среда, 21 июня 2023 г.

«Первый саксофонист в Лос-Анджелесе, который ложился на сцене на спину во время исполнения». Большой Джим Уинн (Big Jim Wynn) родился 21 июня 1908 года.

Дорогие друзья! 21 июня 1908 года в Эль-Пасо (штат Техас) родился американский джамп-блюз-саксофонист, пианист и бэнд-лидер Джеймс А. Уинн-младший (James A. Wynn Jr.), известный как Большой Джим Уинн (Big Jim Wynn).

Родители Джима переехали в Лос-Анджелес, когда тот был ещё младенцем. Именно в Городе Ангелов Джим сделал свои первые шаги в музыке. прежде чем переключиться на теноровый саксофон, в подростковом возрасте он научился играть на фортепиано и кларнете. Уинн начал играть джаз в клубах в Уоттсе, и в середине 1930-х, получив к тому времени прозвище «Большой» («Big»), сформировал свой небольшой джамп-оркестр, в составе которого играл на саксофоне в клубе под названием "Маленький Гарлем". Там он впервые познакомился с Ти-Боуном Уокером (T-Bone Walker), который поначалу был танцором и позже переквалифицировался в вокалиста-гитариста. Сотрудничество Уинна и Уолкера длилось более 17 лет.

В середине 1940-х годов, Большой Джим написал заразительную песенку под названием «Ee-Bobaliba», которая стала настоящей жемчужиной его выступлений. Она была настолько популярна среди клубной публики, что Уинн даже переименовал свою группу в «The Bobalibans».

«Be-Baba-Liba» - Helen Humes (1945).

В 1945 году певица Хелен Хьюмс записала в сопровождении октета Билла Доггетта свою версию «Ee-Bobaliba» для нового лейбла «Philo». В исполнении Хьюмс «Be-Baba-Liba», как ее теперь называли, стала одним из самых больших R&B хитов года, но, поскольку мисс Хьюмз присвоила авторские отчисления Большого Джима, в карман композитора ни цента не попало. В добавление ко всем несчастьям, популярный джазовый певец, вибрафонист, бэнд-лидер и шоумен.Лайонел Хэмптон записал свою версию под названием «Hey! Ba-ba-re-bop», которая стала второй самой продаваемой записью R&B 1946 года «Choo Choo Ch'Boogie» Луи Джордана. Так как на этот раз авторские отчисления были поделены между Кёрли Хаммером и Лайонелом Хэмптоном, Большой Джим получил «пшик».

«Hey Ba-Ba-Re-Bop» - Lionel Hampton (1946).

Наконец в сентябре 1945 года Большой Джим и его группа сами записали «Ee-Bobaliba» для лейбла «4 Star», но, несмотря на прекрасный ведущий вокал Клода Тренье, эта версия так и осталась в тени «кавер-версий» Хьюмс и Хэмптона.

«Ee-Bobaliba» - Jim Wynn and his «Bobalibans» (1945).

В следующем году "The Bobalibans" записались для «Modern Records», а в 1948 году для лейблов «Specialty» и «Supreme». Однако записи Винна не имели коммерческого успеха, и он начал работать в качестве сайдмена в группе Ти-Боуна Уокера, в основном играя на баритон-саксофоне. К концу 1940-х Винн разработал новаторский стиль исполнения, включающий танцы, топанье ногами и игру на саксофоне лежа на спине. Один рецензент сказал: «Он пинался, танцевал, шаркал, расхаживал, опускался на колени, катался и буквально устраивал свое собственное мини-шоу на сцене, все время исполняя дикие соло на своем саксофоне. Он был первым из саксофонистов Лос-Анжелеса, который стал выкидывать подобное на сцене ... ».

«Rock Woogie» - Jim Wynn and his «Bobalibans» (1945).

Для второй половины 1940-х годов стиль Уинна был очень инновационным – он, конечно же, прежде всего был тесно связан с танцами и привносил на сцену театральность, которая позже была широко скопирована следующим поколением музыкантов. Сам Винн сказал: «Джей Макнили был ещё ребенком, когда впервые увидел, как я играю по выходным. Два или три года спустя он уже сам лежал на спине и играл. Он великий музыкант, но это от меня он перенял свою клоунаду».

«Shipyard Woman» - Jim Wynn and his «Bobalibans».

В 1950-х годах Уинн делал записи для различных лейблов, включая «Mercury» с группой, в которую входили саксофонист Эдди «Локджоу» Дэвис и гитарист Чарльз «Чак» Норрис, но ни одна из записанных композиций не стала хитом. Джиму Уинну пришлось распустить свой регулярный состав в середине 1950-х годов по финансовым причинам, но он оставался незаменимым сессионным саксофонистом до конца 1960-х годов для огромного количества музыкантов стилей блюз, R&B, поп и соул. Стремясь сохранить ещё большее отличие от остальных саксофонистов, Уинн начал играть на громоздком баритон-саксофоне. Он участвовал в записи многих хитов Ти-Боуна Уокера для «Imperial», по которым его сейчас, в основном, и помнят поклонники R&B. Музыкант гастролировал с Эттой Джеймс и Ричардом Берри, а также был неотъемлемым участником большого R&B ревю Джонни Отиса, с которым поддерживал сотрудничество до середины 1970-х годов.

К сожалению, несмотря на здоровый образ жизни, создатель бессмертного хита «Эй! Баба Люба!» Большой Джим Уинн перешёл в мир иной в сравнительно раннем возрасте – в 69 лет, он умер в больнице "Уайт Мемориал" в Лос-Анджелесе 19 июля 1977 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий