воскресенье, 4 февраля 2024 г.

Валерий Щёлкин, Сергей Фролов «Легенды ВИА» (2007). Глава 23. «Музыки» — 1975 г. — Владимир Белоусов.

РОК-Н-РОЛЛ НА УКРАИНЕ НАЧИНАЛСЯ ОДНОВРЕМЕННО С АМЕРИКОЙ

Как это кажется ни странно, для произрастания нового американского танца, еще в советской республике Украина, образовалась плодородная почва. Появились свои талантливые музыканты, которые с рождения впитали ритмику западной музыкальной культуры и потом применили в своей профессиональной работе. Нетрудно себе представить географическую карту проникновения рок-н-ролла в СССР. Например, с северных границ в страну приходила британская волна, а с южных, явно американская тема Лос-Анджелеса. На Украине эпицентром рок-н-ролла стало Закарпатье — Николаев, Одесса, где проходит несколько границ с Венгрией, Румынией, Чехословакией и Болгарией. По-местному телевидению можно было запросто увидеть, американских героев новой модной музыки, что нельзя было в других наших городах. Еще в середине 50-х, в Мукачево, близ Ужгорода, появилась первая музыкальная группа «Аэлита», которая здорово играла рок-н-ролл. В то же время в Николаеве появились «Скоморохи», не имеющие никакого отношения к московским Александра Градского. Лидерами киевской рок-культуры хочется непременно назвать музыкантов Тараса Петриненко, Тараса Мельника, Кирилла Стеценко, с консерваторским образованием. Еще в начале 70-х их рок-группы «ДЗвоны» и «Эней» были профессиональными коллективами, несмотря на любительский статус.

Впрочем, современные ритмы, быстро соединились с национальной украинской культурой. В 1971 г. на Украине был создан первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль «Кобза». Там наряду с электрогитарами и ударными, присутствовали еще и древний национальный музыкальный инструмент — бандура. Потом появились «Смеричка» с Василием Зинкевичем и Назарием Яремчуком. Львовский композитор Владимир Ивасюк сочинил свою известную на всю страну «Червона рута». Песня стала заглавным лейтмотивом к фильму с одноименным названием. Ее пели «Смеричка», София Ротару, «Самоцветы», польские «НоТоЦо» и другие исполнители. Непременно хочется назвать и коллектив Александра Евдокименко, получивший название из этой песни. ВИА «Червона Рута» с солисткой Софией Ротару стали известными и любимыми по всей стране. В Днепропетровске появились «Водограй» Александра Шаповала, появившегося по названию из другой известной песни Владимира Ивасюка. В программе ансамбля всегда присутствовал небольшой блок с джаз-роком. В нем принимало участие трио под руководством музыкального руководителя Олега Косько. Потом были «Ватра», «Черемош», «Арника», «Мрия», «Крылья», «Чаривни Гитары», «Свитязь», «Краяне», «Музыки» — это были профессиональные вокально-инструментальные ансамбли со статусом филармоний.

ВЛАДИМИР БЕЛОУСОВ — СОЗДАТЕЛЬ ВИА «МУЗЫКИ»

Несмотря на официальное название вокально-инструментального ансамбля «Музыки» при Закарпатской областной филармонии в 1975 г., творческий путь начинался гораздо раньше и под другими названиями. Создатель и руководитель коллектива талантливый музыкант, пианист, композитор и оркестровщик Владимир Белоусов начинал свое музыкальное образование еще в двенадцать лет. Именно в это время он приходит в детский клуб харьковского тракторного завода, где и создается детский вокально-инструментальный ансамбль. Все юные ребята пианист Володя Белоусов, вокалист Валя Дедов, ударные Вадим Вержбицкий, исполнявший репертуар Пола Анки, бас-гитарист Сережа Кузнецов, вдохновленные музыкой, много репетировали. Пытались даже пластинки записывать на сконструированном рекордере. В 1961 г. Владимир Белоусов приходит на профессиональную сцену в качестве оркестровщика музыкальных программ в оркестр Евгения Ивановича Петрова. Большое влияние на молодого музыканта оказывает джазовая музыка. Встреча с композитором Алексеем Исааковичем Литвиновым стала определенным шагом к работе в его студенческом бэнде. Одновременно коллектив играет на городских танцплощадках. Как-то однажды молодых музыкантов заметил известный в то время артист разговорного жанра Марк Горелик (папа только что родившейся певицы Лолиты) и предложил работу в Рязанской филармонии. Там ребята стали выступать в ансамбле «Синхрон», который аккомпанировал певице Алле Никифировой (маме Лолиты). В 1965 г. увлечение джазом открыло перед ребятами новые творческие планы. В Краснодарской филармонии музыканты выступают как оркестр «Джаз-Кубань». Это Владимир Белоусов, Николай Нестеров, Николай Щербаков, Александр Косолапое, певец Виктор Беланог из Николаева (учился в школе вместе с Чеславом Йеменом). Играли разный репертуар и в частности инструментальную музыку Куинси Джонса. На гастролях их пути часто пересекались с московским ВИО-66 Юрия Саульского. Потом была Ялта и их пути пересеклись снова с Марком Гореликом. Где-то в 1968 г. Анатолий Ашерович Кролл пригласил Владимира Белоусова вторым дирижером и солистом в свой джаз — оркестр, при Тульской филармонии. Вскоре известный руководитель джазового коллектива был переведен в Москву на место эмигрировавшего из страны Эдди Рознера.

КАК «БААД, СВИТ ЭНД ТИЭРЗ» РОДИЛИ В ХАРЬКОВЕ «ВЕЗУВИЙ»

Владимир Белоусов и Татьяна Анциферова

Харьков на территории Украины был всегда таким перевалочным пунктом для переселенцев из других республик. Здесь можно было освоить украинский язык, пожить первое время, а потом отправиться дальше на юг республики. Иностранные студенты обучались русскому языку и привозили свежую музыкальную информацию. После работы с Анатолием Кроллом в Туле музыкант Владимир Белоусов вернулся в родной Харьков. Здесь он создает свой джазовый оркестр. Как раз в это время в городе построили большой танцевальный клуб на полторы тысячи человек. Там на танцах стал играть оркестр под руководством Владимира Белоусова. Вместе с ними в танцевальной программе принимали участие группа «Красные дьяволята», играющая такой традиционный рок-н-ролл с лидер — гитаристом Вячеславом Диденко. Это был 1968 г. и в Америке появились известные мастера джаз-рока «Блад, Свит энд Тиэрз» с солистом Дэвидом Клейтоном — Томасом. Так вот под сильным впечатлением этой сильной музыки и получился интересный симбиоз слияния двух коллективов — оркестра и рок-группы. По типу американской группы был создан ансамбль «Везувий». Инициатором идеи и руководителем нового коллектива стал пианист и оркестровщик Владимир Белоусов. За короткий срок ребята сделали концертную программу. Посмотреть на умельцев джаз-рока приезжали музыканты из Москвы и Питера, а также других городов.

1 сентября 1971 г. — официальный день рождения ВИА «Везувий». Именно в этот день музыкантов пригласили в «Укрконцерт». Вот основной состав коллектива: Владимир Белоусов, Виктор Поляков — труба, Анатолий Шендерук — труба, Виктор Зерников — труба, Марк Беспалько — альт-саксофон, Борис Пере-верзев — баритон саксофон, Владимир Копейковский — тромбон, Александр Мачулин — барабаны, Владимир Поляков — бас-гитара и виолончель, Валерий Грицаенко — лидер-гитара. Солистка ансамбля Татьяна Анциферова с уникальным тембром голоса. Правда, не украинское название не приглянулось руководству. Его поменяли на «Лыбидь», что в переводе на русский язык означает вовсе не «Лебедь», а старинное женское имя. Об этом целая легенда, о трех братьях основателях Киева и сестре — подземной реке. Это Кий, Щей и Хорев и Лыбидь. И так ВИА «Лыбидь» стал аккомпанирующим коллективом величайшему украинскому певцу эмигранту Петру Топчину. В годы войны еще ребенком, он случайно попал в Австралию. Пять лет работы в Укрконцерте сопровождались проблемами с пропиской. Музыканты были прописаны в Харькове, а работа и проживание в Киеве требовали временного разрешения. Это с трудом получалось, поскольку постоянно приходилось обращаться к руководству «Укрконцерта», что бы они продлевали справки опять на некоторое время. Они это делали, но в итоге музыканты вынуждены были уехать в Ужгород. Там их приняли в Закарпатскую областную филармонию. Приграничный город славился чистейшим приемом радио и телевидения Румынии, Чехословакии, Польши, Венгрии. «Радио Люксембург» выдавал самую свежую музыкальную информацию. Уже тогда ребята из «Музыки» запросто смотрели концерты западных рок-звезд, чего, скажем, не было в Москве и Ленинграде. А вот с названием «Лыбидь» пришлось распрощаться. Изменили на вокально-инструментальную группу «Музыки», что в переводе с украинского означает «Музыканты». Сразу же стали гастролировать по стране. Практически параллельно выступали с ансамблем «Песняры», где и познакомились с ребятами. Особенно запомнился солист ансамбля Валерий Дайнеко. С ним совпадали джазовые настроения. После встречи с «Музыки», «Песняры» стали тоже исполнять джаз-роковые композиции. Сам Владимир Мулявин приводил своих музыкантов послушать концертные выступления украинских коллег. Их джаз-рок вдохновил «Песняров» и в репертуаре зазвучала несколько другая музыка, включая, например, «Зачарованную мою».

Назарий Яремчук

Что касается сольных записей на грампластинках фирмы «Мелодия», у ВИА «Музыки» их просто не было. А вот тандем с известным украинским певцом Назарием Яремчуком (солистом ВИА «Смеричка») на записи у ансамбля состоялся. Диск-гигант на виниле был выпущен для Канады. Запись сделали за три дня на километровой магнитофонной студийной пленке с одним из лучших звукорежиссеров — Юрием Винником.

ТАТЬЯНА АНЦИФЕРОВА ПРО «ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ»

Про певицу Татьяну Анциферову с обаятельным красивым вокалом музыканты узнали случайно. На одном конкурсе песни в Харькове ее услышал музыкант ансамбля Анатолий Шендерук. Он и привел молодую артистку в коллектив. Таня стала солисткой. В творческой биографии певицы харьковское музыкальное училище по классу дирижеров хоровиков. После окончания в 1971 г. стала солисткой ансамбля «Везувий», позже переименованного в «Музыки». Знакомство с композитором Александром Сергеевичем Зацепиным произошло достаточно случайно и неожиданно. В 1978 г. для исполнения новых песен автору была нужна певица. А здесь появившийся в Москве саксофонист ансамбля Марк Беспалько вдруг взял и передал Александру Зацепину концертную запись Тани с украинской народной песней «Тиха вода». По просьбе автора певица записала несколько песен к новому телевизионному фильму «31 июня» и забыла. А там, оказывается, был целый кастинг отбора исполнителей с жюри в составе Юрия Саульского, Олега Лундстрема... Было все честно и они, не зная имен, ориентируясь по цифрам, указали на номер Татьяны Анциферовой. Еще до выхода фильма песня «Мир без любимого» на стихи Юрия Энтина, уже звучала по радио, лидировала в хит-парадах «Московского комсомольца», вместе с Аллой Пугачевой, Софией Ротару, Ксенией Гёоргиади, Михаилом Боярским, Яаком Йоалла. К большому удивлению Тани, фонограммы песен с ее голосом прозвучали в предновогодний вечер 1978 г. на экранах телевизоров по всей стране.

ВИА «МУЗЫКИ» — ТУР ПО РОССИИ

Сразу же после выхода фильма «31 июня», в 1979 г., коллектив «Музыки» стали приглашать на гастроли по российским городам. Новые встречи и знакомства. Вот перед концертом в Питере к ребятам пришел молодой композитор и предложил исполнить свои песни. Сразу же на «Фендер пиано» Владимир Белоусов сделал пробную аранжировку, и музыка ленинградского автора зазвучала в репертуаре ансамбля «Музыки». Около пятнадцати песен. Первое исполнение Таней Анциферовой «Улетай туча» сразу понравилась слушателям. Правда, потом в новогоднем «Голубом Огоньке» ее исполнила Алла Пугачева. Это был, еще никому неизвестный Виктор Резников. В концертах ВИА «Музыки» звучали песни из репертуара венгерской группы «Локомотив ГТ». Коллектив подготовил интересную программу на конкурс песен стран социалистического содружества в Сочи (1979 год). Только вот для участия в нем состав ВИА «Музыки» превышал больше семи человек. Поэтому пришлось отказаться от песенного форума — не сокращать ведь для этого свой дружный и замечательный коллектив. Продолжили гастрольный тур по России. В Москве собирали дворцы спорта «Лужники» и «Динамо», а также Театр эстрады. В Ленинграде с успехом выступали в «Октябрьском». Почти до 1982 г. ВИА «Музыки» достаточно много провели на гастролях в Москве. В итоге судьбы участников коллектива, разбрелись по свету. Владимира Белоусова в свой коллектив пригласил Стае Намин. Он стал музыкальным руководителем известной группы. С его участием они записали три диска-гиганта «Сюрприз для мсье Леграна», «Рэгги, Диско, Рок» и «Мы желаем счастья Вам» (двойной). Записали музыку к фильму «Песочные часы», а также к разным мультипликационным фильмам. Потом Владимир Белоусов создал студийный коллектив «Седьмой Океан». В составе вместе с руководителем работали бас-гитарист Александр Солич, гитарист Игорь Мялик, гитарист Вячеслав Диденко (сегодня в США), саксофонист Марк Беспалько, саксофонист Евгений Туляков, басист Александр Миньков (сегодня известный певец Александр Маршалл), лучшие барабанщики Владимир Васильков и Владимир Болдырев. В репертуаре группы преобладала «прогрессивная музыка». Вот такая и простая, и необычная история украинской музыки на высоком профессиональном исполнительском уровне состоялась в составе вокально-инструментальной группы «Музыки» под руководством замечательного музыканта, человека-оркестра Владимира Белоусова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий