Людмила Георгиевна Зыкина родилась 10 июня 1929 года в подмосковном селе Черемушки, ставшем теперь районом Москвы. О своем детстве Людмила Зыкина в автобиографической книге «На перекрестках встреч» рассказывала: «Мои певческие «университеты» начались в работящей, уважающей любой труд семье. И с первых шагов, с первых звуков, с первых осознанных слов я полюбила песню. Бабушка моя была из рязанского песенного села, знала сотни припевок, частушек, свадебных, хороводных песен, заплачек и шутовин. Мама тоже любила и умела петь. И отца моего они в дом приняли по главному для них принципу — он понимал пение и пел сам, пел всегда — когда грустно и когда радостно. Бывало, соберутся у нас в доме соседи — без повода даже, не по праздничным дням, а просто так — и говорят: давайте, Зыкины, петь. И как же пели, какими соловьями разливались! Бабушка замолчит, вступит мама, отец ей вторит. Потом и я подпевать начала. И старшие мои, все мастера пения, останавливались, чтобы послушать девчонку — уважали песню. Не было у нас такого в доме, чтобы поющего перебили, не дослушали, помешали ему вылить в песне всего себя. У нас поющий всегда считался исповедующимся, что ли, открывающим себя людям. И это доверие никак нельзя было оскорбить».
Зыкина с
детства участвовала в самодеятельности, играла на баяне и гитаре, ее сольный
дебют состоялся в шесть лет. В Доме пионеров она спела романс «Белой акации
гроздья душистые». Правда, по собственному признанию, становиться певицей она
не собиралась: «Мечтала о самолетах, очень хотела пойти в летчицы. Даже с
парашютной вышки прыгала. Я вообще росла отчаянная. На мотоцикле гоняла, футбол
любила, волейбол».
Однажды,
гуляя по Москве, Люда Зыкина с подружками увидела объявление о наборе в хор
имени Пятницкого. На предложение подруг ответила: «Если поступлю, покупаете мне
шесть порций мороженого». Вот так, на спор, в 1946 году Людмила Зыкина прошла
конкурс в знаменитый хор, ставший для нее прекрасной певческой школой. Но в
1949 году из-за потрясения от смерти матери у Зыкиной пропал голос. Она ушла из
хора и устроилась на работу в Первую образцовую типографию, где ее сразу
выбрали комсоргом. Характер, темперамент и запас энергии Зыкиной были заметны
всем вокруг невооруженным глазом. В совсем юном возрасте Зыкина придумала себе
упражнение, чтоб тренировать волю: заходила в речку со страшными пиявками и,
стоя там, считала до трехсот. Кроме пиявок, увлекалась парашютами: прыгала с
парашютной вышки в парке. Если дома ее ласково звали Милуша, то на улице более
сурово - Зыка.
Вскоре
голос вернулся, и в 1951 году Людмила Зыкина пошла в Хор русской народной песни
Всесоюзного радио к его руководителю Николаю Кутузову. Зыкина попросила ее
прослушать, хотя и знала, что вакантных мест в его коллективе нет. Но Кутузов
согласился. Зыкина так хорошо спела, что Кутузов принял ее в состав хора. В
1960 году Зыкина стала солисткой Москонцерта. Уже будучи известной певицей, в
1960-е годы она поступила в Музыкальное училище Ипполитова-Иванова, где
оттачивала свое мастерство у Елены Гедевановой, а затем поступила в Государственный
музыкальный педагогический институт имени Гнесиных. «Особняком в списке моих
учителей стоит Сергей Яковлевич Лемешев, с огромной душевной щедростью
делившийся со мной секретами своего мастерства, — вспоминала Зыкина. — Именно
он помог мне понять глубину и очарование русского романса, русской народной
песни. Репертуар певицы пополнялся из двух источников: русских народных песен и
песен современных композиторов. У Зыкиной были свои принципы отбора песен и
работы с ними. Она считала, что песня принадлежит певцу лишь тогда, когда он
внесет в нее столько своего, что, по существу, «отбирает» ее у автора. Зыкина
работала со многими авторами и композиторами. В ее программе были песни
«Рязанские мадонны» на музыку А.Долуханяна, «Солдатская вдова» на музыку
М.Фрадкина, «Оренбургский платок» Г.Пономаренко, многие песни Александры
Пахмутовой. Многие ведущие композиторы создавали произведения специально для ее
голоса.
Зыкина не
только побывала с концертами практически во всех уголках Советского Союза, но и
часто выступала за рубежом. Афиши с именем Зыкиной всегда означали аншлаг.
После гастролей певицы в парижском театре «Олимпия» директор этого одного из
известнейших в мире концертных залов Бруно Кокатрикс написал ей записку на
программке, будто рядовой зритель, не знающий, как выразить актрисе свое
восхищение: «Своим голосом Вы представляете самое светлое, самое яркое
искусство — искусство народной песни. Слушая Вас, хочется смеяться, плакать,
любить, мечтать». Во время любых гастролей Людмила Зыкина была крайне
организована и дисциплинирована. Вот что про нее рассказывали современные
продюсеры: «Несмотря на возраст, она взрослая, колоссально организованная
артистка. Она не позволяет себе каких-то опозданий, которые могут быть у
звезды, или какой-то там необязательности. Абсолютно четкая, партийная
субординация. То есть нет слабинки абсолютно ни на что! Она к ситуации
относится серьезнее, чем к себе. То есть у нас часто так, что если человек
чихнул, он отменяет концерты, съемки, встречу с журналистами. Она – другая».
Мысль о
срыве концерта была для нее недопустима. Однажды был назначен прямой эфир с
концерта Зыкиной. Но деньги за него рабочим из технического обеспечения
трансляции обещали заплатить после. Но рабочие не поверили, что долг отдадут, и
потому забастовали. Все срывалось. «Мы-то и бесплатно готовы, Людмила
Георгиевна! Да вот техника пришла, тут людям сразу надо денег дать, иначе они
электричество не включат, и все!» - объясняли телевизионщики. Людмила Зыкина
сняла с пальца кольцо, вынула серьги из ушей и отдала: «На, все им отдай, пусть
включат». «Понимаешь, это был удар ниже пояса, когда бабушка для внучка как
будто снимает крестик с груди», - объяснял позже ситуацию очевидец. Пролетарии
тогда зыкинское серебро не взяли и после полтора месяца терпеливо ждали денег.
В год Зыкина давала в среднем 100 - 120 концертов. Из них 30 - 40 концертов
были шефские, то есть бесплатные, для солдат, рабочих и сирот. Зыкина
рассказывала: «Я привыкла людям доверять, и доверяю, - я ж не политикой
занимаюсь, а искусством! Но если меня человек раз подвел, я от него отвернусь
на всю жизнь, просто перестану замечать. Я считаю, что человек должен жить
честно, правдиво, а самое главное, выполнять ту работу, на которой он работает.
Служить преданно и честно, если взялся».
В 1960-е
годы певица выступала перед русскими эмигрантами в Лос-Анджелесе, где
познакомилась с группой The Beatles. «Я тогда про них не знала», - рассказывала
Зыкина. Ей объяснили, кто это такие. А им сказали: в зале русская певица как
раз обедает. Они захотели с ней спеть.
- Ну а
вы?
- Я стала
с ними петь «Вниз по Волге-реке».
- Ну а
они?
- А они
мне чуть-чуть подыгрывали.
-
Говорят, они вам подарили гитару и крестик. Это правда?
- Гитару
не дарили, это легенда. А подарили свой талисман, такой хороший нательный
крест, из серебра. И сказали, что этот крест освященный, а мне он должен
принести радость. Так он мне действительно приносит радость. Я его не на шее
ношу, а вожу все время в косметичке с собой. «Битлз» - хорошие ребята. Они в ту
пору мне понравились. Я вообще люблю всякую музыку, джазовую например. Битловая
музыка в ту пору только начиналась, это было ново. Все мне было в диковину и
интересно. Я тогда прямо аж загорелась: надо нам тоже какой-то такой акцентик
внести. И я его постаралась внести в песню «Мне березка дарила сережки» -
хорошая такая песня. Хорошие ребята».
Популярность
Зыкиной за рубежом подтверждалась многочисленными отзывами в прессе Германии,
Японии, Кореи, Австрии, Франции и других стран. За рубежом русской певице
аплодировали Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Насер, де Голль,
Луи Арагон, Жорж Помпиду, Гельмут Коль и многие другие известные политические
деятели. Ее пением восхищались Чарли Чаплин, Мирей Матье, Шарль Азнавур,
Марсель Марсо, Фрэнк Синатра, Сальваторе Адамо, Жан Поль Бельмондо, Фернандель,
Луи де Фюнес, Марк Шагал, Рокуэл Кент, Ван Клиберн, а также участники групп
Boney M. Фирма «Мелодия» выпустила большое количество дисков, а в фондах
Гостелерадио хранится более двухсот песен, спетых Зыкиной. В 1982 году Зыкина
стала лауреатом приза «Золотой диск», присужденного фирмой «Мелодия». В августе
1997 года было выпущено 15 компакт-дисков, на которых была издана антология
песен за 50 лет творческой деятельности Людмилы Зыкиной.
25 июня
2009 года Людмила Зыкина была доставлена в тяжёлом состоянии в реанимацию. 1
июля 2009 года она скончалась в Москве в возрасте 80 лет от остановки сердца.
За несколько дней до смерти Людмила Зыкина перенесла инфаркт. Артистка долго и
тяжело страдала сахарным диабетом, в 1990-е годы перенесла тяжёлую операцию
имплантации тазобедренных суставов.
Москва
прощалась с Зыкиной два дня. Все желающие могли побывать в Концертном зале
имени Чайковского. Затем гроб с телом певицы был перевезен в Храм Христа
Спасителя, где состоялось отпевание 4 июля 2009 года. Поминальную службу провел
помощник патриарха Московского и Всея Руси Кирилла епископ Меркурий. 4 июля
2009 года Людмила Зыкина была похоронена с воинскими почестями на Новодевичьем
кладбище в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий