Прогрессивный рок
Третий
студийный альбом британской группы Emerson, Lake & Palmer (ELP), записанный
в январе 1972 года в лондонской студии «Advision» и выпущенный 6 июля 1972 года
на
лейбле «Island Records». Продюсером альбома выступил Грэг Лейк.
«Trilogy»
закрепил успех группы во всём мире, достиг в чартах Великобритании и США самых
высоких позиций (в Великобритании — 2-е, в США — 5-е место). Многие композиции
с него, а особенно «Hoedown», постоянно звучали в радиоэфире. В 1972 году
коллектив много гастролировал по миру и получил звание "лучшей
группы" от журнала «Melody Maker».
К 1971 году ELP стали одной из самых гастролирующих команд в мире, давая примерно 180 концертов в год, то есть условно через день по концерту. Так они провели осень 1971 в турне по Британии, а весну 1972 — по США, и в коротких промежутках между гастролями писали свой очередной шедевр — "Трилогию".
В
сентябре 1971 года группа взяла перерыв в своих гастролях, чтобы начать работу
над новым студийным альбомом в «Advision Studios». В начале 1972 года таблоид «New
Musical Express» ложно сообщил, что группа распадается, в результате чего музыканты
были вынуждены выступить с разъяснением, что клавишник Кит Эмерсон планировал
записать сольный альбом джазовой музыки, но проект был отложен.
Альбом
открывает сюита «The Endless Enigma» («Бесконечная загадка») в трёх частях.
Первая часть начинается со звука сердцебиения, так что Pink Floyd оказались не
первыми, начав с сердцебиения свою "Тёмную сторону Луны" в 1973 году.
Источником этого звука в "Трилогии" многие предполагали стук бочковой
педали Ludwig Speed King в палмеровской ударной установке Ludwig Octaplus.
Сомнения развеял инженер ремикса альбома в 2015 году Джако Джакчик: "Я
узнал, что оказывается это Грег играл по зажатым струнам своей
бас-гитары."
В альбоме
есть необычная для ELP песня "From the Beginning" («С самого начала»),
где основной аккомпанемент ведёт акустическая гитара. Грег Лэйк написал её ещё
в 1969 году для альбома King Crimson – «In the Court of the Crimson King», но
Роберт Фрипп посчитал, что песня не вписывалась в контекст того альбома. Трудно
сказать, насколько она вписывается в контекст этого альбома, но песня стоящая.
Не зря Emerson, Lake & Palmer выпустили её синглом в Америке, и она
поднималась на 39-е место в Биллборде. В 1997 году Грег Лэйк назвал по ней
вышедший на 2 CD сборник своих песен – «The Greg Lake Retrospective - From The
Beginning».
Любителей
группы всегда забавляло словечко "Shit!", которое бросает Карл Палмер
в барабанном вступлении к песне "The Sheriff", когда его палочка
случайно задевает обод том-тома. Дословно означаемое "говно", в таких
случаях это слово лучше переводить как "Блин!" На CD изданиях его
вырезали. А ещё говорят "Из песни слов не выкинешь"... Песня заканчивается
фортепианным соло в стиле хонки-тонк, в котором Палмер играет на деревянных
блоках.
Инструментальная
композиция "Hoedown" (американский народный танец) это переложение
одноимённой "Hoe-Down" из балета американского композитора Аарона
Коплэнда "Родео", написанного им в 1942 году. Она стала излюбленным
концертным номером любителей группы на многие годы. Кит Эмерсон был большим
поклонником Коплэнда и успешно переложил другое его произведение -
"Фанфары для обычного человека" в 1977 году. А "Хоудауном"
группа начинала свои концерты не только в турне с "Трилогией", но и в
последующем турне в поддержку альбома Brain Salad Surgery (1973).
Завершает
альбом инструментальная пьеса "Abaddon's Bolero" - "Болеро
Аваддона", которую поначалу, за её военизированный ритм, хотели назвать
"Bellona's Bolero". Беллона — древнеримская богиня войны (от слова
"bellum" - "война" по латыни). Она в разных версиях мифов
считалась то матерью, то супругой, то дочерью известного всем бога войны Марса.
Но имя
Аваддона победило своим большим размахом. Аваддон (или Абаддон) несколько раз
встречается в Библии: в Ветхом Завете рядом со словами смерть или преисподняя
(например, "Преисподняя и Аваддон открыты..." - Книга Притч 15:11), а
в Апокалипсисе от Иоанна, в эпизоде, когда вострубил пятый ангел, "ангел
бездны", то "имя ему по-еврейски Аваддон". Вот откуда
напряжение, которое так искусно нагнетает трио в данном опусе. И болеро здесь
из нормального болеро, которое должно быть размером 3/4, превращается в
апокалиптический марш на четыре четверти.
"Болеро
Аваддона" — произведение очень сложное для живого исполнения. Единственная
в нём мелодия, содержащая в себе многочисленные модуляции, повторяется снова и
снова, обрастая дополнительными слоями аранжировки. Эта запись насыщена
многочисленными наложениями: появление каждого нового инструмента выполнено
наложением на все предыдущие, так что еле слышная в начале флейточка постепенно
вырастает в мощную стену звука. Французский композитор Морис Равель в своём
знаменитом "Болеро" прибегает к тому же эффекту.
Emerson,
Lake & Palmer лишь несколько раз исполнили "Abaddon's Bolero" в
1972 году вживую. Для этого Грегу Лэйку пришлось обложиться со всех сторон
Меллотроном и вторым синтезатором Муг (в придачу к эмерсоновскому). И всё же
играть на сцене эту сложную вещь, записанную в большей степени благодаря
студийным трюкам, оказалось сущим адом, так что группа исключила
"Abaddon's Bolero" из концертного репертуара. ELP вернули её обратно
в турне 1977 года, потому что наняли для этой цели целый оркестр!
На
обложку альбома Trilogy первоначально предполагали поместить какую-то работу
Сальвадора Дали, но художник запросил за это 50 тысяч фунтов стерлингов
(примерно 675000 современными деньгами), и компания-издатель Island Records
отказалась от этой затеи. Пожалуй, что и к лучшему, поскольку так возникло
троичное изображение Эмерсона, Лэйка и Палмера, ставшее с тех пор иконой группы.
А вот
внутренняя фотография на развороте наводит на мысли о кельтах, друидах и лесах,
в которых они обитали. Вспомните, сколько групп поместили себя на обложки, стоя
среди деревьев. Это какое-то повальное бессознательное тяготение для многих
музыкантов. Фото снято в легендарном для Англии Эппингском лесу, что в сорока
минутах езды от Лондона в северном направлении.
Этот лес,
вытянувшийся на 19 км в длину, но не более 4 км в самых широких своих местах,
веками воспевался в английской литературе, живописи и музыке. Его упоминали в
своих произведениях Даниэль Дефо ("Дневник чумного года"), Чарльз Диккенс
("Барнеби Радж") и многие другие. Эту традицию продолжили английские
рок-музыканты. Genesis в своём альбоме Selling England by the Pound (1973)
записали песню "The Battle of Epping Forest" (Битва в Эппингском
лесу). Герой песни Пола Маккартни "Famous Groupies" из альбома London
Town (1978) жил в Эппингском лесу.
Альбом
Trilogy вышел в свет в Англии 6 июля 1972 года и имел успех просто невиданный в
народе, учитывая его сложный, близкий к классической музыке характер. В США он
поднялся на 5-е место, а у себя на родине даже на 2-ое.
Журнал
Биллборд похвалил альбом за "неуклонный прогресс" Кита Эмерсона в
освоении синтезатора Муг. Известный же своей желчью нью-йоркский критик Роберт
Кристгоу поставил "Трилогии" одну из низких оценок в своей градации:
C— со словами: "Они зациклились на помпозициях Таркуса и монстроидной дани
памяти Мусоргскому — эти парни так же тупы, как и их претенциозные
поклонники."
Грег Лэйк в интервью журналу в 2012 году сказал: "Я люблю "Трилогию" Это мой любимый альбом ELP. И никакой другой. Это и правда очень конкретный альбом. Это лучшее из ELP. Он несёт в себе блеск всего наилучшего, что в нас было."
Комментариев нет:
Отправить комментарий