Хард-рок
Прогрессивный
рок
«...Very
'Eavy ... Very 'Umble» («...Очень тяжелый... Очень непритязательный») —
дебютный альбом английской хард-рок группы Uriah Heep, первое издание которого
вышло 13 июня 1970 года на Vertigo (6360 006) со "сверлом" в Англии,
Франции, Германии, Италии, ЮАР и Австралии (L 36378). В США и Канаде этот
альбом вышел на Mercury Records (SR-61294) под названием просто Uriah Heep - с
другой обложкой и с песней "Bird of Prey" вместо "Lucy
Blues".
Bronze Records, перекупив контракт с Uriah Heep, переиздала все выпускавшиеся до неё альбомы группы. ...Very 'Eavy ... Very 'Umble вышел впервые на Bronze Records (ILPS 9142) в 1971 году в Англии, Голландии, Германии, Италии, Испании, Скандинавии и в Южной Америке. На протяжении 1970-х неоднократно переиздавался в европейских странах, США, Австралии и Японии. В 1980-х годах каталог Bronze скупила компания Castle Communications и переиздавала альбомы Uriah Heep под лейблом Castle Classics.
История
История
Uriah Heep уходит корнями в 1967 год, когда 20-летний парень Мик Бокс со своей
гитарой, большими мечтами и амбициями создал полупрофессиональную группу The
Stalkers, все члены, которой днем работали где-нибудь, а по вечерам и выходным
играли в окрестностях Восточного Лондона. Началось с того, что когда от них
ушел вокалист, барабанщик предложил прослушать своего кузена Дэвида Гаррика.
"Дэвид
был немного напряжен, и я сказал ему: выпей немного пива, вставай и вперед и с
песней," - вспоминает Мик. "Он выпил несколько пинт, встал и спел с
нами несколько старых рок-н-роллов (из тех, что составят потом рок-н-ролльное
попурри, ставшее неотъемлемой частью концертной программы Хип в начале 1970-х),
и это было то, что надо, он был принят!" С того момента началось развитие
творческого союза Бокс - Байрон. Их музыкальные устремления были гораздо выше
остальных участников группы, так что вскоре они преодолели психологический
барьер, мешавший бросить дневную работу и посвятить себя полностью музыке, и
они решили создать новую группу на профессиональной основе.
Группу
назвали Spice, а Дэвид сменил свою родную фамилию Гаррик на более романтично
звучавшую Байрон. Через объявление в музыкальной газете (традиционный в то время
способ набора музыкантов) они взяли к себе ударника Алекса Нэпьера. Непременным
условием вступления в группу было отсутствие подружки или жены, но Нэпьер
схитрил, назвав свою жену сестрой. Вскоре из группы The Gods к ним пришел
басист Пол Ньютон, и Spice оказалась в полном составе.
С самого
начала, Spice нарочно избегали играть хиты своего времени (типа "Knock On
Wood"Эдди Флойда или "In the Midnight Hour" Уилсона Пикетта и
т.п.), сосредоточиваясь на исполнении менее известных песен и сочинении
собственных. "Мы всегда стремились делать что-нибудь свое," -
вспоминает Бокс, "и хотя на первых порах с этим трудно было выступать, в
конце концов благодаря этому у нас сложился небольшой круг поклонников."
Под чутким руководством отца Пола Ньютона, Spice постепенно доросла до
выступлений в знаменитом лондонском клубе The Marquee, на чьей сцене побывали
все знаменитости конца 1960-х: Pink Floyd, The Who, Yes, David Bowie, Jethro
Tull, The Jimi Hendrix Experience и многие другие. Однако, чтобы не кануть в
лету, требовалось сделать гигантский шаг вперед. Человеком, который помог
сделать этот шаг, был Джерри Брон.
Джерри
Брон в то время был уже достаточно опытным бизнесменом в области музыкального
менеджмента и продюссирования. Прослушав Spice, он остался сильно впечатлен и
подписал эту четверку на свою Hit Record Productions Ltd. (которая имела в свою
очередь договор с Philips Records) с целью сделать запись. "Я подумал, что
это как раз та группа, которую я мог бы развить, поэтому и занялся ими," -
говорит Брон. Вскоре Брон забрал все бразды управления группой в свои руки, из
чего получилось такое далеко идущее сотрудничество, о котором в то время никто
и не подозревал. Таким образом, группа в том же квартетном составе и под тем же
названием Spice, оказалась в лондонской студии Lansdowne по контракту с Hit
Records/Philips с целью записать альбом, который должен был выпустить новый
филиал Philips - Vertigo.
В
последующие пару месяцев в группе произошли значительные перемены. Во-первых,
сменили название на Uriah Heep (Юрайя Хип) - по имени вредного рыжего персонажа
из романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфилд" (в русском переводе
романа его звали Урий Гип). Идею предложил Брон, поскольку имя Диккенса было у
всех на слуху в рождественский период 1969 года в связи со 100-летием со дня
его смерти. Вторым важным новшеством было внедрение в группу клавиш. Как
вспоминал Бокс: "Мы записали уже половину альбома, когда поняли, что
неплохо было б добавить к нашему звучанию клавиши. Я был большой поклонник
группы Vanilla Fudge с их органом Хаммонда и жгучей гитарой поверх его. А у нас
как раз был высокий вибрирующий голос Дэвида, поэтому мы сразу поняли, в какую
форму это облечь. Сначала Джерри привел сессионного игрока Колина Вуда, а когда
мы стали искать постоянного участника, появился Кен Хенсли, когда-то игравший
на клавишах в The Gods вместе с Полом Ньютоном, а на тот момент бывший
гитаристом в группе Toe Fat."
"Я
увидел в этой группе большие возможности играть нечто совершенно другое,"
- вспоминает Хенсли, и он присоединился к Uriah Heep. Хенсли сразу же и много
привнес в запись альбома не только новаторским звучанием органа и меллотрона,
но и сочинением музыки. Правда, менеджмент компании запретил переписывать
некоторые из партий, записанных Колином Вудом. Основной материал альбома создали
Бокс и Байрон, начиная с первой вещи - знаменитой "Цыганки"
("Gypsy"), где была заложена основа их фирменному звучанию,
сочетавшему в себе тяжелые гитары с многодорожечной записью вокалов на высоких
тонах. "Забавно, что мы сочиняли все это в Hamwell Community Centre в
Шеффердс Буше (район Западного Лондона), где в соседней комнате репетировали
Deep Purple. Можете представить, как мы будоражили друг друга!" -
вспоминает Бокс.
Уже было
записано три четверти альбома, когда барабанщика Алекса Нэпьера заменили на
Нигела (Олли) Олссона, которого порекомендовал Дэвиду Байрону Элтон Джон. Дэвид
дружил с Элтоном с тех времен, когда они оба работали на Avenue Records,
записывая низкобюджетные каверы с хитов из британской Top 30. Теперь, когда
очкарик завершил работу над своим первым альбомом, у него освободился
барабанщик, который и присоединился к Uriah Heep, чтобы закончить запись их
альбома.
Выход в
свет
«...VERY
'EAVY...VERY 'UMBLE» (в США под другой обложкой и названием просто «URIAH HEEP»)
вышел в свет 19 июня 1970 на Vertigo со знаменитым
логотипом-"сверлом" во весь ярлык пластинки и на весь внутренний
конверт-рубашку. На болезненно готичной обложке, во весь двойной разворот
конверта, изображено испуганное лицо Дэвида Байрона, запутанное в паутине.
Название альбома перекликается с любимой фразой диккенсовского персонажа Юрайи
Хипа, называвшего себя "очень непритязательным". Немного погодя,
Джерри Брон создал собственный лейбл Bronze Records, на котором выпускал
последующие альбомы Uriah Heep, и в первую очередь переиздал в 1971 году
...Very 'eavy... Very 'umble, а также второй альбом Salisbury, который Uriah
Heep успели записать к тому времени.
Спродюссированный
Джерри Броном, альбом состоит из восьми номеров, отражающих значительное по тем
временам музыкальное многообразие. Если упомянутая уже "Цыганка" и
"I'll Keep On Trying" ("Я продолжаю пытаться") - обе
авторства Бокс/Байрон - типичные вещи Хип: с тяжелыми приземленными гитарными
риффами, выпуклыми клавишами и сильными вокальными гармониями, то "Wake Up
(Set Your Sights)" относится скорее к прогрессивному року в духе King
Crimson, например. Есть здесь и классический блюз "Lucy Blues", и
многогранная сюита "Wake Up (Set Your Sights)" с явно выраженными
джазовыми и даже симфоническими интонациями.
Тексты во
всем альбоме очень трогательные. "Цыганка" - это романтическая
история любви к цыганской королеве, отец которой выгнал 17-летнего героя песни
взашеи со словами "Ты не нашего племени". Песня завершается твердой
уверенностью парня, что однажды он вернется к ее отцу "сильный достаточно,
чтобы бороться и победить", вернется "таким мужчиной, которого тот
поймет." Еще более трогателен текст баллады про Мелинду, представляющий
собой диалог отца с дочерью, которая внезапно обнаруживает, что у нее была
мама, погибшая на войне. А сюита "Wake Up (Set Your Sights)"
представляет собой эдакое эпическое полотно, полное пафоса какой-то битвы, где
припев призывает: "Проснись! Подыми свою планку выше. Отстаивай свои
права, и справедливость восторжествует."
Как бы
там ни было, альбом представил то уникальное, их собственное звучание, к
которому стремились Uriah Heep. Многим музыкальным критикам изначально
бросилась в глаза прежде всего тяжесть альбома. Впоследствии, это даст повод
считать ...Very 'eavy... Very 'umble одним из первых альбомов "хэви
метала". А тогда разброс мнений шел от "интересно" или
"искусно, но не особенно оригинально" до скандально знаменитой
рецензии Мелиссы Миллз в журнале Rolling Stone (№ 67, октябрь 1970). Мы
приводим ее целиком, как образчик оголтело некомпетентного журналистского
суждения:
"Если
эта группа добьется успеха, мне придется покончить собой. С первой же ноты их
не хочется слушать дальше. Uriah - это в десять раз разбавленный Jethro Tull,
только еще более занудный и бессодержательный. UH состоит из пяти участников:
вокал, орган, гитара, бас и ударные. Им не удалось создать какое-либо
характерное звучание. Еще одна причина неинтересности их стиля в том, что всё,
что они играют, базируется на повторяющихся риффах.
Согласно
сопровождаемой скудной промо-информации, Uriah Heep провели весь прошлый год в
студии, репетируя и записывая песни. Несомненно, именно недостаток концертной
деятельности стал причиной такого качества альбома. Если б они играли живьем в
клубах, их бы выбросили со сцены, чем сберегли бы наше время, деньги и
винил."
Мик Бокс
отвечал на эту нападку, что в Uriah Heep никто никогда не играл на флейте, и
никто из группы не умеет стоять на одной ноге! На самом деле, ...Very 'eavy...
Very 'umble озадачил большинство рецензентов, и это имело свой эффект. В
музыкальном плане, это было время экспериментальных поисков для группы.
Творческий союз Бокса, Байрона и Хенсли тогда только начал свое развитие.
"Все произошло очень быстро," - вспоминает Бокс, "потому что мы
совпали во всем. Получилось так, как оно подразумевалось. Вышла такая вот
химия." Эта "химия" получила свое дальнейшее развитие в
следующем альбоме - Salisbury.
Список
песен на внутреннем развороте снабжен небольшими комментариями от Uriah Heep в
духе академичной филармонической програмки:
Side One
«GYPSY» (Box/Byron). Ведущая вещь альбома, представляющая дикое органное соло и многодорожечные вокальные гармонии.
«WALKING IN YOUR SHADOW» (Newton/Byron). Еще один стильный, на сей раз чисто гитарный номер, представляющий гитарное соло от Мика.
«COME AWAY MELINDA» (Hellerman/Minkoff). Возможность показать более нежную сторону голоса Дэвида. В основе песни беседа между отцом и его юной дочерью, чья мать погибла на войне.
«LUCY BLUES» (Box/Byron). Все еще в меланхолии после "Мелинды", у нас медленный блюз, едва предсказуемый, но довольно приятный.
Side Two
«DREAMMARE»
(Newton). После навороченного вступления "Дремота" уносит нас сквозь
сны и кошмары под замечательные барабаны Олли.
«REAL
TURNED ON» (Box/Byron). Полностью гитарный фанк в среднем темпе, первое соло от
Кена, второе - от Мика.
«I’LL
KEEP ON TRYING» (Box/Byron). Возврат к тяжелой органной аранжировке, как в
"Цыганке" с пугающим вау-вау соло от Мика.
«WAKE UP
(SET YOUR SIGHTS)» (Box/Byron). Исходя из текста, "Проснись" не может
быть нигде, кроме как в конце. Это из тех песен, что проводят нас, как можно
ближе, от начала до конца некоей битвы, и вновь к началу, только уже
по-другому.
Там же, на внутреннем развороте помещена, кроме всего прочего, краткая аннотация альбома, подписанная Кеном Хенсли. Она начинается словами "Буквы LP вполне могут означать Large Problem (Большая Проблема) - то, с чем столкнулся каждый, кто участвовал в создании этого альбома." ... ну а далее Вы можете прочитать сами, приобретя эту замечательную пластинку.
Виниловые
издания альбома
Первое
издание вышло на Vertigo с первоначальными ярлыками этой фирмы, которые стали
легендарными в мире коллекционеров винила. Это так называемое
"завихрение" или проще говоря "сверло" (созвучно
английскому "swirl"), которое стало культовым задолго до нынешнего
возрождения интереса к винилу. К сожалению, мода на это "сверло"
сделала неподъёмными по цене любые пластинки, которые с ним издавались, в том
числе и первые два альбома Uriah Heep. Найти английский ...Very 'eavy... Very
'umble в этом издании, да в приличном состоянии можно только за очень большие
деньги. Трудно сказать, какие, поскольку они редко всплывают в продаже...
Более
доступно, а главное, не уступает по качеству звучания второе издание «...Very
'eavy... Very 'umble» на Bronze Records. Первые штамповки комплектовались ещё
старыми конвертами, разворот которых открывался сверху. В более поздних
изданиях разворот открывался стандартно: сбоку справа. Все издания 1970-х
выходили на Bronze Records. Переиздания 1980-х годов на Castle Classics ценятся
меньше всего. Они чаще всего выходили в одинарных конвертах без разворота, о
качестве пластинок ничего сказать не можем.
Критика
Альбом был в целом подвергнут критике со стороны прессы, хотя и признан ранней классикой жанра хэви-метал. Канадский музыкальный критик Мартин Попофф классифицирует альбом как «прото-хэви-метал». Мелисса Миллс из журнала Rolling Stone начала свой обзор альбома со слов: «Если эта группа выживет, мне придется покончить жизнь самоубийством. С первой ноты ты понимаешь, что больше не хочешь ничего слышать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий