вторник, 27 июня 2023 г.

Классика рока. Uriah Heep - «...Very 'Eavy ... Very 'Umble» (1970).

Хард-рок

Прогрессивный рок

«...Very 'Eavy ... Very 'Umble» («...Очень тяжелый... Очень непритязательный») — дебютный альбом английской хард-рок группы Uriah Heep, первое издание которого вышло 13 июня 1970 года на Vertigo (6360 006) со "сверлом" в Англии, Франции, Германии, Италии, ЮАР и Австралии (L 36378). В США и Канаде этот альбом вышел на Mercury Records (SR-61294) под названием просто Uriah Heep - с другой обложкой и с песней "Bird of Prey" вместо "Lucy Blues".

Bronze Records, перекупив контракт с Uriah Heep, переиздала все выпускавшиеся до неё альбомы группы. ...Very 'Eavy ... Very 'Umble вышел впервые на Bronze Records (ILPS 9142) в 1971 году в Англии, Голландии, Германии, Италии, Испании, Скандинавии и в Южной Америке. На протяжении 1970-х неоднократно переиздавался в европейских странах, США, Австралии и Японии. В 1980-х годах каталог Bronze скупила компания Castle Communications и переиздавала альбомы Uriah Heep под лейблом Castle Classics.

История

История Uriah Heep уходит корнями в 1967 год, когда 20-летний парень Мик Бокс со своей гитарой, большими мечтами и амбициями создал полупрофессиональную группу The Stalkers, все члены, которой днем работали где-нибудь, а по вечерам и выходным играли в окрестностях Восточного Лондона. Началось с того, что когда от них ушел вокалист, барабанщик предложил прослушать своего кузена Дэвида Гаррика.

"Дэвид был немного напряжен, и я сказал ему: выпей немного пива, вставай и вперед и с песней," - вспоминает Мик. "Он выпил несколько пинт, встал и спел с нами несколько старых рок-н-роллов (из тех, что составят потом рок-н-ролльное попурри, ставшее неотъемлемой частью концертной программы Хип в начале 1970-х), и это было то, что надо, он был принят!" С того момента началось развитие творческого союза Бокс - Байрон. Их музыкальные устремления были гораздо выше остальных участников группы, так что вскоре они преодолели психологический барьер, мешавший бросить дневную работу и посвятить себя полностью музыке, и они решили создать новую группу на профессиональной основе.

Группу назвали Spice, а Дэвид сменил свою родную фамилию Гаррик на более романтично звучавшую Байрон. Через объявление в музыкальной газете (традиционный в то время способ набора музыкантов) они взяли к себе ударника Алекса Нэпьера. Непременным условием вступления в группу было отсутствие подружки или жены, но Нэпьер схитрил, назвав свою жену сестрой. Вскоре из группы The Gods к ним пришел басист Пол Ньютон, и Spice оказалась в полном составе.

С самого начала, Spice нарочно избегали играть хиты своего времени (типа "Knock On Wood"Эдди Флойда или "In the Midnight Hour" Уилсона Пикетта и т.п.), сосредоточиваясь на исполнении менее известных песен и сочинении собственных. "Мы всегда стремились делать что-нибудь свое," - вспоминает Бокс, "и хотя на первых порах с этим трудно было выступать, в конце концов благодаря этому у нас сложился небольшой круг поклонников." Под чутким руководством отца Пола Ньютона, Spice постепенно доросла до выступлений в знаменитом лондонском клубе The Marquee, на чьей сцене побывали все знаменитости конца 1960-х: Pink Floyd, The Who, Yes, David Bowie, Jethro Tull, The Jimi Hendrix Experience и многие другие. Однако, чтобы не кануть в лету, требовалось сделать гигантский шаг вперед. Человеком, который помог сделать этот шаг, был Джерри Брон.

Джерри Брон в то время был уже достаточно опытным бизнесменом в области музыкального менеджмента и продюссирования. Прослушав Spice, он остался сильно впечатлен и подписал эту четверку на свою Hit Record Productions Ltd. (которая имела в свою очередь договор с Philips Records) с целью сделать запись. "Я подумал, что это как раз та группа, которую я мог бы развить, поэтому и занялся ими," - говорит Брон. Вскоре Брон забрал все бразды управления группой в свои руки, из чего получилось такое далеко идущее сотрудничество, о котором в то время никто и не подозревал. Таким образом, группа в том же квартетном составе и под тем же названием Spice, оказалась в лондонской студии Lansdowne по контракту с Hit Records/Philips с целью записать альбом, который должен был выпустить новый филиал Philips - Vertigo.

В последующие пару месяцев в группе произошли значительные перемены. Во-первых, сменили название на Uriah Heep (Юрайя Хип) - по имени вредного рыжего персонажа из романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфилд" (в русском переводе романа его звали Урий Гип). Идею предложил Брон, поскольку имя Диккенса было у всех на слуху в рождественский период 1969 года в связи со 100-летием со дня его смерти. Вторым важным новшеством было внедрение в группу клавиш. Как вспоминал Бокс: "Мы записали уже половину альбома, когда поняли, что неплохо было б добавить к нашему звучанию клавиши. Я был большой поклонник группы Vanilla Fudge с их органом Хаммонда и жгучей гитарой поверх его. А у нас как раз был высокий вибрирующий голос Дэвида, поэтому мы сразу поняли, в какую форму это облечь. Сначала Джерри привел сессионного игрока Колина Вуда, а когда мы стали искать постоянного участника, появился Кен Хенсли, когда-то игравший на клавишах в The Gods вместе с Полом Ньютоном, а на тот момент бывший гитаристом в группе Toe Fat."

"Я увидел в этой группе большие возможности играть нечто совершенно другое," - вспоминает Хенсли, и он присоединился к Uriah Heep. Хенсли сразу же и много привнес в запись альбома не только новаторским звучанием органа и меллотрона, но и сочинением музыки. Правда, менеджмент компании запретил переписывать некоторые из партий, записанных Колином Вудом. Основной материал альбома создали Бокс и Байрон, начиная с первой вещи - знаменитой "Цыганки" ("Gypsy"), где была заложена основа их фирменному звучанию, сочетавшему в себе тяжелые гитары с многодорожечной записью вокалов на высоких тонах. "Забавно, что мы сочиняли все это в Hamwell Community Centre в Шеффердс Буше (район Западного Лондона), где в соседней комнате репетировали Deep Purple. Можете представить, как мы будоражили друг друга!" - вспоминает Бокс.

Уже было записано три четверти альбома, когда барабанщика Алекса Нэпьера заменили на Нигела (Олли) Олссона, которого порекомендовал Дэвиду Байрону Элтон Джон. Дэвид дружил с Элтоном с тех времен, когда они оба работали на Avenue Records, записывая низкобюджетные каверы с хитов из британской Top 30. Теперь, когда очкарик завершил работу над своим первым альбомом, у него освободился барабанщик, который и присоединился к Uriah Heep, чтобы закончить запись их альбома.

Выход в свет

«...VERY 'EAVY...VERY 'UMBLE» (в США под другой обложкой и названием просто «URIAH HEEP») вышел в свет 19 июня 1970 на Vertigo со знаменитым логотипом-"сверлом" во весь ярлык пластинки и на весь внутренний конверт-рубашку. На болезненно готичной обложке, во весь двойной разворот конверта, изображено испуганное лицо Дэвида Байрона, запутанное в паутине. Название альбома перекликается с любимой фразой диккенсовского персонажа Юрайи Хипа, называвшего себя "очень непритязательным". Немного погодя, Джерри Брон создал собственный лейбл Bronze Records, на котором выпускал последующие альбомы Uriah Heep, и в первую очередь переиздал в 1971 году ...Very 'eavy... Very 'umble, а также второй альбом Salisbury, который Uriah Heep успели записать к тому времени.

Спродюссированный Джерри Броном, альбом состоит из восьми номеров, отражающих значительное по тем временам музыкальное многообразие. Если упомянутая уже "Цыганка" и "I'll Keep On Trying" ("Я продолжаю пытаться") - обе авторства Бокс/Байрон - типичные вещи Хип: с тяжелыми приземленными гитарными риффами, выпуклыми клавишами и сильными вокальными гармониями, то "Wake Up (Set Your Sights)" относится скорее к прогрессивному року в духе King Crimson, например. Есть здесь и классический блюз "Lucy Blues", и многогранная сюита "Wake Up (Set Your Sights)" с явно выраженными джазовыми и даже симфоническими интонациями.

Тексты во всем альбоме очень трогательные. "Цыганка" - это романтическая история любви к цыганской королеве, отец которой выгнал 17-летнего героя песни взашеи со словами "Ты не нашего племени". Песня завершается твердой уверенностью парня, что однажды он вернется к ее отцу "сильный достаточно, чтобы бороться и победить", вернется "таким мужчиной, которого тот поймет." Еще более трогателен текст баллады про Мелинду, представляющий собой диалог отца с дочерью, которая внезапно обнаруживает, что у нее была мама, погибшая на войне. А сюита "Wake Up (Set Your Sights)" представляет собой эдакое эпическое полотно, полное пафоса какой-то битвы, где припев призывает: "Проснись! Подыми свою планку выше. Отстаивай свои права, и справедливость восторжествует."

Как бы там ни было, альбом представил то уникальное, их собственное звучание, к которому стремились Uriah Heep. Многим музыкальным критикам изначально бросилась в глаза прежде всего тяжесть альбома. Впоследствии, это даст повод считать ...Very 'eavy... Very 'umble одним из первых альбомов "хэви метала". А тогда разброс мнений шел от "интересно" или "искусно, но не особенно оригинально" до скандально знаменитой рецензии Мелиссы Миллз в журнале Rolling Stone (№ 67, октябрь 1970). Мы приводим ее целиком, как образчик оголтело некомпетентного журналистского суждения:

"Если эта группа добьется успеха, мне придется покончить собой. С первой же ноты их не хочется слушать дальше. Uriah - это в десять раз разбавленный Jethro Tull, только еще более занудный и бессодержательный. UH состоит из пяти участников: вокал, орган, гитара, бас и ударные. Им не удалось создать какое-либо характерное звучание. Еще одна причина неинтересности их стиля в том, что всё, что они играют, базируется на повторяющихся риффах.

Согласно сопровождаемой скудной промо-информации, Uriah Heep провели весь прошлый год в студии, репетируя и записывая песни. Несомненно, именно недостаток концертной деятельности стал причиной такого качества альбома. Если б они играли живьем в клубах, их бы выбросили со сцены, чем сберегли бы наше время, деньги и винил."

Мик Бокс отвечал на эту нападку, что в Uriah Heep никто никогда не играл на флейте, и никто из группы не умеет стоять на одной ноге! На самом деле, ...Very 'eavy... Very 'umble озадачил большинство рецензентов, и это имело свой эффект. В музыкальном плане, это было время экспериментальных поисков для группы. Творческий союз Бокса, Байрона и Хенсли тогда только начал свое развитие. "Все произошло очень быстро," - вспоминает Бокс, "потому что мы совпали во всем. Получилось так, как оно подразумевалось. Вышла такая вот химия." Эта "химия" получила свое дальнейшее развитие в следующем альбоме - Salisbury.

Список песен на внутреннем развороте снабжен небольшими комментариями от Uriah Heep в духе академичной филармонической програмки:

Side One

«GYPSY» (Box/Byron). Ведущая вещь альбома, представляющая дикое органное соло и многодорожечные вокальные гармонии.

«WALKING IN YOUR SHADOW» (Newton/Byron). Еще один стильный, на сей раз чисто гитарный номер, представляющий гитарное соло от Мика.

«COME AWAY MELINDA» (Hellerman/Minkoff). Возможность показать более нежную сторону голоса Дэвида. В основе песни беседа между отцом и его юной дочерью, чья мать погибла на войне.

«LUCY BLUES» (Box/Byron). Все еще в меланхолии после "Мелинды", у нас медленный блюз, едва предсказуемый, но довольно приятный.

Side Two

«DREAMMARE» (Newton). После навороченного вступления "Дремота" уносит нас сквозь сны и кошмары под замечательные барабаны Олли.

«REAL TURNED ON» (Box/Byron). Полностью гитарный фанк в среднем темпе, первое соло от Кена, второе - от Мика.

«I’LL KEEP ON TRYING» (Box/Byron). Возврат к тяжелой органной аранжировке, как в "Цыганке" с пугающим вау-вау соло от Мика.

«WAKE UP (SET YOUR SIGHTS)» (Box/Byron). Исходя из текста, "Проснись" не может быть нигде, кроме как в конце. Это из тех песен, что проводят нас, как можно ближе, от начала до конца некоей битвы, и вновь к началу, только уже по-другому.

Там же, на внутреннем развороте помещена, кроме всего прочего, краткая аннотация альбома, подписанная Кеном Хенсли. Она начинается словами "Буквы LP вполне могут означать Large Problem (Большая Проблема) - то, с чем столкнулся каждый, кто участвовал в создании этого альбома." ... ну а далее Вы можете прочитать сами, приобретя эту замечательную пластинку.

Виниловые издания альбома

Singles from "...Very 'Eavy ...Very 'Umble"

Первое издание вышло на Vertigo с первоначальными ярлыками этой фирмы, которые стали легендарными в мире коллекционеров винила. Это так называемое "завихрение" или проще говоря "сверло" (созвучно английскому "swirl"), которое стало культовым задолго до нынешнего возрождения интереса к винилу. К сожалению, мода на это "сверло" сделала неподъёмными по цене любые пластинки, которые с ним издавались, в том числе и первые два альбома Uriah Heep. Найти английский ...Very 'eavy... Very 'umble в этом издании, да в приличном состоянии можно только за очень большие деньги. Трудно сказать, какие, поскольку они редко всплывают в продаже...

Более доступно, а главное, не уступает по качеству звучания второе издание «...Very 'eavy... Very 'umble» на Bronze Records. Первые штамповки комплектовались ещё старыми конвертами, разворот которых открывался сверху. В более поздних изданиях разворот открывался стандартно: сбоку справа. Все издания 1970-х выходили на Bronze Records. Переиздания 1980-х годов на Castle Classics ценятся меньше всего. Они чаще всего выходили в одинарных конвертах без разворота, о качестве пластинок ничего сказать не можем.

Критика

Альбом был в целом подвергнут критике со стороны прессы, хотя и признан ранней классикой жанра хэви-метал. Канадский музыкальный критик Мартин Попофф классифицирует альбом как «прото-хэви-метал». Мелисса Миллс из журнала Rolling Stone начала свой обзор альбома со слов: «Если эта группа выживет, мне придется покончить жизнь самоубийством. С первой ноты ты понимаешь, что больше не хочешь ничего слышать».

Комментариев нет:

Отправить комментарий