Зал славы авторов песен (Songwriters Hall of Fame).
Великий американский песенник.
Американский
композитор, один из немногих авторов Tin Pan Alley, писавший наряду с музыкой и
тексты к собственным песням Коул Альберт Портер (Cole Albert Porter) родился 9
июня 1891 года.
Портер прославился своими музыкальными комедиями: «Kiss Me, Kate» (1948) (по «Укрощению строптивой» Шекспира), «Fifty Million Frenchmen», «DuBarry Was a Lady», «Anything Goes», а также песнями: «Night and day», «Anything goes», «I get a kick out of you», «I’ve got you under my skin», «Begin the beguine» (в русском переводе — «Начало танца») и др. Критики отмечали изощрённое поэтическое мастерство Портера (с оригинальными рифмами и двусмысленной игрой слов), а также необычную для жанра сложность его композиций. В числе фильмов, музыку к которым написал Портер, — «Born to Dance» (1936), «Rosalie» (1937), «You’ll Never Get Rich» (1941), «Stage Fright» (1950). Специалисты считают Коула Портера одним из выдающихся (наряду с Ирвингом Берлином) американских композиторов лёгкого жанра в американской музыкальной истории.
Коул
Портер родился в городе Перу, штат Индиана в обеспеченной семье Кейт Коул и
Сэма Портера. Дед будущего композитора Джеймс Омар (известный как Джей О.), был
известным торговцем древесиной и влиятельным членом местного высшего общества.
Несмотря на то, что Джеймс Омар был сыном сапожника, деловая смекалка и сильная
трудовая этика сделали его самым богатым человеком в Индиане.
Мать
будущего композитора Кейт Коул родилась в 1862 году и всю свою жизнь была
избалованной, изнеженной женщиной. У Кейт всегда была лучшая одежда, лучшее
образование и лучшая подготовка в области танцев и музыки. Отец Кейт мечтал
выдать ее замуж за сильного мужчину со значительным бизнес-опытом и потенциалом
для хорошей карьеры. Кейт же вышла замуж за человека, который был совершенной
противоположностью этим планам - застенчивого аптекаря из их небольшого городка
Перу, штат Индиана.
Пара
поженилась без согласия Дж.О., но он финансово поддержал их свадьбу и продолжал
субсидировать в дальнейшем. Дж. О. построил для пары дом на своей территории в
Перу, известной как «Westleigh Farms». Как один из самых богатых людей в
Индиане, он считал, что его дочь должна жить без финансовых опасений. Все
потребности Сэма и Кейт, а также их сына Коула Портера, родившегося 9 июня 1891
года, Дж.О. обеспечивал до самого конца своей жизни.
Музыкальный
талант Коула Портера проявился с ранних лет. В возрасте 6 лет мальчик начал
играть на скрипке, а в 8 — на фортепиано. Музыкальным образованием Коула
занималась его мать Кейт Портер.
Он был
очень хорош, играя на обоих инструментах, но Коулу не нравился резкий звук
скрипки, и поэтому вся его энергия обратилась к фортепиано. В годы становления
будущий композитор играл на пианино два часа в день, пародируя вместе с матерью
популярные мелодии на фортепиано.
Будучи
без ума от своего сына волевая мать Портера сфальсифицировала его
зарегистрированный год рождения, изменив его с 1891 на 1893, чтобы мальчик
выглядел «сообразительным» не по годам. Его отец, застенчивый и скромный
человек, играл меньшую роль в воспитании Портера, хотя, будучи
поэтом-любителем, он, возможно, повлиял на способности своего сына к рифмам и
метрам. Отношения отца и сына никогда не были близкими.
Власть,
которой обладал Дж. О. Коул в небольшом городке Перу, штат Индиана, позволила
Кейт получить много таких необычных услуг со стороны местных властей. Например,
Кейт финансировала студенческие оркестры в обмен на гарантии участия в них
своего сына и, очевидно, влияла на обзоры в СМИ или выставление счетов,
связанных с такими концертами. Она также субсидировала издание ранних
произведений Коула.
Портер
начал сочинять песни еще в 1901 году, когда ему было десять лет. Первым
известным произведением будущего композитора стала пьеса для фортепиано под
названием «Song of the Birds», посвященная его матери, которая позаботилась о
том, чтобы было издано сто экземпляров песни, разосланные друзьям и
родственникам.
Джо Коул
хотел, чтобы его внук стал юристом и в 1905 году Кол Портер поступил в
Вустерскую академию в Массачусетсе, где его хвалили как не по годам развитого
юношу, ставшим лучшим учеником в классе. Портер принес с собой в школу пианино
и обнаружил, что музыка и его способность развлечь, облегчает ему поиск друзей.
В академии Коул встретил доктора Аберкромби, человека, который сыграл важную
роль в музыкальном развитии будущего композитора. Его учитель научил Портера
взаимосвязи между словами и размером, а также между словами и музыкой в песнях.
Позже Коул процитировал уроки Амберкромби: «Слова и музыка должны быть
настолько неразрывно связаны друг с другом, что они кажутся единым целым».
После успешного окончания академии дед подарил Коулу поездку по Франции,
Швейцарии и Германии.
В 1909
году Кол Портер поступил в Йельский университет. Именно в годы обучения в Йеле
композитор написал большинство своих классических произведений. Необходимо
также заметить, что именно в Йельские годы гомосексуальность Коула стала явной,
если не полностью публичной, частью его жизни. Биографии Коула Портера не
содержат убедительных доказательств его гомосексуальной жизни до окончания
колледжа, поэтому большинство из этих отношений могут быть основанными только
на хорошо задокументированных связях Коула с геями вскоре после колледжа. И,
возможно, количество песен о футбольных боях в Йельском университете, которые
он написал в колледже, и его сексуальные предпочтения к крупным сильным
мужчинам являются всего лишь совпадением.
Большое
влияние на музыкальное развитие Коула Портера оказали полномасштабные
постановки, разработанные композитором для университетских братств «Delta Kappa
Epsilon», «Yale Dramatic Association», а также его сольные выступления в «Yale
Glee Club». Коул Портер был одним из первых участников певческой группы
«Whiffenpoofs a cappella» и участвовал в нескольких других музыкальных клубах;
на старшем курсе он был избран президентом Йельского клуба «Glee» и был его
главным солистом.
Несмотря
на академическую нагрузку и социальные обязательства, Коул Портер в дополнение
к отдельным песням сочинял ещё несколько полноценных пьес в год. Большинство
шоу для студенческих групп Йельского университета представляли собой
сумасшедшие мюзиклы, сюжет которых обычно вращался вокруг сексуального
превосходства студентов Йеля. Эти шоу в первую очередь предназначались для
аудитории Йельского университета, хотя некоторые из них были платными, и
предполагали наличие приглашенной публики. Коул не обязательно был единственным
автором сценария, но он всегда вносил в сюжет мюзикла свою неуемную энергетику
и остроумную сюрреалистичность.
Связи
Кола Портера с Йельским университетом продолжались и после его окончания.
Некоторые из них стали полезны, когда композитор начал свою карьеру на Бродвее.
Заканчивал учебу, Портер обещал своим студенческим организациям писать для них
и после окончания Йеля. Он покинул Йельский университет с наследием примерно
300 песен, включая студенческие песни о футбольных боях клубов «Бульдог» и
«Бинго Эли Йель», которые до сих пор исполняют в Йельском университете.
В 1913
году, после окончания Йельского университета Кол Портер поступил в Гарвардскую
школу права. Человек, который оплатил все счета Коула, его дед Джеймс Омар Коул
не одобрял мужчин, выбирающих карьеру в искусстве, и изо всех сил пытался
убедить Коула стать юристом. Дж. О пытался привить внуку чувство грубого
индивидуализма и деловой смекалки, которые не хватало излишне избалованному
молодому Портеру. Коул действительно начал посещать Гарвардский юридический
факультет, но его основное внимание всегда было сосредоточено на музыке
(включая написание мюзиклов для своих друзей из Йельского университета). На
втором курсе Коул осознал, что не хочет быть юристом, и по предложению декана
юридического факультета он, тайно от деда, перешел на музыкальный факультет
Гарварда, где изучал гармонию и контрапункт у Пьетро Йона. В конце концов, он
совсем бросил учебу в Гарварде и перешел в Йельский клуб Нью-Йорка, где начал
серьезную музыкальную карьеру. Его мать не возражала против этого шага, но это
держалось в секрете от Дж. О. Коула.
В 1915
Коул Портер опубликовал свою песню «Эсмеральда», которая имела некоторый успех
в бродвейском ревю «Hands Up». Тем не менее, первая бродвейская постановка
композитора, комическая опера «See America First» («Познакомься сперва с
Америкой»), написанная в 1916 году, оказалась неудачной. Критики назвали это
шоу «высококлассным шоу для колледжа, в котором отчасти играли профессионалы».
«Патриотическая комическая опера» по образцу Гилберта и Салливана провалилась и
закрылась через две недели. Позже Коул утверждал, что после провала шоу, он от
стыда спрятался в Йельском клубе Нью-Йорка.
В 1917
году после вступления США в Первую мировую войну Портер добровольцем отправился
в охваченную войной Европу, где участвовал в работе американской
благотворительной организации. Париж был местом, где по словам Коула, он
«процветал в социальном плане и сумел побывать в лучшем из возможных миров». По
словам некоторых биографов, Портер лгал американской прессе о своем боевом
участии и выдумывал истории о работе с Французским Иностранным легионом и
французской армией, но, тем не менее, Легион называет Коула Портера одним из
своих солдат и выставляет его портрет в своем музее в Олбани. По некоторым
сведениям, Портер служил в Северной Африке и был переведен во Французскую
офицерскую школу в Фонтенбло, где обучал американских солдат артиллерийскому
делу. В некрологе «Нью-Йорк Таймс» говорилось, что, находясь в Легионе, «он
сконструировал специальное портативное пианино, чтобы носить его на спине и
развлекать войска в бивуаках». По данным Портера, он присоединился к отделу
набора персонала Американского авиационного штаба, но, по словам его биографа
Стивена Ситрона, нет никаких записей о участии Портера в этом или каком-либо
другом роде войск.
По
многочисленным сведениям Портер просто жил в Париже как богатый американец,
светский человек со статусом плейбоя, и, при этом, считался «героем войны»
дома. Своей «официальной» военной историей Коул Портер гордился всю оставшуюся
жизнь.
У Портера
была роскошная квартира в Париже, где он щедро развлекался. Приемы, которые
устраивал он в те годы, были чем-то невероятным. Его вечеринки, в которых
участвовала публика из самых богатых и политически влиятельных слоев
американского и французского общества, были отмечены большой активностью геев и
бисексуалов, обилием итальянской знати и звезд международного джаза, а также
разнузданными оргиями с огромным избытком рекреационных наркотиков.
В 1918
году, после окончания войны Портер остался Париже, где посещал частный
музыкальный колледж. Коул всё время проводил в обществе разведенной американки
из Луисвилла Линды Ли Томас, которая была старше его на 8 лет. Она была красива
и имела хорошие связи; пара разделяла общие интересы, в том числе любовь к
путешествиям и сексуальной свободе. Вскоре Линда стала наперсницей и
компаньоном Портера. Финансовое и социальное положение пары делали их
идеальными кандидатами на брак – если не из страсти, то в качестве деловых
партнеров. Линда всегда была сторонницей Коула, как гея, и женитьба увеличивала
его шансы на устойчивое положение в гомофобном обществе начала ХХ века. Для
Линды этот брак предлагал постоянный социальный статус и партнера, который был
полной противоположностью ее жестокого первого мужа. Они поженились 19 декабря
1919 года и жили счастливой дружбой до смерти Линды в 1954 году.
Линда,
полагая, что классическая музыка может быть более престижной для талантов ее
мужа, чем Бродвей, пыталась использовать свои связи, чтобы найти ему подходящих
учителей, в том числе Игоря Стравинского, но безуспешно. Наконец, Портер
поступил в «Schola Cantorum» в Париже, где изучал оркестровку и контрапункт у
знаменитого французского педагога и композитора Винсента д'Инди. Первым большим
хитом Коула Портера стала песня «Old-Fashioned Garden» из ревю «Hitchy-Koo»
1919 года. В 1920 году он написал музыку к нескольким песням для мюзикла «A
Night Out».
Брак не уменьшил тягу Портера к экстравагантной роскоши. Дом композитора на улице Месье возле Дома Инвалидов представлял собой роскошный особняк с платиновыми обоями и стульями, обитыми шкурой зебры. В 1923 году умер дедушка Портера, оставив ему значительное наследство. Портеры стали жить в арендованных дворцах в Венеции. Однажды Коул нанял весь «Русский балет» С.П. Дягилева («Ballets Russes»), чтобы развлекать своих гостей, а для вечеринки в «Ca 'Rezzonico», которую он арендовал за 4 000 долларов в месяц (61 000 долларов в текущей стоимости), он нанял 50 гондольеров в качестве лакеев и труппу канатоходцев.
Кол Портер получил несколько заказов на песни сразу после женитьбы. Он иногда вставлял свои номера в ревю других композиторов. В 1921 году у него было два успеха на шоу «CB Cochran», где Коул Портер выступил с комедийными номерами «The Blue Boy Blues (Блюз голубых парней)» и «Olga, Come Back to the Volga (Ольга, вернись на Волгу)». В 1923 году в сотрудничестве с известным американским шоуменом Джеральдом Мерфи он написал небольшой балет, первоначально названный «Landed», а затем «Within the Quota», сатирически изображающий приключения иммигранта в Америке, который становится кинозвездой. Произведение, написанное для шведского танцевального ансамбля «Ballets suédois», длилось около 16 минут и было одной из самых ранних симфонических джазовых композиций, на четыре месяца опередившей «Rhapsody in Blue (Рапсодию в голубом)» великого Джорджа Гершвина (George Gershwin). После премьеры в Театре «Amps-Élysées» в октябре 1923 года, пьеса была хорошо встречена как французскими, так и американскими рецензентами.
После
успешного выступления в Нью-Йорке «Ballets suédois» совершил поездку по США,
где выдержал 69 спектаклей. Год спустя компания распалась, и партитура балета
была утеряна. В 1966 и 1990 годах с
помощью Мильо и других музыкантов, пьеса была восстановлена по личным рукописям
Портера и Кёхлина.
В 1924
году Коул Портер успешно работал над шоу «The Greenwich Village Follies
(Безумства Гринвич-Виллидж)». Он написал большую часть оригинальной партитуры
шоу, но неожиданно его песни перестали использоваться популярностью, и со
временем все его номера были удалены из шоу. Разочарованный общественным
откликом Коул Портер отказался от написания песен от своего имени, хотя
продолжал сочинять песни для друзей и выступать на частных вечеринках.
В начале
1920-х годов, после медленного старта Коул Портер начал добиваться успеха в
США, а к 1930-м он стал одним из основных авторов песен на бродвейской
музыкальной сцене. В отличие от многих других успешных композиторов Tin Pan
Alley, Портер всегда сам писал тексты и музыку для своих песен.
До 1928
года композитор жил в Европе, много путешествовал. В Париже он познакомился с
певцом и музыкантом Лесли Хатчинсоном, с которым его связала дружба, переросшая
в близкие отношения.
В 1928
году на Бродвее состоялась премьера мюзикла Коула Портера под названием
«Paris», имевшего большой успех. Мюзикл был заказан композитору известным
бродвейским продюсером Э. Рэем Гетцем (E. Ray Goetz) по инициативе его жены
Ирен Бордони (Irène Bordoni). Сначала звезда хотела, чтобы для неё писали
великие Роджерс и Харт (Rodgers and Hart), но они были недоступны, и агент Гетца
убедил последнего нанять Портера. Для шоу была написана одна из самых известных
песен композитора «Let's Do It», которую исполнили Бордони и британский актер
Артур Маргетсон (Arthur Margetson). Шоу открылось на Бродвее 8 октября 1928
года. Портеры не присутствовали на постановке, находясь в Париже, на премьере
другого своего шоу, «La Revue».
После
успеха шоу «Paris», по выражению Ситрона, Коул Портер был наконец «принят в
высший эшелон бродвейских авторов песен» и от него требовали теперь гораздо
большего, чем просто песни. Композитор спланировал феерию Вест-Энда, похожую на
шоу Зигфельда, со своей партитурой и большим звездным актерским составом во
главе с Джесси Мэтьюз (Jessie Matthews), Сонни Хейлом (Sonnie Hale) и Тилли Лош
(Tilly Losch). Ревю «Wake Up and Dream» выдержало 263 спектакля в Лондоне,
после чего в 1929 году Кокран перенес его в Нью-Йорк. На Бродвее начинание Портера
сильно пострадало от краха Уолл-стрит 1929 года, и постановка длилась всего 136
спектаклей. С точки зрения Портера, песня «What Is This Thing Called Love?»,
тем не менее, имела огромный успех, за которым последовали и другие успешные
постановки в США.
С
середины 1930-х годов, после успеха нескольких своих песен, Коул Портер стал
посвящать больше времени Голливуду, где активно развивалась киноиндустрия.
Композитор подписал несколько выгодных контрактов с ведущими голливудскими
кинокомпаниями. Первым фильмом с песней Коула Портера была постановка студии
«Парамаунт» «The Battle of Paris (Битва за Париж)» 1929 года, но две его
мелодии из этого фильма мало повлияли на его карьеру, потому что фильм в целом
был не очень хорош. Музыка для фильма была ничем не примечательна, а его
звезда, Гертруда Лоуренс (Gertrude Lawrence), была неверно выбрана, так что
фильм не имел успеха.
Коул
Портер был доволен многими аспектами голливудского сообщества, включая
либеральное отношение местного истеблишмента к геям, хотя публичные сексуальные
выходки Коула создавали ему проблемы в семье и плохо отражались на репутации
композитора в обществе. Тем не менее, Ситрон выражает мнение, что Портер не
интересовался кино и «заметно манкировал музыкой для фильмов».
Последний бродвейский мюзикл Коула Портера «Fifty Million Frenchmen (Пятьдесят миллионов французов)» с такими шлягерами, как
«You Do Something to Me (Ты что-то со мной делаешь)», «You've Got That Thing (Ты получил это)» и
«The Tale of the Oyster (Сказка об устрице)» был поставлен на Бродвее в
1929 году. Шоу получило неоднозначные отзывы. Один
критик написал: «Одной лирики достаточно, чтобы довести до пенсии кого угодно,
кроме П.Г. Вудхауза», но другие отметили эти песни как «приятные» и «не
портящие шоу». Поскольку это была роскошная и дорогая постановка, всего через
три недели после премьеры продюсеры объявили о её закрытии. Ирвинг Берлин,
который восхищался Портером и всегда защищал его, разместил платную рекламу в
прессе, в которой назвал шоу «Лучшей музыкальной комедией, которую я слышал за
многие годы ... Одна из лучших коллекций номеров песен, которые я когда-либо
слушал». Это спасло шоу, которое выдержало 254 выступления, что в то время
считалось успешным.
В 1930
году Рэй Гетц, продюсер спектаклей «Париж» и «Пятьдесят миллионов французов»,
пригласил Коула Портера написать музыкальное шоу о городе, который он знал и
любил, - Нью-Йорке. Гетц предложил команду, с которой Портер работал в
последний раз: Герберт Филдс писал книгу, а старый друг Портера Монти Вулли -
режиссировал. Мюзикл «Жители Нью-Йорка» (1930) сразу же приобрел известность
благодаря песне «Love for Sale» об уличной проститутке. Первоначально
исполненная Кэтрин Кроуфорд (Kathryn Crawford) песня была передана Гетцем
Элизабет Уэлч (Elisabeth Welch). Лирика считалась в то время слишком
откровенной для радио, и песня была записана в инструментальной форме,
мгновенно став стандартом. Портер часто называл «Love for Sale» своей любимой
песней.
Затем
последовал спектакль Фреда Астера «Gay Divorce (Развод геев)» (1932). Это был
хит, содержавший одну из самых известных песен Коула Портера «Night and Day».
Затем последовало шоу «Nymph Errant (Странствующая нимфа)» (1933), написанное
Кокраном для Гертруды Лоуренс и поставленное театре «Адельфи», где выдержало
154 выступления. Среди прозвучавших в этом шоу, хитов Портера, были песни
«Experiment" (Эксперимент)» и «The Physician (Врач)» для Гертруды Лоуренс
и «Solomon (Соломон)» для Элизабет Уэлч.
В 1934
году продюсер Винтон Фридли придумал новый подход к созданию мюзиклов. Вместо
того, чтобы заказывать книгу, музыку и тексты, а затем заниматься кастингом
шоу, Фридли стремился создать идеальный мюзикл, изначально написанный для
звездного состава. Он спланировал рассказ «Anything Goes» о кораблекрушении и
необитаемом острове, а за книгой обратился к П.Г. Вудхаузу и Гаю Болтону, а в
качестве участников запланировал таких суперзвезд, как Этель Мерман (Ethel
Merman), Уильям Гэкстон (William Gaxton) и комик Виктор Мур (Victor Moore). Что
касается песен, Фридли остановился на Портере. Сказав каждому из предполагаемых
участников проекта, что другие уже согласны и всё подписали, Фридли собрал свою
идеальную команду. Крупной авария, случившаяся на судне во время съемок,
прогремела в новостях и сорвала налет таинственности с будущего шоу. Тем не
менее, шоу «Anything Goes» сразу же стало хитом. Портер написал то, что многие
считают его лучшим произведением этого периода. В обзоре журнала «New Yorker»
говорилось: «Мистер Портер как всегда - №1», и сам Коул Портер впоследствии
назвал «Anything Goes» одним из двух своих идеальных шоу, наряду с более
поздним «Kiss Me, Kate (Поцелуй меня, Кейт)». В шоу вошли такие хиты, как «I
Get a Kick Out of You», «All Through the Night», «You're the Top» (одна из
самых известных песен Портера в списке) и «Blow, Gabriel, Blow». Шоу выдержало
420 представлений в Нью-Йорке и 261 представление в Лондоне. Портер, несмотря
на уроки оркестровки у д'Инди, никогда сам не оркестровал свои мюзиклы.
«Anything Goes» было оркестровано Робертом Расселом Беннеттом и Хансом
Спиалеком.
На пике успеха, Коул Портер смог сполна насладиться триумфом своих произведений; он всегда сидел впереди, очевидно наслаждаясь шоу. Рассел Кроуз прокомментировал: «Поведение Коула на премьере было столь же неприлично, как поведение жениха, который упивается собственной свадьбой».
«Anything Goe» был первым из пяти шоу Портера с участием Этель Мерман. Композитор любил ее громкий, резкий голос и написал много произведений, использующих ее сильные стороны. Мюзикл «Jubilee», написанный Портером в содружестве с Моссом Хартом во время кругосветного круиза 1935 года, не стал большим хитом и выдержал всего 169 выступлениях, но в него вошли две песни, которые с тех пор стали стандартами: «Begin the Beguine» и «Just One of».
Провал
шоу «Red, Hot and Blue», постановка которого с участием Мерман, Джимми Дюранте
(Jimmy Durante) и Боба Хоупа (Bob Hope), выдержала только 183 выступления
убедил Портера в том, что его песни не всегда нравятся широкой аудитории. В
интервью композитор заявил, что безупречный, вежливый и зрелый драматург в
музыкальной сфере - это по-прежнему большая творческая роскошь».
На
протяжении всех 1930-х годов Коул Портер активно писал для Голливуда. Его
музыкальные произведения звучат в фильмах студии Метро-Голдвин-Майер «Рожденные
танцевать (Born to Dance)» (1936) с Джеймсом Стюартом, а также в мюзикле
«Розали» (1937). В 1935 году Портер написал музыку к короткометражному фильму
«Paree, Paree (Пари, Пари)», используя некоторые песни из своего успешного шоу
«50 миллионов французов».
В 1934
году Портер сочинил ковбойскую песню «Don't Fence Me In» для не снятого
аргентинского фильма «Адиос», но она стала хитом только в исполнении Роя
Роджерса (Roy Rogers) в фильме 1944 года «Hollywood Canteen (Голливудская столовая)».
В декабре
1935 года Портеры переехали в Голливуд, но жене Портера не нравилась
обстановка, где скрытые гомосексуальные действия Портера, ранее очень осторожные,
открылись для широкой публики; и она удалилась в их парижский дом. Когда в 1937
году работа композитора над «Розали» была закончена, Портер поспешил в Париж,
чтобы помириться с Линдой, но она оставалась холодной, и Портер вернулся в
Нью-Йорк в октябре 1937 года без нее. Вскоре они воссоединились в результате
несчастного случая, в котором пострадал композитор.
24
октября 1937 года Коул Портер катался верхом с графиней Эдит ди Зоппола и
герцогом Фулько ди Вердура в «Piping Rock Club», штат Нью-Йорк. Неожиданно
лошадь упала на композитора и раздавила ему ноги, в результате чего Портер был
сильно искалечен и испытывал постоянную боль весь остаток своей жизни. Хотя
врачи сказали жене и матери Портера, что его правая нога никогда не сможет
восстановиться, он отказался от ампутации, в чем его поддержала примчавшаяся из
Парижа Линда. Композитор оставался в больнице в течение семи месяцев, прежде
чем ему разрешили вернуться в свою квартиру в Вальдорфских башнях. Он
возобновил работу, как только обнаружил, что это отвлекает его от постоянной
боли.
Это была большая личная трагедия для тщеславного человека, который придавал огромное значение
внешнему виду как по социальным, так и по сексуальным причинам. Его яркая
энергия и навязчивая идея поддерживать свою внешность с помощью сложных
ежедневных ритуалов не могли выдержать такой удар по здоровью, что физически и
психически подкосило композитора.
Первое
шоу Портера, написанное после трагедии не пользовалось большим успехом. Мюзикл
«You Never Know (Вы никогда не знаете)» (1938) с Клифтоном Уэббом (Clifton
Webb), Лупе Велес (Lupe Vélez) и Либби Холманом (Libby Holman) в главных ролях
выдержал всего 78 спектаклей. Шоу «Leave It to Me! (Оставь это мне!)» (1938)
было более успешным. В него вошли такие хиты, как «My Heart Belongs to Daddy
(Мое сердце принадлежит папе)», «Most Gentlemen Don't Like Love (Большинство
джентльменов не любят любовь)» и «From Now On».
Последним
шоу Портера 1930-х годов стало «DuBarry Was a Lady (ДюБарри была леди)» (1939),
с Этель Мерман и Бертом Ларом в главных ролях, которое выдержало 408
выступлений, несмотря с проблемы с цензурой. В шоу прозвучали такие хиты, как
«But in the Morning, No (Но утром, нет) (который был запрещен в эфире), «Do I
Love You? (Люблю ли я тебя?)», «Well, Did You Evah! (Ну, ты, Эва!)», «Katie
Went to Haiti (Кэти уехала на Гаити)» и еще одно динамичное произведение
Портера - «Friendship (Дружба)». В конце 1939 года композитор написал шесть
песен для фильма «Бродвейская мелодия 1940 года», которые исполнили Фред Астер
(Fred Astaire), Джордж Мерфи (George Murphy) и Элеонор Пауэлл (Eleanor Powell).
С началом
войны в Европе, жена Портера закрыла их парижский дом и купила загородное
поместье в горах Беркшир, недалеко от Уильямстауна, штат Массачусетс, куда
переехала семья композитора.
В 1940-е
годы песни Коула Портера популяризировали Бинг Кросби, сестры Эндрюс и другие
исполнители. Шоу «Panama Hattie» (1940) стало самым продолжительным спектаклем
Портера: в Нью-Йорке состоялось 501 выступление, несмотря на отсутствие в шоу
каких-либо хитовых песен. В мюзикле участвовали Этель Мерман, Артур Тричер
(Arthur Treacher) и Бетти Хаттон (Betty Hutton). Шоу «Let's Face It! (Давайте
смотреть правде в глаза!)» (1941), с Дэнни Кэйем (Danny Kaye) в главной роли,
показало еще лучший результат - 547 выступлений в Нью-Йорке. Мюзикл «Что-то для
мальчиков (Something for the Boys)» (1943) с Мерман в главной роли выдержал 422
выступления, а мексиканский «Hayride» (1944) с Бобби Кларком (Bobby Clark) и
Джун Хавок (June Havoc) в главной роли - 481 спектакль. Эти шоу были откровенно
слабы и не соответствуют стандартам Коула Портера. Критики постоянно жаловались
на отсутствие хитовых мелодий и в целом низкий уровень постановок. После двух
провалов, «Seven Lively Arts» (1944) и «Around the World» (1946), многие
подумали, что лучший период творчества Коула Портера подошел к концу.
Между
бродвейскими постановками Портер продолжал писать для Голливуда. Его фильмы
этого периода: «You'll Never Get Rich (Ты никогда не разбогатеешь)» (1941) с
Фрэдом Астером и Ритой Хейворт (Rita Hayworth), «Something to Shout About
(Что-то, о чем стоит кричать)» (1943) с Доном Амече (Don Ameche), Джанет Блэр
(Janet Blair) и Уильямом Гэкстоном (William Gaxton), провалились ещё до начала
съемок.
В 1945 году
Коул Портер дал свое разрешение на создание биографического фильма «Ночь и
день», сюжет которого имел очень мало отношения к реальной жизни композитора. В
фильме намеренно не учитывались важные стороны жизни Портера, такие как его
чрезмерно избалованная юность, веселая жизнь, бесполый «деловой» брак по
расчету, а также повторяются все фантастические сказки, которые Коул
рассказывал о себе. Например, в фильме «достоверно показаны» его военные
подвиги, хотя Портер никогда не служил во французской армии. Как сообщается,
фильм, в котором Портера сыграл великий Кэри Грант, привел композитора в
неописуемый восторг. Критики фильм раскатали на атомы, но он имел огромный
успех, в основном из-за большого количества в нем классических номеров Портера.
Успех биографического фильма о Портере резко контрастировал с провалом фильма
Винсенте Миннелли «Пират» (1948) с Джуди Гарланд (Judy Garland) и Джином Келли
(Gene Kelly), в котором пяти новым песням Портера было уделено мало внимания.
Все эти
жизненные неурядицы не мешали Коулу и дальше писать свою прекрасную музыку.
Хотя его шоу начала 1940-х годов уже не содержали безусловных хитов в стиле
1920-х и 1930-х годов, в 1948 году Портер триумфально вернулся со своим самым
успешным мюзиклом «Kiss Me, Kate», основанном на классике Шекспира «Укрощение
строптивой». Это было, безусловно, самое успешное шоу композитора, на счету
которого 1077 представлений в Нью-Йорке и 400 - в Лондоне. Спектакль получил
премию Тони за лучший мюзикл (первая награда Тони в этой категории), а Портер
получил премию как лучший композитор и автор текстов. В саундтрек мюзикла вошли такие хиты, как «Another Op'nin ', Another Show», «Wunderbar», «So In
Love», «We Open in Venice», «Tom, Dick or Harry», «I've Come to Wive It
Wealthily in Padua», «Too Darn Hot», «Always True to You (in My Fashion)» и «Brush Up Your Shakespeare». Сам
композитор всегда скептически относился к этой постановке, но в конце концов
приложил руку к её созданию, и она стала очень успешной, став основой для
последующего кинофильма.
В 1950-м
году Коул Портер написал шоу «Out of This World (Из этого мира)» (1950), в
котором было несколько хороших номеров, но было слишком много и пошлости.
Постановка не имела большого успеха. Его следующий спектакль «Can-Can» (1952)
содержащий хиты «C'est Magnifique» и «It's All Right with Me» стал еще одним
успехом, на его счету 892 выступления. Последняя оригинальная бродвейская
постановка Портера «Silk Stockings (Шелковые чулки)» (1955) с песней «All of
You» также была успешной: было проведено 477 спектаклей. Перед тем, как
закончить свою голливудскую карьеру, Портер написал еще два саундтрека к
фильмам и музыку для телешоу. В фильме «High Society (Высшее общество)» (1956)
с Бингом Кросби (Bing Crosby), Фрэнком Синатрой (Frank Sinatra) и Грейс Келли
(Grace Kelly) в главных ролях был задействован последний крупный хит Портера
«True Love (Настоящая любовь)».
В 1958
году Коулу Портеру ампутировали травмированную правую ногу. После ампутации
творческая продуктивность Коула резко упала. Он умер 15 октября 1964 года от
почечной недостаточности. Согласно официальным сообщениям, Коул Портер был
похоронен между своей женой Линдой и отцом Сэмом Портером.
В доме,
где родился Коул Портер, одно время работала лаборатория по производству
наркотика амфетамина. После полицейской операции дом перешёл в собственность
города Перу, и его мэр выдвинул идею по созданию музея композитора. Когда дом
перешёл в собственность города, он находился в ужасном состоянии. Но поклонники
композитора смогли собрать необходимую денежную сумму и выкупить помещение.
Планируется восстановить дом и открыть его для посетителей. В доме будут
выставлены памятные предметы, связанные с именем Портера. Экспонаты для музея
согласны предоставить родственники Портера, которые до сих пор живут в Перу.
Популярность
некоторых песен композитора вышла далеко за рамки того, что думал о них сам их
создатель. Многие из его песен остались известными публике только в контексте
мюзиклов или фильмов, не принадлежащих перу Коула Портера. Другие известные
песни пришли из неудачных мюзиклов или ревю композитора, но нашли популярность
в нотах и записях других исполнителей, таких как Луи Армстронг и Элла
Фицджеральд.
Самые
известные произведения Коула Портера:
(1916) See America First
(1919) Hitchy-Koo — «An Old Fashioned Garden»
(1928) Paris — «Let’s Do It, Let’s Fall in Love»
(1929) Wake Up and Dream — «What Is This Thing Called
Love?»
(1929) Fifty Million Frenchmen — «You Do Something to
Me»
(1930) The New Yorkers — «Love for Sale», «I Happen to
Like New York»
(1932) Gay Divorce — «After You, Who?», «Night and
Day»
(1933) Nymph Errant — «Experiment», «The Physician»,
«It’s Bad for Me»
(1934) Anything Goes — «All Through the Night»,
«Anything Goes», «Blow Gabriel, Blow»
(1934) Adios Argentina — «Don’t Fence Me In»
(1935) Jubilee — «Begin the Beguine», «Just One of
Those Things»
(1936) Red, Hot and Blue — «It’s De-Lovely»
(1936) Born to Dance (фильм — «Down in the Depths (on the Ninetieth Floor)»,
«You’d Be So Easy to Love», «I’ve Got You Under My Skin»
(1937) Rosalie (фильм) — «In the Still of the Night»
(1937) You Never Know — «At Long Last Love», «From
Alpha to Omega», «Let’s Misbehave»
(1938) Leave It to Me! — «From Now On», «My Heart
Belongs to Daddy»
(1939) Broadway Melody Of 1940 — «Between You And Me»,
«I Concentrate on You», «Begin the Beguine»
(1939) Dubarry Was A Lady — «Do I Love You?», «Well,
Did You Evah!»
(1940) Panama Hattie — «Let’s Be Buddies», «Make It
Another Old-Fashioned, Please»
(1941) You’ll Never Get Rich (фильм) — «Dream Dancing», «So Near and Yet So Far»
(1941) Let's Face It! — «Everything I Love», «I Hate
You, Darling»
(1942) Something for the Boys — «Could It Be You»
(1942) Something to Shout About — «You’d Be So Nice to
Come Home To»
(1943) Mexican Hayride — «I Love You»
(1944) Seven Lively Arts — «Ev’ry Time We Say Goodbye»
(1946) Around the World — «Look What I Found»
(1947) The Pirate — «Be a Clown»
(1948) Kiss Me, Kate — «Another Op’nin', Another
Show», «Brush Up Your Shakespeare», «I Hate Men», «So in Love», «Too Darn Hot»
(1950) Out of this World — «From This Moment On», «I
Am Loved»
(1950) Stage Fright (фильм) — «The Laziest Gal In Town»
(1953) Can-Can — «I Am in Love», «I Love Paris»,
«C’est Magnifique»
(1954) Silk Stockings — «All of You», «Paris Loves
Lovers»
(1955) Высшее общество — «Mind if I Make Love to You?», «True Love», «Who
Wants to Be a Millionaire?», «You’re Sensational»
(1956) Les Girls — «Ca, C’est L’amour», «You’re Just
Too, Too»
(1958) Aladdin (телешоу) — «Opportunity Knocks But Once», «Come To The Supermarket (In Old Peking)».
Комментариев нет:
Отправить комментарий