вторник, 6 июня 2023 г.

Поэзия русского романса. Константин Николаевич Подревский (1 января 1888 — 4 февраля 1930).

Русский романс

Русский поэт, композитор и музыкант Константин Николаевич Подревский родился в Туринске, в Тобольской губернии. Его отец Николай Николаевич родился городе Новозыбков Черниговской губернии в семье губернского секретаря. Он закончил Нежинскую гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Революционные увлечении до добра не довели – Николая Подревского лишили всех прав и сослали в Сибирь. Мать Константина — Зоя Игнатьевна Лисовская, урождённая Винцентина Вильгельмина Лисовская (1862(?) - не ранее 1925), была родом из семьи польских революционеров, сосланных в Сибирь после восстания 1863 года. Николай и Винцетина познакомились и поженились в Туринске, после чего Лисовская приняла православие и вместе с ним новое имя — Зоя Игнатьевна. Впоследствии, представляясь при знакомстве, Константин Подревский неизменно добавлял: «Только я не поляк», – ибо считал себя подлинно русским человеком.

В середине 1891 года после многочисленных просьб и обращений к властям родителям Константина Николаевича было позволено переехать в Тобольск, где Николай Николаевич сотрудничал в газете «Сибирский листок» принимал участие в написании книги «Поездка на Северный Урал летом 1892 года», опубликованной в 1895 г. (современное издание Юрия Мандрики 2004 года хранится в фонде Библиотеки истории города). В 1894 году Подревский получил разрешение покинуть местожительство в Сибири и поселиться в пределах Европейской России по своему выбору, но под надзором полиции. Подревские переехали в Астрахань, где жили их друзья. К тому времени в семье родился второй сын, Михаил. До 1900 года отец Константина работал в управлении рыбных и тюленьих промыслов, а затем стал давать частные уроки.

В 1906 году, окончив 1-ю Астраханскую гимназию Константин Подревский поступил на юридический факультет Киевского университета. В 1910 году Константин окончил университет и поступил на службу секретарем в киевскую контору Всероссийского общества сахарозаводчиков. Тогда же он женился на Вере Александровне Микулиной (1885-1956), родной племяннице выдающегося русского учёного-механика, основоположника гидро- и аэродинамики Николая Егоровича Жуковского. Жена Константина была поэтессой и печаталась под псевдонимом «Вера Жуковская», после революции "Жуковская" стала ее официальной фамилией. Кстати, поэтесса оставила воспоминания об уроженце Тюменского уезда Г. Е. Распутине.

Первые стихи Подревского были опубликованы ещё в студенческие годы. Константин регулярно печатался в киевских газетах, журналах, альманах. Он занимался переводами с французского и немецкого языков, писал песни, скетчи, инсценировки для театров, кабаре и ресторанов.

В начале Первой мировой войны Подревские переехали в Москву, где Константин по протекции профессора Жуковского получил место помощника делопроизводителя Московского военно-промышленного комитета. Супруги сняли квартиру на Арбате. Здесь у Константина была настоящая творческая мастерская, куда заходили знакомые поэты. Жизнь приобрела новые радужные краски, но в 1916 году Подревского призвали на воинскую службу "нижним чином". Он демобилизовался лишь после революции.

Вернувшись в Белокаменную, Подревский снял недалеко от Кудринской площади, в Большом Конюшковском переулке квартиру, которая стала его литературным салоном и творческой мастерской. Его соседом до отъезда в Петроград был Андрей Белый. В квартире Подревского часто бывал его старый друг поэт Сергей Городецкий, а также другие литераторы, художники и артисты. Холодной и голодной зимой 1919-1920 года Константин заболел тифом, но его вылечили, хотя надежды на спасение было мало.

Первый брак Константина распался в конце 1920 года. Его второй женой стала Анна Ивановна Лямина (урождённая Степанова 1898-1974), у которой был малолетний сын от первого брака — Андрей Глебович Лямин.

Константин Николаевич и Анна Ивановна Подревские

Вернувшись к мирной жизни, но, не имея стабильной работы, Подревский сделал единственным источником своего существования музыку и поэзию, которыми он увлекался с детства. С 1922 года он стал считать себя профессиональным литератором и указывал это в анкетах. К своим стихам Константин сам сочинял мелодии в стиле популярных в свое время песен и баллад: «Шах в гареме», «Весёлые апаши», «Кашерленго-капитан» и другие. Подревский выступает как автор текстов оперетт, скетчей, сценок, песен. Его произведения с успехом исполняются на эстраде. В период НЭПа Подревский служил секретарём секции бюро эстрады Всероссийского общества драматических писателей и композиторов (Драмсоюз).

Мария Елизарова – «Шелковый шнурок»

Константин Николаевич - автор стихов к романсам «Мы с тобой навек разлучены», «Вечера забытые», «Брось тревогу», «Моя золотая», «Твои глаза зеленые», «Шелковый шнурок» и полторы сотни других. Его песни звучали во время демонстрации первых немых советских кинокартин. Среди соавторов-композиторов Подревского – Матвей Блантер, Юлий Хайт, Борис Фомин, Борис Прозоровский, Яков Фельдман и другие. Его песни исполняли такие звезды 1920-х годов, как Тамара Церетели, Елизавета Белогорская, Изабелла Юрьева, Екатерина Юровская, Ольга Вадина и другие. В архиве Подревского сохранилось также и несколько поэтических переводов.

Анастасия Шугалей – «Медовый, аметистовый».

С 1923 года Константин Николаевич работает совместно с композитором Борисом Фоминым. Свой самый знаменитый романс «Дорогой длинною» коллеги написали в 1924 году. Песня преодолела «железный занавес» и стала хитом англо-американской поп-музыки, а также была переведена на испанский, итальянский, французский, немецкий, литовский, финский, польский, венгерский, шведский, румынский, японский, вьетнамский, китайский, хорватский, португальский, голландский языки. В каждой стране нашлись исполнители, включившие её в свой репертуар.

В 1925 году МузТрест ВСНХ 10-тысячным тиражом выпустил пластинку с записью песни в исполнении популярной советской певицы Тамары Церетели. На записи уже отсутствовал второй куплет, похоже Подревский признал его слишком пессимистичным, впрочем, и четвёртый куплет также исчез уже из последующей публикации текста и нот романса. Также появились пластинки, где романс исполнили Екатерина Юровская, Даниил Оленин и Сэда Гурджиева.

Тамара Церетели – «Дорогой длинною» (1928)

Вскоре романс запели звезды русской эмиграции – Петр Лещенко, Юрий Морфесси и Людмила Лопато. Согласно некоторым источникам в парижском ресторане цыганской певицы Анастасии Поляковой романс услышал маэстро Александр Николаевич Вертинский. Он решил добавить замечательный романс в свой репертуар, оставив припев и прибавив два новых куплета. В итоге с его "соколиками" и "серебряными руками" песня стала "другой": если Фомин и Подревский передавали через неё своё восприятие мира, той эпохи, наполненной одновременно "задушевностью" и "чувством тревоги", то у Вертинского это более банально, это личные чувства и переживания. Пластинка вышла в 1926 году.

Александр Вертинский – «Дорогой длинною» (1926)

Популярность песен на слова Константина Подревского была столь велика, что слова из его песенки «Филибер» (1925) на музыку Бориса Прозоровского бормочет Остап Бендер в романе «Золотой теленок»:

«Кончен, кончен день забав,

стреляй, мой маленький зуав».

Олег Медведев – «Филибер»

Героиня фильма «Красная площадь» (1970) в исполнении красотки Валентины Малявиной мурлыкала другую песенку на стихи Подревского:

«Много дней веря в чудеса – Сюзанна ждет.

У ней синие глаза и алый рот».

В 1927 году Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР пометил творения Подревского-Фомина как "идеологически не вполне сдержанные". А уже в июне 1929 года, во время "свёртывания НЭПа", прошла Всероссийская музыкальная конференция, на которой были запрещено издание и исполнение практически всех романсов, включая большинство песен этого творческого дуэта. «Дорогой длинною» и другие были признаны "контрреволюционными". Самого Константина Николаевича объявили «нэпмановским», «упадочным» и «кабацким» подпевалою. Для Константина Николаевича данный запрет стал большим ударом.

Евгений Дятлов – «Твои глаза зелёные»

В 1929 году Константин несвоевременно подал фининспектору декларацию о доходах, за что правление Драмсоюза описало всё его имущество, а самому поэту присудило огромный штраф. После этих потрясений Константин заболел, впал в невменяемое состояние, от которого так и не оправился до самой смерти. Во время тяжелой полугодовой болезни, когда поэт находился в крайней нужде, его не оставляла преданная муза и заботливая супруга Анна Ивановна Лямина-Подревская, помощник делопроизводителя Драмсоюза.

Нина Шацкая – «Вечера забытые»

Умер Константин Николаевич Подревский 4 февраля 1930 года. Похороны поэта проходили спешно и в обстановке непрекращающегося давления со стороны властей. Тело умершего было кремировано, урна с прахом захоронена в закрытом колумбарии Донского кладбища в Москве.

В 1960-х годах в Советском Союзе прежние решения о контрреволюционности романса как жанра были пересмотрены, и произведения Константина Подревского с успехом стали исполнять советские певцы.

Андрей Миронов – «Таити-трот»

Биография Подревского написана по материалам историка и литератора Александра Знатнова, краелюбицы Анны Заречной и Википедии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий