вторник, 27 июня 2023 г.

Культовые пластинки 1980-х. ДДТ - «Я получил эту роль» (1989).

Музыка ДДТ — простая, как и у многих рок-групп, но зачастую не в ней было дело. Песни Шевчука — это в первую очередь тексты, поэзия. Артиста по праву можно назвать большим поэтом нашей страны, и многие композиции могли бы стать страничками в сборнике стихотворений. Но хорошо, что для них подобралась красивая мелодия, которая придала им новые краски и подарила нам бессмертные хиты.

«Я получил эту роль» — пятый альбом группы ДДТ, вышедший в 1989 году. Это первый альбом ленинградского состава и первый легально выпущенный альбом ДДТ. В последующие несколько лет альбом разошёлся небывалым для того времени тиражом в два с половиной миллиона экземпляров. Сами музыканты называли альбом «Greatest Hits» группы на тот момент, потому что в него вошли несколько песен со старых альбомов, заново переписанные в профессиональной студии с музыкантами питерского состава, и четыре новые, питерские, песни Шевчука («Террорист», «Конвейер», «Церковь» и «Революция»).

Шевчук приехал в Ленинград с молодой женой и, как лимитчик, устроился дворником, потом сторожем:

«Однажды иду, обдумываю песню «Церковь без крестов», зазевался и перешёл дорогу на красный свет. Гаишник заметил и потребовал штраф — пять рублей. А у меня как раз пятёрка с собой была. И жить на неё предстояло неделю. Я стал просить: «Старик, отпусти, это мои последние деньги». А он предложил в участок пройти. В общем, отдал я ему пять рублей и, так как денег не было даже на метро, отправился домой пешком. От Невского до Гражданки. А это часа три ходу».

В качестве сессионных музыкантов в альбоме выступают Андрей Муратов, Михаил Чернов и Александр Ляпин. Первые двое спустя год стали постоянными участниками группы, а Ляпин — одним из близких друзей ДДТ. Также первый раз помогал в студии Игорь Тихомиров. Хотя записанные им черновые наброски бас-гитары к песне «Поэт» в альбом не вошли, но помогли собрать интересную партию психоделического «блуждающего» баса.

Чернова, джазового музыканта, пригласили в студию и показали, где должна быть партия саксофона, играл он свободно. Шевчук сказал: «Слышал Пинк Флойд? Ну, вот здесь примерно так же должно звучать…». Чернов тогда понятия не имел, что это такое, но интуитивно сыграл как надо. Песня называлась «Террорист».

В отличие от других рок-клубовских групп, запись «ДДТ» делал не Андрей Тропилло в студии ЛДМ, а Юрий Морозов на Ленинградской студии грамзаписи. Было снято три видеоклипа. Первый — «Конвейер», 1987, режиссёр Пётр Солдатенков. Второй — «Террорист», дипломная работа выпускника ВГИКа, автор неизвестен. Третий — «Я получил эту роль», 1987, режиссёр Солдатенков. Фрагмент видео «Ни шагу назад» вошёл в фильм Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным».

Шевчук: «Наша первая пластмассовая пластинка. Песни, вошедшие в неё — из разных андеграундных альбомов «Свинья на радуге» (1982), «Компромисс» (1983), «Периферия» (1984), «Время» (1985). Короче, этот диск — сборник песен разных времен и народов, наиболее ключевых, дорогих что ли песен. Замечательная девушка Татьяна Маркелова, работавшая тогда на «Мелодии», спродюсировала, то есть «пробила» его. Директор тогдашнего ленинградского филиала «Мелодии» товарищ Голубовский милостиво согласился, но с одним условием: мы полностью отказываемся от авторского гонорара… Эта первая наша «ласточка» разошлась рекордным тиражом. Поэтому мы прозвали её Золотой».

Впервые о выпуске данного винила Шевчук сообщил в интервью газете «Московский Комсомолец» в ноябре 1988 года и уже в следующем году долгожданный диск суперпопулярной к тому моменту рок-группы поступил в широкую продажу. Стоит заметить, что только лидеру «ДДТ» пришлось отказаться от авторского гонорара. Участвовавшие в записи музыканты получили вознаграждение за работу в размере 40 рублей каждый. Шевчук вспоминал, что видел, как спекулянты торгуют пластинкой «Я получил эту роль» по 10 рублей за штуку. Нормальной считалась цена, не превышающая 2 рубля.

На задней стороне конверта, по тогдашней традиции фирмы «Мелодия», имелась сопроводительная статья, написанная известным рок-журналистом Ильёй Смирновым, в завершении которой было сказано: «Сегодня все авторитетные издания признали, что в нашей стране есть свой рок – самобытное и ни на что не похожее искусство. И среди первых его имён, несомненно, «ДДТ». Любопытная деталь: на фирменных «мелодиевских» «яблоках» диска рядом с названиями песен скрупулёзно указаны годы их появления на свет, как если бы треки для данного сборника были взяты с оригинальных альбомов. Параллельно распространялась более полная, магнитофонная версия сборника, на которой, в отличие от винила, были представлены также песни «Хиппаны» и «Ни шагу назад». Иногда кассеты «ДДТ-88» с данной фонограммой имели перемонтированные варианты и включали в себя дополнительные песни из программы «Оттепель». Пластинка «Я получил эту роль» имела невероятный успех и была впоследствии неоднократно переиздана на компакт-дисках с каноническим набором треков, а в самом позднем на сегодня издании содержит бонус-трек «Тусовщик», записанный во время Шестого Ленинградского рок-фестиваля в июне 1988 года.

Диск открывается взрывным манифестом «Поэт», впервые записанным на магнитоальбоме 1985 года «Время». С места – в карьер. Стена звука, слэпующий бас и заводящиеся электрогитары. В первом же куплете: «я – пастырь, я – красный волк, дрессировке не поддаюсь!» - столь хищно и яростно мало кто осмеливался начинать альбомы даже во времена Перестройки. В строчке «я Вселенной вчера между глаз звезданул» мне почему-то всегда слышался другой глагол, что придавало песне в моём восприятии ещё больший энергетический заряд. «Сотнею проклят, сотней воспет, я снова встаю сейчас!» - одно из сильнейших мест, до сих пор цепляющее до мурашек, как и «друг мой лучший, доброволец-судья, мещанин, я хочу тебя, х-ха!».

«Поэт»

Известно об участии бас-гитариста группы «Кино» Игоря Тихомирова в сессиях записи этой песни, которые впоследствии не вошли в оригинальную фонограмму. Ровно 20 лет спустя после первой публикации на «Времени» «Поэт» получит вторую жизнь, войдя составной частью в песню «Я ввязался в бой», включённую в альбом «Пропавший без вести».

«Мальчики-мажоры»

Зачастую магнитофонные версии «Я получил эту роль» открывал суперхит «Мальчики-мажоры» с того же альбома «Время», где эта песня звучала в два раза медленнее. А здесь всё как надо: упруго и бодро. Гаражные такие, рок-н-ролльные гитары, чёткие риффы и мощные барабаны. В концертных перечислениях тех, кого чествует Шевчук, сам автор частенько предпочитал «суперпевцам» «суперкозлов» (вспомним, кстати, рождённых в те же годы «Козлов» БГ), а изначальное «уткнувшись в плюющее спермой видео» на записи официальной пластинки было изменено на «уткнувшись в плюющее счастьем видео». Часто Шевчук на концертах допускал вариативность в перечислении городов – на примере варианта «А вот Сан-Ремо, Уфа, Шушары – вот это престиж!». И, конечно же, финальное «В песне не понял ты, увы, НИЧЕГО!» - это радует до сих пор. Тема мажоров, к слову, напрямую затрагивалась в кинофильме Виктора Волкова «Публикация» (1988), куда включены мощнейшие по энергетике кадры, как группа «ДДТ» исполняет на концерте песню «Время».

«Конвейер» (Official video)

Упоминавшаяся уже сегодня песня «Конвейер», появившаяся в репертуаре «ДДТ» в 1987 году, получила на этой пластинке свою первую студийную версию. Песня довольно лёгкая по отношению к остальным, также, как многие знают, имевшая варианты концертного исполнения: в какой-то момент «я спросил у дяди Пети», выводящее позже на рифму «Петя - ответил», превратилось в многозначное «я спросил у дяди Миши», а неизменно исполнявшийся голосом Брежнева под комический панк-аккомпанемент куплет «Мастер Миша мне ответил: БРЭК ЗРОБИЛИ У США…» на студийном варианте программы «Оттепель» (1990) был дополнен голосом Михаила Сергеевича Горбачёва, декламирующим: «Мы свои законы знаем!». Песня «Конвейер» была экранизирована П.Солдатенко.

«Не стреляй!» - самая старая песня Юрия Шевчука, вошедшая в альбом «Я получил эту роль». В далёком 1982 году с этой песней группа «ДДТ» успешно выступила на Всесоюзном конкурсе «Золотой камертон», а записана «Не стреляй!» до 1988 года была неоднократно: на альбомах «ДДТ-1» (1981), «Свинья на радуге» (1982) и «Монолог в Сайгоне» (1983).

«Не Стреляй!»

А на пластинке «Я получил эту роль» в песне «Не стреляй!» невероятно эффектное гитарное соло в своей неповторимой манере исполнил гитарист «Аквариума» Александр Ляпин, сотрудничество с которым группа продолжила во время работы над программой «Чёрный Пёс Петербург». Лично у меня «Не стреляй!» навсегда ассоциируется с неспокойными событиями августа 1991 года, когда в поддержку защитников молодой российской демократии, выражавшим гражданский протест действиям так называемого ГКЧП, эту песню неоднократно ставили в эфир русскоязычные радиостанции мира. В сентябре 2008 года, эхом летнего военного противостояния российских и грузинских войск, в Москве и Санкт-Петербурге прошли концерты-акции «ДДТ» памяти жертв локальных войн последних десятилетий – название этим концертам дала песня «Не стреляй!», в те же дни свет увидел сборник антивоенных песен группы, под аналогичным названием.

«Церковь без крестов»

Песня 1986 года «Церковь», которую я с давних пор привык называть полным именем – «Церковь без крестов», ассоциируется у меня прежде всего с записью московского концерта памяти Александра Башлачёва в ноябре 1988 года, в котором принимала участие и группа «ДДТ», открывшая «Церковью» свой сет. Пронзительно-тягучая, гипнотически раскачивающаяся в своём фатальном звучании, будто выворачивающая жилы баллада, исполняющаяся от лица изувеченной и приговорённой к уничтожению Церкви Без Крестов – в ней столько подлинного крика и душевной боли, что каждый раз при прослушивании немеет душа. «Остывшая звезда пропавших поколений» - этот апокалиптический образ как-то особенно всегда цепляет. Невероятно магическая, врезающаяся в подсознание, сильнейшая песня группы «ДДТ».

Песня «Террорист» в репертуаре «ДДТ» с 1987 года, одна из обязательных, «пиковых» вещей репертуара тех лет. Песня была в своё время экранизирована, впоследствии входила в различные концертные программы группы (не исключением стала организованная Гариком Сукачёвым знаковая акция 1991 года «Рок против террора», а также концертный альбом «Чёрный Пёс Петербург»).

«Террорист» (Official video)

Песня про террориста Ивана Помидорова, предстающего в антураже героя книг Максима Горького и Леонида Андреева, довольно сильно встряхнула в своё время массовое сознание: «Скучно вам, серые? Щас я накапаю правду на смирные ваши мозги! ТРА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-А-А-А!!!» Психоделическая какофония саксофона Михаила Чернова – бесподобна. Сочная и, к сожалению, не теряющая актуальности песня.

Было время, песней «Революция» группа «ДДТ» неизменно завершала свои концерты. «Революция» появилась в 1987-м, в год тогда ещё официально отмечавшегося 70-летия Октябрьских событий. Одна из лучших композиций «ДДТ», с текстом на манер Владимира Маяковского («В этом мире того, что хотелось бы нам – НЕТ! Мы верим, что в силах его изменить – ДА!») едва ли не сразу вошедшая в песенную классику российского рока.

«Революция» - первое исполнение на публике. Лен. обл., Пос. Шушары, ДК "Нива" - Апрель 1987 год.

Кстати, в уже рассмотренной выше песне «Поэт» тоже довольно много "маяковсковости". А здесь, прямо таки, размашистый парад аллюзий. «Человечье мясо сладко на вкус, это знают Иуды блокадных зим. Что вам на завтрак? Опять Иисус? Ешьте, но знайте, мы вам не простим!» - один только этот фрагмент стоит многого. «Революция», при всей её плакатности, невероятно метафорична и детально точна. Строчка «Сколько афгани стоит смерть, если наша жизнь – не права?» в девяностые годы имела вариант «Сколько копеек стоит смерть, если чья-то жизнь не права?..», а использующаяся в инструментальной коде «Рабочая Марсельеза» Руже де Лиля («Отречёмся от старого мира…») со временем стала примиряюще перетекать на концертах в «битловскую» «All You Need Is Love».

Одной из центральных песен магнитоальбома «Периферия», записанного в 1984 году и стоившего Юрию Шевчуку огромного количества сожжённых нервных клеток, но при этом и фантастической популярности среди поклонников честного искусства, стала песня «Я получил эту роль».

Так же была озаглавлена и дебютная пластинка «ДДТ». Я услышал впервые этот пробирающий до мурашек акустический трек именно в записи 1988 года, в утреннем эфире радиостанции «Юность». Комментировать что-либо бессмысленно, песня эта является поколенческим гимном, и она до сих пор фантастически искрит. Противостояние отцов и детей, низвержение осыпающихся в бурую пыль идеалов и публичное бичевание экзистенциальных нарывов. Физиологичность как дополнительный приём. Гитара, флейта и неистовый голос. Одно из лучших произведений, созданных Юрием Шевчуком.

«Я получил эту роль» (Official video)

Достаточно хорошо известна видеоверсия, в которой лидер «ДДТ», стоя у кирпичной стены, как перед расстрелом, поёт эту песню под акустическую гитару с лицом, буквально перекошенным от боли. С последними аккордами «Я получил эту роль» завершалась одноимённая грампластинка.

«Хиппаны»

Оригинальную версию альбома продолжила зажигательная рок-н-ролльная зарисовка «Хиппаны», впервые записанная в том же 1984 году на альбоме «Периферия». Я был на многих концертах «ДДТ», и всегда при исполнении «Хиппанов» даже самые степенные зрители пускались в пляс. Ностальгический и при этом вечно молодой, исключительно концертный по своему потенциалу хит. Насыщенная специфическим уличным сленгом советских хиппарей, песенка эта, просто-напросто, содержит в себе исконную народность, отвязанность. Упоминания забугорных и отечественных рок-групп в припевах периодически варьируется, неизменным остаётся, пожалуй, лишь монументальный «Пинк Флойд» и имитация милицейской сирены в конце.

Лирической кодой альбома стала песня «Ни шагу назад». В 1985 году эта красивейшая по мелодике и метафорам, насквозь поэтическая тема была включена в альбом «Время», записанный в Москве переживающим не лучший период жизни Шевчуком.

«Ни шагу назад»

Кстати, заметим, что на альбоме 1988 года интересно закольцован один задорный образ: в треке 1 («Поэт») есть уже цитировавшаяся хрустяще-поэтическая строчка: «Я Вселенной вчера между глаз звезданул, подняв свой земной престиж», а в заключительном 10-м треке («Ни шагу назад») Шевчук поёт: «Повернулась к нам задом старушка Луна, под глазом её след от чьей-то ноги...» :)) Многие впоследствии вспоминали именно о «Ни шагу назад» как о первой полюбившейся у «ДДТ» песне - возможно, именно из-за бьющей через край юношеской энергетики. «Рыбьи скелеты осенних берёз в парандже развращённых восточных дождей...» «Мы любим пластмассу, уран и бетон. Едим фармацевтов, а пьём керосин…» «Осень настала, желтеют дома, облетают печально сухими людьми…» Каждая строка тут – тайное окошко в отдельный мир. Всё экзистенциально до безобразия и до восторга красиво. Художественно. И, завершая играющий бликами редкого питерского солнца этот буквально впечатанный в эпоху альбом, так по-шевчуковски эффектно звучит эпилог:

Что светит нам завтра, что греет сейчас?

На сколько удобней литованный крест?

За эти вопросы нам Пушкин воздаст,

Родня нас не выдаст, а Рейган не съест!


Взято в сети и с блога rock_meloman

Комментариев нет:

Отправить комментарий