четверг, 15 июня 2023 г.

Зал славы блюза. «Королева кантри-блюза» Мемфис Минни (1897 – 1973).

Зал славы блюза

Мемфис-блюз

Дорогие друзья! Говорят, что Мемфис Минни играла на гитаре «как мужчина». Но было много мужчин, которые хотели бы играть на гитаре так, как Мемфис Минни. Однажды она даже победила великого Большого Билла Брунзи. Ее титул «Королева кантри-блюза» не был мишурой. Минни играла, как брутальные блюзмены, но делала это в модном платье, с пышной прической и макияжем.

Memphis Minnie – «When the Levee Breaks»

"Минни никому спуску не давала, – вспоминал Джонни Шайнс, знавший её в 40-х в Чикаго. – За что бы она ни взялась, она со всем умела управляться – будь то нож, пистолет или гитара". Неудивительно, что ей удалось добиться признания в таком традиционно мужском жанре, как кантри-блюз.

Сама Минни видела себя наследницей Ма Рейни (Ma Rainey), и в её песне, написанной на смерть Ма, есть строки:

People it sure look lonesome since Ma Rainey been gone,

But she left her Minnie to carry the blues works on.

(Люди, стало одиноко, когда умерла Ма Рейни,

но она оставила свою Минни продолжать дело блюза).

Некоторые считают, что Минни была пионером электрического гитарного звука и играла мощный электрический блюз ещё до Мадди Уотерса (Muddy Waters). К сожалению, благодаря политике звукозаписывающих компаний (от которой немало пострадал и сам Мадди) в её записях это никак не отражено: мягкое акустическое звучание "под деревню" считалось более популярным. Однако нет сомнений, что Минни неоднократно побивала самых известных чикагских гитаристов, в том числе и самого Мадди, в музыкальных конкурсах и состязаниях, которые проводились тогда в клубах – а Мадди и его группу в народе звали "головорезами" именно за шокировавшее многих умение задавить соперника тяжестью звука.

Memphis Minnie – «Killer Diller Blues»

Вот что писал негритянский поэт-битник Лэнгстон Хьюз, побывавший на её концерте: "Вдруг посреди шумного и дымного чикагского бара как по волшебству возникают болотистые протоки Дельты, хлопковые поля, пыль и солнце, полузаброшенные дороги, ночные гудки паровозов, комариный писк и деревенская почта, которая ещё ни разу не доставила письмо по нужному адресу. Все эти вещи живут в струнах гитары Мемфис Минни, которая благодаря электричеству звучит как какая-то огромная машина – нечто среднее между сварочным аппаратом и паровой мельницей".

Первая в истории блюза женщина с гитарой, достойная соперница крутых, закалённых жизнью бродяг-блюзменов 30-х годов – Мемфис Минни (Memphis Minnie) родилась 3 июня 1897 года в округе Туника, штат Миссисипи. Лиззи Дуглас (Lizzie Douglas), как звали будущую звезду блюза, была старшим ребёнком в огромной – позже появилось ещё 12 братьев и сестёр – семье обыкновенных темнокожих сельхозработников. Ее родители, Эйб и Гертруда Дуглас, прозвали девочку "Kid" (что-то типа "пацан"): это была маленькая оторва с мальчишеским характером, которая явно умела добиваться всего, чего хотела. Когда ей исполнилось 7 лет, родители переехали в городок Уоллс неподалеку от Мемфиса. На рождество Лиззи подарили гитару – вещь по тем временам весьма дорогую, очевидно, девочка не на шутку впечатлила родителей своими музыкальными способностями. Она моментально научилась играть и ещё в детстве "озвучивала" местные вечеринки, а лет в тринадцать-четырнадцать регулярно сбегала из дома и уезжала в Мемфис играть на знаменитой Бил-стрит. Это была её музыкальная школа и школа жизни. Говорят, что ей не нравилось имя Лиззи. Когда она впервые начала выступать, она играла под именем Кид Дуглас.

В 1917 году Дуглас присоединилась к труппе "Ringling Brothers Circus" (это был, конечно, не цирк, а просто разъездное шоу-варьете) и путешествовала с ней по югу, а позже поселилась на плантации Бедфорд вместе с блюзменом Вилли Брауном (Willie Brown), тем самым, о котором говорится в знаменитой песне Роберта Джонсона (Robert Johnson) "Cross Road Blues" – они с Джонсоном дружили и какое-то время играли вместе. Реальный Браун был не гармошечником, как в фильме "Перекресток", а гитаристом и мандолинистом. Легко предположить, что Минни училась у него, однако люди, знавшие их, вспоминают совсем другое: "Ему нечему было её учить. Все, что умел Уилли Браун, умела и она, а кое-что даже лучше, – говорил гитарист Уилли Мур, время от времени игравший с ними в трио.

Затем Дуглас вернулась на Бил-стрит с ее процветающей блюзовой сценой и зарабатывала на жизнь игрой на гитаре и пением, дополняя свой доход оказанием услуг определенного рода (в то время певицы её уровня нередко обращались к секс-работе из-за финансовой нужды). В середине двадцатых годов в Мемфисе появилась масса т.н. "кастрюльных оркестров" («jug bands»), как их в шутку называли тогда, и Мемфис Минни, уже окончательно определившаяся с псевдонимом, пела и играла во многих из них, постепенно завоевав себе место под солнцем на блюзовой Бил-Стрит.

Memphis Minnie – «Bumble Bee»

В 1927-м году Минни нашёл скаут "Columbia Records", отправленный на поиски новых талантов, и началась её студийная карьера. Она отправилась в Нью-Йорк, где в течение следующих нескольких лет записала серию пластинок, выступая дуэтом со своим вторым мужем Джо Маккоем (Kansas Joe McCoy). В феврале 1930 года они записали для лейбла «Vocalion»песню «Bumble Bee», которая стала одной из самых популярных песен Минни. На волне успеха, Минни и Джо перебрались в Чикаго, где Минни участвовала в блюзовом движении наравне с такими монстрами, как Большой Билл Брунзи (Big Bill Broonzy), Мемфис Слим (Memphis Slim) и Тампа Рэд (Tampa Red).

Memphis Minnie – «Me And My Chauffeur Blues»

В своей автобиографии «Блюз Большого Билла» Брунзи упоминает о соревновании между ним и Минни, которое произошло в одном из ночных клубов Чикаго 26 июня 1933 года. Главным призом были бутылка виски и бутылка джина. Каждый певец должен был спеть две песни; после того, как Брунзи спел «Just a Dream» и «Make My Getaway», Минни выиграла приз с песнями «Me and My Chauffeur Blues» и «Looking the World Over». Пол и Бет Гарон в своей биографии певицы «Женщина с гитарой: блюз Мемфиса Минни» предположили, что рассказ Брунзи, возможно, объединил различные конкурсы в разные даты, поскольку эти песни Минни датируются 1940-ми, а не 1930-ми годами.

Memphis Minnie – «Looking The World Over»

К 1935 году Минни прижилась в Чикаго и стала регулярно работать на продюсера Лестера Мелроуза. Она активно начала экспериментировать с разными стилями и звуком. За следующие 20 лет она выпустила более 100 пластинок на лейблах «Bluebird», «Decca», «Okeh» и «Vocalion», с группой или в сопровождении второго гитариста и, по совместительству её очередного мужа Эрнеста Лоуларса (Ernest Lawlars), известного как Little Son Joe. Они начали записываться вместе в 1939 году, и Сон добавил более ритмичный бэк-вокал к гитаре Минни.

К 1941 году Минни начала играть на электрогитаре, а в мае того же года записала свой самый большой хит «Me and My Chauffeur Blues». В последующий период были выпущены еще два блюзовых стандарта: «Looking the World Over» и «Black Rat Swing» Лоуларса (под именем «Mr. Memphis Minnie»).

Memphis Minnie – «Black Rat Swing»

В 1940-х годах певица ездила туда-обратно между Чикаго и Мемфисом, а также некоторое время жила в Индианаполисе и Мэриленде. Минни и Лоуларс часто выступали в популярном чикагском клубе «708», где к ним часто присоединялись Брунзи, Санниленд Слим (Sunnyland Slim) или Снуки Прайор (Snooky Pryor).

К концу 1940-х годов клубы стали нанимать более молодых и дешевых артистов, а «Columbia» начала отказываться от блюзовых исполнителей, включая Мемфис Минни. Не в силах приспособиться к меняющимся вкусам, она перешла на более мелкие лейблы, такие как «Regal», «Checker» и «J.O.B».

Memphis Minnie – «What a Night» (1953)

В 1953 году Минни сделала свою последнюю коммерческую запись для «J.O.B. Records» с пианистом Уилфордом Монтгомери (Little Brother Montgomery), но продолжала регулярно выступать до 1955 года. Когда интерес публики к ее музыке ослаб, она прекратила свою музыкальную карьеру и в 1957 году вернулась в Мемфис. Периодически она появлялась на радиостанциях города, чтобы поощрять молодых блюзовых музыкантов. В 1958 году она играла на мемориальном концерте Большого Билла Брунзи. Как писали Гароны в «Женщине с гитарой»: «Она никогда не бросала свою гитару, пока могла держать ее в руках».

В 1960 году Минни перенесла инсульт, в результате которого оказалась прикованной к инвалидному креслу. В следующем году умер Лоуларс, а у Минни случился еще один инсульт. Она больше не могла зарабатывать себе на жизнь музыкой. Журналы писали о ее бедственном положении, а читатели присылали ей деньги в помощь. Последние годы жизни Мемфис Минни провела в доме престарелых «Jell» в Мемфисе, где умерла от очередного инсульта в 1973 году.

Memphis Minnie – «Hoodoo Lady Blues»

Певица была похоронена на кладбище баптистской церкви Новой Надежды в Уоллсе, округ ДеСото, штат Миссисипи. Надгробие с надписью «Лиззи «Кид» Дуглас Лоулерс она же Мемфис Минни» было установлено Мемориальным фондом горы Сион 13 октября 1996 года в присутствии 34 членов семьи.

Минни известна не только как певица и музыкант, но и как выдающийся автор песен: все произведения, которые она исполняла, её собственные. Многие впоследствии стали широко известны – прежде всего, "Bumble Bee", "Hoodoo Lady" и хит 1941 года "Me And My Chauffeur ". В среде музыкантов она была знаменита своими победами на конкурсах – победами вполне честными, ведь судьями на них были зрители, и никаких поблажек как женщина Минни не получала. К сожалению, как уже было сказано, почти нет записей, на которых в полной мере запечатлелся бы её ураганный темперамент, но и на смягчённых, выдержанных в традиционном духе пластинках Минни умеет привлечь внимание и не отпускать его.

Сотни партий, записанных Минни, являются идеальным материалом, чтобы научить нас блюзу. Слушая эти песни, мы слышим ее фантазии, ее мечты, ее желания так хорошо, как если бы они были нашими собственными.

Мемфис Минни заслуженно считается «самой популярной исполнительницей кантри-блюза всех времен». Певица дожила до момента возрождения интереса к блюзовой музыке в 1960-х годах. Она оказала влияние на более поздних исполнительниц блюза, таких как Биг Мама Торнтон (Big Mama Thornton), Джо Энн Келли (Jo Ann Kelly) и Эрин Харп (Erin Harpe).

Jefferson Airplane – «Chauffeur Blues»

Её хит «Me and My Chauffeur Blues» была записана «Jefferson Airplane» на их дебютном альбоме «Jefferson Airplane Takes Off» с Сигне Андерсон в качестве вокалистки. Песня «Can I Do It for You» была записана Донованом в 1965 году под названием «Hey Gyp (Dig the Slowness)».

Donovan – «Hey Gyp (Dig the Slowness)»

Песня Мемфиса Минни и Канзаса Джо Маккоя «When the Levee Breaks», записанная в 1929 году, была адаптирована (с измененным текстом и другой мелодией) «Led Zeppelin» и выпущена в 1971 году на их четвёртом альбоме группы.

Led Zeppelin – «When the Levee Breaks» (Remaster)

Кавер-версия песни «I'm Sailin'» была записана группой «Mazzy Star» на их дебютном альбоме «She Hangs Brightly» (1990). Семья Мемфис Минни по сей день судится со звукозаписывающими компаниями и отдельными артистами за использование ее музыки без разрешения. В 1980-м певица была включена в Зал славы блюза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий