Советская и американская певица, наиболее известная как исполнительница популярных песен из кинофильмов («Песенка о медведях», «Помоги мне», «Лесной олень») и мультфильмов («Колыбельная медведицы»), а также первая исполнительница песни «Товарищ» Аида Семёновна Ведищева (урождённая Ида Соломоновна Вайс) родилась в Казани перед самой войной в семье доктора медицинских наук, профессора Соломона Иосифовича Вайса (1886—1968), заведующего кафедрами одонтологии Иркутского медицинского института, терапевтической стоматологии Казанского стоматологического института и стоматологии Казанского ГИДУВа, и Елены Митрофановны Емельяновой, зубного врача Иркутской областной стоматологической клиники.
С 1951
года семья жила в Иркутске, где девушка окончила музыкальное училище и институт
иностранных языков. По окончании института уехала в Москву и пыталась поступить
в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась.
Благодаря красивому, сильному голосу начала певческую карьеру.
На сцене
стала выступать с начала 1960-х годов как эстрадная певица Харьковской
филармонии. Пела в оркестре О. Лундстрема, затем в оркестре Л. Утёсова.
С 1966
давала сольные концерты с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые
гитары» И. Гранова. В 1966 году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса
советской песни. Всесоюзную известность получила, спев в 1966 году «Песенку о
медведях» в фильме «Кавказская пленница» (пластинка разошлась семимиллионным
тиражом).
В 1968
году за песню «Гуси, гуси» получила диплом на фестивале в Сопоте. Далее
последовали песни: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая
рука» (1968), популярная в те годы песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс
по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя
вода», «Чунга-Чанга» (из мультфильма «Катерок») и другие.
Несмотря
на успех у слушателей, ей, как и некоторым другим певцам (В. Мулерман, Л.
Мондрус, М. Кристалинская), чинили препятствия: не всегда упоминали в титрах
фильмов, не разрешали концерты, холодно относились на телевидении, не выпускали
на гастроли за границу. По мнению, разделяемому, в частности, Фёдором
Раззаковым, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио С.
Г. Лапина. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой
детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио.
С
середины семидесятых имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с её
участием. Однако сама певица рассказывает, что она впала в немилость со стороны
официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте:
«Я сразу
подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич,
Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио
объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что тут началось! Карел Готт со
словами „Я не могу петь, когда Родина в опасности“, покинул конкурс. Мне было
так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут
ещё из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти
боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика
освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько.
Причем пару песен Володи Шаинского, который, как оказалось, в то время был у
властей не в чести. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно,
вызывали на „бис“, и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это
время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я
и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению,
транслировать по радио, отменяли концерты».
В 1980
году Ведищева уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978
году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с
выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в
личной фонотеке:
«Приказом
Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, будучи на
гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулезный, все свои песни после
выступлений переписывала для себя, собрала свою фонотеку. Самое главное, что
мне удалось вывезти, — моя фонотека. Её не хотели пропускать. Не положено.
Оставьте! И тогда я запела „Помоги мне!“ на весь аэропорт. Вот так спасла меня
песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой».
В Америке Ведищевой пришлось начать певческую карьеру с нуля, поступить в театральный колледж и пройти четырёхлетний курс обучения, изучая американский кинематограф, танец. Вначале поселилась в Нью-Йорке, затем переехала в Лос-Анджелес. Создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ. Единственная эстрадная певица из России, добившаяся безоговорочного признания в Америке. Выступает под псевдонимом Amazing Aida. Исполняет в основном американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов; кроме того, песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.
Впоследствии стала реже выступать, но начала сама писать песни. Среди её песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».
С 1989
года неоднократно посещала Советский Союз, затем — Россию. Принимала участие в
фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве.
В начале
1990-х годов ей был поставлен диагноз «рак третьей степени». Несмотря на
предостережения врачей, она настояла на операции и прошла курс химиотерапии, и
болезнь отступила.
В 1998
году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия».
После
теракта 2001 года написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его
статуе Свободы. Мюзикл шёл в 2007 году на Бродвее.
В 2017
году в Екатеринбурге в Театре музыкальной комедии был поставлен спектакль
«Оттепель. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трёх звезд советской эстрады
– Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.
Комментариев нет:
Отправить комментарий