Ее
феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало
легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового
исполнительства.
«Уникальная
красота, очарование тембров и интонаций, благородная простота и искренность
вокализации, дар перевоплощения, максимально глубокое и полное постижение
замысла и стиля композитора, безукоризненный вкус, точность образного мышления
— вот свойства таланта Неждановой», — отмечает В. Киселев.
Бернард
Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой
портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность
дожить до 70 лет — для того, чтобы я услышал лучшее из творений — Нежданову».
Основатель
МХАТа К.С. Станиславский писал:
"Дорогая,
чудесная, удивительная Антонина Васильевна!.. Знаете ли, чем Вы прекрасны и
почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос
удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно
молодой, чистой, свежей и наивной душой. Она звенит, как Ваш голос. Что может
быть прекраснее, обаятельнее и неотразимее блестящих природных данных в
соединении с совершенством искусства? Последнее стоило Вам огромных трудов всей
Вашей жизни. Но мы этого не знаем, когда Вы поражаете нас легкостью техники,
подчас доведенной до шалости. Искусство и техника стали Вашей второй
органической природой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и
Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней,
потому что Вы для этого рождены на свет. Вы — Орфей в женском платье, который
никогда не разобьет своей лиры.
Как
артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь
перед Вами и прославляю Вас и люблю".
Русская и
советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, Народная
артистка СССР (1936), Герой Труда (1925), Лауреат Сталинской премии I степени,
исполнительница вокализа (Песни без слов) при участии композитора С.В.
Рахманинова (1943), доктор искусствоведения (1944) Антонина Васильевна
Нежданова родилась 16 июня 1873 года в деревне Кривая Балка, близ Одессы, в
учительской семье.
Тоне было
всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Голос
девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: «Вот же канареечка,
вот же голосок ласковый!»
Сама
Нежданова вспоминала: "Благодаря тому, что в своей семье я была окружена
музыкальной обстановкой — мои родные пели, друзья и знакомые, посещавшие нас,
также много пели и играли, мои музыкальные способности развивались очень
заметно.
Мать
обладала, так же как и отец, хорошим голосом, музыкальной памятью и прекрасным
слухом. В детстве от них я научилась петь по слуху много самых разнообразных
песен. Когда я была артисткой Большого театра, моя мать часто бывала на оперных
спектаклях. На другой день она совершенно правильно напевала слышанные ею
накануне мелодии из опер. До глубокой старости голос у нее сохранился чистым и
высоким".
В девять
лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. В
гимназии она заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса
Антонина начала выступать соло.
Большую
роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.И.
Фармаковского, где она находила не только моральную поддержку, но и
материальную помощь. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей
неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести
плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на
свободную вакансию учительницы в Одесском городском девичьем училище.
Несмотря
на тяготы жизни, девушка находит время на посещение одесских театров. Ее
поразил певец Фигнер, его умное пение произвело потрясающее впечатление на
Нежданову. «Именно благодаря ему у меня возникла мысль учиться пению, когда я
еще работала учительницей одной из одесских школ», — пишет Нежданова.
Антонина
начинает заниматься в Одессе с преподавательницей пения С.Г. Рубинштейн. Но
мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и
настойчивее. Благодаря помощи доктора М.К. Бурда девушка едет в Петербург
поступать в консерваторию. Здесь ее ждет неудача. Зато счастье улыбнулось
Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории уже начался, но
Нежданову прослушали директор консерватории В.И. Сафонов и профессор пения
Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.
Все
исследователи и биографы единодушны в высокой оценке школы Мазетти. По мнению
Л.Б. Дмитриева, он "являл собой пример представителя итальянской
музыкальной культуры, сумевшего глубоко почувствовать особенности русской
музыки, русского исполнительского стиля и творчески сочетать эти стилевые
особенности русской вокальной школы с итальянской культурой владения певческим
звуком.
Мазетти
умел раскрыть перед учеником музыкальные богатства произведения. Блестяще
аккомпанируя ученикам, он увлекал их эмоциональной передачей музыкального
текста, темпераментом, артистизмом. С первых шагов, требуя осмысленного пения и
эмоционально окрашенного звучания голоса, он одновременно уделял огромное
внимание красоте и верности образования певческого тона. «Пойте красиво» — одно
из основных требований Мазетти".
В 1902
году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой
вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. Тогда же она попробовала
получить место в Большом театре. На прослушивании Нежданова исполнила арию
Антониды из «Ивана Сусанина». Несмотря на то что она очень понравилась дирекции
театра, ей было отказано. Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В
театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про
Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку
очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в
опере «Риголетто».
«Начало
моей деятельности в Большом театре как артистки, таким образом, оказалось
вполне удачным. Режиссеры театра стали часто меня назначать петь в опере «Иван
Сусанин», кроме того, прибавились еще партии Людмилы в опере «Руслан и
Людмила», Джульетты в опере «Ромео и Джульетта». Во второй половине сезона
1902/03 года я пела в тех же спектаклях и учила партию Маргариты из оперы «Фауст».
Антонина
Нежданова
Стоит
заметить, что ради получения новых ролей Нежданова не изменяла своим принципам
и не соглашалась на партии, которые были ей не по голосу, например, Венеры в
опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе».
Певица
оставалась солисткой Большого театра 1902-го года и по 1948-й. В течение
первых сезонов Нежданова исполнила такие масштабные оперные партии, как Джильда
в “Риголетто” Верди, Людмила в “Руслане и Людмиле” Глинки, Розина в “Севильском
цирюльнике” Россини, Лакме в одноименной опере Делиба, Татьяна в “Евгении
Онегине” Чайковского, Эльза в “Лоэнгрине” Вагнера…
На дебют
Неждановой 23 апреля 1902 года в опере «Иван Сусанин» восторженно откликнулся
критик С.Н. Кругликов: «Молодая дебютантка выступила в партии Антониды.
Необычайный интерес, возбужденный в слушателях начинающей артисткой, увлечение,
с которым в публике обменивались впечатлением по поводу новой Антониды,
решительный ее успех тотчас же после блестящего по непринужденности исполнения
выходной арии, принадлежащей, как известно, к труднейшим номерам оперной
литературы, дают полное право быть уверенным в том, что Нежданову ожидает счастливая
и выдающаяся сценическая будущность».
Ее
феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало
легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового
исполнительства. Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные
контракты с “русским соловьем”, но Нежданова отвергала самые лестные
ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене
парижской “Гранд-опера”.
В апреле
– мае 1912 года она исполнила партию Джильды в “Риголетто”. Ее партнерами были
знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Нежданова обладала
безупречной вокальной техникой. Среди постоянных сценических партнеров
Неждановой были Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов. Вместе с ними она пела и в
концертах, на которых неоднократно в роли аккомпаниатора выступал С.В.
Рахманинов, высоко ценивший талант певицы и посвятивший ей свой знаменитый
“Вокализ”.
«Успех
госпожи Неждановой, певицы еще неизвестной в Париже, сравнялся с успехом ее
знаменитых партнеров — Карузо и Руффо», — писал французский критик. Другая
газета писала: «Голос ее прежде всего обладает удивительной прозрачностью,
верностью интонации и легкостью при совершенно выравненных регистрах. Затем она
умеет петь, выказывая глубокое познание искусства пения, и вместе с тем
производит на слушателей трогательное впечатление. Немного найдется артисток в
наше время, которые с таким чувством смогут передать эту партию, имеющую только
тогда цену, когда она передана идеально. Госпожа Нежданова достигла этого
идеального исполнения, и оно по справедливости было признано всеми».
Один из
любимых партнеров артистки С.И. Мигай вспоминает: «Особенное наслаждение
доставляли мне как слушателю ее выступления в операх Глинки. В партии Антониды
образ простой русской девушки был поднят Неждановой на необычайную высоту.
Каждый звук этой партии был проникнут духом русского народного искусства, и
каждая фраза была для меня откровением. Слушая Антонину Васильевну, я
совершенно забывал о вокальных трудностях каватины „В поле чистое гляжу…“, до такой
степени меня волновала правда сердца, воплощенная в интонациях ее голоса. Не
было ни тени „наигрыша“ или надрыва в ее исполнении романса „Не о том скорблю,
подруженьки“, проникнутом искренней горестью, но не такой, которая говорит о
душевной слабости, — в облике дочери крестьянина-героя ощущалась стойкость и
богатство жизненных сил».
Партия
Антониды открывает галерею пленительных образов, созданных Неждановой в операх
русских композиторов: Людмила, («Руслан и Людмила», 1902); Волхова («Садко»,
1906); Татьяна («Евгений Онегин», 1906); Снегурочка (одноименная опера, 1907);
Шемаханская царица («Золотой петушок», 1909); Марфа («Царская невеста», 2
февраля 1916); Иоланта (одноименная опера, 25 января 1917 года); Царевна-Лебедь
(«Сказка о царе Салтане», 1920); Ольга («Русалка», 1924); Парася («Сорочинская
ярмарка», 1925).
"В
каждой из этих ролей артистка находила строго индивидуализированные
психологические черты, жанровое своеобразие, в совершенстве владея искусством
свето — и цветотени, дополняя вокальный портрет точно найденным сценическим
рисунком, лаконичным и емким в согласии с живописным обликом, тщательно
обдуманным костюмом, — пишет В. Киселев. — Всех ее героинь объединяет обаяние
женственности, трепетное ожидание счастья и любви. Вот почему Нежданова,
обладая уникальным лирико-колоратурным сопрано, обращалась и к партиям,
рассчитанным на лирическое сопрано, как, например, Татьяна в «Евгении Онегине»,
добиваясь художественной законченности.
Знаменательно,
что свой сценический шедевр — образ Марфы в «Царской невесте» — Нежданова
создала почти на половине творческого пути, в 1916 году, и не расставалась с
ролью до самого конца, включив акт из нее в свой юбилейный спектакль 1933 года.
Лиризм
любви с ее внутренней стойкостью, рождение личности через любовь, высота чувств
— тема всего творчества Неждановой. В поисках образов радости, женской
самоотверженности, сердечной чистоты, счастья артистка пришла к партии Марфы.
Всех, кто слышал Нежданову в этой роли, покоряла взыскательность, душевная
искренность, благородство ее героини. Артистка, казалось, приникала к самому
верному источнику вдохновения — народному сознанию с его устоявшимися в веках
моральными и эстетическими нормами".
В своих
воспоминаниях Нежданова замечает: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее
моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью. Я глубоко и
сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое
слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца.
Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время
действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое».
Революцию
Нежданова встретила с энтузиазмом, хотя теперь в ее работе появились некоторые
сложности: «Теперь нам, артистам, приходилось завоевывать любовь и популярность
у нового слушателя, у нового зрителя. <…> Помню первые концерты в клубах
для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из
драмы им часто было неинтересно. Как-то В.И. Качалов в одном из таких концертов
в антракте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот
искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим!» В концертах для рабочих я
старалась петь по возможности простые произведения, но не раз замечала, что
колоратурные вещи, пассажи, стаккато, трели вызывали смех; слушатели, не
стесняясь, хохотали во время исполнения «арии с колокольчиками» из оперы
«Лакме», вероятно, думая, что голосом выделываются какие-то акробатические
фокусы специально, чтобы смешить. Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг.
<…> Я пела произведения Даргомыжского, Глинки, Варламова, Гурилева, из
западных композиторов — Бетховена, Моцарта».
В числе поклонников
таланта Неждановой были первые лица государства. «Берегите свое горлышко, свой
голосок, его Владимир Ильич очень любил», — говорила ей Надежда Крупская.
В
советское время певица гастролирует по многим городам страны, представляя
Большой театр. Многократно расширяется ее концертная деятельность. Почти
двадцать лет, до самой Великой Отечественной войны, Нежданова регулярно
выступала на радио. Ее постоянным партнером в камерных выступлениях был Н.
Голованов. В 1922 году с этим артистом Антонина Васильевна совершила
триумфальное турне по странам Западной Европы и Прибалтики.
Богатейший
опыт оперной и камерной певицы Нежданова использовала в своей педагогической
работе. С 1936 года — преподавала в Оперной студии Большого театра, затем в
Оперной студии имени К.С. Станиславского. С 1944 года Антонина Васильевна —
профессор Московской консерватории. Нежданова написала книгу
воспоминаний, где в том числе поделилась своими мыслями о вокальном искусстве.
Умерла Антонина
Васильевна 26 июня 1950 года в Москве. Ее имя навсегда осталось в
истории отечественного музыкального искусства. Похоронена 29 июня на
Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Имя
великой певицы носят сегодня Одесская государственная музыкальная академия и
одна из улиц нашего города. Мемориальная доска в честь певицы установлена на
улице Л. Толстого, на здании школы, где она училась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий