Зал славы рок-н-ролла.
Американский гитарист-виртуоз, поэт-песенник, новатор в области звукозаписи, один из изобретателей электрогитары, которая сделала возможным современное звучание рок-н-ролла Лес Пол (настоящее имя Лестер Уильям Полсфусс - Lester William Polsfuss) родился 9 июня 1915 года в городке Уокешо, штат Висконскин, в семье Джорджа и Эвелин (Штутц) Польсфус, оба родителя были немецкого происхождения. Его единственный брат Ральф был на семь лет старше. Мать Пола была связана с основателями пивоваренной компании «Valentin Blatz» в Милуоки и производителями автомобилей Stutz. Родители Леса развелись, когда он был ребенком. Его мать упростила их прусскую фамилию сначала до Полфуса, затем до Пола, хотя Лес никогда официально не менял свое имя. Прежде чем взять сценический псевдоним Лес Пол, он выступал как Red Hot Red и Rhubarb Red.
В восемь
лет Пол начал играть на губной гармошке. После обучения игре на фортепиано он
переключился на гитару. За это время он изобрел носимый на шее держатель для
губной гармошки, который позволил ему играть на обеих сторонах губной гармошки
без помощи рук, аккомпанируя себе на гитаре. Он до сих пор производится по его
базовой конструкции.
Мальчика
интересовало очень многое. Точкой отсчета творческой деятельности Леса можно
считать дату, когда ему исполнилось девять лет. Тогда всё и началось. Именно в
этом возрасте он собирает первый радиоприемник. Правда, это он его и разобрал.
Примерно в это же время Лес учится играть на гитаре. Легенда приписывает Полу
изобретение первого гитарного звукоснимателя – это почти правда. Чтобы
заставить свою гитару играть громче, маленький Лестер привязывал под струны
агрегат, собранный из старых индуктивных катушек.
К тринадцати
годам Пол уже играл на полупрофессиональном уровне как певец кантри, гитарист и
гитарист. Играя в подъездах и придорожных домах в районе Уокиша, Пол начал свои
первые эксперименты со звуком. Желая, чтобы его акустическая гитара была
услышана большим количеством людей на местных площадках, он подключил иглу
фонографа к своей гитаре и подключил ее к радиодинамику. Подростком Пол
экспериментировал с сустейном, используя 2-футовый кусок рельса от ближайшей
железнодорожной ветки. В семнадцать лет Пол играл с «Rube Tronson's Texas
Cowboys», и вскоре после того, как бросил школу объединился с «Sunny Joe
Wolverton's Radio Band in St. Louis» в Сент-Луисе, штат Миссури.
Профессиональную
карьеру Лес Пол начал в самом начале 1930-х годов в качестве певца-конферансье
на сент-луисских и чикагских радиостанциях. Именно опыт работы на радио
сказался на многожанровости творчества Леса Пола: он играл народную музыку,
джаз, блюз, кантри, эстрадные номера, гавайскую музыку.
Лес Пол и
Джо Волвертон переехали в Чикаго в 1934 году, где они продолжали исполнять
музыку кантри на радиостанции WBBM и на Всемирной выставке в Чикаго в 1934
году. Находясь в Чикаго, Пол учился джазу у великих исполнителей на южной
стороне Чикаго. Днем он играл по радио музыку в стиле кантри под именем Rhubarb
Red. Ночью он был Лес Полом и играл джаз. Он встретил пианиста Арта Татума,
игра которого побудила его продолжать играть на гитаре, а не играть джаз на
пианино. Его первые две пластинки были выпущены в 1936 году и приписывались
«Rhubarb Red», деревенскому альтер-эго Пола. Он также работал концертмейстером
в других группах, подписанных на Decca. В это время он начал добавлять
различные звуки и принял свой сценический псевдоним Les Paul.
Лесу Полу
приписывают множество инноваций в области звукозаписи, и хотя он был не первым,
кто использовал технику такого рода, Пол одним из первых экспериментировал в
области наложения звука («звук на звук»), эффектов «задержки», фазовых эффектов
и многоканальной записи.
Однако
революционный характер носили не только технические приспособления музыканта,
но и стиль его игры. Он использовал различные приемы игры — начиная от трелей,
заканчивая разнообразными последовательностями аккордов. Стиль Леса Пола
выделяет его из числа современников и служит примером для сотен гитаристов по
всему миру. В 1950-х годах записывался совместно со своей женой Мэри Форд. Он
один из немногих музыкантов, который имеет постоянную экспозицию-выставку в
Зале славы рок-н-ролла.
Поначалу
в его игре чувствовалось сильное влияние Джанго Рейнхардта. После Второй
мировой войны Пол разыскал Райнхардта и подружился с ним. Когда Райнхардт умер
в 1953 году, Пол оплатил часть расходов на похороны. Одним из ценных вещей Пола
была акустическая гитара «Selmer», подаренная ему вдовой Райнхардта. Со
временем Пол выработал собственный стиль. В 21 год он уже руководил собственным
трио, но музыке не дано было совсем победить его страсть к технике. Истошный
рёв той самой первой детской электрогитары навсегда запал ему в душу,
предопределив всю его дальнейшую судьбу.
В 1937
году Пол сформировал трио с ритм-гитаристом Джимом Аткинсом (старший сводный
брат гитариста Чета Аткинса) и басистом / перкуссионистом Эрни «Дариусом»
Ньютоном. Они уехали из Чикаго в Нью-Йорк, где вошли в состав аккомпанирующего
ансамбля Фреда Уоринга «Pensilvanians».
В 1940
году Лес Пол пересмотрел свои эксперименты с железнодорожным рельсом. На этот
раз он создал аналогичный прототип инструмента, одноразовую цельнокорпусную
электрогитару, известную как «The Log», которая представляла собой кусок бревна
4x4 с мостом, грифом, струнами и звукоснимателем с ручным заводом. Log был
построен Полом в нерабочее время на гитарной фабрике Epiphone и является одной
из первых цельнокорпусных электрогитар. Для внешнего вида он прикрепил корпус
гитары Epiphone с полым корпусом, распиленный продольно, с The Log посередине.
Это решило две его основные проблемы: обратную связь, поскольку акустическое
тело больше не резонировало с усиленным звуком, и сустейн, поскольку энергия
струн не рассеивалась при генерации звука через корпус гитары. Эти инструменты
постоянно совершенствовались и модифицировались на протяжении многих лет, и Пол
продолжал использовать их в своих записях даже после разработки своей
одноименной модели Gibson. Чет Аткинс позже писал, что его брат, находясь дома
в гостях с семьей, подарил ему дорогую гитару «Gibson Archtop», которую Лес Пол
подарил Джиму. Чет вспомнил, что это был первый инструмент профессионального
качества, которым он когда-либо владел.
В
1950—1952 гг. благодаря предложению компании «Gibson» Лес Пол участвовал в
разработке электрогитары, получившей его имя — «Gibson Les Paul», которая стала
одной из самых популярных электрогитар среди рок-музыкантов. Хотя Пол обратился
в Gibson Guitar Corporation со своей идеей цельнокорпусной электрогитары в 1941
году, Gibson не проявлял интереса к его изобретению до тех пор, пока Fender не
начал продавать свои гитары Esquire и Broadcaster в 1950 году (Broadcaster был
переименован в Telecaster в 1952 году).
Тед
Маккарти из Gibson был главным дизайнером гитары, которая была основана на
рисунках Пола и позже получила название «Gibson Les Paul». Фирма заключила
рекламное и финансовое соглашение с Полом, выплачивая ему гонорар с продаж.
Гитара поступила в продажу в 1952 году. Пол продолжал вносить предложения по
дизайну. Проблемы с прочностью корпуса и грифа оказались нерешаемыми и Лес Пол
прекратил поддержку и использование своего имени на гитарах Gibson с 1964 по
1966 год, когда его развод был завершен.
В 1941
году Пол чуть не погиб от электрического тока. После двух лет выздоровления он
переехал в Чикаго, где стал музыкальным руководителем радиостанций WJJD и WIND.
Во время
Второй мировой войны Лес Пол был призван в радиослужбу армии США, а
демобилизовавшись, работал в студиях Лос-Анджелеса в качестве аккомпанирующего
гитариста для различных исполнителей – таких, как Бинг Кросби, Джек Бенни и
многих других. Бинг Кросби предоставил Полу один из самых ранних
звукозаписывающих аппаратов, позволявших делать перезапись с магнитной плёнки
на плёнку.
В
качестве замены Оскара Мура в последнюю минуту Пол играл с Нэтом Кингом Коулом
и другими артистами на первом концерте «Джаз в филармонии» в Лос-Анджелесе,
Калифорния, 2 июля 1944 года. Его соло в «Body and Soul» является демонстрацией
его восхищения Джанго Рейнхардтом.
В том же
году трио Пола появилось в радио-шоу Бинга Кросби. Кросби спонсировал записи
Пола. Они записывались вместе несколько раз, в том числе «It's Been a Long,
Long Time», который стал хитом № 1 в 1945 году. Пол записал несколько альбомов
для Decca Records в 1940-х годах. Сестры Эндрюс наняли его трио, чтобы открыть
для них концерт во время турне в 1946 году. Их менеджер Лу Леви сказал, что
наблюдать за пальцами Пола, пока он играет на гитаре, было все равно, что
смотреть на проезжающий поезд. Их дирижер Вик Шон сказал, что его игра всегда
была оригинальной. Максин Эндрюс сказала: «Он настраивался на отрывки, которые
мы пели, и легко играл мелодию, иногда в гармонии. Мы пели эти причудливые
отрывки, и он не отставал от нас нота за нотой в одном и том же ритме ... …
почти внося четвертый голос. Но он ни разу не отвлекал внимание от того, что мы
делали. Он делал все, что мог, чтобы мы звучали лучше».
Результатом
экспериментов с магнитной звукозаписью стали первые сольные пластинки Леса
Пола, выпущенные в 1948 году — «Lover» и «Brazil»; в них гитарист применил
технику многократного наложения звука. С этого времени Лес Пол выступал
самостоятельно.
Однако дальнейшая
деятельность гитариста оказалась под угрозой, когда в декабре 1948 года он
попал в автомобильную аварию с почти смертельным исходом на обледенелом шоссе
66 к западу от Давенпорта, штат Оклахома. Мэри Форд ехала на кабриолете
«Бьюик», который вылетел за борт железнодорожного путепровода и провалился на
двадцать футов в овраг. Пол сломал правую руку и локоть. Врачи больницы Уэсли в
Оклахома-Сити сказали Полу, что они не могут восстановить его локоть. Другой
вариант - ампутация. При операции Пол потребовал, чтобы поломанную руку
срастили под таким углом, чтобы он мог вновь играть на гитаре. После операции
Пол проходил курс реабилитации полтора года.
При
записи этих композиций Лес Пол использовал «овердаб», накладывая друг на друга
партии своей гитары и вокал Мери. Многочисленными наложениями он добивался
нового звучания – яркого, кипящего и как бы неземного. Его слух был устремлён в
будущее. Вообще, Пол – перфекционист. Пластинки, записанные им в начале
пятидесятых, звучат лучше, чем почти всё, что было сделано в те годы на самых
дорогих студиях звукозаписи.
Пол
продолжал предлагать технические улучшения, хотя они не всегда были коммерчески
успешными. В 1962 году Пол получил патент США № 3 018 680 на звукосниматель, в
котором катушка была физически прикреплена к струнам. В середине 1940-х он
представил алюминиевую гитару с механизмами настройки под мостом. Поскольку у
нее не было грифа, насадки для струн были на гайке, это была первая гитара без
головы. К сожалению, гитара Пола была настолько чувствительна к жару от
сценических огней, что не могла сохранять гармонию. Тем не менее, он
использовал его для нескольких своих хитов. Этот стиль получил дальнейшее
развитие у других, наиболее успешных из которых был Нед Штайнбергер.
Впервые
Пол экспериментировал со звуком в начальной школе, когда пробил дырки в рулоне
пианино своей матери. В 1946 году его мать похвалила его за песню, которую она
услышала по радио, хотя на самом деле она слышала Джорджа Барнса, а не Пола.
Это побудило Пола провести два года в своей голливудской студии звукозаписи в
гараже, создавая свой уникальный звук, свой New Sound, которым он ошеломил
музыкальную индустрию своим новым звуком в 1948 году. Пол записал несколько песен
с Бингом Кросби, в первую очередь «It's Been a Long, Long Time», который стал
синглом номер один в 1945 году.
После
сеанса записи Бинг Кросби предложил Полу построить студию звукозаписи, чтобы он
мог производить звук, который ему нужен. Пол создал свою студию в гараже своего
дома на Норт-Керсон-стрит в Голливуде. Студия привлекла множество вокалистов и
музыкантов, которые хотели воспользоваться его опытом. Его эксперименты
включали размещение микрофона, скорость трека и запись наложений. Эти методы
привели к ясности, ранее невиданной для этого типа многодорожечной записи. Люди
начали рассматривать его методы записи как инструменты - такие же важные для
производства, как гитара, бас или барабаны. Capitol Records выпустили диск
«Lover (When You're Near Me)», в котором Пол играл восемь разных партий на
электрогитаре, некоторые из которых были записаны на половинной скорости,
следовательно, "вдвое быстрее" при воспроизведении на нормальной
скорости для мастера. Это был первый раз, когда он использовал мультитрекинг в
записи. Его ранние многодорожечные записи, в том числе «Lover» и «Бразилия»
были сделаны с ацетатными дисками. Он записал дорожку на диск, а затем записал
себя, играя первую партию. Он построил многодорожечную запись с наложенными
треками, а не с параллельными, как он это делал позже. К тому времени, когда он
получил удовлетворяющий его результат, он выбросил около пятисот записывающих
дисков.
Подростком
он построил дисковый нож в сборе, используя маховик от Cadillac, зубной ремень
и другие детали из авторемонтной мастерской своего отца. Спустя годы в своем
голливудском гараже он использовал установку с ацетатным диском для записи
партий с разной скоростью и с задержкой, в результате чего получился его
фирменный звук с эхом и гитарными риффами, похожими на пение птиц.
В 1949
году Кросби подарил Полу одну из первых катушек Ampex Model 200A для катушечных
магнитофонов. Пол изобрел звук на звукозаписи с помощью этой машины, поместив
дополнительную головку воспроизведения, расположенную перед обычными головками
стирания / записи / воспроизведения. Это позволило Полу играть вместе с ранее
записанным треком, оба из которых были сведены вместе в новый трек. Это был
монофонический магнитофон с одной дорожкой на всю ширину ленты в четверть
дюйма; таким образом, запись была «разрушительной» в том смысле, что исходная
запись была навсегда заменена новой, смешанной записью. В конце концов он
улучшил это, используя одну магнитофонную машину для воспроизведения исходной
записи и вторую для записи объединенной дорожки. Это сохранило оригинальную
запись.
В 1952
году он изобрел эффект фленджера, при котором звук появляется и затухает в
гармоническом тоне. Первый пример этого можно услышать в его песне «Mammy's
Boogie».
Просмотр
видеозаписей вдохновил Пола на создание стопки из восьми магнитофонов. Он
работал с Россом Снайдером над дизайном первой восьмидорожечной записывающей
деки, созданной для него Ampex для его домашней студии. Рейн Нарма построил для
него 8-канальный микшерный пульт, который включал в себя линейный эквалайзер и
эффекты вибрато. Он назвал рекордер «Осьминог», а микшерный пульт - «Монстр».
Название «осьминог» было навеяно комиком У.К. Филдсом, который был первым, кто
услышал, как Пол играет свои многодорожечные гитарные эксперименты. «Он пришел
в мой гараж, чтобы записать небольшую пластинку (в 1946 году)», - вспоминал
Лес. «Я сыграл ему ацетат «Любовника». Когда он услышал его, то сказал: «Мой
мальчик, ты говоришь, как осьминог».
Пол не
знал нот, зато обладал великолепным слухом и врождённым чувством музыкальной
структуры. Все аранжировки – от начала до конца – он придумывал в голове и
держал там до тех пор, пока последняя из партий не оказывалась записанной на
диск или плёнку магнитофона. Гений, не правда ли? Пластинки, которые записывал
Пол, шли с наклейкой «новый звук».
Лес Пол
женился на Вирджинии Уэбб в 1937 году. У них было двое детей, Лес Пол младший
(Расти) (1941–2015) и Джин (1944), которого прозвали в честь актера и автора
песен Джина Локхарта.
После
развода в 1949 году Пол снова женился на Мэри Форд (урожденная Ирис Коллин
Саммерс). Пара стала вместе работать над радиошоу Леса Пола «Rhubarb Red» и
«The Ozark Apple Knockers». Позже Пол предложил Ирис взять сценическое имя Мэри
Форд. Шафером и покровительницей чести были родители гитариста Стива Миллера,
семья которого была из Милуоки. Пол был крестным отцом Миллера и его первым
учителем игры на гитаре. Форд родила первого ребенка 30 ноября 1954 года, но
девочка родилась преждевременно и умерла, когда ей было четыре дня от роду. В
1958 году они удочерили девочку Коллин, а в следующем году у них родился сын
Роберт (Бобби). Пол и Форд содержали дом в Махва, штат Нью-Джерси, в котором
после развода Пол прожил там до самой смерти (она умерла в 1977 году).
Дуэт записал несколько песен, ставших настоящими хитами пятидесятых годов – «Vaya con Dios», «The World is Waiting for the
Sunrise» и «Mockin' Bird Hill».
А
удивительная версия песни «How High the Moon» из альбома 1952 года «The Hit
Makers!» теперь считается классической версией этого джазового стандарта.
Альбомы дуэта составлялись из песен в исполнении Мэри Форд и инструментальных
композиций Леса Пола, при этом, Форд, также периодически играла на гитаре. Её
ровный, лёгкий голос, свойственный для кантри, уравновешивал виртуозную игру и
сложные многослойные композиции Леса Пола. Помимо наложения звука, Пол также
экспериментировал с эффектами многократного эхо. Неслучайно его пластинки
маркетировались как «new sound» («новый звук»). Одним из достоинств методов
Леса Пола было то, что свои новаторские идеи он осуществлял в рамках доступной
популярной музыки, а не элитарного авангарда. Пластинки первой половины 50-х
были выдержаны в жанре джаза, однако с переходом на лейбл «Columbia Records» в
1958 году, звучание дуэта изменилось в сторону блюза, кантри и эстрады.
Дуэт
использовал технику записи, известную как «ближний микрофон», когда микрофон
находится на расстоянии менее 6 дюймов (15 см) от рта певца. Это дает более
интимный, менее реверберирующий звук, чем, когда певец находится на расстоянии
30 см или более от микрофона. При использовании микрофона с градиентом давления
(однонаправленного или двунаправленного) он подчеркивает низкочастотные звуки в
голосе из-за эффекта близости микрофона и дает более расслабленное ощущение,
потому что исполнитель не работает так тяжело. Результатом стал стиль пения,
который отличался от неусиленного театрального стиля музыкальных комедий 1930-х
и 1940-х годов. Пара также исполняла полукомические номера в стиле мюзик-холла,
где Мэри имитировала любую строчку, которую Лес решил импровизировать.
В 1950
году Лес Пол вел 15-минутную радиопрограмму «The Les Paul Show» на NBC Radio, в
которой участвовали его трио (он сам, Форд и ритм-игрок Эдди Стэплтон) и его
электроника. Его произведения представляли собой переосмысления таких
классических джазовых и поп-композиций, как «In the Mood», «Little Rock
Getaway», «Brazil» и «Tiger Rag». Сегодня более десяти таких шоу сохранились
среди старых коллекционеров радио.
Несколько
лет спустя шоу Леса Пола появилось в том же формате на телевидении, но без
трио, и было переименовано «Les Paul & Mary Ford at Home» с «Vaya Con Dios»
в качестве музыкальной темы. Спонсируемый жидкостью для полоскания рта
Listerine компании Warner-Lambert, Пол транслировался по телевидению NBC в
течение 1954–1955 годов, а затем передавался до 1960 года. Шоу выходило в эфир
пять раз в день, пять дней в неделю, продолжительностью всего пять минут (одна
или две песни). Поскольку Пол сам создал все шоу, включая аудио и видео, он
поддерживал оригинальные записи и до своей смерти восстанавливал их до текущих
стандартов качества.
Во время
своих радиопередач Пол представил вымышленное устройство «Les Paulverizer»,
которое умножает все, что в него подается, например, звук гитары или голос. Это
был способ Пола объяснить, как его одиночную гитару можно умножить, чтобы
превратить ее в группу гитар. Устройство даже стало предметом комедии: Форд
умножила на него себя и свой пылесос, чтобы она могла быстрее закончить работу
по дому. Позже Пол создал настоящий «Les Paulverizer», который прикрепил к
своей гитаре. Изобретение позволило Полу получить доступ к предварительно записанным
слоям песен во время живых выступлений, чтобы он мог воспроизвести записанный
звук на сцене.
К началу
1960-х годов дуэт перестал пользоваться успехом. После нескольких альбомов в
различных жанрах, Лес Пол и Мэри Форд расстались в 1964 году. В 1965 году Пол
ушел на пенсию, хотя время от времени возвращался в свою студию. Одной из самых
узнаваемых записей Пола с тех пор и до середины 1970-х был альбом «Les Paul
Now» (1968) для London Records / Phase 4 Stereo, на котором он обновил
некоторые из своих ранних хитов. Пол сыграл начальный гитарный трек, а Джордж
Барнс записал дополнительные треки, а Пол работал в своей домашней студии. Он
также записал два альбома, «Chester and Lester» (1976) и «Guitar Monsters»
(1978), для RCA Victor, состоящие из смеси джаза и кантри-импровизации с
гитаристом-виртуозом Четом Аткинсом при поддержке некоторых из знаменитых
студийных музыкантов Нэшвилла. В 1969 году Пол продюсировал альбом «Poe Through
the Glass Prism» для RCA. В альбом вошли песни, основанные на сочинении Эдгара
Аллана По северо-восточной Пенсильванской группой «Glass Prism». Альбом
содержал сингл под названием «The Raven», который появился в чарте Billboard
Hot 100.
С годами
Пол играл в более медленном темпе с большим медиатором, который было легче
держать в руке, страдающей артритом. Композитор Ричард Штайн подал на Пола в
суд за плагиат, обвинив его в том, что песня Пола «Johnny (is the Boy for Me)»
была взята из песни Штайна 1937 года «Sanie cu zurgălăi» (румынский означает
«Сани с колокольчиками»). В 2000 году кавер-версия песни «Johnny» бельгийской
музыкальной группы «Vaya Con Dios», в которой упоминался Пол, вызвала еще одно
действие Румынского общества музыкальных исполнителей и механических прав.
В 2006
году в возрасте 90 лет Лес Пол выиграл две премии «Грэмми» на 48-й ежегодной
премии «Грэмми» за свой альбом «Les Paul & Friends: American Made World
Played». Он также выступал каждый понедельник вечером с гитаристом Лу Палло,
басистом Полом Новински (а позже - Ники Парротт), гитаристом Фрэнком Виньолой и
в течение нескольких лет пианистом Джоном Колианни. В последние годы жизни музыкант раз в неделю
выступал в нью-йоркском клубе «Iridium Jazz Club».
В 1995
году Пол основал Les Paul Foundation, который начал свою деятельность только
после смерти музыканта. Фонд Les Paul Foundation вдохновляет на новаторское и
творческое мышление, разделяя наследие Леса Пола через поддержку музыкального
образования, звукозаписи, инноваций и медицинских исследований, связанных со
слухом (заявление о миссии). Фонд учредил награду Les Paul Innovation Award в 1991 году
Les Paul Spirit Award.
В 1960
году он и Мэри Форд получили звезду на Голливудской аллее славы. В 1988 году
Лес Пол был занесен в Зал славы рок-н-ролла гитаристом Джеффом Беком, который
сказал: «Я скопировал с Лес Пола больше фраз, чем хотел бы признать». Он также
был включен в Зал славы авторов песен (2005), Зал славы биг-бэнда и джаза
(1990), Зал славы изобретателей Нью-Джерси (1996) и Зал славы Нью-Джерси
(2010). В 2005 году музыкант был введен в Национальный зал славы изобретателей
за разработку твердотельной электрогитары.
Две песни
Пола были занесены в Зал славы Грэмми: «How High the Moon» и «Vaya Con Dios». В
1976 году он и Чет Аткинс получили премию Грэмми за лучший кантри-инструментал.
В 2005 году он получил награду за лучший инструментал «Caravan» и за лучший
рок-инструментал «69 Freedom Special».
В 1983
году Лес Пол получил премию Grammy Trustees Award за жизненные достижения. В
2001 году он был удостоен награды Special Merit / Technical Grammy Award,
которой награждаются «отдельные лица или учреждения, установившие высочайшие
стандарты качества в творческом применении аудиотехнологий», избранная награда,
присуждаемая мастерам аудио-инноваций, включая Томаса Альва. Эдисон, Лео Фендер
и инженер звукозаписи Beatles Джефф Эмерик. В 2004 году музыкант получил премию
«Эмми за заслуги в области инженерии» и за заслуги в музыкальном образовании от
Фонда школьной музыки штата Висконсин. В 2007 году Пол был награжден
Национальной медалью искусств от президента США Джорджа Буша. В 2009 году он
был назван одним из десяти лучших электрогитаристов всех времен по версии
журнала Time, а два года спустя - восемнадцатым величайшим гитаристом всех
времен по версии журнала Rolling Stone. В том же году его имя было добавлено на
Аллею славы в Нэшвилле.
12
августа 2009 года Лес Пол умер от осложнений от пневмонии в больнице
Уайт-Плейнс в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, и был похоронен на домашнем кладбище
в Прериях, Уокеша, Висконсин.
25 июня
2019 года журнал The New York Times упомянул Леса Пола среди сотен артистов,
чей материал, как сообщается, был уничтожен во время пожара в Университете 2008
года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий