Восьмой
студийный альбом уфимско-питерской группы ДДТ, выпущенный 1 июня 1992 года.
Материалом
для этой пластинки послужили лирические песни, написанные Юрием Шевчуком в 1980-х
годах. Самые ранние из них, как, например, «Дождь», появились ещё в уфимский
период «ДДТ» и до сего времени официально не издавались.
Альбом «Актриса Весна» был записан в Санкт-Петербургской Студии грамзаписи в марте-июле 1992 г.. Звукорежиссёры – А.Докшин, Ю.Морозов. Позже музыканты вспоминали, что весь процесс записи продолжался всего две недели. Работа над пластинкой проходила на Петербургской студии грамзаписи, причём всё это время музыканты провели в отличной атмосфере, способствующей спокойной творческой работе. Идея записать диск лёгких песен принадлежала Юрию Шевчуку. Автор решил отдохнуть от тяжёлого саунда и социальных песен, которые доминировали на предыдущих работах «ДДТ» — «Оттепель», «Пластун» (издан лишь в 1995 году) и «Я Получил Эту Роль». В итоге альбом «Актриса Весна» стал самым хорошо продаваемым в истории коллектива, а также одним из известнейших в русской рок-музыке.
Юрий
Шевчук – вокал, акустическая гитара
Рустем
Ризванов – гитара, вокал
Андрей
Васильев – гитара, вокал
Александр
Бровко – губная гармошка, гитара, мандолина
Андрей
Муратов – рояль, клавишные инструменты, орган, вокал
Вадим
Курылёв – бас, акустическая гитара, вокал
Игорь
Доценко – барабаны, congas
Михаил
Чернов – саксофоны, флейта
Игорь
Тихомиров – безладовый бас (соло в 1)
Александр
Беренсон – флюгельгорн (6)
Яков
Солодкий – перкуссия
Андрей Шепелев – national dobro (8)
В 1992
году от рака скончалась супруга Юрия Шевчука Эльмира. Для Юрия Юлиановича её
смерть стала сильнейшим потрясением. Считается, что именно ей адресованы
строчки «Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене» в песне «Актриса
Весна». До трагической развязки Юрий мечтал сделать специальную программу
«ДДТ», в которой должна была танцевать его супруга, однако, этому не было
суждено сбыться. Альбом «Актриса Весна» Шевчук посвятил памяти своей супруги.
Её же посвящены песни из других альбомов «ДДТ» – «Беда» из двойника «Чёрный Пёс
Петербург», «Вороны» из «Любовь», «Когда ты была здесь» из «Иначе».
Перед
началом записи «Актрисы Весны» в составе «ДДТ» происходили изменения. Так,
например, из группы был уволен скрипач Никита Зайцев, игравший также на гитаре
и придумавший запоминающееся соло к песне «В последнюю осень». На безладовой
гитаре в песне «Дождь» сыграл экс-участник группы «Кино» Игорь Тихомиров, позже
ставший штатным участником «ДДТ».
Первое
издание альбома «Актриса Весна» на виниле появилось в 1992 году. Пластинка была
оформлена рисунками Эльмиры Шевчук. Её же портрет был размещён на вкладыше к
диску-гиганту. Там же нашлось место для текстов вошедших в альбом песен.
Тысяча
девятьсот девяносто второй год для меня и моих близких был максимально наполнен
знаковыми событиями и наложил отпечаток (при детальном рассмотрении похожий на
неровный след хирургического скальпеля) на всю дальнейшую жизнь и
сопровождающие её причинно-следственные связи, явившись вестником неотвратимых,
но, что намного важнее - необходимых перемен. В апреле мы сменили место
жительства, разбив на финальной стадии переезда большое зеркало трюмо – и уже в
мае, едва отметив своё 16-летие, я загремел в больницу, балансируя несколько
суток между тем и этим светом без особых, в общем-то, гарантий. Но возвращение
состоялось, и во многом – благодаря небольшому переносному приёмнику, который,
будучи настроенным исключительно на среднечастотное радио «SNC», преданно и
практически круглосуточно выполнял возложенную на него «реанимационную» функцию
(особенно, конечно, сыграл свою роль дневной блок отечественного рок-вещания).
Одним из знаковых хитов этого времени был хит «ДДТ» «Что такое осень», который
довольно быстро приобрёл максимальную известность благодаря выходу на
телеэкраны страны «настроенческого» видеоклипа с участием К.Кинчева, В.Бутусова
и музыкантов «ДДТ». В дни, о которых идёт речь, а точнее – в день презентации
программы группы «Бригада С» «Всё это рок-н-ролл» (16 мая 1992 г., УДС «Крылья
Советов»), бесконечно любимый и почитаемый мной Юрий Юлианович Шевчук отметил
своё 35-летие.
Вообще,
фактически весь 1992-й год прошёл под знаком группы «ДДТ». Шевчук тогда
всячески пропагандировал в СМИ «Властелина колец» Толкиена и неустанно призывал
поклонников "задуматься о смерти" и "сходить в церковь", на
сцену выходил в чёрной майке и с массивной золотой цепью на груди (не являлось
ли это своеобразной материальной отсылкой к "Лукоморью" Пушкина?
:))). 23-26 января в Крёмлёвском Дворце Съездов впервые в стране состоялся
фестиваль с негосударственным статусом; он был организован Центром Стаса Намина
и получил название «Рок из Кремля». 25 января свою программу на фестивале
отыграли музыканты «ДДТ». Прозвучали песни: «Я получил эту роль», «Храм»,
«Дождь», «Фома», «В последнюю осень», «У тебя есть сын», «Ночь», «Конвейер»,
«Мама, я любера люблю», «Хиппаны», «Кремлёвский блюз» (импровизированный
джем-сейшн), «Рождённый в СССР», «Ленинград» и «Родина». Как видим, на этом
концерте Юрий Шевчук, переживавший тогда тяжёлые дни в связи с неизлечимой
болезнью своей жены – Эльмиры Шевчук (Бикбовой), скончавшейся чуть позже, 13
марта того же года, представил практически целиком программу, послужившую
впоследствии основой альбома «Актриса Весна», посвящённого памяти Эльмиры.
После уже
упомянутой майской акции Гарика Сукачёва «Всё это рок-н-ролл» в Москве и Питере
прошли летние концерты памяти Виктора Цоя (ему в 92-м году исполнилось бы 30
лет) – в том числе, с участием группы «ДДТ», и летом же, если мне не изменяет
память, в городе появились афиши с загадочным Чёрным Человеком, совершавшим
прогулку в сопровождении чёрной собаки (начало рекламной кампании декабрьских концертов
«Чёрный Пёс Петербург») - на плакате не имелось никаких поясняющих надписей,
кроме узнаваемого лейбла, начертанного латиницей - «DDТ».
Телевидение, как могло, вносило свою лепту в общее дело: практически одновременно на экранах, чередуясь друг с другом, в течение года мелькали видеоклипы «ДДТ» - «В последнюю осень», «Что такое осень», «Дождь», «Рождённый в СССР», «Ты не один» и «Чёрный Пёс Петербург». А в середине ноября, когда листья рябины за окном окончательно пожелтели и провисли под первым нетающим инеем, я отправился в Лужники за билетами на «Чёрного Пса». Помнится, дорога туда и обратно была не из лёгких: осенью 92-го вещевая ярмарка в Лужниках разрослась до таких размеров, что вагоны метро, подъезжавшие к «Спортивной», напоминали в дневное время бочки с огурцами, а дорога до Лужнецкой набережной была подстать непролазным джунглям из огромных дорожных сумок и торговых палаток. Тем не менее, билеты я купил, и 12 декабря мы с моим отцом и школьным приятелем отправились-таки на концерт. К тому моменту в функционирующем тогда музыкальном отделе на втором этаже книжного магазина «Молодая гвардия» мной уже была куплена свежевыпущенная грампластинка «Актриса Весна», реализованная, как и многие другие альбомы «ДДТ», без какой бы то ни было рекламной кампании в СМИ - диск просто появился на прилавках, и всё. В конверт, кстати, был вложен вкладыш с портретом Эльмиры Шевчук и текстами песен, вошедших в альбом. Что до концерта «Чёрный Пёс Петербург», то он, несомненно, впечатлил и напитал энергией, особенно запомнились шикарные гитарные соло в новых и лучших песнях «ДДТ» специально приглашённого рок-мастера Александра Ляпина, а также не лишённый опасности номер, когда Юрий Юлианыч, сунув микрофон в карман, лихо вскарабкался к вершине сценической конструкции по тросу гиреобразного шара-«бабы» (такими обычно ломают ветхие постройки) и исполнил песню «Террорист», держась за трос одной рукой. Ближе к финалу действа, когда звучала «Что такое осень», на зрителей сверху неожиданно посыпались круглые этикетки-«яблоки» - с нового диска «ДДТ».
Пластинка
«Актриса Весна» произвела на меня сильнейшее впечатление и, едва дослушав её до
конца, я поставил её снова – разделив повторное прослушивание с приглашённым по
этому поводу в мою комнату отцом. Песни, которые были включены в диск, конечно
же, уже были нам известны по многочисленным телеэфирам и концертным записям
«ДДТ», но качество аранжировок… оно восхитило и потрясло! Вообще, альбом был
сразу воспринят как ЛУЧШИЙ. В ноябре 1994 г. отец купил лицензионный
компакт-диск, и он содержал отсутствовавшую на грампластинке и кассете песню «У
тебя есть сын» - таким образом, альбом для меня окончательно состоялся. И по
сей день он берёт за душу и восхищает своим неповторимым, щемящим лиризмом и
ощущением полёта. В дискографии «ДДТ» он, по моему мнению, безусловная вершина
- наряду с альбомами «Я получил эту роль», «Оттепель», «Пластун» и «Это всё…»
«Дождь» -
как неоднократно представлял песню сам Шевчук: «Это самая первая песня группы
«ДДТ». Не знаю, так ли это на самом деле, но поверить очень хочется – настолько
композиция хороша. Я впервые услышал её дебютную версию на кассетном альбоме
«Свинья на радуге» - и это звучало весьма монументально для 1982 года. На
рубеже десятилетий группа часто играла «Дождь» на концертах, и, вполне ожидаемо,
к юбилею группы (равно как и самого автора) записала её в шикарной аранжировке
с фантастическим басовым соло – теперь уже по-настоящему увековечив это едва ли
не самое светлое произведение Юрия Шевчука. Отметим замечательный лирический
каламбур («дождь» - «город наводнился вдруг весёлыми людьми») и, на мой взгляд,
прямую ассоциацию с песней «Куда уходит детство» (А.Зацепин – Л.Дербенёв) из
репертуара Аллы Пугачёвой. Сравним:
И в
сугробах белых, и по лужам у ручья будет кто-то бегать, но не я… (Л.Дербенёв)
Выходи во двор, и по лужам бегай хоть до самого утра… (Ю.Шевчук)
На песню
«Дождь» был снят очень стильный и запоминающийся с первого просмотра видеоклип,
в котором город, построенный из детских кубиков и населённый игрушечными
человечками, смывается со стола хлынувшим потоком воды. Аккуратно причёсанный
Шевчук в белой рубахе на тёмном фоне… По-моему, клип впервые был показан по ТВ
в конце 1993 года.
«В
последнюю осень» - отлично помню премьеру этой песни на концерте памяти Виктора
Цоя в октябре 1990 года – тогда она была сыграна два раза (при первом
исполнении Шевчук перепутал слова). Сильнейшее впечатление и ощущение
подлинного произведения искусства. Позже на песню был снят атмосферный
видеоклип – там, где штормовое море и отблеск костров в очках лидера «ДДТ».
Текст чем-то всегда напоминал мне «Только этот день» Константина Кинчева – и
отнюдь не только образом осеннего солнца. В ставшем сегодня классическим
гитарном риффе – дух и величие лучших образцов песен жанра.
«Фома» -
текст самодостаточен (как смысловой мостик на альбоме после «Последней осени» -
первая строка «Фомы»: «Я часто не верю, что будет зима…»), и вполне может
восприниматься как отдельное стихотворение. С музыкой произведение замечательно
вдвойне, а в данной аранжировке (о, эта шикарная джазовая вакханалия в коде!) –
это просто шедевр! Насколько я помню, песня впервые была опубликована на
официальном акустическом бутлеге Юрия Шевчука и скрипача Сергея Рыженко
«Москва-жара» (1985). Строчка «Жизнь наша – поле ряженых мин», видимо, отсылает
к Б.Пастернаку – как и следующая песня на альбоме.
«Родина»
- по признанию самого Шевчука, была написана под воздействием романа
Б.Пастернака «Доктор Живаго». Одна из самых пронзительных и лучших песен на
диске, да и вообще – в репертуаре группы. Концертный альбом 1997 года «Два
концерта. Акустика» содержит первоначальную версию этой песни, исполненную под
гитару – и она сама по себе, без всякой аранжировки и барабанов, производит
сильнейшее впечатление. Впервые я услышал электрическое исполнение «Родины» во
время телевизионной трансляции забытого ныне арт-фестиваля «Задворки» в 1990
году – флейта Михаила Чернова вызвала тогда полчище мурашек, бегущих по телу.
По сей день благодарен музыкантам, что при записи пластинки группа сохранила ту
самую, классическую аранжировку.
«ЭЙ,
НАЧАЛЬНИ-И-И-ИК!» - тут же вспоминается громогласное Кинчевское: «…Покорных – в
ро-о-в!!!» (1986, песня «Земля»).
«У тебя
есть сын» - впервые была услышана и увидена мной в новогодней программе Ленинградского
телевидения – по-моему, в ночь с 1989 на 1990 год. Там же и тогда же состоялась
премьера клипа «Падший ангел» обновлённого, питерского состава группы «Наутилус
Помпилиус». «У тебя есть сын» - тонкая и лирическая песня, совершенно, как
тогда казалось, не-шевчуковская. Группа «ДДТ» в то время всеми силами пыталась
уравновесить баланс текстов и музыки (как примеры этого движения «в глубь
лирического самопознания» – композиции конца 80-х «Милые девочки», «Ветры с
тобой», «Актриса Весна» и «У тебя есть сын»).
«Храм» -
наверное, самая на то время новая песня из всех представленных на диске, наряду
с суперхитом «Что такое осень». Воссоздаёт в памяти «Церковь без крестов».
Впервые я услышал «Храм» во время радиотрансляции фестиваля «Рок из Кремля»
(купить билеты в КДС, увы, так тогда и не удалось). Текст - сильнейший и
многослойный, метафоры до сих пор сражают наповал. Поначалу, кстати, все эти
«А-ах!» в проигрышах напоминали «Атас!» «Любэ».
«Что
такое осень» - в первую очередь, это, конечно же, культовый ныне видеоклип с
участием приглашённых К.Кинчева и В.Бутусова. Помню, в самом конце 1991 года,
когда он был показан в какой-то ночной музыкальной программе по Ленинградскому
телевидению (кажется, в «Поп-антенне»), восторгу моему не было предела: настолько
сильна тогда была несгораемая вера в рок-н-ролльное братство!
Шевчук
впоследствии неоднократно подвергал собственную песню остракизму и глумливо
заявлял в интервью, что текст «Осени» потомки разместят в виде эпитафии на его
могильной плите. А песня-то, ёлы-палы, получилась отличная! К слову, однажды,
разгребая свои старые стихи, я наткнулся на пожелтевший листок, датированный
1989 годом – текст носил название «Что такое осень».
«Ночь» -
отличный ритм-энд-блюзовый трек, впервые я услышал эту песню на концерте «ДДТ»
в ДК МЭЛЗ 5 апреля 1991 года – тогда Юрий Юлианович представлял только что
изданную на виниле «Периферию» и видеоклип «Террорист» (как пролог к
прогремевшему в те же дни фестивалю «Рок против террора»).
Спи, мой
Авель, спи, мой Каин,
Царь
неведомых окраин,
Спи, мой
тёмный гражданин!..
«Актриса
Весна» - песня была известна мне по концертным записям конца 80-х, и до выхода
на данной пластинке почему-то совершенно меня не цепляла. А тут как будто
прорвало: какой ТЕКСТ, какая уверенное и клёвое акустическое ЗВУЧАНИЕ!
Всё-таки, как ни крути, аранжировка – наиглавнейшая вещь. Равно как и правильно
выстроенный порядок песен на альбоме, как в данном случае: от майского дождя к
Актрисе-весне.
Здесь -
обязательный, ритуальный Шевчуковский вопрос:
- Ну что,
ребятушки, доживём до весны?..
-
ДА-А-А-А-А-А-А!!!
-
Правильно, хе-хе!!!
Впечатления
об альбоме «Актриса Весна» 0lesja_0lgerd:
Юра
Шевчук был и остаётся нашей семейной легендой. А всё потому, что учился он в
уфимском худграфе и был всего на курс старше учившегося там же папы. С самого
несмышлёного возраста я слышала этот с характерной хрипотцой голос из
магнитофона и в наушниках, которые были больше моей головы. Это такая же
естественная и неотъемлемая часть моего детства, как запах мокрых листьев после
дождя и городской пыли, как праздничное мороженое в кафе в металлических
вазочках (три шарика под шоколадной крошкой, безумное лакомство), как
первомайские демонстрации и люди с шариками и флажками. Ощущение какого-то
восторженного азарта – когда красивая мама готовит что-то вкусное, папа ставит
самые лучшие кассеты, а до обеда можно выскочить на улицу и несколько раз
обежать вокруг дома – просто так, от избытка энергии.
Сайт https://rock-meloman.livejournal.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий