Русский поэт, композитор и музыкант Константин Николаевич Подревский родился в Туринске, в Тобольской губернии. Его отец Николай Николаевич родился городе Новозыбков Черниговской губернии в семье губернского секретаря. Он закончил Нежинскую гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Революционные увлечении до добра не довели – Николая Подревского лишили всех прав и сослали в Сибирь. Мать Константина — Зоя Игнатьевна Лисовская, урождённая Винцентина Вильгельмина Лисовская (1862(?) - не ранее 1925), была родом из семьи польских революционеров, сосланных в Сибирь после восстания 1863 года. Николай и Винцетина познакомились и поженились в Туринске, после чего Лисовская приняла православие и вместе с ним новое имя — Зоя Игнатьевна. Впоследствии, представляясь при знакомстве, Константин Подревский неизменно добавлял: «Только я не поляк», – ибо считал себя подлинно русским человеком.
В
середине 1891 года после многочисленных просьб и обращений к властям родителям
Константина Николаевича было позволено переехать в Тобольск, где Николай
Николаевич сотрудничал в газете «Сибирский листок» принимал участие в написании
книги «Поездка на Северный Урал летом 1892 года», опубликованной в 1895 г.
(современное издание Юрия Мандрики 2004 года хранится в фонде Библиотеки
истории города). В 1894 году Подревский получил разрешение покинуть
местожительство в Сибири и поселиться в пределах Европейской России по своему
выбору, но под надзором полиции. Подревские переехали в Астрахань, где жили их
друзья. К тому времени в семье родился второй сын, Михаил. До 1900 года отец
Константина работал в управлении рыбных и тюленьих промыслов, а затем стал давать
частные уроки.
В 1906
году, окончив 1-ю Астраханскую гимназию Константин Подревский поступил на
юридический факультет Киевского университета. В 1910 году Константин окончил
университет и поступил на службу секретарем в киевскую контору Всероссийского
общества сахарозаводчиков. Тогда же он женился на Вере Александровне Микулиной
(1885-1956), родной племяннице выдающегося русского учёного-механика,
основоположника гидро- и аэродинамики Николая Егоровича Жуковского. Жена
Константина была поэтессой и печаталась под псевдонимом «Вера Жуковская», после
революции "Жуковская" стала ее официальной фамилией. Кстати, поэтесса
оставила воспоминания об уроженце Тюменского уезда Г. Е. Распутине.
Первые
стихи Подревского были опубликованы ещё в студенческие годы. Константин регулярно
печатался в киевских газетах, журналах, альманах. Он занимался переводами с
французского и немецкого языков, писал песни, скетчи, инсценировки для театров,
кабаре и ресторанов.
В начале
Первой мировой войны Подревские переехали в Москву, где Константин по протекции
профессора Жуковского получил место помощника делопроизводителя Московского военно-промышленного
комитета. Супруги сняли квартиру на Арбате. Здесь у Константина была настоящая
творческая мастерская, куда заходили знакомые поэты. Жизнь приобрела новые
радужные краски, но в 1916 году Подревского призвали на воинскую службу
"нижним чином". Он демобилизовался лишь после революции.
Вернувшись
в Белокаменную, Подревский снял недалеко от Кудринской площади, в Большом
Конюшковском переулке квартиру, которая стала его литературным салоном и
творческой мастерской. Его соседом до отъезда в Петроград был Андрей Белый. В квартире
Подревского часто бывал его старый друг поэт Сергей Городецкий, а также другие
литераторы, художники и артисты. Холодной и голодной зимой 1919-1920 года
Константин заболел тифом, но его вылечили, хотя надежды на спасение было мало.
Первый
брак Константина распался в конце 1920 года. Его второй женой стала Анна
Ивановна Лямина (урождённая Степанова 1898-1974), у которой был малолетний сын
от первого брака — Андрей Глебович Лямин.
Вернувшись
к мирной жизни, но, не имея стабильной работы, Подревский сделал единственным источником
своего существования музыку и поэзию, которыми он увлекался с детства. С 1922
года он стал считать себя профессиональным литератором и указывал это в
анкетах. К своим стихам Константин сам сочинял мелодии в стиле популярных в
свое время песен и баллад: «Шах в гареме», «Весёлые апаши», «Кашерленго-капитан»
и другие. Подревский выступает как автор текстов оперетт, скетчей, сценок,
песен. Его произведения с успехом исполняются на эстраде. В период НЭПа Подревский
служил секретарём секции бюро эстрады Всероссийского общества драматических
писателей и композиторов (Драмсоюз).
Константин
Николаевич - автор стихов к романсам «Мы с тобой навек разлучены», «Вечера
забытые», «Брось тревогу», «Моя золотая», «Твои глаза зеленые», «Шелковый шнурок»
и полторы сотни других. Его песни звучали во время демонстрации первых немых
советских кинокартин. Среди соавторов-композиторов Подревского – Матвей
Блантер, Юлий Хайт, Борис Фомин, Борис Прозоровский, Яков Фельдман и другие.
Его песни исполняли такие звезды 1920-х годов, как Тамара Церетели, Елизавета
Белогорская, Изабелла Юрьева, Екатерина Юровская, Ольга Вадина и другие. В
архиве Подревского сохранилось также и несколько поэтических переводов.
С 1923
года Константин Николаевич работает совместно с композитором Борисом Фоминым. Свой
самый знаменитый романс «Дорогой длинною» коллеги написали в 1924 году. Песня
преодолела «железный занавес» и стала хитом англо-американской поп-музыки, а
также была переведена на испанский, итальянский, французский, немецкий,
литовский, финский, польский, венгерский, шведский, румынский, японский,
вьетнамский, китайский, хорватский, португальский, голландский языки. В каждой
стране нашлись исполнители, включившие её в свой репертуар.
В 1925
году МузТрест ВСНХ 10-тысячным тиражом выпустил пластинку с записью песни в
исполнении популярной советской певицы Тамары Церетели. На записи
уже отсутствовал второй куплет, похоже Подревский признал его слишком пессимистичным,
впрочем, и четвёртый куплет также исчез уже из последующей публикации текста и
нот романса. Также появились пластинки, где романс исполнили Екатерина
Юровская, Даниил Оленин и Сэда Гурджиева.
Вскоре
романс запели звезды русской эмиграции – Петр Лещенко, Юрий Морфесси и Людмила
Лопато. Согласно некоторым источникам в парижском ресторане цыганской певицы
Анастасии Поляковой романс услышал маэстро Александр Николаевич Вертинский.
Он решил
добавить замечательный романс в свой репертуар, оставив припев и прибавив два
новых куплета. В итоге с его "соколиками" и "серебряными
руками" песня стала "другой": если Фомин и Подревский передавали
через неё своё восприятие мира, той эпохи, наполненной одновременно
"задушевностью" и "чувством тревоги", то у Вертинского это
более банально, это личные чувства и переживания. Пластинка вышла в 1926 году.
Популярность
песен на слова Константина Подревского была столь велика, что слова из его
песенки «Филибер» (1925) на музыку Бориса Прозоровского бормочет Остап Бендер в
романе «Золотой теленок»:
«Кончен,
кончен день забав,
стреляй,
мой маленький зуав».
Героиня
фильма «Красная площадь» (1970) в исполнении красотки Валентины Малявиной мурлыкала
другую песенку на стихи Подревского:
«Много
дней веря в чудеса – Сюзанна ждет.
У ней
синие глаза и алый рот».
В 1927
году Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР пометил творения
Подревского-Фомина как "идеологически не вполне сдержанные". А уже в
июне 1929 года, во время "свёртывания НЭПа", прошла Всероссийская
музыкальная конференция, на которой были запрещено издание и исполнение
практически всех романсов, включая большинство песен этого творческого дуэта. «Дорогой
длинною» и другие были признаны "контрреволюционными". Самого
Константина Николаевича объявили «нэпмановским», «упадочным» и «кабацким»
подпевалою. Для Константина Николаевича данный запрет стал большим ударом.
В 1929
году Константин несвоевременно подал фининспектору декларацию о доходах, за что
правление Драмсоюза описало всё его имущество, а самому поэту присудило
огромный штраф. После этих потрясений Константин заболел, впал в невменяемое состояние,
от которого так и не оправился до самой смерти. Во время тяжелой
полугодовой болезни, когда поэт находился в крайней нужде, его не оставляла
преданная муза и заботливая супруга Анна Ивановна Лямина-Подревская, помощник
делопроизводителя Драмсоюза.
Умер Константин
Николаевич Подревский 4 февраля 1930 года. Похороны поэта проходили спешно и в
обстановке непрекращающегося давления со стороны властей. Тело умершего было
кремировано, урна с прахом захоронена в закрытом колумбарии Донского кладбища в
Москве.
В 1960-х
годах в Советском Союзе прежние решения о контрреволюционности романса как
жанра были пересмотрены, и произведения Константина Подревского с успехом стали
исполнять советские певцы.
Биография
Подревского написана по материалам историка и литератора Александра Знатнова,
краелюбицы Анны Заречной и Википедии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий