вторник, 13 июня 2023 г.

«Хенрик Кузняк до сих пор играет ва-банк». Интервью композитора еженедельнику «Passa» (2020).

«Кинокритики не проводят профессиональный анализ музыки к фильмам, потому что они незнакомы с ней. Режиссеры относятся к музыке как к неизбежному злу, как к звуковой иллюстрации событий» - вывод печальный, но верный.

Хенрик Кузняк войдет в историю кино благодаря рэгтайму «Ва-банк» с агрессивным биг-бэндом и знаменитой партией трубы. Но мы также помним, что в фильме Квинто играет и фокстрот, и меланхоличный блюз»

Henryk Kuźniak – «Rartime Vabank» (2020).

Мацей Петрученко (М.П.): Есть длинный список отличных фильмов, которые сопровождаются вашей прекрасной музыкой. Но в основном, у любителей кино ваше имя ассоциируются с композициями из фильмов Юлиуша Махульского - «Ва-банк», «Ва-банк II» и «Новые амазонки (Сексмиссия)».

Хенрик Кузняк (Х.К.): Думаю можно сказать, что я очень популярный композитор, абсолютно неизвестный широкой публике. Многие люди не знают моего имени, но они очень хорошо знают мою музыку. Они не могут сказать, кто написал музыку к определенному фильму, но они могут напеть тему из этого фильма. Но в этом нет ничего плохого, так как я всегда хотел, чтобы зритель в кино получил не только картинку, но и мою музыкальную иллюстрацию, которая бы ей соответствовала.

М.П.: Чем музыка для кино отличается от других музыкальных жанров?

Х.К.: Вроде бы ничем не отличается, в ней используются те же музыкальные элементы, что и в других музыкальных жанрах, используются те же инструменты и типы выражения, цель которых - воздействовать на подсознание зрителя. Однако главное отличие состоит в том, что музыка для фильмов по своей природе не является независимой. Из-за присущих ей строгих временных рамок этот жанр не развил своих специфических форм. Обычно музыкальные отрывки в кино очень короткие. Они ограничены фразой или музыкальным предложением - темой, которая становится основой для многократного использования в вариационной форме. Самый длинный фрагмент в музыкальной иллюстрации - это музыка для титров, которые длятся примерно две-три минуты.

Henryk Kuźniak – "Seksmisja".

М.П.: Иногда музыкальная тема становится самостоятельной, делая фильм еще более запоминающимся. Например, песня «Помнишь, была осень» («Pamiętasz, była jesień») Люциана Кашицкого в исполнении Славы Пшибыльской из фильма Войцеха Хаса «Прощание» («Pożegnania»), осталась в памяти зрителей на десятилетия ...

Х.К.: Да, это очень хороший пример. И, вероятно, Кашицкий, которого уже нет в живых, также, как и я, страдал синдромом автора, малоизвестного широкой публике. Когда кто-то удивляется тому, что это я написал главную тему для «Ва-банк», этот кто-то наверняка не знает, что я автор музыки ещё более чем к 150 фильмам. Однажды случилось так, что в первом польском сериале «Барбара и Ян» я на 40 секунд оказался за роялем, а потом соседи из Старого города сказали мне: «Мы не знали, что ты тоже актер ...» Мы заговорили о музыке для кино. Они сказали, что им очень понравилась музыка для «Вабанк», и поинтересовались, кто ее сочинил. Когда я признался им, кто автор, то они от этого открытия чуть в обморок не упали.

М.П.: Расскажите, как развивалась ваша музыкальная карьера?

Х.К.: Я добирался до музыки по черной лестнице. Когда в 1948 году я начал учиться в начальной музыкальной школе в Бендзине, мне было уже двенадцать лет. Сразу после войны были тяжелые времена. Я хотел играть на аккордеоне, но тогда он стоил целое состояние, а о пианино можно было только мечтать. Таким образом, я так никогда и не стал мастером игры на фортепиано, и для записи музыки к фильмам я всегда использовал гораздо лучших пианистов, чем есть сам, таких, например, как Павел Перлинский, которого ценит джазовое сообщество. Однако в молодые годы у меня было сильное желание играть. В школе я увлекался игрой на флейте и трубе. Я учился играть не только для развлечения, но и для того, чтобы заработать немного денег. Мы даже играли с друзьями на похоронах. Среди моих друзей были Рышард Дудек и Богуслав Мадей, немного старше меня. Первый со временем стал дирижером и проректором Музыкальной академии в Варшаве, второй известен как дирижер оркестра Варшавского Большого театра, композитор и пианист, а также ректор упомянутой Академии. Так что уже в музыкальной школе у меня была хорошая компания. Когда я занялся музыкой к фильмам, моими любимыми дирижерами были Рышард Дудек и Юрек Максимюк. С этими двумя дирижерами я записал большую часть своей музыки для документальных, художественных фильмов и сериалов.

Henryk Kuzniak - «Parkietowy Foxtrot» (ManGo! Brassi).

М.П.: Вы, наверное, можете рассказать много анекдотов из своего творчества ...

Х.К.: Мне вспомнилась такая забавная сцена. Однажды мы ездили в Чехословакию на премьерный показ «Сексмиссии» и «Ва-банк». И тут один музыкальный критик сказал мне на ухо, имея в виду Яна Махульского в роли Квинто: «Как вы смогли найти актера, который так хорошо умеет играть на трубе?» ... Хотя Ян просто имитировал трубача. Он просто прекрасно создавал впечатление, будто играет сам. Так было, например, во время кинофестиваля в Лодзи, когда он вышел на сцену с трубой. Аудитория пребывала в святой уверенности, что Ян действительно играет.

Jan Machulski - «Ku pamięci...»

М.П.: Что ж, «Ва-банк», несомненно, культовый фильм, и во многом благодаря созданной вами музыке ...

Х.К.: В таком случае, я хотел бы напомнить вам, что хотя зрители оценили эту работу Юлиуша Махульского на Польском кинофестивале в Гдыне, «Ва-банк» не получил премию за музыку, но был настолько амбициозным, что в решении призовой комиссии говорилось, что «жюри решило не присуждать награды за музыку ни одному фильму». Кстати, когда я представил свою музыку к этому фильму монтажер схватился за голову: «Вы полностью меняете атмосферу фильма…»

Однако оказалось, что я хорошо прочувствовал эту криминальную комедию с несколькими трупами на заднем плане. Из-за специфики фильма я немного подправил пианино и во время имитации похорон Квинты попросил оркестр немного сфальшивить, как это должно было быть в жизни. Музыка в кино должна что-то значить. Поэтому иногда лучше использовать балалайку, чем такой благородный инструмент, как арфа.

Henryk Kuźniak – «Jeszcze raz Vabank».

М.П.: Сочиненный вами для фильма «Ва-банк» рэгтайм прославился так же, как и «The Entertainer» Скотта Джоплина, использованный в оскароносном фильме «Афера» («The Stings»), также криминальной комедии ...

Х.К.: Многие говорили мне об этом, но когда я писал музыку для нашего фильма, я еще не видел «The Stings», так что он не мог быть для меня источником вдохновения. К тому же я не собирался подражать американской музыке в этом фильме. Я знал, что джаза в довоенной Польше практически не было. Оркестры по-прежнему использовали традиционный набор инструментов, в том числе скрипки. Это были так называемые «одеонные» ансамбли. Они были далеки от джазовых «коллективов». Также в своих блюзовых композициях я старался сознательно отходить от американских правил. Я писал польский блюз. Я всегда придерживался принципа: сочиняя музыку к фильму, ты не должен выпячивать себя, а поддерживать режиссера, оператора и актеров. Вот почему я относился к каждому последующему фильму как к новой, очень сложной, не шаблонной задаче, зная, что важен сам тембр звука. Я помню, что у «Дятла» («Dzięcioł») Ежи Грузы были ужасные отзывы, он считался в Польской Народной Республике худшим фильмом за последние 20 лет. И тут оказывается, что и через 50 лет люди хотят слушать музыку к этому фильму. Я постарался скомпоновать её так, чтобы зритель лучше понимал, что происходит в голове у главного героя. Только что вышел компакт-диск с музыкой из «Dzięcioł», Юльки Лоранц и моей. А это ведь была моя первая музыка к художественному фильму, и Юлькина тоже. Жалко, что Ежи Груз не дожил до этого. Уж он-то всегда был уверен, что «Дятел» - его лучший фильм.

Henryk Kuźniak – «Nie pije, nie pali, Borys Godunow» (CD "Dzięcioł").

М.П.: Вы принадлежите к довоенному поколению. Вы что-нибудь помните о начале войны?

Х.К.: Когда немцы напали на Польшу, мне было всего три года, и я был с мамой в отпуске в Стопнице в районе Кельце. Это было ужасное время. В конце концов, я также пережил наступление, освободившее Польшу. Я знаю, что такое настоящая война. Когда мы ехали на телеге, нас атаковали немецкие самолеты, и бомбы падали плотно, не говоря уже об пулеметных обстрелах. Отец, который был шахтером в нашем родном Челядзе, погиб во время оккупации. Моя мать дожила до 101 года и всего четыре года назад ушла из в лучший мир. Я спасался от немцев вместе с семьей мамы. Мы прятались в монастыре. Освобождение мы пережили в Буско-Здруй. Это был январь 1945 года.

После войны, окончив среднюю школу, я решил изучать музыковедение в Варшавском университете, а после стал работать звукорежиссером в Студии документальных фильмов на улице Хелмской, между прочим, вместе со знаменитым композитором Мареком Люстигом. Мы делали аранжировки для документальных фильмов и «Хроники польского кино». На Хелмской я встретился с профессором Ежи Босаком из Лодзинской киношколы и стал его учеником, вероятно, очень образованным, так как в какой-то момент он пригласил меня в качестве лектора в свою киношколу, где я провел долгое время в 1964-2012 годах, достигнув звания полного профессора. Моими учениками стали известные впоследствии режиссеры: Анджей Бараньский, Гжегож Круликевич, Лех Маевский, Юлиуш Махульский и Мариуш Трелинский, которые сделали карьеру не только в кино, но также в театре и опере. Лех Маевский однажды признался мне, что, работая в Америке, он часто использовал записи из моих лекций.

Henryk Kuźniak – «Ciuciubabka - Blindman's Buff» (1977).

М.П.: Я знаю, что вы жили в разных частях Варшавы, но с 1977 года вашим домом стал район Урсынув (Ursynów) ...

Х.К.: Это правда, Станислав Ольшевский, президент жилищного кооператива Политехники, помог мне в ускоренном получении квартиры моей мечты. Я переехал с женой и двумя сыновьями. Одним из наших соседей был - еще несовершеннолетний мальчик - будущий мэр Урсынува Петр Гузял, который организовал концерт в честь моего 80-летия в храме Вознесения Господня.

Урсынув с самого начала поразил меня своей вместительностью. Еще мне запомнился первый продуктовый магазин в этом мега-поместье, расположенный в Конском Яре. Это были другие времена, и отделка нашей квартиры была далека от той, что мы имеем сейчас с женой в Кабатах. Однако остались дружеские отношения того периода, которые я очень ценю. Один из моих старых друзей - Збигнев Макомаский, когда-то известный бегун, член легендарной команды «Wunderteam», чудесной польской национальной сборной второй половины 1950-х годов. Из чувства к Урсынуву я сочинил произведение под названием «На Кабатах», которое прозвучало в документальном фильме о Варшаве.

Henryk Kuzniak – «Tango D'Amore».

М.П.: Давайте поговорим о вашей личной жизни, ведь вы женились на дочери известной оперной певицы Кристине Ямроз ...

Х.К.: Неудивительно, что Кристина-младшая, учительница английского по профессии, лучше меня знает оперу. Недавно мы были в Буско-Здруй на Фестивале имени ее матери. В условиях сегодняшней пандемии фестиваль прошел очень успешно.

М.П.: Были ли у вас какие-либо немузыкальные интересы в вашей жизни?

Х.К.: Одно время я был увлечен спортом, бегая в средней школе на 1500 метров. Несколько лет назад я нашел диплом, который мне вручили после одной победы, и в нем написано, что я внес значительный вклад в ... борьбу за мир. Я подарил этот сувенир Музею кинематографии в Лодзи. Мой любимый вид активного отдыха - настольный теннис, и даже на участке под Варшавой у меня есть подходящий стол для игры. Но после операции на позвоночнике и рака я вынужден ограничиться ходьбой. Перед разговором с вами мы с женой прошли 5 километров по Кабатскому лесу.

М.П.: Как вы оцениваете политическую трансформацию в Польше после 1989 года с вашей нынешней точки зрения?

Х.К.: В целом я могу быть очень доволен. Во времена Польской Народной Республики я не принадлежал ни к ПОРП ни к «Солидарности», поэтому тем более ценю мужество людей, которые вернули в нормальное состояние нашу страну. Вот почему сегодня, когда так много критикуют Леха Валенсу, я всем сердцем его поддерживаю.

М.П.: Вы, несомненно, успешный мужчина и состоявшийся человек. Итак, чего вы можете пожелать в конце нашим читателям?

Х.К.: Здоровья, здоровья и еще раз здоровья.

23-09-2020 | «Henryk Kuźniak wciąż gra va banque» | Мацей Петрученко (Maciej Petruczenko).

Музыковед, педагог, а главное - отличный сочинитель музыки почти для двухсот художественных, документальных, анимационных фильмов и телевизионных спектаклей Хенрик Кузняк (Henryk Kuźniak) родился 17 марта 1936 года в Челядзе. Выпускник факультета музыковедения Варшавского университета (1959) Кузняк после окончания учебы поступил на Студию документальных фильмов в Варшаве, где в течение двадцати лет работал над музыкой и обработкой звука для снятых там фильмов. В 1968 году он прошел стажировку в известной парижской студии экспериментальной музыки Пьера Шеффера (Pierre Schaeffer), где снял короткометражный фильм «Вариации изображения и звука» («La vie, la mort, l'espoire»), который использовался для проверки аудиовизуального восприятия.

Кузняк дебютировал как композитор музыки к кинофильмам в 1960 году в документальном фильме Кристины Грычеловской «Siedliszcze». Среди документальных фильмов с его музыкой стоит обратить внимание на «Nie płacz» (1972), трогательное впечатление Гжегожа Круликевича о последних моментах «свободных» юношей, идущих в армию, «Za ciosem» (1976) - нетрадиционный образ Яна Щепаньского, одного из лучших польских боксеров, реализованный Петром Андреевым, «Manekiny» Тадеуша Кантора (1983), «Kantora» (1985) Анджея Сапии, «Hommaga a Beksiński» (1985) Богдана Дзиворского или «Szwedzkie tango» (1999) Ежи Сладковского, увлекательная история о паре скандинавских семидесятилетних парней, увлеченных ... аргентинским танго. Несколько документальных фильмов с музыкой Кузняка были отмечены членами жюри Краковского кинофестиваля: в 1982 году композитор был награжден за саундтрек к фильму Анджея Бараньского «Historia żołnierza» (1982), а в 1999 году - за музыку к трем документальным фильмам: «Stworzyć wiatr» (1998) Мариуша Малца, «Fotografia jest rzeczą trudną» (1998) Баранского и «Coś mi zabrano» (1999) Марцина Кшишталовича.

Хенрик Кузняк написал чрезвычайно интересную музыку к дебютному полнометражному фильму Гжегожа Круликевича «Na wylot» (1992), где та играла особую роль, временами принимая на себя повествовательные функции.

Но наибольшую популярность принесла Кузняку музыка из «Vabank» (1981) и «Vabank II» (1984) режиссера Юлиуша Махульского.

С 1964 года Кузняк преподавал в Польской национальной школе кино, телевидения и театра в Лодзи, преподавал кафедру режиссуры кино. Он также читал лекции в Европейской киноакадемии в Страсбурге (1989) и в Университете Леонардо да Винчи в Париже (1998).

1 комментарий: