Музыкой и пением она занималась с детских лет —
сначала в музыкальной школе, обучаясь игре на фортепиано и участвуя в школьном
хоре. Затем, поступив в Ленинградский инженерно-строительный институт, пела в студенческом
джаз-коллективе.
Окончив институт, работала проектировщицей. Около двух лет пела с эстрадным
оркестром ДК имени Орджоникидзе под управлением пианиста Наума Темкина. Особой
любовью слушателей пользовалась в ее исполнении песня «Невский туман». В 1958
году музыкальный руководитель Ленинградского театра комедии В. Федоров создал
ансамбль, куда Клемент привел композитор Александр Колкер. Лидия около года
выступала с ансамблем, и ее «Песенка почтальона» пользовалась большой
популярностью.
Девушку быстро
запомнили. У нее были красивые голубые глаза, прелестная улыбка и ямочки на
щеках. Ее никогда не видели хмурой, взвинченной или рассерженной. У Клемент
небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет, старалась не
заигрывать с публикой и держалась с большим достоинством. Она была
по-настоящему увлечена песней и этим заражала слушателей. В ее проникновенном
исполнении обрели популярность песни Андрея Петрова «Звезды в кондукторской
сумке», «Осень», а также произведения Г. Портнова и Ю. Саульского.
Красивая внешность,
обаяние, артистизм в соединении с мягким лирическим сопрано привлекли к девушке
особое внимание ленинградских композиторов. Специально для нее Андрей Петров
написал песню «Здравствуй» на стихи С. Фогельсона, и эта песня была исполнена
Лидией Клемент в 1962 году на телевидении в «Голубом огоньке». Клемент стала
настоящей любимицей публики. В телевизионную программу «Тысяча почему» ее
пригласили Г. Орлов и В. Нечаев. Программа вышла в эфир в декабре 1963 года.
В репертуаре Клемент
была другая песня Андрея Петрова «На кургане» и песня Александра Колкера «Если
б не было в мире влюбленных». Всесоюзную известность принесли Клемент песни «Карелия»
А. Колкера, «Дождь на Фонтанке» В. Шаповалова на стихи Б. Гершта и К. Григорьева,
«Неужели это мне одной?» Г. Портнова на стихи Ю. Принцева. «Карелия»
перешагнула рубежи страны. Ее пели разные исполнители в Финляндии, Швеции и
Канаде.
Лидия Клемент много выступала на ТВ, радио, в 1964 году вышла пластинка с
записью 9 песен певицы. Она была замужем за Борисом Шафрановым, впоследствии
эмигрировавшем в Англию, а затем в США.
На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Н. Курихин снял фильм, куда
вошла «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. Режиссер застелил пол студии
стеклом, и лучи света, преломленные им, казались игрой солнечных бликов на
воде.
Певица исполняла песню
на большом валуне около импровизированной озерной глади. В финале она
поднималась и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение,
напротив, уходило в глубину кадра. Простой прием рождал поэтическую мысль:
часть души остается здесь навсегда, растворяется в карельском пейзаже. Этот
фрагмент с «Карелией» часто показывали по телевидению. Но пленка была позже
уничтожена.
Скончалась Лидия
Клемент 16 июня 1964 года после скоротечной и тяжёлой болезни - саркомы.
Поклонники творчества певицы вспоминали: «Был очень жаркий день. Наши
ребята-архитекторы под ее большим портретом некролог написали. В Театре Эстрады
было не протолкнуться, пуговицы отрывались, так много людей пришло проститься.
Лидочкина мама была в крайне тяжелом состоянии… Девочка маленькая осталась.
Раньше Лида с малышкой приходила в нашу мастерскую, и вот, такое горе... Её
взяла на воспитание Ольга – Лидочкина старшая сестра, возможно, сводная сестра
по отцу… Все боялись, что у дочки тоже какое-то родимое пятно на спине.
Говорили, что девочка, когда выросла, эмигрировала. Наверно, к отцу уехала.
Точно не помню всех подробностей, но я сама слышала, как наш артист Герман
Орлов, выступая в какой-то передаче, Лидочку вспоминал и горевал, что её дочка,
как уехала, так - ни слуху, ни духу. А сколько неприятностей было с Лидиным
мужем… А она была очень скромной, порядочной, хорошо воспитанной… Лидочка
должна была ехать в Венгрию с программой. Необычайная поездка в то время. Когда
наметился страшный диагноз, сестра Ольга пошла к лечащему врачу: как быть, ведь
Лида больна, лечиться надо... А врач сказал: «Пускай едет, куда хочет…» Все
тогда знали, чем заканчивается саркома. Не помню, как сложилось с поездкой. Она
лежала в Куйбышевке... Андрей Петров ее навещал… и она даже еще пела…».
Композитор Александр Колкер вспоминал: «Лидия Клемент… Мы жили вместе на даче в Кирилловском. По дороге не Выборг. У Лиды с мамой там был свой домик, а мы снимали комнату, чтобы вывозить на лето дочку. Загорали вместе, на озере. Как-то я заметил, что Лида заклеивает пластырем родимое пятно на ноге… Она умерла в двадцать четыре года. Лида была красивой и талантливой. Умирала она под звуки «Карелии». В тот скорбный день Центральное радио передавало эту уже очень популярную песню двенадцатый раз».
Лидия Клемент
похоронена на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Памятник на её могиле
придумал архитектор Юрий Лобанов - диск, напоминающий музыкальную пластинку, а
над ним горизонтально повисший брусок-тонарм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий