понедельник, 5 февраля 2024 г.

История альбома. Wings – «Back To The Egg» (1979).


Седьмой и последний студийный альбом британо-американской группы Wings, выпущенный 8 июня 1979 года на лейблах «Parlophone» в Великобритании и «Columbia Records» в Северной Америке. Альбом, спродюсированный Крисом Томасом, отражает увлечение лидера группы Полом Маккартни современными музыкальными тенденциями, такими как новая волна и панк, и ознаменовал появление новых участников Wings Лоуренса Джубера и Стива Холли. «Back to the Egg» использует свободную концептуальную тему, связанную с идеей рабочей группы, и его создание совпало с периодом значительной активности группы, которая включала в себя возвращение к гастролям и работе над несколькими телевизионными проектами.

Paul McCartney & Wings – «We're Open Tonight» (1979)

Wings недолго оставались трио после ухода Джимми Маккаллоха и Джо Инглиша. Им на смену пришли гитарист Лоуренс Джубер и ударник Стив Холли. Лоуренс Джубер — самобытный британский гитарист, всегда предпочитавший пальцевую технику игры, которая предполагает прежде всего акустическую гитару. По словам Лоуренса, он взялся за гитару, когда вышла песня The Beatles - "I Want to Hold Your Hand". В 13 лет он уже зарабатывал гитарой на жизнь, в 15 научился игре на классической гитаре, а позже получил учёную степень по музыке в Лондонском университете. Но главной целью с детства у Джубера было стать сессионным музыкантом, и он им стал.

В первом же проекте по окончании университета Лоуренс Джубер работал со знаменитым продюсером The Beatles Джорджем Мартином. Среди прочих его студийных работ была запись в Париже в одном из самых популярных альбомов Шарля Азнавура «Je N'ai Pas Vu LeTemps Passer» (1978). Вскоре после того Джубер получил приглашение от Пола Маккартни вступить в группу "Крылья".

Барабанщик Стив Холли тоже был сессионным музыкантом, и его последней работой был хитовый сингл Элтона Джона "Ego". Холли попал в "Крылья" фактически случайно. Он зашёл в паб в своём родном английском городке Стейнз и встретил там Денни Лейна, который после выпивки предложил ему присоединиться к Wings.

Paul McCartney & Wings – «Again And Again And Again» (Remastered 1993)

Маккартни вероятно и сам понял, что перегнул палку с "пушистостью" и "плюшевостью" в предыдущем альбоме «London Town» (1978) и решил следущий сделать более роковым. К тому же ничто не мешало пуститься в турне по выходе альбома в свет. Для записи этого альбома Пол решил привлечь известного уже в то время продюсера Криса Томаса. Они были знакомы с Крисом давно — со времени записи "Белого альбома".

Крис Томас с детства получил класическое музыкальное образование и играл на скрипке и фортепиано. Рок-музыка тоже не обошла его стороной, и он играл в лондонских группах на басу. У него был шанс играть в трио The Jimi Hendrix Experience, когда Хендрикс с Митчеллом искали басиста и сделали ему предложение. Но в то время Хендрикса ещё никто не знал, и Томас отказался.

Впрочем, поиграв несколько лет, Крис понял, что его совсем не привлекала карьера музыканта-исполнителя. Даже добившись успеха на этой стезе, он не вынес бы бесконечных гастролей, а Томаса привлекала исключительно творческая работа в студии.

Чтобы проникнуть в этот мир, он написал письмо продюсеру The Beatles Джорджу Мартину, и тот взял его помощником в свою студию AIR. Он присутствовал сначала на сессиях записи группы Hollies, а потом — на записи Битлз альбома, который позже получил название "Белый".

Где-то в середине этих сессий Мартин решил взять небольшой отпуск и наложил на Томаса, неожиданно для того, обязанности продюсера. "Я сам только что вернулся из отпуска," - вспоминал Крис, - "зашёл в студию и нашёл на столе такую записку: "Дорогой Крис, надеюсь ты неплохо отдохнул. Теперь моя очередь. Ты поработай с Битлз. Нил и Мэл [Нил Аспинал и Мэл Эванс — друзья и организационные сотрудники Битлз] в курсе, что ты придёшь."

"Я сильно напрягся тогда и несколько часов даже не мог говорить! Там сидел инженерил Кен Скотт. Ему было 21, мне - 22, оператору плёнок - примерно 20 лет... Битлы абсолютно игнорировали меня, и я сильно нервничал. Когда они ушли на перерыв после трёх-четырёх часов работы, я услышал, как Джон сказал: "Он кажется не делает свою работу?"

Тогда я поднялся в продюсерскую кабину, и когда они вернулись, стал следить за процессом. Тут кто-то сделал ошибку, и я прервал их, нажал кнопку и сказал: "Попробуйте ещё раз." А эта кнопка пробуждала такой жуткий клаксон: Р-р-р-раук! (смеётся). Они не заметили ошибку и поднялись в контрольную комнату, чтобы послушать. Я подумал: "Боже, если у меня это была галлюцинация, то я влип!" Но они услышали ошибку, вернулись в студию и начали по-новой."

Продюсируя вместе с Битлз, Крис Томас, как и Джордж Мартин, иногда подыгрывал на самых академических инструментах. Он играл в четырёх песнях "Белого альбома": на фортепиано в "Long, Long, Long", на меллотроне в "The Continuing Story of Bungalow Bill" и на клавесине в "Piggies" и не вошедшей в альбом песне "Not Guilty".

С тех пор Крис Томас набил руку как продюсер и в семидесятых прославился своей работой с группами Roxy Music, Badfinger и Pink Floyd, микшировав их монументальный шедевр «The Dark Side of the Moon» (1973). В эпоху панк-рока Томас создал шедевр этого жанра — самый знаменитый панк-альбом «Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols» (1977).

Paul McCartney & Wings – «Getting Closer» (Remastered Music Video)

"Панковский" опыт Криса Томаса весьма пригодился в альбоме Маккартни «Back to the Egg» и очевидно помог экс-Битлу легко трансформироваться из рокера "старой школы" в рокера "новой волны". Маккартни звучит свежо и современно для того времени. Настоящая "новая волна" плещется в таких вещах как "Getting Closer" («Я приближаюсь к твоему сердцу»), "Spin It On" («Раскрутись»), "Old Siam, Sir" («Старый Сиам, сэр»), "To You" («Тебе»), "So Glad to See You Here" («Так рад видеть тебя здесь»).

Paul McCartney & Wings – «Spin It On» (Remastered Music Video)

Вполне в духе "новой волны", Маккартни придерживается минимализма. "Back to the Egg" означает "Назад к яйцу". Панк-революция не могла не оставить свой след в творчестве настоящего рокера. Текстовый минимализм был не чужд ему и раньше.

Paul McCartney & Wings – «To You» (Remastered 1993)

А в песне "Old Siam, Sir" Маккартни, наверное, одним из первых в английском роке поднял тему нелегальных иммигрантов, заполонивших ныне старую добрую Англию. Всё это начиналось ещё тогда...

Paul McCartney & Wings – «Old Siam, Sir» (Official Music Video, 1979)

Кульминационными моментами альбома, пожалуй, являются два номера, записанных не просто группой Wings, но усиленным составом, который собрался специально для записи 3 октября 1978 года на студии «Abbey Road». В тот день элита английского рока сформировала настоящий оркестр, получивший название «Rockestra» (слиянием слов "рок" и "оркестр").

На гитарах играли: Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Денни Лейн и Лоуренс Джубер (Wings), Хэнк Марвин (The Shadows) и Пит Таунсенд (The Who).

На бас-гитарах вместе с Полом Маккартни играли: Джон Пол Джонс (Led Zeppelin), Ронни Лейн (Small Faces и The Jeff Beck Group) и Брюс Томас (группа Элвиса Костелло The Attractions).

На фортепиано: Пол Маккартни, Джон Пол Джонс, Гари Брукер (Procol Harum).

На органах: Линда Маккартни и Тони Эштон (Paice Ashton Lord)

На ударных: Джон Бонэм (Led Zeppelin), Кенни Джонс (The Who), Стив Холли (Wings).

На трубах: Хоуи Кейси, Стив Хоуард, Таддеус Ричард, Тони Дорси

На перкуссии: Рэй Купер, Моррис Перт, Спиди Эквай, Тони Карр.

Идею собрать такую супергруппу подал барабанщик The Who Кит Мун, после концерта памяти Бадди Холли, на котором многие английские рок-звёзды джемовали на сцене вместе. Маккартни загорелся проектом, а Мун, к сожалению, не дожил до её осуществления — он умер буквально на следующий день после того. В «Rockestra» участвовал заменивший Муна в The Who барабанщик Кенни Джонс. Маккартни приглашал в Рокестру также Джеффа Бека, но тот поставил условием самому решать, что и как ему играть, в результате Маккартни отказал.

Paul McCartney & Wings – «Rockestra Theme» (1979)

«Рокестра» исполнил в альбоме инструментальную композицию "Тема Рокестра" и песню "So Glad to See You Here" - обе довольно боевые динамичные вещи, ставшие украшением альбома. В декабре 1979 «Rockestra» удалось собрать живьём для серии благотворительных концертов в пользу народа Кампучии, которые организовали Пол Маккартни и Курт Вальдхайм, генеральный секретарь ООН в то время. По этому случаю для участников «Rockestra» были изготовлены специальные серебристые костюмы, и только Пит Таунсенд явился одетый не по форме. Маккартни заметил это перед игрой "Темы Рокестра" и произнёс всенародно: "Ну спасибо, Питер. Только вшивый придурок не одет в серебристый костюм. Потому что он пидор." После этих слов кто-то надел Питу серебристый котелок, но тот снял его и кинул его в толпу. Это можно посмотреть в видеофильме, снятом на том концерте.

Paul McCartney & Wings – «So Glad To See You Here» (With «Rockestra»)

Со времён The Beatles в Маккартни легко уживались две половинки. Половина Маккартни была крутая рокеровская, с раздирающими душу криками и высоким фальцетом. Другая половина предпочитала сладкую музыку, типа мюзик-холла, которую поздний Леннон в раздражении называл "старушачьими песнями". Пол-Маккартни рокеровских и пол-Маккартни попсовых.

Если первую половину в альбоме «Back to the Egg» представляют вышеперечисленные "нововолновские" вещи, то ко второй относятся песни со второй стороны пластинки, идущие небольшим попурри: "After the Ball", "Million Miles", "Winter Rose", "Love Awake". Кажется, Маккартни добавил их сюда, дабы совсем не отпугнуть "новой волной" своих старых поклонников и особенно поклонниц. На самом деле, ему самому нравятся такие мягкие вещи.

Paul McCartney & Wings – «After The Ball/Million Miles» (Remastered 1993)

"After the Ball" (После бала) — красивая соул-баллада в духе Мотауна, идущая за ней следом "Million Miles" (Миллион миль) тоже несёт в себе привкус чернокожей музыки, типа спиричуэлз.

Баллада "Winter Rose" («Зимняя роза»), будь она чуть подлинее, вполне могла бы украсить репертуар любой кабацкой группы в Советском Союзе, но её быстро сменяет совсем уж анемичная "Love Awake" («Наша любовь пробуждается»). Как сказал бы Станиславский: "Не верю!" Какое там пробуждение, если автор поёт её полусонным голосом...

Paul McCartney & Wings – «Winter Rose/Love Awake» (Remastered 1993)

Ещё один медленный номер в альбоме — "Arrow Through Me" звучит как подражание Макки его приятелю Стиви Уандеру, который в то время ударился в более коммерческое, чем прежде звучание с хитами типа "Send One Your Love" и т.п.

Paul McCartney & Wings – «Arrow Through Me» (Official Music Video, 1979)

Более всего критики «Back to the Egg» обрушивались на вставки в альбом посторонних, немузыкальных звуков, например, какие-то разговоры и бытовые шумы во вступительной "Reception" и особенно разговорная речь на фоне музыки в номере под названием "The Broadcast" (Радио- или телевещание). Здесь Маккартни вставил отрывки из чтения пьес Иэна Хэя "Спорт королей" и Джона Голсуорси "Маленький человек", взятые возможно из радиопередач. Во всей этой озвучке чувствуется рука Криса Тэйлора, сводившего альбом Пинк Флойд "Тёмная сторона Луны", изобиловавший как известно немузыкальными звуками в виде обрывков разговоров и т.п. Вполне может быть, что Маккартни сам попросил Томаса внедрить в альбом что-нибудь из того опыта.

Paul McCartney & Wings – «Reception» (Long Version)

«Back to the Egg» вышел в продажу 8 июня 1978 в Великобритании и 11 июня в США и пошёл достаточно успешно, став №6 на родине и №8 в Штатах. "Тема Рокестра" даже получила премию Грэмми в 1980 году как "Лучшее рок-инструментальное исполнение". Альбом провозглашал возвращение к рок-н-рольным корням, которое участники "Крыльев" назвали "маккартнизмом" (каламбур по поводу "маккартизма"). Группа в новом составе полагала, что открывает для себя новую эру, а оказалось, что альбом стал их "лебединой песней".

Музыкальная пресса оказалась больше всего неподготовленной к обновлённому Маккартни и раскритиковала «Back to the Egg» в пух и прах. Два сингла с альбома провалились в продаже. В ноябре и декабре 1979 Wings совершили турне, дав 20 концертов в Великобритании, кульминацией которых и стали благотворительные выступления в пользу Кампучии. В этом турне Маккартни впервые стал исполнять свои песни из The Beatles, впрочем, всего три: "Got to Get You into My Life", "The Fool on the Hill" и "Let it Be".

В январе 1980 Wings прибыли на гастроли в Японию, но полиция арестовала Пола Маккартни прямо в аэропорту Токио, найдя у него пакетик с 200 г. марихуаны. Турне пришлось отменить, группа вернулась в Англию, только Линда осталась ждать мужа, который просидел за решёткой десять дней, пока его не выпустили под залог и депортировали из страны. Вернувшись домой, Маккартни решил выпускать сольный альбом «McCartney II», в результате чего нарушился предварительный план осеннего турне по США.

Это, вкупе с обидой за провал японского турне, конечно не способствовало консолидации группы Wings. Денни Лейн развил в ответ бурную сольную деятельность, выпустив сначала сингл "Japanese Tears" (Японские слёзы), а следом за ним в декабре 1980-го — одноимённый сольный альбом «Japanese Tears». Между тем Маккартни приступил в октябре 1980 к записи следующего альбома – «Tug of War» с помощью старого доброго битловского продюсера Джорджа Мартина. Но вместо Wings, Маккартни и Мартин решили воспользоваться услугами различных приглашённых музыкантов. Впрочем, в январе 1981 для Wings тоже нашлась работа — они стали доделывать альбом из прежде нереализованных вещей. Альбом планировался к выпуску в конце 1981 под названием «Cold Cuts», но так и остался нереализованным до сих пор. Маккартни потерял интерес к этому материалу, после того как он появился в продаже на многочисленных бутлегах.

Денни Лейн окончательно разочаровался в Wings после того, как Маккартни отказался от его предложения устроить турне памяти убитого недавно Леннона. Ещё в феврале 1981 Денни принимал участие в записи «Tug of War», но 27 апреля объявил о своём выходе из Wings и назвал причиной отказ Маккартни от этого турне. Группа естественно распалась с уходом коренного своего участника. Интересно, что Лейн собирал Wings без Маккартни несколько раз. Это были разовые выступления на американских Битлфестах — в 1997 году вместе с Джубером и Холли, в 2007 году вместе с Джубером и Сайвеллом.

Paul McCartney & Wings – «Baby's Request» (1979)

Маккартни долгое время называл «Back to the Egg» своим худшим альбомом, но теперь изменил своё мнение и считает его сильно недооценённым: "В наше время поговоришь с некоторыми молодыми людьми, и выясняется, что на самом деле это очень круто, если ты не попадаешь в чарты. Это сильно противоречит моему образу мышления, но в наши дни очень многие так считают. Так что, это круто иметь несколько альбомов, потерпевших неудачу. Я не собирался делать его андеграундным, но так вышло."

И действительно, «Back to the Egg» — замечательный пример вечной молодости Пола Маккартни, способного улавливать крутую музыку любого поколения. Альбом будет особенно интересен всем, чьи музыкальные вкусы включают в себя панк-рок и новую волну.

Комментариев нет:

Отправить комментарий