Дорогие
друзья! 21 июня 1908 года в Эль-Пасо (штат Техас) родился американский
джамп-блюз-саксофонист, пианист и бэнд-лидер Джеймс А. Уинн-младший (James A.
Wynn Jr.), известный как Большой Джим Уинн (Big Jim Wynn).
Родители Джима переехали в Лос-Анджелес, когда тот был ещё младенцем. Именно в Городе Ангелов Джим сделал свои первые шаги в музыке. прежде чем переключиться на теноровый саксофон, в подростковом возрасте он научился играть на фортепиано и кларнете. Уинн начал играть джаз в клубах в Уоттсе, и в середине 1930-х, получив к тому времени прозвище «Большой» («Big»), сформировал свой небольшой джамп-оркестр, в составе которого играл на саксофоне в клубе под названием "Маленький Гарлем". Там он впервые познакомился с Ти-Боуном Уокером (T-Bone Walker), который поначалу был танцором и позже переквалифицировался в вокалиста-гитариста. Сотрудничество Уинна и Уолкера длилось более 17 лет.
В
середине 1940-х годов, Большой Джим написал заразительную песенку под названием
«Ee-Bobaliba», которая стала настоящей жемчужиной его выступлений. Она была
настолько популярна среди клубной публики, что Уинн даже переименовал свою
группу в «The Bobalibans».
В 1945
году певица Хелен Хьюмс записала в сопровождении октета Билла Доггетта свою версию
«Ee-Bobaliba» для нового лейбла «Philo». В исполнении Хьюмс «Be-Baba-Liba», как
ее теперь называли, стала одним из самых больших R&B хитов года, но,
поскольку мисс Хьюмз присвоила авторские отчисления Большого Джима, в карман композитора
ни цента не попало. В добавление ко всем несчастьям, популярный джазовый певец,
вибрафонист, бэнд-лидер и шоумен.Лайонел Хэмптон записал свою версию под
названием «Hey! Ba-ba-re-bop», которая стала второй самой продаваемой записью
R&B 1946 года «Choo Choo Ch'Boogie» Луи Джордана. Так как на этот раз авторские
отчисления были поделены между Кёрли Хаммером и Лайонелом Хэмптоном, Большой
Джим получил «пшик».
Наконец в
сентябре 1945 года Большой Джим и его группа сами записали «Ee-Bobaliba» для лейбла
«4 Star», но, несмотря на прекрасный ведущий вокал Клода Тренье, эта версия так
и осталась в тени «кавер-версий» Хьюмс и Хэмптона.
В
следующем году "The Bobalibans" записались для «Modern Records», а в
1948 году для лейблов «Specialty» и «Supreme». Однако записи Винна не имели
коммерческого успеха, и он начал работать в качестве сайдмена в группе Ти-Боуна
Уокера, в основном играя на баритон-саксофоне. К концу 1940-х Винн разработал
новаторский стиль исполнения, включающий танцы, топанье ногами и игру на
саксофоне лежа на спине. Один рецензент сказал: «Он пинался, танцевал, шаркал,
расхаживал, опускался на колени, катался и буквально устраивал свое собственное
мини-шоу на сцене, все время исполняя дикие соло на своем саксофоне. Он был
первым из саксофонистов Лос-Анжелеса, который стал выкидывать подобное на сцене
... ».
Для
второй половины 1940-х годов стиль Уинна был очень инновационным – он, конечно
же, прежде всего был тесно связан с танцами и привносил на сцену театральность,
которая позже была широко скопирована следующим поколением музыкантов. Сам Винн
сказал: «Джей Макнили был ещё ребенком, когда впервые увидел, как я играю по
выходным. Два или три года спустя он уже сам лежал на спине и играл. Он великий
музыкант, но это от меня он перенял свою клоунаду».
В 1950-х
годах Уинн делал записи для различных лейблов, включая «Mercury» с группой, в
которую входили саксофонист Эдди «Локджоу» Дэвис и гитарист Чарльз «Чак»
Норрис, но ни одна из записанных композиций не стала хитом. Джиму Уинну
пришлось распустить свой регулярный состав в середине 1950-х годов по
финансовым причинам, но он оставался незаменимым сессионным саксофонистом до
конца 1960-х годов для огромного количества музыкантов стилей блюз, R&B,
поп и соул. Стремясь сохранить ещё большее отличие от остальных саксофонистов, Уинн
начал играть на громоздком баритон-саксофоне. Он участвовал в записи многих
хитов Ти-Боуна Уокера для «Imperial», по которым его сейчас, в основном, и помнят
поклонники R&B. Музыкант гастролировал с Эттой Джеймс и Ричардом Берри, а
также был неотъемлемым участником большого R&B ревю Джонни Отиса, с которым
поддерживал сотрудничество до середины 1970-х годов.
К
сожалению, несмотря на здоровый образ жизни, создатель бессмертного хита «Эй!
Баба Люба!» Большой Джим Уинн перешёл в мир иной в сравнительно раннем возрасте
– в 69 лет, он умер в больнице "Уайт Мемориал" в Лос-Анджелесе 19
июля 1977 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий