». После Принса потеряло актуальность существовавшее
прежде разделение ритм-энд-блюза на лирический «соул» и танцевальный «фанк»;
каждая его композиция представляла собой оригинальный синтез этих направлений.
Впоследствии
экспериментам музыканта с формами и жанрами не было конца. В 1979 Принс создал
свою группу «The Revolution» и представил свой второй диск «Prince», достигший
22-й позиции в хит-параде Billboard 200. Один из его треков «I Wanna Be Your
Lover» возглавил Hot Soul Singles chart.
Первым
признанным шедевром Принса стала третья его пластинка "Dirty Mind",
записанная в 1980 году, – ее уникальное сочетание жесткого фанка, потрясающей
мелодики, сладких соул-баллад, сочного гитарного рок-саунда и небывалой по тем
временам сексуальной откровенности текстов произвело настоящий фурор.
Бурную
реакцию вызывала не только нестандартная музыка популярного исполнителя, но и
его экстравагантные сценические образы. Когда в Лос-Анджелесе на разогреве
группы «Rolling Stones» Принс появился в обуви на высоченных каблуках, в бикини
поверх гамаш и в короткой куртке, напоминавшей шинель, зрители закидали его
мусором, и он вынужден был покинуть сцену. В СМИ начал муссироваться слух о его
нетрадиционной ориентации, но, несмотря на это, музыкант продолжал эпатировать
публику своими неоднозначными костюмами.
Пик
популярности.
Появившийся
уже через год альбом "Controversy" был просто чуть менее удачным
продолжением идей, найденных на "Dirty Mind", однако уже следующим
альбомом, "1999", записанным годом позже при участии собранной Принсем
группы "The Revolution", Принс подтвердил свой статус новатора. В заглавной
композиции альбома, ставшей первым хитом певца за рубежом, звучал протест
против распространения ядерного оружия. Его «Little Red Corvette» оказалось
редким видео чернокожих артистов (вместе с «Billie Jean» М.Джексона), попавшим
в ротацию на MTV.
Песня
«Delirious» вошла в десятку лидеров чарта Hot 100, а за «International Lover»
он был впервые номинирован на Grammy. "1999" разошелся тиражом более
трех миллионов копий, но даже этот успех не мог подготовить ни слушателей, ни
критиков к тому шквалу признания, что обрушился на Принса в 1984 году после
выхода "Purple Rain".
Выпущенный
в качестве саундтрека к одноименному фильму, в котором Принс исполнил главную
роль, "Purple Rain" превратил его в суперзвезду – альбом провел на
первом месте американского хит-парада 24 недели и разошелся тиражом в несколько
десятков миллионов. Он лидировал в Billboard 200 в течение полугода, принес
автору 3 премии «Грэмми» и «Оскар» за лучшую партитуру. Сочинения с данной
пластинки стали мировыми хитами. На Billboard Hot 100 «When Doves Cry» и «Let's
Go Crazy» заняли первую строчку, а заглавная песня – вторую. Сам альбом был
удостоен 72-го места в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии
Rolling Stone.
Несмотря
на то что "Purple Rain" был самый коммерчески-ориентированный альбом Принса
на тот момент, он отказался продолжать в том же духе и годом позже выпустил
альбом "Around the World in a Day", на котором вдруг ушел в сторону
причудливой неопсиходелии. Несмотря на такие странности в перемене стиля,
альбом все равно разошелся весьма приличными тиражами. Диск
удерживал первое место на Billboard 200 в течение трех недель. Сингл «Raspberry
Beret» занимал вторую позицию на Billboard Hot 100 и, по мнению ряда экспертов,
был позже признан самым идеальным в карьере певца.
Следующий
альбом, "Parade", был еще более странным, однако к нему прилагался
блестящий поп-сингл "Kiss", который пользовался настолько большой
популярностью, что практически стал поп-стандартом и позже принес автору
очередную Grammy. Альбом достиг третьей позиции в Billboard 200, послужил
саундтреком ко второй киноленте с участием Принса «Under the Cherry Moon» («Под
вишневой луной») и стал платиновым.
В 1987
году амбиции Принса продолжали расти, и его следующий альбом стал двойным –
масштабный шедевр "Sign o' the Times", по признанию многих критиков,
стал кандидатом на лучший альбом 80-х. Немногие авторы песен могли в то
время сравниться с Принсом по востребованности — созданная им для Чаки Хан
версия «I Feel for You» стала первой рэп-композицией, возглавившей британские
чарты, а в 1990 г. Шинейд О’Коннор записала самый кассовый сингл года —
пронзительную балладу «Nothing Compares 2 U», автором которой опять-таки был
Принс. Майлз Дэвис заявлял, что мечтает поработать с Принсом, которого считал
«самым многообещающим артистом нашего времени» и «новым Дюком Эллингтоном».
Со второй
половины 1980-х годов творчество Принса, более не сдерживаемое коммерческими
соображениями, стало эволюционировать в самых непредсказуемых направлениях.
Принс начинает радикально менять свой имидж и музыку; распустив «The Revolution»
в 1986 году и создав новый коллектив «New Power Generation», он смещает звучание
в сторону фанка и хип-хопа. В конце 1987 он уже был готов выпустить следующий
альбом, жесткий фанковый "The Black Album" с текстами, насыщенными
эротикой до предела, однако в конце концов решил отказаться от этой идеи, сочтя
альбом слишком мрачным и аморальным. Вместо него он выпустил записанный
впопыхах "Lovesexy", который не смог повторить успеха предыдущего
альбома. Отложенный на полку "The Black Album" тем временем стал
распространятся подпольно, и к 1994 году, когда Принс наконец решится выпустить
его, у каждого фаната уже давно будет пиратская копия.
Также
Принс отклоняет предложение Майкла Джексона записать дуэтом композицию «Bad»,
задуманную как иллюстрация к соперничеству двух музыкантов. Подобная
непредсказуемость обескураживала фанатов и подтачивала основы его успеха у
публики. Некоторые объясняли налёт психоделии и экспериментальную структуру
таких записей как «Around the World in a Day» (1985), увлечением наркотиком
«экстази».
Годом
позже, вместе с саундтреком к фильму "Бэтмен", Принс вернулся в
чарты, даже несмотря на то что на этом альбоме он, по сути, только повторял
свои прежние идеи. Первое место в Billboard Hot 100 заняла также песня
«Batdance» с этого диска, количество проданных копий которого превысило 4,3
млн. экземпляров. Одновременно он занимался и другими музыкальными проектами,
стал соавтором и исполнителем в дуэте с Мадонной песен для ее диска «Like a
Prayer».
В 1990 он
совершил тур по Европе и Японии, завершил производство четвертого по счету
кинофильма «Graffiti Bridge» и одноименного альбома. Он достиг первого места в
чарте Британии, шестого в Billboard 200 и впоследствии обрел статус золотого в
Штатах, Великобритании и Канаде. Фильм «Мост граффити» с Принсом в главной роли
был номинирован на пять антипремий «Золотая малина».
В 1991
году Принс собрал новую группу – «The New Power Generation». Их первый
совместный альбом "Diamonds and Pearls" стал очередным триумфальным
возвращением музыканта. Такие синглы, как "Cream" и "Gett
Off", покоряли вершины хит-парадов и бороздили волны радиостанций.
В 1993
году Принс выпустил альбом
Но самые
большие изменения в образе Принса случились после 1993 года, когда он начал
конфликтовать с лейблом Warner Bros., который, по мнению певца, ограничивал его
творческую независимость. Warner перестали поддерживать лейбл певца «Paisley
Park Records», и сингл «The Most Beautiful Girl in the World» был выпущен на
независимом лейбле. Принс начал выпускать альбомы так быстро, как только мог
(подчас выдавая за них ранее забракованные песни), а на публике стал появляться
с нанесённым на щёку словом «slave» (рус. «раб»).
«За то,
что я пишу на щеке „раб“, меня называют сумасшедшим. Но кто же я, если я не
могу делать то, что хочу? Когда человеку не позволяют мечтать, он становится
рабом».
— Принс,
1996 год
Следующим
шагом Принса стало создание собственного лейбла NPG и выпуск нового альбома
"Emancipation". Задуманный как огромный блокбастер, синглы с которого
будут выходить в течение следующих нескольких лет, этот тройной альбом длился
больше трех часов и оказался не по зубам даже самым преданным его поклонникам.
Поняв, что пластинка не стала тем сногсшибательным хитом, на который он
рассчитывал, Принс сделал то, чего поклонники ждали много лет, – собрал
коллекцию из редкостей и не вошедших в альбомы песен, получившую название
"Crystall Ball". В том же 1998 году он выпустил очередной новый
альбом "New Power Soul", однако и он не принес Принсу успеха.
Потерпев относительное поражение в попытках выпускать свои альбомы
самостоятельно, Принс вернулся в стан крупных лейблов, подписал контракт с Arista
и выпустил в 2000 году альбом "Rave Un2 the Joy Fantastic". Несмотря
на обилие приглашенных поп-звезд, альбом не сумел вернуть Принсу былую
популярность.
Годом
позже Принс официально стал членом Свидетелей Иеговы и записал под влиянием
этого события альбом "The Rainbow Children", который отличался
"органическим" джазово-фанковым звучанием с большим количеством живых
духовых и ударных (в противовес более ранним экспериментам с синтезаторами и
драм-машинами). Следующий альбом "One Nite Alone", который распространялся
только среди членов фан-клуба Принса, был почти полностью записан под
аккомпанемент фортепиано.
Далее
последовал концертный бокс "One Nite Alone… Live!", состоящий из трёх
дисков. Следующие альбомы были ещё более экспериментальными: джазовый инструментальный
"Xpectation" и джазовый концертный "C-Note" также
распространялись через клубную систему, а следующая его работа
"N.E.W.S.", записанная в студии Принса за один день и вышедшая в 2003
году, состояла из четырех продолжительных инструментальных треков и повергла
одних поклонников в восторг, а других в полное недоумение.
В 2004
году Принс вернулся к привычному синтезу поп-фанка, соула и рок-музыки,
выпустив альбом-камбэк "Musicology", который неожиданно стал весьма
успешным. Этот альбом не только вернул его в чарты и позволил пуститься в самый
масштабный тур за последние несколько лет, но и принес Принсу номинацию на
"Грэмми" в категории "Лучший мужской поп-вокал". За ним
последовали также весьма удачные и коммерчески успешные "3121" (2006)
и "Planet Earth" (2007).
Незабываемым
действом стало выступление Принса в 2007 на стадионе «Долфин Стэдиум» в Майами,
когда во время дождя его исполнение суперхита «Purple Rain» сопровождалось
светом фиолетовых прожекторов.
Хотя его
композиции не всегда достигали высших позиций в чартах, но его имя появлялось в
произведениях тогдашних чарт топеров, к примеру, в песне Эминема «Without Me».
В последние годы жизни он выпускал ежегодно по два альбома, в частности, в 2014
вышел 36-й диск Plectrumelectrum, достигший шестой строки в Billboard 200, и
37-й – Art Official Age, оказавшийся на 5 месте того же хит-парада.
Личная
жизнь певца.
Женщины
певца боготворили, несмотря на невысокий рост и эпатажный стиль. За 40 лет
артистической карьеры у него было немало романов со многими знаменитостями,
включая Мадонну, Ким Бейсингер, Анну Fantastic, Кармен Электру, звезду «Твин
Пикса» Шерилин Фенн.
В 1985
Принс решился на помолвку с вокалисткой Сюзанной Мелвойн, которой посвятил
суперхиты «The Most Beautiful Girl In The World» («Cамая прекрасная девушка в
мире») и «Nothing Compares 2 U» («Ничто не сравнится с тобой»), но до свадьбы
дело не дошло – они расстались друзьями.
В 32 года
певец был впечатлен танцем живота 16-летней Мейт Гарсия, начал ее опекать, взял
в свою звездную команду и в итоге влюбился. В 1996 они поженились, и у них
родился мальчик Грегори. Однако через неделю ребенок умер из-за редкого
генетического заболевания (дефекта черепа, из-за которого малыш не мог
самостоятельно дышать). Ужасная потеря в 1999 году привела к расставанию пары.
В 2001 в
новогоднюю ночь на Гавайях мультиинструменталист вновь сочетался браком. Его
избранницей стала Мануэла Тестолини, выпускница Йоркского университета в
Торонто, работавшая волонтером в одной благотворительной организации. Детей у
них не было, и спустя 5 лет супруга подала на развод. По слухам, причиной
разрыва отношений являлось чрезмерное увлечение мужа религией. Он стал
Свидетелем Иеговы (запрещена в России) и пытался обратить в свою веру ее и
других людей.
С 2007
певец встречался с певицей Бриа Валенте, но в официальный брак их роман не
перерос.
Смерть.
21 апреля
2016 года Принс был найден мертвым в своем владении Paisley Park, Миннесота. По
сообщению западных СМИ, Принс несколько недель болел гриппом, причем ровно
неделю до этого, 15 апреля, его личный самолет вынужден был совершить аварийную
посадку во время перелета певца между концертами. Музыканту потребовалась
медицинская помощь, но в больнице он провел всего три часа, после чего вернулся
в свой дом в Миннесоту. Кроме гриппа, у Принса были серьезные проблемы с
тазобедренными суставами — врачи рекомендовали поставить протез, но он
отказался из-за своих религиозных убеждений.
Перед
смертью певец не спал около недели. По результатам вскрытия названа причина
смерти — случайная передозировка фентанила, мощного анальгетика, который он
применял для снятия сильнейших болей в тазобедренном суставе, мучивших его на протяжении
многих лет. По не подтверждённой информации, за шесть месяцев до смерти, в
декабре 2015 года, у музыканта был диагностирован СПИД.
23 апреля
тело Принса было кремировано в штате Миннесота. На церемонии прощания были
только близкие и родственники Принса. Во время церемонии прощания с певцом
здание мэрии Лос-Анджелеса было подсвечено «фирменным» фиолетовым цветом.
Через
неделю после смерти Принса его альбомы «Purple Rain», «The Very Best of Prince»
и «The Hits / The B-Sides» вернулись в чарт Billboard, заняв соответственно 1,
2 и 6-ю позиции (первые два альбома разошлись полумиллионными тиражами), а по
итогам 2016 года Принс стал лидером по объёмам продаж (2,3 миллиона копий
альбомов).
Мик Джаггер сказал о Принсе в 1995 году:
"Он сломал многие стереотипы в музыке
и создал множество стилей; кажется, он порой сам не мог за собой угнаться. Он
очень плодовит, что редкость. Ведь большинство пишет три песни, а потом
занимается самоповторами. Принс неимоверно талантлив как автор песен; а еще я
видел его потрясающие концерты. Он превзошел почти всех. Я бы поместил его на
вершину списка. Не думаю, что из новых артистов кто-то может с ним
тягаться".
Неизданное музыкальное наследие певца настолько огромно, что, по приблизительным подсчетам, его может хватить на ежегодный выпуск посмертных альбомов в течение ста лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий