Седьмой и последний студийный альбом британо-американской группы Wings, выпущенный 8 июня 1979 года на лейблах «Parlophone» в Великобритании и «Columbia Records» в Северной Америке. Альбом, спродюсированный Крисом Томасом, отражает увлечение лидера группы Полом Маккартни современными музыкальными тенденциями, такими как новая волна и панк, и ознаменовал появление новых участников Wings Лоуренса Джубера и Стива Холли. «Back to the Egg» использует свободную концептуальную тему, связанную с идеей рабочей группы, и его создание совпало с периодом значительной активности группы, которая включала в себя возвращение к гастролям и работе над несколькими телевизионными проектами.
Wings недолго оставались трио после ухода Джимми Маккаллоха и Джо Инглиша. Им на смену пришли гитарист Лоуренс Джубер и ударник Стив Холли. Лоуренс Джубер — самобытный британский гитарист, всегда предпочитавший пальцевую технику игры, которая предполагает прежде всего акустическую гитару. По словам Лоуренса, он взялся за гитару, когда вышла песня The Beatles - "I Want to Hold Your Hand". В 13 лет он уже зарабатывал гитарой на жизнь, в 15 научился игре на классической гитаре, а позже получил учёную степень по музыке в Лондонском университете. Но главной целью с детства у Джубера было стать сессионным музыкантом, и он им стал.
В первом
же проекте по окончании университета Лоуренс Джубер работал со знаменитым
продюсером The Beatles Джорджем Мартином. Среди прочих его студийных работ была
запись в Париже в одном из самых популярных альбомов Шарля Азнавура «Je N'ai
Pas Vu LeTemps Passer» (1978). Вскоре после того Джубер получил приглашение от
Пола Маккартни вступить в группу "Крылья".
Барабанщик
Стив Холли тоже был сессионным музыкантом, и его последней работой был хитовый
сингл Элтона Джона "Ego". Холли попал в "Крылья" фактически
случайно. Он зашёл в паб в своём родном английском городке Стейнз и встретил
там Денни Лейна, который после выпивки предложил ему присоединиться к Wings.
Маккартни
вероятно и сам понял, что перегнул палку с "пушистостью" и
"плюшевостью" в предыдущем альбоме «London Town» (1978) и решил
следущий сделать более роковым. К тому же ничто не мешало пуститься в турне по
выходе альбома в свет. Для записи этого альбома Пол решил привлечь известного
уже в то время продюсера Криса Томаса. Они были знакомы с Крисом давно — со
времени записи "Белого альбома".
Крис
Томас с детства получил класическое музыкальное образование и играл на скрипке
и фортепиано. Рок-музыка тоже не обошла его стороной, и он играл в лондонских
группах на басу. У него был шанс играть в трио The Jimi Hendrix Experience,
когда Хендрикс с Митчеллом искали басиста и сделали ему предложение. Но в то
время Хендрикса ещё никто не знал, и Томас отказался.
Впрочем,
поиграв несколько лет, Крис понял, что его совсем не привлекала карьера
музыканта-исполнителя. Даже добившись успеха на этой стезе, он не вынес бы
бесконечных гастролей, а Томаса привлекала исключительно творческая работа в
студии.
Чтобы
проникнуть в этот мир, он написал письмо продюсеру The Beatles Джорджу Мартину,
и тот взял его помощником в свою студию AIR. Он присутствовал сначала на
сессиях записи группы Hollies, а потом — на записи Битлз альбома, который позже
получил название "Белый".
Где-то в
середине этих сессий Мартин решил взять небольшой отпуск и наложил на Томаса,
неожиданно для того, обязанности продюсера. "Я сам только что вернулся из
отпуска," - вспоминал Крис, - "зашёл в студию и нашёл на столе такую
записку: "Дорогой Крис, надеюсь ты неплохо отдохнул. Теперь моя очередь.
Ты поработай с Битлз. Нил и Мэл [Нил Аспинал и Мэл Эванс — друзья и организационные
сотрудники Битлз] в курсе, что ты придёшь."
"Я
сильно напрягся тогда и несколько часов даже не мог говорить! Там сидел
инженерил Кен Скотт. Ему было 21, мне - 22, оператору плёнок - примерно 20
лет... Битлы абсолютно игнорировали меня, и я сильно нервничал. Когда они ушли
на перерыв после трёх-четырёх часов работы, я услышал, как Джон сказал:
"Он кажется не делает свою работу?"
Тогда я
поднялся в продюсерскую кабину, и когда они вернулись, стал следить за
процессом. Тут кто-то сделал ошибку, и я прервал их, нажал кнопку и сказал:
"Попробуйте ещё раз." А эта кнопка пробуждала такой жуткий клаксон:
Р-р-р-раук! (смеётся). Они не заметили ошибку и поднялись в контрольную
комнату, чтобы послушать. Я подумал: "Боже, если у меня это была
галлюцинация, то я влип!" Но они услышали ошибку, вернулись в студию и
начали по-новой."
Продюсируя
вместе с Битлз, Крис Томас, как и Джордж Мартин, иногда подыгрывал на самых
академических инструментах. Он играл в четырёх песнях "Белого
альбома": на фортепиано в "Long, Long, Long", на меллотроне в
"The Continuing Story of Bungalow Bill" и на клавесине в
"Piggies" и не вошедшей в альбом песне "Not Guilty".
С тех пор
Крис Томас набил руку как продюсер и в семидесятых прославился своей работой с
группами Roxy Music, Badfinger и Pink Floyd, микшировав их монументальный
шедевр «The Dark Side of the Moon» (1973). В эпоху панк-рока Томас создал
шедевр этого жанра — самый знаменитый панк-альбом «Never Mind the Bollocks,
Here's the Sex Pistols» (1977).
"Панковский"
опыт Криса Томаса весьма пригодился в альбоме Маккартни «Back to the Egg» и
очевидно помог экс-Битлу легко трансформироваться из рокера "старой
школы" в рокера "новой волны". Маккартни звучит свежо и
современно для того времени. Настоящая "новая волна" плещется в таких
вещах как "Getting Closer" («Я приближаюсь к твоему сердцу»),
"Spin It On" («Раскрутись»), "Old Siam, Sir" («Старый Сиам,
сэр»), "To You" («Тебе»), "So Glad to See You Here" («Так
рад видеть тебя здесь»).
Вполне в
духе "новой волны", Маккартни придерживается минимализма. "Back
to the Egg" означает "Назад к яйцу". Панк-революция не могла не
оставить свой след в творчестве настоящего рокера. Текстовый минимализм был не
чужд ему и раньше.
А в песне
"Old Siam, Sir" Маккартни, наверное, одним из первых в английском
роке поднял тему нелегальных иммигрантов, заполонивших ныне старую добрую
Англию. Всё это начиналось ещё тогда...
Кульминационными
моментами альбома, пожалуй, являются два номера, записанных не просто группой
Wings, но усиленным составом, который собрался специально для записи 3 октября
1978 года на студии «Abbey Road». В тот день элита английского рока
сформировала настоящий оркестр, получивший название «Rockestra» (слиянием слов
"рок" и "оркестр").
На
гитарах играли: Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Денни Лейн и Лоуренс Джубер (Wings),
Хэнк Марвин (The Shadows) и Пит Таунсенд (The Who).
На
бас-гитарах вместе с Полом Маккартни играли: Джон Пол Джонс (Led Zeppelin),
Ронни Лейн (Small Faces и The Jeff Beck Group) и Брюс Томас (группа Элвиса
Костелло The Attractions).
На
фортепиано: Пол Маккартни, Джон Пол Джонс, Гари Брукер (Procol Harum).
На
органах: Линда Маккартни и Тони Эштон (Paice Ashton Lord)
На
ударных: Джон Бонэм (Led Zeppelin), Кенни Джонс (The Who), Стив Холли (Wings).
На
трубах: Хоуи Кейси, Стив Хоуард, Таддеус Ричард, Тони Дорси
На перкуссии:
Рэй Купер, Моррис Перт, Спиди Эквай, Тони Карр.
Идею
собрать такую супергруппу подал барабанщик The Who Кит Мун, после концерта
памяти Бадди Холли, на котором многие английские рок-звёзды джемовали на сцене
вместе. Маккартни загорелся проектом, а Мун, к сожалению, не дожил до её
осуществления — он умер буквально на следующий день после того. В «Rockestra»
участвовал заменивший Муна в The Who барабанщик Кенни Джонс. Маккартни
приглашал в Рокестру также Джеффа Бека, но тот поставил условием самому решать,
что и как ему играть, в результате Маккартни отказал.
«Рокестра»
исполнил в альбоме инструментальную композицию "Тема Рокестра" и
песню "So Glad to See You Here" - обе довольно боевые динамичные
вещи, ставшие украшением альбома. В декабре 1979 «Rockestra» удалось собрать
живьём для серии благотворительных концертов в пользу народа Кампучии, которые
организовали Пол Маккартни и Курт Вальдхайм, генеральный секретарь ООН в то
время. По этому случаю для участников «Rockestra» были изготовлены специальные
серебристые костюмы, и только Пит Таунсенд явился одетый не по форме. Маккартни
заметил это перед игрой "Темы Рокестра" и произнёс всенародно:
"Ну спасибо, Питер. Только вшивый придурок не одет в серебристый костюм.
Потому что он пидор." После этих слов кто-то надел Питу серебристый
котелок, но тот снял его и кинул его в толпу. Это можно посмотреть в
видеофильме, снятом на том концерте.
Со времён
The Beatles в Маккартни легко уживались две половинки. Половина Маккартни была
крутая рокеровская, с раздирающими душу криками и высоким фальцетом. Другая
половина предпочитала сладкую музыку, типа мюзик-холла, которую поздний Леннон
в раздражении называл "старушачьими песнями". Пол-Маккартни рокеровских
и пол-Маккартни попсовых.
Если
первую половину в альбоме «Back to the Egg» представляют вышеперечисленные
"нововолновские" вещи, то ко второй относятся песни со второй стороны
пластинки, идущие небольшим попурри: "After the Ball", "Million
Miles", "Winter Rose", "Love Awake". Кажется,
Маккартни добавил их сюда, дабы совсем не отпугнуть "новой волной"
своих старых поклонников и особенно поклонниц. На самом деле, ему самому
нравятся такие мягкие вещи.
"After
the Ball" (После бала) — красивая соул-баллада в духе Мотауна, идущая за
ней следом "Million Miles" (Миллион миль) тоже несёт в себе привкус
чернокожей музыки, типа спиричуэлз.
Баллада
"Winter Rose" («Зимняя роза»), будь она чуть подлинее, вполне могла
бы украсить репертуар любой кабацкой группы в Советском Союзе, но её быстро
сменяет совсем уж анемичная "Love Awake" («Наша любовь пробуждается»).
Как сказал бы Станиславский: "Не верю!" Какое там пробуждение, если
автор поёт её полусонным голосом...
Ещё один
медленный номер в альбоме — "Arrow Through Me" звучит как подражание
Макки его приятелю Стиви Уандеру, который в то время ударился в более
коммерческое, чем прежде звучание с хитами типа "Send One Your Love"
и т.п.
Более
всего критики «Back to the Egg» обрушивались на вставки в альбом посторонних,
немузыкальных звуков, например, какие-то разговоры и бытовые шумы во
вступительной "Reception" и особенно разговорная речь на фоне музыки
в номере под названием "The Broadcast" (Радио- или телевещание).
Здесь Маккартни вставил отрывки из чтения пьес Иэна Хэя "Спорт
королей" и Джона Голсуорси "Маленький человек", взятые возможно
из радиопередач. Во всей этой озвучке чувствуется рука Криса Тэйлора,
сводившего альбом Пинк Флойд "Тёмная сторона Луны", изобиловавший как
известно немузыкальными звуками в виде обрывков разговоров и т.п. Вполне может
быть, что Маккартни сам попросил Томаса внедрить в альбом что-нибудь из того
опыта.
«Back to
the Egg» вышел в продажу 8 июня 1978 в Великобритании и 11 июня в США и пошёл
достаточно успешно, став №6 на родине и №8 в Штатах. "Тема Рокестра"
даже получила премию Грэмми в 1980 году как "Лучшее рок-инструментальное
исполнение". Альбом провозглашал возвращение к рок-н-рольным корням,
которое участники "Крыльев" назвали "маккартнизмом"
(каламбур по поводу "маккартизма"). Группа в новом составе полагала,
что открывает для себя новую эру, а оказалось, что альбом стал их
"лебединой песней".
Музыкальная
пресса оказалась больше всего неподготовленной к обновлённому Маккартни и
раскритиковала «Back to the Egg» в пух и прах. Два сингла с альбома провалились
в продаже. В ноябре и декабре 1979 Wings совершили турне, дав 20 концертов в
Великобритании, кульминацией которых и стали благотворительные выступления в
пользу Кампучии. В этом турне Маккартни впервые стал исполнять свои песни из
The Beatles, впрочем, всего три: "Got to Get You into My Life",
"The Fool on the Hill" и "Let it Be".
В январе
1980 Wings прибыли на гастроли в Японию, но полиция арестовала Пола Маккартни
прямо в аэропорту Токио, найдя у него пакетик с 200 г. марихуаны. Турне
пришлось отменить, группа вернулась в Англию, только Линда осталась ждать мужа,
который просидел за решёткой десять дней, пока его не выпустили под залог и
депортировали из страны. Вернувшись домой, Маккартни решил выпускать сольный
альбом «McCartney II», в результате чего нарушился предварительный план
осеннего турне по США.
Это,
вкупе с обидой за провал японского турне, конечно не способствовало
консолидации группы Wings. Денни Лейн развил в ответ бурную сольную
деятельность, выпустив сначала сингл "Japanese Tears" (Японские
слёзы), а следом за ним в декабре 1980-го — одноимённый сольный альбом «Japanese
Tears». Между тем Маккартни приступил в октябре 1980 к записи следующего
альбома – «Tug of War» с помощью старого доброго битловского продюсера Джорджа
Мартина. Но вместо Wings, Маккартни и Мартин решили воспользоваться услугами
различных приглашённых музыкантов. Впрочем, в январе 1981 для Wings тоже
нашлась работа — они стали доделывать альбом из прежде нереализованных вещей.
Альбом планировался к выпуску в конце 1981 под названием «Cold Cuts», но так и
остался нереализованным до сих пор. Маккартни потерял интерес к этому
материалу, после того как он появился в продаже на многочисленных бутлегах.
Денни
Лейн окончательно разочаровался в Wings после того, как Маккартни отказался от
его предложения устроить турне памяти убитого недавно Леннона. Ещё в феврале
1981 Денни принимал участие в записи «Tug of War», но 27 апреля объявил о своём
выходе из Wings и назвал причиной отказ Маккартни от этого турне. Группа
естественно распалась с уходом коренного своего участника. Интересно, что Лейн
собирал Wings без Маккартни несколько раз. Это были разовые выступления на
американских Битлфестах — в 1997 году вместе с Джубером и Холли, в 2007 году
вместе с Джубером и Сайвеллом.
Маккартни
долгое время называл «Back to the Egg» своим худшим альбомом, но теперь изменил
своё мнение и считает его сильно недооценённым: "В наше время поговоришь с
некоторыми молодыми людьми, и выясняется, что на самом деле это очень круто,
если ты не попадаешь в чарты. Это сильно противоречит моему образу мышления, но
в наши дни очень многие так считают. Так что, это круто иметь несколько
альбомов, потерпевших неудачу. Я не собирался делать его андеграундным, но так
вышло."
И
действительно, «Back to the Egg» — замечательный пример вечной молодости Пола
Маккартни, способного улавливать крутую музыку любого поколения. Альбом будет
особенно интересен всем, чьи музыкальные вкусы включают в себя панк-рок и новую
волну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий