Музыка
ДДТ — простая, как и у многих рок-групп, но зачастую не в ней было дело. Песни
Шевчука — это в первую очередь тексты, поэзия. Артиста по праву можно назвать
большим поэтом нашей страны, и многие композиции могли бы стать страничками в
сборнике стихотворений. Но хорошо, что для них подобралась красивая мелодия,
которая придала им новые краски и подарила нам бессмертные хиты.
«Я получил эту роль» — пятый альбом группы ДДТ, вышедший в 1989 году. Это первый альбом ленинградского состава и первый легально выпущенный альбом ДДТ. В последующие несколько лет альбом разошёлся небывалым для того времени тиражом в два с половиной миллиона экземпляров. Сами музыканты называли альбом «Greatest Hits» группы на тот момент, потому что в него вошли несколько песен со старых альбомов, заново переписанные в профессиональной студии с музыкантами питерского состава, и четыре новые, питерские, песни Шевчука («Террорист», «Конвейер», «Церковь» и «Революция»).
Шевчук
приехал в Ленинград с молодой женой и, как лимитчик, устроился дворником, потом
сторожем:
«Однажды иду, обдумываю песню «Церковь без
крестов», зазевался и перешёл дорогу на красный свет. Гаишник заметил и
потребовал штраф — пять рублей. А у меня как раз пятёрка с собой была. И жить
на неё предстояло неделю. Я стал просить: «Старик, отпусти, это мои последние
деньги». А он предложил в участок пройти. В общем, отдал я ему пять рублей и,
так как денег не было даже на метро, отправился домой пешком. От Невского до
Гражданки. А это часа три ходу».
В
качестве сессионных музыкантов в альбоме выступают Андрей Муратов, Михаил
Чернов и Александр Ляпин. Первые двое спустя год стали постоянными участниками
группы, а Ляпин — одним из близких друзей ДДТ. Также первый раз помогал в
студии Игорь Тихомиров. Хотя записанные им черновые наброски бас-гитары к песне
«Поэт» в альбом не вошли, но помогли собрать интересную партию психоделического
«блуждающего» баса.
Чернова,
джазового музыканта, пригласили в студию и показали, где должна быть партия
саксофона, играл он свободно. Шевчук сказал: «Слышал Пинк Флойд? Ну, вот здесь
примерно так же должно звучать…». Чернов тогда понятия не имел, что это такое,
но интуитивно сыграл как надо. Песня называлась «Террорист».
В отличие
от других рок-клубовских групп, запись «ДДТ» делал не Андрей Тропилло в студии
ЛДМ, а Юрий Морозов на Ленинградской студии грамзаписи. Было снято три
видеоклипа. Первый — «Конвейер», 1987, режиссёр Пётр Солдатенков. Второй —
«Террорист», дипломная работа выпускника ВГИКа, автор неизвестен. Третий — «Я
получил эту роль», 1987, режиссёр Солдатенков. Фрагмент видео «Ни шагу назад»
вошёл в фильм Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным».
Шевчук: «Наша первая пластмассовая пластинка. Песни,
вошедшие в неё — из разных андеграундных альбомов «Свинья на радуге» (1982),
«Компромисс» (1983), «Периферия» (1984), «Время» (1985). Короче, этот диск —
сборник песен разных времен и народов, наиболее ключевых, дорогих что ли песен.
Замечательная девушка Татьяна Маркелова, работавшая тогда на «Мелодии»,
спродюсировала, то есть «пробила» его. Директор тогдашнего ленинградского
филиала «Мелодии» товарищ Голубовский милостиво согласился, но с одним
условием: мы полностью отказываемся от авторского гонорара… Эта первая наша
«ласточка» разошлась рекордным тиражом. Поэтому мы прозвали её Золотой».
Впервые о
выпуске данного винила Шевчук сообщил в интервью газете «Московский Комсомолец»
в ноябре 1988 года и уже в следующем году долгожданный диск суперпопулярной к
тому моменту рок-группы поступил в широкую продажу. Стоит заметить, что только
лидеру «ДДТ» пришлось отказаться от авторского гонорара. Участвовавшие в записи
музыканты получили вознаграждение за работу в размере 40 рублей каждый. Шевчук
вспоминал, что видел, как спекулянты торгуют пластинкой «Я получил эту роль» по
10 рублей за штуку. Нормальной считалась цена, не превышающая 2 рубля.
На задней
стороне конверта, по тогдашней традиции фирмы «Мелодия», имелась
сопроводительная статья, написанная известным рок-журналистом Ильёй Смирновым,
в завершении которой было сказано: «Сегодня все авторитетные издания признали,
что в нашей стране есть свой рок – самобытное и ни на что не похожее искусство.
И среди первых его имён, несомненно, «ДДТ». Любопытная деталь: на фирменных
«мелодиевских» «яблоках» диска рядом с названиями песен скрупулёзно указаны
годы их появления на свет, как если бы треки для данного сборника были взяты с
оригинальных альбомов. Параллельно распространялась более полная, магнитофонная
версия сборника, на которой, в отличие от винила, были представлены также песни
«Хиппаны» и «Ни шагу назад». Иногда кассеты «ДДТ-88» с данной фонограммой имели
перемонтированные варианты и включали в себя дополнительные песни из программы
«Оттепель». Пластинка «Я получил эту роль» имела невероятный успех и была
впоследствии неоднократно переиздана на компакт-дисках с каноническим набором
треков, а в самом позднем на сегодня издании содержит бонус-трек «Тусовщик»,
записанный во время Шестого Ленинградского рок-фестиваля в июне 1988 года.
Диск открывается взрывным манифестом «Поэт», впервые записанным на магнитоальбоме 1985 года «Время». С места – в карьер. Стена звука, слэпующий бас и заводящиеся электрогитары. В первом же куплете: «я – пастырь, я – красный волк, дрессировке не поддаюсь!» - столь хищно и яростно мало кто осмеливался начинать альбомы даже во времена Перестройки. В строчке «я Вселенной вчера между глаз звезданул» мне почему-то всегда слышался другой глагол, что придавало песне в моём восприятии ещё больший энергетический заряд. «Сотнею проклят, сотней воспет, я снова встаю сейчас!» - одно из сильнейших мест, до сих пор цепляющее до мурашек, как и «друг мой лучший, доброволец-судья, мещанин, я хочу тебя, х-ха!».
Известно
об участии бас-гитариста группы «Кино» Игоря Тихомирова в сессиях записи этой
песни, которые впоследствии не вошли в оригинальную фонограмму. Ровно 20 лет
спустя после первой публикации на «Времени» «Поэт» получит вторую жизнь, войдя
составной частью в песню «Я ввязался в бой», включённую в альбом «Пропавший без
вести».
Зачастую
магнитофонные версии «Я получил эту роль» открывал суперхит «Мальчики-мажоры» с
того же альбома «Время», где эта песня звучала в два раза медленнее. А здесь
всё как надо: упруго и бодро. Гаражные такие, рок-н-ролльные гитары, чёткие
риффы и мощные барабаны. В концертных перечислениях тех, кого чествует Шевчук,
сам автор частенько предпочитал «суперпевцам» «суперкозлов» (вспомним, кстати,
рождённых в те же годы «Козлов» БГ), а изначальное «уткнувшись в плюющее
спермой видео» на записи официальной пластинки было изменено на «уткнувшись в
плюющее счастьем видео». Часто Шевчук на концертах допускал вариативность в
перечислении городов – на примере варианта «А вот Сан-Ремо, Уфа, Шушары – вот
это престиж!». И, конечно же, финальное «В песне не понял ты, увы, НИЧЕГО!» -
это радует до сих пор. Тема мажоров, к слову, напрямую затрагивалась в
кинофильме Виктора Волкова «Публикация» (1988), куда включены мощнейшие по
энергетике кадры, как группа «ДДТ» исполняет на концерте песню «Время».
Упоминавшаяся
уже сегодня песня «Конвейер», появившаяся в репертуаре «ДДТ» в 1987 году,
получила на этой пластинке свою первую студийную версию. Песня довольно лёгкая
по отношению к остальным, также, как многие знают, имевшая варианты концертного
исполнения: в какой-то момент «я спросил у дяди Пети», выводящее позже на рифму
«Петя - ответил», превратилось в многозначное «я спросил у дяди Миши», а
неизменно исполнявшийся голосом Брежнева под комический панк-аккомпанемент
куплет «Мастер Миша мне ответил: БРЭК ЗРОБИЛИ У США…» на студийном варианте
программы «Оттепель» (1990) был дополнен голосом Михаила Сергеевича Горбачёва,
декламирующим: «Мы свои законы знаем!». Песня «Конвейер» была экранизирована
П.Солдатенко.
«Не
стреляй!» - самая старая песня Юрия Шевчука, вошедшая в альбом «Я получил эту
роль». В далёком 1982 году с этой песней группа «ДДТ» успешно выступила на
Всесоюзном конкурсе «Золотой камертон», а записана «Не стреляй!» до 1988 года
была неоднократно: на альбомах «ДДТ-1» (1981), «Свинья на радуге» (1982) и
«Монолог в Сайгоне» (1983).
А на
пластинке «Я получил эту роль» в песне «Не стреляй!» невероятно эффектное
гитарное соло в своей неповторимой манере исполнил гитарист «Аквариума»
Александр Ляпин, сотрудничество с которым группа продолжила во время работы над
программой «Чёрный Пёс Петербург». Лично у меня «Не стреляй!» навсегда
ассоциируется с неспокойными событиями августа 1991 года, когда в поддержку
защитников молодой российской демократии, выражавшим гражданский протест
действиям так называемого ГКЧП, эту песню неоднократно ставили в эфир
русскоязычные радиостанции мира. В сентябре 2008 года, эхом летнего военного
противостояния российских и грузинских войск, в Москве и Санкт-Петербурге
прошли концерты-акции «ДДТ» памяти жертв локальных войн последних десятилетий –
название этим концертам дала песня «Не стреляй!», в те же дни свет увидел
сборник антивоенных песен группы, под аналогичным названием.
Песня
1986 года «Церковь», которую я с давних пор привык называть полным именем –
«Церковь без крестов», ассоциируется у меня прежде всего с записью московского
концерта памяти Александра Башлачёва в ноябре 1988 года, в котором принимала
участие и группа «ДДТ», открывшая «Церковью» свой сет. Пронзительно-тягучая,
гипнотически раскачивающаяся в своём фатальном звучании, будто выворачивающая
жилы баллада, исполняющаяся от лица изувеченной и приговорённой к уничтожению
Церкви Без Крестов – в ней столько подлинного крика и душевной боли, что каждый
раз при прослушивании немеет душа. «Остывшая звезда пропавших поколений» - этот
апокалиптический образ как-то особенно всегда цепляет. Невероятно магическая,
врезающаяся в подсознание, сильнейшая песня группы «ДДТ».
Песня
«Террорист» в репертуаре «ДДТ» с 1987 года, одна из обязательных, «пиковых»
вещей репертуара тех лет. Песня была в своё время экранизирована, впоследствии
входила в различные концертные программы группы (не исключением стала
организованная Гариком Сукачёвым знаковая акция 1991 года «Рок против террора»,
а также концертный альбом «Чёрный Пёс Петербург»).
Песня про террориста Ивана Помидорова,
предстающего в антураже героя книг Максима Горького и Леонида Андреева,
довольно сильно встряхнула в своё время массовое сознание: «Скучно вам, серые?
Щас я накапаю правду на смирные ваши мозги! ТРА-ТА-ТА-ТА-ТА-ТА-А-А-А!!!»
Психоделическая какофония саксофона Михаила Чернова – бесподобна. Сочная и, к
сожалению, не теряющая актуальности песня.
Было
время, песней «Революция» группа «ДДТ» неизменно завершала свои концерты.
«Революция» появилась в 1987-м, в год тогда ещё официально отмечавшегося
70-летия Октябрьских событий. Одна из лучших композиций «ДДТ», с текстом на
манер Владимира Маяковского («В этом мире того, что хотелось бы нам – НЕТ! Мы
верим, что в силах его изменить – ДА!») едва ли не сразу вошедшая в песенную
классику российского рока.
Кстати, в
уже рассмотренной выше песне «Поэт» тоже довольно много
"маяковсковости". А здесь, прямо таки, размашистый парад аллюзий.
«Человечье мясо сладко на вкус, это знают Иуды блокадных зим. Что вам на
завтрак? Опять Иисус? Ешьте, но знайте, мы вам не простим!» - один только этот
фрагмент стоит многого. «Революция», при всей её плакатности, невероятно
метафорична и детально точна. Строчка «Сколько афгани стоит смерть, если наша
жизнь – не права?» в девяностые годы имела вариант «Сколько копеек стоит
смерть, если чья-то жизнь не права?..», а использующаяся в инструментальной
коде «Рабочая Марсельеза» Руже де Лиля («Отречёмся от старого мира…») со
временем стала примиряюще перетекать на концертах в «битловскую» «All You Need
Is Love».
Одной из
центральных песен магнитоальбома «Периферия», записанного в 1984 году и
стоившего Юрию Шевчуку огромного количества сожжённых нервных клеток, но при
этом и фантастической популярности среди поклонников честного искусства, стала
песня «Я получил эту роль».
Так же
была озаглавлена и дебютная пластинка «ДДТ». Я услышал впервые этот пробирающий
до мурашек акустический трек именно в записи 1988 года, в утреннем эфире
радиостанции «Юность». Комментировать что-либо бессмысленно, песня эта является
поколенческим гимном, и она до сих пор фантастически искрит. Противостояние
отцов и детей, низвержение осыпающихся в бурую пыль идеалов и публичное
бичевание экзистенциальных нарывов. Физиологичность как дополнительный приём.
Гитара, флейта и неистовый голос. Одно из лучших произведений, созданных Юрием
Шевчуком.
Достаточно
хорошо известна видеоверсия, в которой лидер «ДДТ», стоя у кирпичной стены, как
перед расстрелом, поёт эту песню под акустическую гитару с лицом, буквально
перекошенным от боли. С последними аккордами «Я получил эту роль» завершалась
одноимённая грампластинка.
Оригинальную
версию альбома продолжила зажигательная рок-н-ролльная зарисовка «Хиппаны»,
впервые записанная в том же 1984 году на альбоме «Периферия». Я был на многих
концертах «ДДТ», и всегда при исполнении «Хиппанов» даже самые степенные
зрители пускались в пляс. Ностальгический и при этом вечно молодой,
исключительно концертный по своему потенциалу хит. Насыщенная специфическим
уличным сленгом советских хиппарей, песенка эта, просто-напросто, содержит в
себе исконную народность, отвязанность. Упоминания забугорных и отечественных
рок-групп в припевах периодически варьируется, неизменным остаётся, пожалуй,
лишь монументальный «Пинк Флойд» и имитация милицейской сирены в конце.
Лирической
кодой альбома стала песня «Ни шагу назад». В 1985 году эта красивейшая по
мелодике и метафорам, насквозь поэтическая тема была включена в альбом «Время»,
записанный в Москве переживающим не лучший период жизни Шевчуком.
Кстати,
заметим, что на альбоме 1988 года интересно закольцован один задорный образ: в
треке 1 («Поэт») есть уже цитировавшаяся хрустяще-поэтическая строчка: «Я
Вселенной вчера между глаз звезданул, подняв свой земной престиж», а в
заключительном 10-м треке («Ни шагу назад») Шевчук поёт: «Повернулась к нам
задом старушка Луна, под глазом её след от чьей-то ноги...» :)) Многие
впоследствии вспоминали именно о «Ни шагу назад» как о первой полюбившейся у
«ДДТ» песне - возможно, именно из-за бьющей через край юношеской энергетики.
«Рыбьи скелеты осенних берёз в парандже развращённых восточных дождей...» «Мы
любим пластмассу, уран и бетон. Едим фармацевтов, а пьём керосин…» «Осень
настала, желтеют дома, облетают печально сухими людьми…» Каждая строка тут –
тайное окошко в отдельный мир. Всё экзистенциально до безобразия и до восторга
красиво. Художественно. И, завершая играющий бликами редкого питерского солнца
этот буквально впечатанный в эпоху альбом, так по-шевчуковски эффектно звучит
эпилог:
Что
светит нам завтра, что греет сейчас?
На
сколько удобней литованный крест?
За эти
вопросы нам Пушкин воздаст,
Родня нас
не выдаст, а Рейган не съест!
Взято в
сети и с блога rock_meloman
Комментариев нет:
Отправить комментарий