Без его участия не обходился ни один телевизионный «Голубой огонёк». С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина?», «На безымянной высоте», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Не плачь, девчонка» и др.
Эдуард Анатольевич
Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске в семье механика Анатолия
Васильевича Хиля и бухгалтера Елены Павловны Калугиной. Со стороны отца у
Эдуарда Хиля были дед Василий Нилович Хиль (возглавлял церковный хор, был
репрессирован) и бабушка Федора Хиль (домохозяйка). Со стороны матери у него
были дед Павел Трофимович Калугин (участник строительства Беломорканала) и
бабушка Александра Фоминична Калугина (железнодорожный билетный кассир). По
словам самого Хиля, годом его рождения следует считать 1933, но во время
эвакуации документы были утеряны и при оформлении новых документов был
поставлен год рождения 1934. Точное происхождение фамилии Хиль неизвестно. По
одним данным, она испанского происхождения, по другим — имеет древнерусские
корни. Возможно,
учитывая происхождение отца, это искажённое белорусское слово «гиль», что
значит «овод», в Беларуси такая фамилия часто встречается.
Детская судьба будущего певца сложилась очень тяжело. Семья распалась, и он воспитывался мамой. Начавшаяся война принесла неизмеримые страдания. Во время бомбёжки детский сад, в котором находился Эдик, был эвакуирован. Шестилетний мальчик потерял связь с мамой и оказался в селе Беково Пензенской области, а затем недалеко от Уфы в детском доме поселка Раевский. Там предстали страшные картины умирающих в лазарете бойцов. Умирали не только бойцы, но и воспитанники детского дома из-за голода, холода, отсутствия всего самого необходимого.
Эдик
нашёл силы не только выжить в этом аду, но и участвовать в художественной
самодеятельности, выступал в госпитале перед ранеными. Вместе со своим другом
Мишей он дважды пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. В
конце 1943 года Эдика разыскала мама и увезла домой в только что освобождённый
родной Смоленск, от которого остались одни руины. Когда мать отыскала Эдика, он
сильно недоедал, был в состоянии глубокой дистрофии и не мог самостоятельно
ходить. Она в подарок привезла сыну конфеты, увидев которые, он спросил: «А
хлеб у тебя есть?». Позже, в 1946 году, в родном Смоленске Эдик переживёт ещё
один голод — когда люди ели лебеду, ботву от свеклы и морковки и «доходило даже
до людоедства».
«Пацаном
после войны я курил до восемнадцати лет, но, когда пришел заниматься вокалом,
педагог сказал: "Что-то от вас пахнет табаком. Надо бросить!". И я
бросил», - вспоминал певец.
В 1949
году Эдуард Хиль послал своему дяде в Ленинград несколько рисунков. Тот показал
их знакомому художнику, который сказал, что у мальчика есть способности, пусть
приезжает и поступает в Мухинское училище. «Я приехал, но оказалось, что
учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было
очень трудно — своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на
шею. И поступил вместо Мухинского училища в Ленинградский полиграфический
техникум, близко к рисованию, к краскам, зато учиться не так долго», —
рассказывал Хиль.
Окончив
техникум Эдуард стал работать на офсетной фабрике. Ещё в период учёбы в
техникуме он начал заниматься в оперной студии Дворца культуры им. Кирова,
затем на подготовительном отделении консерватории, а в 1955 году поступил в
Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, где
занимался на вокальной кафедре у профессора Евгения Григорьевича Ольховского,
овладевал камерным пением у профессора Зинаиды Петровны Лодий, постигал
актёрское мастерство у режиссёров Э.Г. Пасынкова и А.Н. Киреева.
Студенту прочили
будущее оперного певца. По окончании консерватории Хиль выступал в спектаклях
Оперной студии, состоялись и первые его концерты с классическим и камерным
репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича,
Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского. Хиль пел Фигаро в
«Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки»
Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в
«Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии стал лауреатом фестиваля
«Белые ночи». Одним словом, Эдуард Хиль мог бы и не появиться на эстраде.
Все решил
случай. Эдуард был на концерте Клавдии Шульженко и увидел, как можно с помощью
эстрадной песни держать в напряжении огромный концертный зал.
Уже в
1962 году Эдуард Хиль впервые выступил с эстрадным репертуаром на московской
сцене, где молодого певца представил сам Леонид Утёсов, являвшийся мэтром
советской эстрады.
В 1962
году Хиль стал участником Второго всероссийского конкурса эстрадной песни. Он
исполнил песни «О друге», «История про бублики», «Маритана» и вернулся в
Ленинград лауреатом этого конкурса. Песню «О друге» стали исполнять на радио и
по телевизору ещё до выхода фильма «Путь к причалу», где она прозвучала, на
экраны. Вслед за песней популярность пришла и к её исполнителю. В 1963 году на
Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышла первая пластинка певца.
В 1965
году артист принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её
исполнителей, включая Клавдию Шульженко и Леонида Утёсова. Вместе с
Эдуардом Хилем на эстраду пришел стиль молодого современника, весёлого,
мужественного, с «тёркинской» хитринкой. Открытость, готовность к общению
(обычно певец сам объявлял названия песен) отличают его исполнительскую манеру.
В эти же
годы карьера певца чуть не оборвалась. Как-то на концерте в Военно-воздушной
инженерной академии Юрий Гагарин попросил Хиля спеть песню «Как хорошо быть
генералом». Он стал петь и вдруг все генералы, как один, поднялись и вышли из
зала. Потом Хиля вызвали в Политуправление армии и сказали: «Все, годик
отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения». Спустя какое-то время на одном из
приемов певец встречается с Гагариным, и тот спрашивает, как у артиста дела.
Хиль и рассказал ему о своей проблеме. Гагарин пошел в Политуправление и
объяснил, что эта песня не о наших генералах, а об итальянских... «Ах, так это
о натовских генералах он пел? Ну, тогда можно», — сказали в этой серьезной
организации. Певец вернулся к выступлениям, а с Юрием Гагариным дружил и по его
совету спел композицию Пахмутовой «Обнимая небо».
Для Хиля
писал песни композитор Аркадий Островский. Хиль исполнял его романтический
«Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и характерную «земную» —
«Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича, и другие. С
голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего
начинается Родина?», «У леса на опушке…», «На безымянной высоте», «А люди
уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы»,
«Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было
давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Березовый сок»,
«Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь,
девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др.
В 1966
году Хиль на международном конкурсе «Золотой петух» в Бразилии принёс песне
Андрея Петрова «А люди уходят в море» четвёртую премию. Зрительские же симпатии
бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал
20-тысячный зал «Мараканазинья», где проходил фестиваль и исполнение Э. Хилем
«Подмосковных вечеров» под аккомпанемент автора В. Соловьёва-Седого.
Об
исполнителе писали советские газеты и журналы.
«…В песне будто рассказывает о себе или об
одном из тех парней, что слушают его. Он и рыбак, и шофер, и строитель, и
альпинист — словом, парень, ладно скроенный и крепко сшитый, любитель острого
словца, неугомонный путешественник и искатель, оптимист и удачник. Он нашел
свой образ во множестве песен о современнике. И эта песня нашла в его лице,
пожалуй лучшего своего интерпретатора»
«Оптимист Эдуард Хиль», журнал «Смена», 1966
год, №1
В 1967
году Эдуард Хиль получил Государственную премию СССР за исполнение песен
композитора Андрея Петрова, а в следующем году — звание Заслуженного артиста
РСФСР. Музыковед Валериан Богданов-Березовский писал о нем: «Эдуард Хиль
подкупает слушателей непосредственностью исполнения, тонкой музыкальностью и
всем своим обликом современного молодого интеллигентного человека».
В 1967
году певец впервые исполнил на прослушивании перед записью на «Голубом огоньке»
свой шлягер «Зима» (Э. Ханок — С. Островой), официально записал его только в
1970 году.
В 1969
году Хиль возглавил жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе
и стали лауреатами молодой певец Лев Лещенко и белорусский ВИА «Песняры».
На
Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант певца. Эдуард
Хиль записал на нем детские песни-сказки.
В
репертуар Хиля вошли патриотические, военные песни, романсы и шутливые
композиции. В 1971 году он исполнил песни «Семёновна» (Е. Барыбин — Ю.
Погорельский) и «Будет жить любовь на свете» (В. Дмитриев — А. Ольгин), немного
позднее — «Счастливый день» (В. Дмитриев — М. Рябинин). С этого года Хиль почти
каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня года». В
журнале «Советская эстрада и цирк» писали:
«Хиль любит располагать песни в резко
контрастном порядке. Нелегко переключаться от патетики к шутке, от лирики к
гротеску, но зато такая смена настроений позволяет держать публику в
напряжении. <…> На концерте Хиля никогда не знаешь, что тебя ждет
впереди». Выступал артист и в дуэте. С ним пели Людмила Сенчина, Эдита
Пьеха, Бен Бенцианов.
Исполнитель
ездил с гастролями и за границу. Он пел на концертах в Швеции, Японии, странах
Латинской Америки. В 1973 году в составе советской делегации Хиль отправился на
X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлин, где стал лауреатом. Через
год артист получил еще одно звание — Народного артиста РСФСР. Продолжал певец
ездить и на гастроли по СССР, в том числе в небольшие провинциальные города.
«Во
время дней культуры Ленинграда на Алтае мне со своим ансамблем «Камертон»
довелось принимать участие в десяти концертах. И знаете, что в первую очередь
чувствовал, когда выходил на концертную сцену? Сердечное тепло зрителей, хорошо
знающих советские песни. Сейчас нельзя разделить зрителей на столичных и провинциальных.
<…> Одинаково строгая требовательность, знание популярного эстрадного
искусства»
Эдуард
Хиль, из интервью «Алтайской правде», 1978 год
В 1975 году Эдуард Хиль стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На фирме «Мелодия» вышел очередной диск-гигант. Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. «Мелодия» выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко.
Песни
Хиля становились саундтреком советских фильмов. Композиция «Как хорошо быть
генералом» прозвучала в картине «Я водолаз 2» Владимира Хмельницкого, «Море не
кончается нигде» в ленте Владимира Чеботарева «Кольцо из Амстердама», а
«Планету оборудуем на совесть» в «Фактах минувшего дня» режиссера Владимира
Басова.
В
1987—1989 гг. Эдуард Хиль преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе, среди его
учеников были Олег Погудин и Евгений Дятлов. В те же годы Хиль начал
вести передачу «У камина» на Ленинградском телевидении, в которой он
рассказывал о русских романсах и старинных песнях. В ней участвовали известные
советские исполнители и композиторы, среди которых были Исаак Шварц и Таисия
Калинченко.
Со своей
женой — балериной Зоей Правдиной — Эдуард Хиль познакомился во время учебы в
консерватории. Правдина танцевала в кордебалете в опере «Черное домино», где
пел Хиль. Они поженились в декабре 1958 года и прожили вместе больше 50 лет.
У Правдиной и Хиля был один ребенок — сын Дмитрий. Он закончил Хоровое училище имени М.И. Глинки. Дмитрий Хиль работал исполнителем и композитором, был музыкальным руководителем петербургского театра «Буфф». В 1997 году родился внук Хиля, его назвали в честь деда — Эдуардом. Он тоже учился в Хоровом училище имени М.И. Глинки. Вместе с сыном и внуком Эдуард Хиль выступал в телепрограмме «Папа, дедушка и я — музыкальная семья», а затем и в сценическом трио.
Хиль
увлекался живописью, много рисовал и хорошо готовил — придумывал собственные
рецепты. В последние годы жизни артист много времени проводил на даче,
увлекался садоводством, скрещивал разные сорта плодовых деревьев.
С 1980
года до смерти, более 32 лет, Эдуард Хиль жил в Ленинграде в Толстовском доме
на улице Рубинштейна. Впоследствии приобрёл небольшой участок земли в деревне
Малая Удрая Батецкого района Новгородской области. Построил двухэтажный домик,
в который приезжал с друзьями на лето. Когда его редко приглашали на концерты,
жил там подолгу. Был почётным гражданином поселка Батецкий, часто бесплатно
выступал для его жителей и дарил им диски.
В конце
1980-х наступило безденежье, «Ленконцерт» рухнул и одному из самых популярных
эстрадных артистов пришлось давать концерты в провинции. Однако артистов
частенько обманывали, и в результате певцу просто нечем было накормить семью.
Он принял решение поехать в Париж и заработать на жизнь там. Знакомый артист из
Малого оперного отвёл Хиля в кафе «Распутин». Хозяйка «Распутина» Елена
Афанасьевна Мартини попросила исполнить певца песню «Вечерний звон», после чего
взяла на работу. Мартини позволяла исполнять все песни, кроме блатных. Артисты
в «Распутине» получали немного, но на эти средства можно было прожить. Хиль
снимал квартиру у знакомых эмигрантов за полцены. Экономил на всём. На
выступление Эдуарда Хиля в кабаре приходили Шарль Азнавур и Мирей Матье. о
Франции вышел и первый компакт-диск с песнями артиста под названием «Le Temps
de L'Amour» («Пора любви»). Но, как потом признавался Хиль, долго жить в отрыве
от близких ему было тяжело, и в 1994 году он принял решение вернуться на
Родину. Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Санкт-Петербурге показали, что
артист по-прежнему любим своими поклонниками.
В 1996
году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный благодаря
идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля — сына прославленного певца:
«Ребят из группы "Препинаки" привёл
мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так что я поначалу даже не
знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие
аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление
в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравилось и людям моего
поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали.
После этого мы начали ездить по стране, за границу, и на ТВ записывались».
Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Эдуард Хиль по-новому
представил ряд популярнейших в 1960—1970 годы песен, внеся в них современные
аранжировки. Был выпущен альбом «Ходит песенка по кругу» и клип на новую версию
песни «Человек из дома вышел».
К
трёхсотлетию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил «Гимн городу» (музыка
Р. Глиэра и стихи Э. Хиля). Также был выпущен компакт-диск с двенадцатью
песнями, написанными Д.Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И.
Авраменко, О. Чупровым.
В 2004
году с большим успехом в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии прошёл
концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме
самого юбиляра, выступившего с программой «Песни длиною в жизнь», в концерте
приняли участие Эдита Пьеха, Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя
Виноградова,Виталий Копылов, Таисия Калинченко.
Эдуард
Хиль не только народный артист РСФСР, известный миллионам людей своими песнями
советской поры. У него был и второй пик славы, наверное, не менее яркий, чем
первый.
В 2010
году вокализ, исполненный Хилем за несколько десятилетий до этого, стал так
называемым мемом в сети Интернет. Люди раскидывали ссылки на эту видеозапись
всем своим знакомым. В сети вскоре появились пародии на Трололомэна. Тема активно
обсуждалась в теле- и радиоэфирах, пародировать вокализ Хиля стали даже
западные звезды. Старую, веселую и добрую песню полюбили дети и внуки людей,
которые слушали ее в 70-х годах. Эдуарда начали приглашать в модные клубы
Москвы и Санкт-Петербурга.
Видеоклип
стал настолько популярным, что пародию на него исполнил в день получения
«Оскара» известный киноактёр Кристоф Вальц. Эдуард Хиль был спародирован в
американском мультсериале «Гриффины» (10 сезон, 1 серия), где он напевает
вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Вокализ Эдуарда Хиля
играет ночью в ушах одержимых в фильме «Мобильник» 2016 года. Этот вокализ
ранее также исполняли Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский и Янош Коош. Певцу поступали
предложения совершить мировое турне. Эта неожиданная вторая волна популярности
стала для артиста новой страницей творческой биографии.
В апреле
2012 популярный певец перенес инсульт, и с тех пор состояние его здоровья
оставалось очень тяжёлым. Эдуард Хиль умер утром 4 июня на 78-м году жизни.
Весть об уходе любимого певца в Петербурге не оставила равнодушными поклонников
таланта «мистера Трололо» в разных странах, и имя Эдуарда Хиля вошло в мировые
тренды сервиса микроблогов Twitter.
Эдуарда Хиля похоронили 7 июня на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий