Друзья,
почему бы не встретить Новый Год в самый разгар лета? Тем более что ровно 121 год назад – 19 июня 1902 года – на свет появился сам "Мистер Канун Нового
года", Гаэтано Альберто Ломбардо (Gaetano Alberto "Guy"
Lombardo) – любимец Америки, скрипач, композитор, аранжировщик, дирижёр и
бессменный руководитель фантастически популярного эстрадного оркестра "Guy
Lombardo and His Royal Canadians" ("Гай Ломбардо и его королевские
канадцы").
Его
биг-бэнд был лучшим танцевальным оркестром Соединённых Штатов в 1930-40-х годах
прошлого века и составлял успешную конкуренцию таким ведущим свинговым
оркестрам, как например, биг-бэнды Бенни Гудмана и Глена Миллера. А ещё музыка
Ломбардо стала частью традиций празднования Нового года – ведь на протяжении
почти полувека с новогодним боем часов по радио или в телетрансляциях звучала
пьеса "Auld Lang Syne" в исполнении его оркестра. Поэтому
неудивительно, что для миллионов людей он стал символом начала Нового Года, за
что и получил свой главный "титул" – "Mr. New Year's Eve"
("Мистер Канун Нового Года"). А в жизни музыканта называли просто
"Гай". В переводе с английского это слово означает "парень"
– возможно, это прозвище было намёком на простой и скромный характер музыканта,
а может, было сокращением от Гаэтано, а скорее всего, – и тем и другим
одновременно.
Маленький
Гай воспитывался в большой, музыкально образованной семье
итальянцев-эмигрантов, проживавших в канадском городе Лондоне (провинция
Онтарио). Его отец (портной по профессии) обладал приятным баритоном и обожал
петь, Гай учился играть на скрипке, а ещё трое из пяти его братьев обучались
игре на различных музыкальных инструментах, чтобы аккомпанировать своему отцу.
Будучи ещё школьником, Гай с братьями основал свой первый оркестр, репетируя в
глубине ателье своего отца, и в 1914-м состоялось их первая публичная премьера.
Этот семейный ансамбль первоначально назывался "Lombardo Brothers' Orchestra and Concert
Company". На самом деле, "оркестром" был квартет в
следующем составе: Гай (скрипка), его братья Кармен (флейтист, саксофонист,
певец), Леберт (барабанщик, трубач), а также приглашённый пианист Фредди
Крейтцер. А "компанию" им составляли, в зависимости от обстоятельств,
сестра Ломбардо Элейн (сопрано), его отец Гаэтано (баритон) и иногда
шотландские комедианты с танцорами.
С 1919 по
1923 годы братья Ломбардо выступали на танцплощадках своего родного Лондона и
соседних городов. В 1923-м их группа, в уже расширенном до нонета составе,
давала концерты в Кливленде (США). В 1924 году оркестр Гая выступал на местной
радиостанции "WTAM" уже под названием "Guy Lombardo and His
Royal Canadians". В том же году была записана их первая композиция на
лейбле "Gennett Records", после чего Гай подписал двухгодичный
контракт с клубом "Claremont Tent" в Кливленде. Тогда их наставником
стал владелец клуба Луис Билт, под влиянием которого они сформировали свой
новый стиль: замедлили темп, смягчили звук и стали использовать формат попурри,
дабы отвечать многочисленным запросам публики.
Попурри
впоследствии стали одной из фирменных "фишек" оркестра. И несмотря на
то что Гай Ломбардо, как и его оркестр, в сущности, лишь косвенно был связан с
джазом, а в прессе их музыка частенько сравнивалась с различного рода
гастрономическими сладостями, оркестровый стиль, созданный им, считается одной
из вершин свит-свинга, пусть и коммерциализированного. По словам родственников
Гая Ломбардо, столь грандиозным успехом оркестранты были обязаны своему
трудолюбию и скромности: "Они были обычными людьми и никогда не брали на
себя слишком много".
Действительно,
Гай Ломбардо со своими "канадцами" не претендовал на нечто более
серьезное, чем музыка танцевально-развлекательного характера. Тем не менее они
пользовались огромным успехом и у поклонников свинга, и многие "серьёзные
джазмены" прощали Ломбардо некоторую очевидную для них "банальность"
его музыки. А Луи Армстронг, например, вообще называл оркестр Ломбардо своей
любимой группой, отмечая чистоту их интонации и нередко исполняя их мелодии в
своем оркестре.
В 1927
году оркестр Ломбардо перебрался в Чикаго, выступал на радиостанции "WBBM",
а их первое выступление – по воле слушателей, обрывавших телефонные трубки, –
вместо 15 минут тянулось часы напролет. С началом их 33-летней феерической
концертной деятельности в "Roosevelt Grill" (с 1929 года) Нью-Йорк
стал для них вторым домом. Их новогодние концерты превратились в традиционные
программы для обеих сетей радиостанций "CBS" и "NBC", с
фирменным знаком – исполнением "Auld Lang Syne" в новогоднюю ночь. С
1954 года телевизионные трансляции этих концертов собирали у телевизоров
миллионы зрителей. И "это был не простой просмотр ТВ-шоу, а настоящий
семейный праздник", – вспоминала племянница Ломбардо, Джина.
С 1929 по
1954 годы Гай Ломбардо и его "королевские канадцы" записали
бесконечную череду хитов и продали более 100 миллионов пластинок, а к моменту
смерти Ломбардо в 77-м было выпущено почти сто альбомов. Общий объем продаж их
пластинок только за 1946 год составил 11 миллионов копий. До 1976 года, по
некоторым данным, было продано более 300 миллионов записей. Знаменитый оркестр,
к концу 40-х уже состоявший из 16 музыкантов, играл на всех президентских
инаугурационных балах от Франклина Рузвельта до Джимми Картера. Музыканты
снимались во многих фильмах, среди которых – "Мост Ватерлоо" с Вивьен
Ли. Оркестр звучал на открытии реконструированного "Стадиона Янки"
(Yankee Stadium) в 70-х и ежегодно участвовал в параде в честь Дня
Благодарения.
Гай
Ломбардо стал обладателем трёх звезд на голливудской аллее славы, его
изображение красовалось на канадской почтовой марке. И ещё, было у него одно
маленькое увлечение. В свободное от выступлений время он был постоянным
участником гонок на катерах-гидропланах и даже завоевал несколько престижных
призов, среди которых был "Золотой кубок" 1946 года. С 1954 года он
взял на себя руководство "Морским театром" на нью-йоркском пляже, где
организовал ряд очень популярных музыкальных ревю и проводил музыкальные вечера
вплоть до самой своей смерти от сердечного приступа – 5 ноября 1977 года.
Его
внезапный уход стал шоком для Америки, ведь, по словам одного из биографов,
"этот человек стал обычаем, а обычаи не умирают». А сам Гай Ломбардо
как-то в 60-х пошутил в телевизионном шоу "Laugh-In": "Когда я
умру – я заберу новый год с собой".
Слушайте "золотые
попурри" Гая Ломбардо и не забывайте о танцах!
Екатерина
Селянинова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий