воскресенье, 25 июня 2023 г.

Лучшие альбомы 1970-х. Emerson, Lake & Palmer – «Trilogy» (1972).

Прогрессивный рок

Третий студийный альбом британской группы Emerson, Lake & Palmer (ELP), записанный в январе 1972 года в лондонской студии «Advision» и выпущенный 6 июля 1972 года на лейбле «Island Records». Продюсером альбома выступил Грэг Лейк.  

«Trilogy» закрепил успех группы во всём мире, достиг в чартах Великобритании и США самых высоких позиций (в Великобритании — 2-е, в США — 5-е место). Многие композиции с него, а особенно «Hoedown», постоянно звучали в радиоэфире. В 1972 году коллектив много гастролировал по миру и получил звание "лучшей группы" от журнала «Melody Maker».

К 1971 году ELP стали одной из самых гастролирующих команд в мире, давая примерно 180 концертов в год, то есть условно через день по концерту. Так они провели осень 1971 в турне по Британии, а весну 1972 — по США, и в коротких промежутках между гастролями писали свой очередной шедевр — "Трилогию".

В сентябре 1971 года группа взяла перерыв в своих гастролях, чтобы начать работу над новым студийным альбомом в «Advision Studios». В начале 1972 года таблоид «New Musical Express» ложно сообщил, что группа распадается, в результате чего музыканты были вынуждены выступить с разъяснением, что клавишник Кит Эмерсон планировал записать сольный альбом джазовой музыки, но проект был отложен.

«The Endless Enigma» 1 & 2 / Fugue (1972)

Альбом открывает сюита «The Endless Enigma» («Бесконечная загадка») в трёх частях. Первая часть начинается со звука сердцебиения, так что Pink Floyd оказались не первыми, начав с сердцебиения свою "Тёмную сторону Луны" в 1973 году. Источником этого звука в "Трилогии" многие предполагали стук бочковой педали Ludwig Speed King в палмеровской ударной установке Ludwig Octaplus. Сомнения развеял инженер ремикса альбома в 2015 году Джако Джакчик: "Я узнал, что оказывается это Грег играл по зажатым струнам своей бас-гитары."

«From the Beginning» (1972)

В альбоме есть необычная для ELP песня "From the Beginning" («С самого начала»), где основной аккомпанемент ведёт акустическая гитара. Грег Лэйк написал её ещё в 1969 году для альбома King Crimson – «In the Court of the Crimson King», но Роберт Фрипп посчитал, что песня не вписывалась в контекст того альбома. Трудно сказать, насколько она вписывается в контекст этого альбома, но песня стоящая. Не зря Emerson, Lake & Palmer выпустили её синглом в Америке, и она поднималась на 39-е место в Биллборде. В 1997 году Грег Лэйк назвал по ней вышедший на 2 CD сборник своих песен – «The Greg Lake Retrospective - From The Beginning».

«The Sheriff» (1972)

Любителей группы всегда забавляло словечко "Shit!", которое бросает Карл Палмер в барабанном вступлении к песне "The Sheriff", когда его палочка случайно задевает обод том-тома. Дословно означаемое "говно", в таких случаях это слово лучше переводить как "Блин!" На CD изданиях его вырезали. А ещё говорят "Из песни слов не выкинешь"... Песня заканчивается фортепианным соло в стиле хонки-тонк, в котором Палмер играет на деревянных блоках.

«Hoedown» (1972)

Инструментальная композиция "Hoedown" (американский народный танец) это переложение одноимённой "Hoe-Down" из балета американского композитора Аарона Коплэнда "Родео", написанного им в 1942 году. Она стала излюбленным концертным номером любителей группы на многие годы. Кит Эмерсон был большим поклонником Коплэнда и успешно переложил другое его произведение - "Фанфары для обычного человека" в 1977 году. А "Хоудауном" группа начинала свои концерты не только в турне с "Трилогией", но и в последующем турне в поддержку альбома Brain Salad Surgery (1973).

«Trilogy» (1972)
«Living Sin» (1972)

Завершает альбом инструментальная пьеса "Abaddon's Bolero" - "Болеро Аваддона", которую поначалу, за её военизированный ритм, хотели назвать "Bellona's Bolero". Беллона — древнеримская богиня войны (от слова "bellum" - "война" по латыни). Она в разных версиях мифов считалась то матерью, то супругой, то дочерью известного всем бога войны Марса.

«Abaddon's Bolero» (2015 - Remaster)

Но имя Аваддона победило своим большим размахом. Аваддон (или Абаддон) несколько раз встречается в Библии: в Ветхом Завете рядом со словами смерть или преисподняя (например, "Преисподняя и Аваддон открыты..." - Книга Притч 15:11), а в Апокалипсисе от Иоанна, в эпизоде, когда вострубил пятый ангел, "ангел бездны", то "имя ему по-еврейски Аваддон". Вот откуда напряжение, которое так искусно нагнетает трио в данном опусе. И болеро здесь из нормального болеро, которое должно быть размером 3/4, превращается в апокалиптический марш на четыре четверти.

"Болеро Аваддона" — произведение очень сложное для живого исполнения. Единственная в нём мелодия, содержащая в себе многочисленные модуляции, повторяется снова и снова, обрастая дополнительными слоями аранжировки. Эта запись насыщена многочисленными наложениями: появление каждого нового инструмента выполнено наложением на все предыдущие, так что еле слышная в начале флейточка постепенно вырастает в мощную стену звука. Французский композитор Морис Равель в своём знаменитом "Болеро" прибегает к тому же эффекту.

Emerson Lake and Palmer – «Abaddon's Bolero» (Live 1973)

Emerson, Lake & Palmer лишь несколько раз исполнили "Abaddon's Bolero" в 1972 году вживую. Для этого Грегу Лэйку пришлось обложиться со всех сторон Меллотроном и вторым синтезатором Муг (в придачу к эмерсоновскому). И всё же играть на сцене эту сложную вещь, записанную в большей степени благодаря студийным трюкам, оказалось сущим адом, так что группа исключила "Abaddon's Bolero" из концертного репертуара. ELP вернули её обратно в турне 1977 года, потому что наняли для этой цели целый оркестр!

На обложку альбома Trilogy первоначально предполагали поместить какую-то работу Сальвадора Дали, но художник запросил за это 50 тысяч фунтов стерлингов (примерно 675000 современными деньгами), и компания-издатель Island Records отказалась от этой затеи. Пожалуй, что и к лучшему, поскольку так возникло троичное изображение Эмерсона, Лэйка и Палмера, ставшее с тех пор иконой группы.

А вот внутренняя фотография на развороте наводит на мысли о кельтах, друидах и лесах, в которых они обитали. Вспомните, сколько групп поместили себя на обложки, стоя среди деревьев. Это какое-то повальное бессознательное тяготение для многих музыкантов. Фото снято в легендарном для Англии Эппингском лесу, что в сорока минутах езды от Лондона в северном направлении.

Этот лес, вытянувшийся на 19 км в длину, но не более 4 км в самых широких своих местах, веками воспевался в английской литературе, живописи и музыке. Его упоминали в своих произведениях Даниэль Дефо ("Дневник чумного года"), Чарльз Диккенс ("Барнеби Радж") и многие другие. Эту традицию продолжили английские рок-музыканты. Genesis в своём альбоме Selling England by the Pound (1973) записали песню "The Battle of Epping Forest" (Битва в Эппингском лесу). Герой песни Пола Маккартни "Famous Groupies" из альбома London Town (1978) жил в Эппингском лесу.

Альбом Trilogy вышел в свет в Англии 6 июля 1972 года и имел успех просто невиданный в народе, учитывая его сложный, близкий к классической музыке характер. В США он поднялся на 5-е место, а у себя на родине даже на 2-ое.

Журнал Биллборд похвалил альбом за "неуклонный прогресс" Кита Эмерсона в освоении синтезатора Муг. Известный же своей желчью нью-йоркский критик Роберт Кристгоу поставил "Трилогии" одну из низких оценок в своей градации: C— со словами: "Они зациклились на помпозициях Таркуса и монстроидной дани памяти Мусоргскому — эти парни так же тупы, как и их претенциозные поклонники."

Грег Лэйк в интервью журналу в 2012 году сказал: "Я люблю "Трилогию" Это мой любимый альбом ELP. И никакой другой. Это и правда очень конкретный альбом. Это лучшее из ELP. Он несёт в себе блеск всего наилучшего, что в нас было."

Комментариев нет:

Отправить комментарий