Понятно,
что гитара и блюз дело, в принципе, обычное. И петь, и даже закрывать при этом
глаза могут великое множество блюзовых музыкантов. И ведь каждый из них –
индивидуальность. И сегодня представляем вашему вниманию одно из величайших
имён в истории блюза. Аарон Тибо Уокер (Aaron Thibeaux Walker), известный под
сценическим именем T-Bone Walker («Счастливая косточка»). По легенде, он был
поводырем великого блюзмена Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon Jefferson).
По другой легенде, именно он подарил другому великому блюзмену Джону Ли Хукеру
(John Lee Hooker) его первую электрическую гитару.
Аарон
Тибо Уокер родился в Линдене, штат Техас, в семье музыкантов Мовелии Джимерсон
и Рэнса Уокера. Бабушка Аарона по материнской линии, Марта, жена Эдварда
Джеймисона, была чистокровной чероки. Когда Аарону был год, его мать сказала,
что ее сын не будет работать на плантации, и семья переехала в Даллас. Как
вспоминал будущий музыкант: «Мы с мамой были очень близки. Вы не поверите,
насколько хорошо она умела играть на гитаре еще до того, как вышла замуж за
моего отца. Когда Слепой Лемон Джефферсон или Хадди Ледбеттер Лидбелли (Huddie
Ledbetter Leadbelly) приезжали в Даллас, она сразу же садилась с ними и
прекрасно пела блюз. Я лежал в своей кроватке, слушал и не спал полночи». Отчим
мальчика, Марко Вашингтон (член Далласского струнного оркестра), научил его
играть на гитаре, укулеле, банджо, скрипке, мандолине и фортепиано.
Аарон
начал свою музыкальную карьеру в Далласе ещё будучи подростком. Настоящий
урок блюза он получил от основателя техасского блюза Блайнд Лемона Джефферсона.
Совершенно очевидно, что именно его влияние помогло сформировать интересы юного
Уокера в блюзе. Ти-Боун бросил школу в возрасте 10 лет и стал поводырем Блайнд
Лемона. В возрасте 12 лет ему подарили банджо, но мечтой Ааронабыла гитара,
которую он получил, когда вернулся в школу. Взявшись с воодушевлением за инструмент,
он стал к 15 годам профессиональным исполнителем блюза и научился
очаровывать публику захватывающими живыми интерлюдиями (такими как игра на
банджо с прыжками и танцами). Уокер играл на собраниях и пикниках в церкви
Святого Духа, к которой принадлежал. Он также был членом группы Лоусона Брукса
(Lawson Brooks), которая играла каждые выходные в «Tip Top Cafe» на Центральной
авеню Далласа. Это была группа из 16 человек и, как вспоминал Ти-Боун, через
какое-то время они даже осмелились сыграть песни Дюка Эллингтона (Duke
Ellington).
В 1929
году разведчик талантов «Columbia Records» пригласил Уокера на сессию
звукозаписи. Уокер дебютировал на лейбле под псевдонимом Оук Клифф Ти-Боун (Oak
Cliff T-Bone), где Оук-Клифф — это сообщество, в котором музыкант жил в то
время, а Ти-Боун — искажение его второго имени. Первыми песнями, записанными
Ти-Боуном, стали «Wichita Falls Blues» и «Trinity River Blues».
В начале
1930-х годов Ти-Боун играл во многих джазовых оркестрах, включая «Cab Calloway
Band» (он выиграл даллаский конкурс талантов, где призом было выступление с
легендарным лидером этого оркестра), «Lawson Brooks Band» и «Count Biloski
Band». В 1933 году Уокер работал в «Milt Larkins Band». Год спустя он стал
членом группы блюзовой певицы Ма Рейни (Ma Rainey) в Форт-Уэрте, штат Техас. Во
время одного из выступлений в отеле «Gem», Ти-Боун встретил Виду Ли, на которой
женился в 1935 году. Брак продлился до самой смерти артиста. У них было трое
детей.
Поскольку
они жили с матерью Уокера, у Ти-Боуна были проблемы с содержанием семьи, и он
решил переехать в Калифорнию в Лос-Анджелес. Уокер нанялся водителем в
компанию, которая перегоняла автомобили на Западное побережье. Фирма ничего не
платила водителям за доставку, но это была возможность получить бесплатный
транспорт. Ти-Боун с двумя компаньонами доставили в Лос-Анджелес 6 машин за
один рейс, так как каждая машина тащила за собой другую.
В
Калифорнии Уокер выступал в качестве вокалиста и гитариста с различными
небольшими оркестрами Лос-Анджелеса. В течение следующих трех лет он стал очень
популярным артистом в Маленьком Гарлеме Лос-Анджелеса. Уолкер был одним из
первых блюзовых музыкантов, которые экспериментировали с электрической гитарой.
Ходит легенда, что между 1935 и 1936 годами Уолкер играл на прообразе
электрической гитары. К сожалению, потом другие музыканты опередили Ти-Боуна,
записавшись с элекрогитарой раньше него.
С 1936 по
1937 год Ти-Боун регулярно выступал в знаменитом клубе «Трокадеро» в Голливуде,
в бальном зале «Золотые ворота» в Сан-Франциско и в знаменитом театре «Аполлон»
в Нью-Йорке. Примерно в июне 1940 года в Нью-Йорке Ти-Боун Уокер записал для лейбла
«Varsity» песню «T-Bone Blues» в качестве вокалиста. Ему аккомпанировал оркестр
«Les Hite».
В этот
период Ти-Боун пристрастился к алкоголю и карточным играм с очень высокими
ставками. Музыкант более 4-х лет не жил со своей семьей. Вида запретила
Уокеру появляться дома, пока он не прекратит играть. В конце концов, Ти-Боун бросил
карты и убедил свою жену сопровождать его в турах.
В 1942
году Чарли Гленн, владелец «Rhumboogie Café»в Чикаго, нанял Ти-Боуна Уокера для
работы в своем клубе. Выступления в чикагском клубе открыли новый этап его
карьеры – шоумена и артиста.
20 июля
1942 года на сессии звукозаписи большого оркестра «Freddie Slack big band»
Ти-Боун Уолкер, который выступал тогда в основном как ритм-гитарист, получил
возможность солировать в двух блюзовых композициях, и эти несколько коротких
минут "определили" звучание блюза на все времена. Две мелодии,
которые он сыграл в тот день: блестящая «Got A Break Baby» и классическая «Mean
Old World» – продемонстрировали новый, но уже полностью сформировавшийся стиль
Ти-Боуна, в котором прокуренным, задушевным вокальным фразам он отвечал
проворными, жалящими, пропитанными джазом линиями своей электрогитары.
Это были
первые блюзовые записи Уокера на электрической гитаре, и по мере того как
Ти-Боун продолжал их создавать дюжинами (позднее, в сороковых годах), они
становились классикой. В результате музыкант повлиял на бесчисленное множество
блюзменов, а Би Би Кинг и Чак Берри считают его своим учителем. Именно Ти-Боун
создал образ блюзового вокалиста, который одновременно является
лидер-гитаристом, именно он обогатил свой инструмент множеством классических
ходов и приёмов, которые и сейчас, пятьдесят лет спустя, остаются неотъемлемыми
элементами словаря соло-гитариста.
Чак Берри
говорил, что музыка Ти-Боуна Уолкера помогла сформировать его собственный
стиль. Би Би Кинг вспоминает, что он именно после того, как услышал «Stormy
Monday», понял, что тоже хочет играть на электрогитаре. Уолкером также
увлекался Джимми Хендрикс, который позаимствовал у Ти-Боуна манеру играть на
гитаре зубами. Стиль игры на гитаре Ти-Боуна определяется словами: «Кажется
просто, но попробуй сыграй».
Стоит только
познакомиться с музыкой Ти-Боуна, и уже невозможно не слышать, как много эти
музыканты заимствовали у его стиля. Кроме этого, он оказал огромное влияние на
Скотти Мура, гитариста Элвиса Пресли, и вообще на форму и природу самого
рок-н-ролла. Его гитарный стиль также помог сформировать музыкальный словарь
фанка в середине 1960-х. Его записи сороковых годов буквально изменили мир
американской популярной музыки.
Между
1942 и 1945 годами Уокер и его группа гастролировали по базам армии США. С 1943
по 1944 год он выступал со знаменитым оркестром Флетчера Хендерсона. В 1944 и
1945 годах Уокер записывался с «Marl Young & His Orchestra» для лейбла «Rhumboogie»,
который был связан с клубом, где работал тогда Ти-Боун. Артист записал шесть
ранних версий своих более поздних хитов: «Sail on Boogie», «I'm Still in Love
with You», «You Don't Love Me Blues», «T-Bone Boogie», «Mean Old World Blues» и
«Evening». Вероятно, в декабре 1944 года он записал «Low Down Dirty Shame Blues
(Married Woman Blues)» для компании «Swinghouse».
По
возвращении в Лос-Анджелес карьера Уокера ускорилась. Он подписал контракт с
компанией «Comet Records», что позволило ему лучших музыкантов в городе. Его
записями руководил Ральф Басс, который был большим поклонником Ти-Боуна. С
середины 1946 года до конца 1947 года Уокер записал около 70 песен.
30
сентября и декабря 1946 года он сделал несколько записей с группами «Jack
McVea’s All Stars» и «Al Killian Quintet». Эти записи сделали Ти-Боуна Уокера
отцом электрического блюза.
Его
концерты имели огромный успех. Танцевальный талант, гитарная техника, вокал,
сценический талант (например, Уокер мог играть сидя на шпагате и держа гитару
за спиной) создали уникальное явление на блюзовой сцене того времени. Как
вспоминает Лоуэлл Фулсон (Lowell Fulson), для концертных туров объединялись несколько
артистов (например, Ти-Боун Уокер выступал с ним, Рэем Чарльзом (Ray Charles),
Уиноном Харрисом (Wynon Harris), Джимми Уизерспуном (Jimmy Witherspoon) и Биг
Джо Тернером (Big Joe Turner)), каждый из которых хотел выступить последним, но
все они в итоге уступили эту честь Уокеру.
13
сентября 1946 года в Лос-Анджелесе состоялась знаменитая сессия звукозаписи,
результатом которой стал самый большой хит Уокера и один из самых известных
блюзов в истории — «Call It Stormy Monday (but Tuesday Is Just as Bad)», известный
под сокращенным названием «Stormy Monday».
Примерно
в это же время менеджером Уокера стал Гарольд Оксли, человек с огромным опытом,
и бывший менеджер команды Джимми Лансфорда (Jimmi Lunceford). Концерты Уокера собирали
толпы зрителей, а музыкантам Ти-Боуна очень хорошо платили.
12
октября 1946 года Ти-Боун Уокер выступил на втором знаменитом концерте
«Кавалькада джаза» («Cavalcade of Jazz»), состоявшемся в Ригли-Филд в
Лос-Анджелесе. В шоу, спродюсированном Леоном Хеффлином-старшим (Leon Hefflin),
принимали участие Джек МакВи (Jack McVea), Слим Гайар (Slim Gaillard), «The
Honeydrippers», Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton) и Луи Армстронг (Louis
Armstrong).
Он
выступал и на третьем концерте «Кавалькада джаза», состоявшемся 7 сентября 1947
года, вместе с Вуди Херманом (Woody Herman) в качестве ведущего, оркестром
Вальдеса, «The Blenders», «The Honeydrippers», Слимом Гайаром (Slim Gaillard),
Джонни Отисом (Johnny Otis) и его оркестром, Тони Харпером (Toni Harper), «The
Three Blazers» и Сарой Воган (Sarah Vaughan).
С 1946 по
1948 год на студии «Black & White Records» были записаны известные хиты
Ти-Боуна, включая «Call It Stormy Monday (But Tuesday Is Just as Bad)» (1947),
«Bobby Sox Blues» (хит №3 в чарте R&B за 1947 год) и «West Side Baby» (№8 в
чарте R&B синглов в 1948 году).
На
протяжении всей своей карьеры Уокер работал с первоклассными музыкантами, в том
числе с трубачом Тедди Бакнером, пианистом Ллойдом Гленном, басистом Билли
Хэдноттом, и тенор-саксофонист Джеком МакВи.
В 1960
году Каунт Бэйси (Count Basie) нанял Уокера для выступления в большом шоу с
участием Рут Браун (Ruth Brown) и Джорджа Ширинга (George Shearing). Однако
Уокер почувствовал, что его отодвинули на второй план, и через некоторое время
покинул группу. Карьера Уокера замедлилась, несмотря на энергичное выступление
на Американском фестивале блюза в 1962 году с Мемфисом Слимом и Вилли Диксоном.
В 1962 году артист был приглашен выступить в Германии, а затем и в других
европейских странах немецкими промоутерами Липпманом и Рау. В гастрольном туре
по Европе также приняли участие Мемфис Слим (Memphis Slim), Шейки Джейк (Shakey
Jake), Вилли Диксон (Willie Dixon), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Хелен
Хьюмс (Helen Humes), Джамп Джексон (Jump Jackson), Сонни Терри (Sonny Terry) и
Брауни МакГи (Brownie McGhee). На гастролях был записан альбом под названием «American
Blues Festival», где Ти-Боун играет на пианино.
За этим
последовало ещё несколько альбомов, получивших признание критиков, таких как «I
Want a Little Girl» (записанный для «Delmark Records» в 1968 году). С 1968 по
1975 годы Уокер записывался для музыкальной издательской компании Робина
Хемингуэя «Jitney Jane Songs». В 1970 году он получил премию «Грэмми» за песню
«Good Feelin'» в номинации за лучшую этническую или традиционную фолк-запись.
В 1974
году Уокер перенес инсульт и был вынужден завершить свою музыкальную карьеру. Однако
его «Stormy Monday» была записана группой «The Allman Brothers Band», которые
играли её и другие песни Уокера на своих концертах, что приносили Ти-Боуну
неплохой доход.
В конце
года, после своего выступления в театре Никсона в Питтсбурге, штат
Пенсильвания, Ти-Боун Уокер почувствовал себя плохо. В первый день 1975 года он
перенес ещё один инсульт и оказался в больнице. Он умер в своем доме в
Лос-Анджелесе от бронхиальной пневмонии после очередного инсульта в марте 1975
года в возрасте 64 лет.
субМарина
Андреева
Комментариев нет:
Отправить комментарий