В судьбе
одной из выдающихся белых вокалисток в истории свинга – Тедди Грейс было много,
слишком много случайностей – как счастливых, так и роковых. Но обо всем по
порядку. Ее настоящее имя – Стелла Глория Кроусон, и родилась она в Аркадии,
штат Луизиана. Девочка с именем Стелла Глория (тем более из Аркадии!) была
обречена на счастливую жизнь. Детство будущей певицы в полной мере этому
соответствовало. Она росла в весьма состоятельной семье чиновника, окруженная
вниманием и любовью родителей и целой кучей братишек и сестренок (в семье было
десять детей). Старшие сестры учили ее игре на фортепиано, а родной дядя помог
освоить игру на укулеле. И вот только имя свое она с детства терпеть не могла и
предпочитала дворовое прозвище – Тедди, вытеснившее впоследствии ее подлинное
имя. Да еще, несмотря на уроки классической музыки, полюбила она с детства
блюзы и спиричуэлс. В южном штате Луизиана и у белых были постоянно на слуху
эти мелодии, распевавшиеся их черными слугами. История умалчивает, как к этому
относились родители девочки, но в целом это было очень счастливое детство.
И
внезапно все кончилось на самом пороге ее юности. В начале 1920 года пандемия
гриппа-испанки унесла из жизни и отца, и мать Тедди. Началось безрадостное
скитание по различным пансионам. К 18 годам она превратилась в очаровательную
девушку, за обворожительной внешностью которой скрывался характер сильный и
целеустремленный. Тедди рано осознала, что вернуть благоденствие ей может
только надежная опора в лице крепко стоящего на ногах мужа. И вскоре ее жертвой
пал 30-летний разведенный бизнесмен, преуспевающий региональный менеджер одной
из крупных торговых фирм. Стелла Кроусон превратилась в Тедди Грейс. Через какое-то
время молодая семья счастливо зажила в собственном доме в Монтгомери, одном из
небольших городков в штате Алабама.
Однако в
жизни нашей героини очень часто все менялось внезапно. Итак, 1931 год. В одном
из городских клубов проходит вечер. Играет оркестр, а Тедди, сидя за одним из
столиков в компании друзей, напевает вполголоса исполняемую оркестром мелодию.
Кто-то в шутку предлагает ей проделать это перед микрофоном. И когда она,
приняв вызов, исполняет на весь зал "St. Louis Blues", онемевшие и
смолкшие, как по команде, присутствующие осознают, что перед ними – Певица.
Далее
события развивались стремительно. Через две недели Тедди уже поет блюзы на
местном радио, а в 1932 году дебютирует на большой сцене с оркестром Блю Стила.
Тедди все больше и больше увлекается вокалом и становится профессиональной
певицей. Позже она работает с разными биг-бэндами, включая коллективы Эла Катца
(1933) и Томми Крисчена (1934), с которыми Тедди исколесила с гастролями все
Атлантическое побережье от родной Луизианы до Нью-Йорка. Жизнь в разъездах
имеет и свои теневые стороны: брак с мистером Грейсом, не ожидавшим столь
резких поворотов в судьбе жены, распадается. Но для Тедди музыкальная карьера
сейчас резко отодвигает на задний план все остальное. О новой звезде пишут
благожелательные рецензии, публика на концертах встречает и провожает ее с
неподдельным энтузиазмом, в июне 1934 года ее фото крупным планом украшает
обложку журнала "Orchestra World" – одного из авторитетнейших изданий
эры свинга.
Самым
продолжительным по времени (с 1934 по 1937 годы) было сотрудничество с
оркестром Мэла Хэллетта. Пиком же исполнительской карьеры для певицы стал конец
30-х годов – с 1937 по 1940 годы она записывается как сольная певица на
знаменитом лейбле "Decca" при участии именитых музыкантов – Бобби
Хакетта, Джека Тигардена, Чарли Шейверса, Пи Ви Рассела, Бастера Бэйли, Бада
Фримена, а также оркестра Боба Кросби. Именно в этих записях с блеском
проявились сильнейшие стороны ее таланта. Обладательница несильного голоса, она
была безукоризненна в интонировании. Блюзы Тедди пела так
"идентично", что тысячи покупателей ее пластинок были уверены в
темном цвете ее кожи. Лишь через тридцать лет найдется еще одна белая певица со
столь же черным голосом – Дженис Джоплин.
Впрочем,
из-за многочисленных трений с музыкальными менеджерами Тедди Грейс в 1940 году
была вынуждена оставить большую сцену.
Но качели
судьбы этой странной женщины еще не остановились. В 1943 году, в разгар Второй
мировой войны, Тедди записалась добровольцем в женский вспомогательный корпус
американской армии. Она вновь начала петь, но уже не на большой сцене или в
студии, а в госпиталях, армейских клубах, перед новобранцами, перед отбывающими
на фронт и так далее. График этих концертов был гораздо интенсивнее, чем в
прежние времена и он оказался слишком напряженным для Тедди. В 1944 году
внезапно (это слово опять не выбросишь из нашей истории) она потеряла голос.
Полностью потеряла. Лишь после шести месяцев лечения она вновь смогла говорить,
но петь она уже больше не смогла никогда. Положение Тедди было ужасным. Она не
имела профессии, она не умела даже готовить или вести домашнее хозяйство.
Военные власти направили ее в реабилитационный центр в Новый Орлеан, где Тедди
закончила курсы секретарей и нашла нового мужа, своего инструктора на этих
курсах. В 1946 году они вместе уехали в Лос-Анджелес. Шли годы. Никто больше не
подозревал, что Стелла Харт, скромная жительница Калифорнии, и выступавшая в
конце 30-х годов певица Тедди Грейс – одно и то же лицо. Ее пластинки на 78
оборотов никогда не переиздавались, и само имя певицы постепенно стерлось из
памяти почти у всех.
Лишь в
1991 году исследователь джаза Дэвид Маккейн заинтересовался вновь этим именем,
сумел разыскать в доме престарелых в пригороде Лос-Анджелеса уже очень пожилую
Тедди и рассказал всей Америке о ее удивительной судьбе. Судьба певицы тронула
страну. Кто-то вспомнил ее концерты, кто-то извлек из чулана запиленные старые
пластинки. Тедди очень радовалась вниманию. Она еще успела получить десятки
теплых писем и слов благодарности, прежде чем уйти навсегда 4 января 1992 года.
Большинство ее записей для компании «Decca» были переизданы в 1996 году на
лейбле «Timeless Records».
Писатель
Уилл Фридвальд назвал Тедди Грейс «ярким примером нереализованных
возможностей». В частности, на сессиях «Decca» Грейс доказала, «что она самая
черная белая певица, которая ближе к блюзу, чем большинство ее цветных коллег.
Если бы она не ушла со сцены в начале сороковых годов и если бы Кей Старр не
добилась успеха, Тедди Грейс, несомненно, прославился бы как величайшая белая
блюзовая певица».
Владимир Шапенков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий