РОК-Н-РОЛЛ
НА УКРАИНЕ НАЧИНАЛСЯ ОДНОВРЕМЕННО С АМЕРИКОЙ
Как это кажется ни странно, для произрастания нового американского танца, еще в советской республике Украина, образовалась плодородная почва. Появились свои талантливые музыканты, которые с рождения впитали ритмику западной музыкальной культуры и потом применили в своей профессиональной работе. Нетрудно себе представить географическую карту проникновения рок-н-ролла в СССР. Например, с северных границ в страну приходила британская волна, а с южных, явно американская тема Лос-Анджелеса. На Украине эпицентром рок-н-ролла стало Закарпатье — Николаев, Одесса, где проходит несколько границ с Венгрией, Румынией, Чехословакией и Болгарией. По-местному телевидению можно было запросто увидеть, американских героев новой модной музыки, что нельзя было в других наших городах. Еще в середине 50-х, в Мукачево, близ Ужгорода, появилась первая музыкальная группа «Аэлита», которая здорово играла рок-н-ролл. В то же время в Николаеве появились «Скоморохи», не имеющие никакого отношения к московским Александра Градского. Лидерами киевской рок-культуры хочется непременно назвать музыкантов Тараса Петриненко, Тараса Мельника, Кирилла Стеценко, с консерваторским образованием. Еще в начале 70-х их рок-группы «ДЗвоны» и «Эней» были профессиональными коллективами, несмотря на любительский статус.
Впрочем,
современные ритмы, быстро соединились с национальной украинской культурой. В
1971 г. на Украине был создан первый профессиональный вокально-инструментальный
ансамбль «Кобза». Там наряду с электрогитарами и ударными, присутствовали еще и
древний национальный музыкальный инструмент — бандура. Потом появились
«Смеричка» с Василием Зинкевичем и Назарием Яремчуком. Львовский композитор
Владимир Ивасюк сочинил свою известную на всю страну «Червона рута». Песня
стала заглавным лейтмотивом к фильму с одноименным названием. Ее пели
«Смеричка», София Ротару, «Самоцветы», польские «НоТоЦо» и другие исполнители.
Непременно хочется назвать и коллектив Александра Евдокименко, получивший
название из этой песни. ВИА «Червона Рута» с солисткой Софией Ротару стали
известными и любимыми по всей стране. В Днепропетровске появились «Водограй»
Александра Шаповала, появившегося по названию из другой известной песни
Владимира Ивасюка. В программе ансамбля всегда присутствовал небольшой блок с
джаз-роком. В нем принимало участие трио под руководством музыкального
руководителя Олега Косько. Потом были «Ватра», «Черемош», «Арника», «Мрия»,
«Крылья», «Чаривни Гитары», «Свитязь», «Краяне», «Музыки» — это были профессиональные
вокально-инструментальные ансамбли со статусом филармоний.
ВЛАДИМИР
БЕЛОУСОВ — СОЗДАТЕЛЬ ВИА «МУЗЫКИ»
Несмотря
на официальное название вокально-инструментального ансамбля «Музыки» при
Закарпатской областной филармонии в 1975 г., творческий путь начинался гораздо
раньше и под другими названиями. Создатель и руководитель коллектива
талантливый музыкант, пианист, композитор и оркестровщик Владимир Белоусов
начинал свое музыкальное образование еще в двенадцать лет. Именно в это время
он приходит в детский клуб харьковского тракторного завода, где и создается
детский вокально-инструментальный ансамбль. Все юные ребята пианист Володя
Белоусов, вокалист Валя Дедов, ударные Вадим Вержбицкий, исполнявший репертуар
Пола Анки, бас-гитарист Сережа Кузнецов, вдохновленные музыкой, много репетировали.
Пытались даже пластинки записывать на сконструированном рекордере. В 1961 г.
Владимир Белоусов приходит на профессиональную сцену в качестве оркестровщика
музыкальных программ в оркестр Евгения Ивановича Петрова. Большое влияние на
молодого музыканта оказывает джазовая музыка. Встреча с композитором Алексеем
Исааковичем Литвиновым стала определенным шагом к работе в его студенческом
бэнде. Одновременно коллектив играет на городских танцплощадках. Как-то однажды
молодых музыкантов заметил известный в то время артист разговорного жанра Марк
Горелик (папа только что родившейся певицы Лолиты) и предложил работу в
Рязанской филармонии. Там ребята стали выступать в ансамбле «Синхрон», который
аккомпанировал певице Алле Никифировой (маме Лолиты). В 1965 г. увлечение
джазом открыло перед ребятами новые творческие планы. В Краснодарской
филармонии музыканты выступают как оркестр «Джаз-Кубань». Это Владимир
Белоусов, Николай Нестеров, Николай Щербаков, Александр Косолапое, певец Виктор
Беланог из Николаева (учился в школе вместе с Чеславом Йеменом). Играли разный
репертуар и в частности инструментальную музыку Куинси Джонса. На гастролях их
пути часто пересекались с московским ВИО-66 Юрия Саульского. Потом была Ялта и
их пути пересеклись снова с Марком Гореликом. Где-то в 1968 г. Анатолий
Ашерович Кролл пригласил Владимира Белоусова вторым дирижером и солистом в свой
джаз — оркестр, при Тульской филармонии. Вскоре известный руководитель
джазового коллектива был переведен в Москву на место эмигрировавшего из страны
Эдди Рознера.
КАК
«БААД, СВИТ ЭНД ТИЭРЗ» РОДИЛИ В ХАРЬКОВЕ «ВЕЗУВИЙ»
Харьков
на территории Украины был всегда таким перевалочным пунктом для переселенцев из
других республик. Здесь можно было освоить украинский язык, пожить первое
время, а потом отправиться дальше на юг республики. Иностранные студенты
обучались русскому языку и привозили свежую музыкальную информацию. После
работы с Анатолием Кроллом в Туле музыкант Владимир Белоусов вернулся в родной
Харьков. Здесь он создает свой джазовый оркестр. Как раз в это время в городе
построили большой танцевальный клуб на полторы тысячи человек. Там на танцах
стал играть оркестр под руководством Владимира Белоусова. Вместе с ними в
танцевальной программе принимали участие группа «Красные дьяволята», играющая
такой традиционный рок-н-ролл с лидер — гитаристом Вячеславом Диденко. Это был
1968 г. и в Америке появились известные мастера джаз-рока «Блад, Свит энд
Тиэрз» с солистом Дэвидом Клейтоном — Томасом. Так вот под сильным впечатлением
этой сильной музыки и получился интересный симбиоз слияния двух коллективов —
оркестра и рок-группы. По типу американской группы был создан ансамбль
«Везувий». Инициатором идеи и руководителем нового коллектива стал пианист и
оркестровщик Владимир Белоусов. За короткий срок ребята сделали концертную
программу. Посмотреть на умельцев джаз-рока приезжали музыканты из Москвы и
Питера, а также других городов.
1
сентября 1971 г. — официальный день рождения ВИА «Везувий». Именно в этот день
музыкантов пригласили в «Укрконцерт». Вот основной состав коллектива: Владимир
Белоусов, Виктор Поляков — труба, Анатолий Шендерук — труба, Виктор Зерников —
труба, Марк Беспалько — альт-саксофон, Борис Пере-верзев — баритон саксофон, Владимир
Копейковский — тромбон, Александр Мачулин — барабаны, Владимир Поляков —
бас-гитара и виолончель, Валерий Грицаенко — лидер-гитара. Солистка ансамбля
Татьяна Анциферова с уникальным тембром голоса. Правда, не украинское название
не приглянулось руководству. Его поменяли на «Лыбидь», что в переводе на
русский язык означает вовсе не «Лебедь», а старинное женское имя. Об этом целая
легенда, о трех братьях основателях Киева и сестре — подземной реке. Это Кий,
Щей и Хорев и Лыбидь. И так ВИА «Лыбидь» стал аккомпанирующим коллективом
величайшему украинскому певцу эмигранту Петру Топчину. В годы войны еще ребенком,
он случайно попал в Австралию. Пять лет работы в Укрконцерте сопровождались
проблемами с пропиской. Музыканты были прописаны в Харькове, а работа и
проживание в Киеве требовали временного разрешения. Это с трудом получалось,
поскольку постоянно приходилось обращаться к руководству «Укрконцерта», что бы
они продлевали справки опять на некоторое время. Они это делали, но в итоге
музыканты вынуждены были уехать в Ужгород. Там их приняли в Закарпатскую
областную филармонию. Приграничный город славился чистейшим приемом радио и
телевидения Румынии, Чехословакии, Польши, Венгрии. «Радио Люксембург» выдавал
самую свежую музыкальную информацию. Уже тогда ребята из «Музыки» запросто
смотрели концерты западных рок-звезд, чего, скажем, не было в Москве и
Ленинграде. А вот с названием «Лыбидь» пришлось распрощаться. Изменили на
вокально-инструментальную группу «Музыки», что в переводе с украинского
означает «Музыканты». Сразу же стали гастролировать по стране. Практически
параллельно выступали с ансамблем «Песняры», где и познакомились с ребятами.
Особенно запомнился солист ансамбля Валерий Дайнеко. С ним совпадали джазовые
настроения. После встречи с «Музыки», «Песняры» стали тоже исполнять
джаз-роковые композиции. Сам Владимир Мулявин приводил своих музыкантов послушать
концертные выступления украинских коллег. Их джаз-рок вдохновил «Песняров» и в
репертуаре зазвучала несколько другая музыка, включая, например, «Зачарованную
мою».
Что
касается сольных записей на грампластинках фирмы «Мелодия», у ВИА «Музыки» их
просто не было. А вот тандем с известным украинским певцом Назарием Яремчуком
(солистом ВИА «Смеричка») на записи у ансамбля состоялся. Диск-гигант на виниле
был выпущен для Канады. Запись сделали за три дня на километровой магнитофонной
студийной пленке с одним из лучших звукорежиссеров — Юрием Винником.
ТАТЬЯНА
АНЦИФЕРОВА ПРО «ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ»
Про
певицу Татьяну Анциферову с обаятельным красивым вокалом музыканты узнали
случайно. На одном конкурсе песни в Харькове ее услышал музыкант ансамбля
Анатолий Шендерук. Он и привел молодую артистку в коллектив. Таня стала
солисткой. В творческой биографии певицы харьковское музыкальное училище по
классу дирижеров хоровиков. После окончания в 1971 г. стала солисткой ансамбля
«Везувий», позже переименованного в «Музыки». Знакомство с композитором Александром
Сергеевичем Зацепиным произошло достаточно случайно и неожиданно. В 1978 г. для
исполнения новых песен автору была нужна певица. А здесь появившийся в Москве
саксофонист ансамбля Марк Беспалько вдруг взял и передал Александру Зацепину
концертную запись Тани с украинской народной песней «Тиха вода». По просьбе
автора певица записала несколько песен к новому телевизионному фильму «31 июня»
и забыла. А там, оказывается, был целый кастинг отбора исполнителей с жюри в
составе Юрия Саульского, Олега Лундстрема... Было все честно и они, не зная
имен, ориентируясь по цифрам, указали на номер Татьяны Анциферовой. Еще до выхода
фильма песня «Мир без любимого» на стихи Юрия Энтина, уже звучала по радио,
лидировала в хит-парадах «Московского комсомольца», вместе с Аллой Пугачевой,
Софией Ротару, Ксенией Гёоргиади, Михаилом Боярским, Яаком Йоалла. К большому
удивлению Тани, фонограммы песен с ее голосом прозвучали в предновогодний вечер
1978 г. на экранах телевизоров по всей стране.
ВИА
«МУЗЫКИ» — ТУР ПО РОССИИ
Сразу же
после выхода фильма «31 июня», в 1979 г., коллектив «Музыки» стали приглашать
на гастроли по российским городам. Новые встречи и знакомства. Вот перед
концертом в Питере к ребятам пришел молодой композитор и предложил исполнить
свои песни. Сразу же на «Фендер пиано» Владимир Белоусов сделал пробную
аранжировку, и музыка ленинградского автора зазвучала в репертуаре ансамбля
«Музыки». Около пятнадцати песен. Первое исполнение Таней Анциферовой «Улетай
туча» сразу понравилась слушателям. Правда, потом в новогоднем «Голубом
Огоньке» ее исполнила Алла Пугачева. Это был, еще никому неизвестный Виктор
Резников. В концертах ВИА «Музыки» звучали песни из репертуара венгерской
группы «Локомотив ГТ». Коллектив подготовил интересную программу на конкурс
песен стран социалистического содружества в Сочи (1979 год). Только вот для
участия в нем состав ВИА «Музыки» превышал больше семи человек. Поэтому
пришлось отказаться от песенного форума — не сокращать ведь для этого свой
дружный и замечательный коллектив. Продолжили гастрольный тур по России. В
Москве собирали дворцы спорта «Лужники» и «Динамо», а также Театр эстрады. В
Ленинграде с успехом выступали в «Октябрьском». Почти до 1982 г. ВИА «Музыки»
достаточно много провели на гастролях в Москве. В итоге судьбы участников
коллектива, разбрелись по свету. Владимира Белоусова в свой коллектив пригласил
Стае Намин. Он стал музыкальным руководителем известной группы. С его участием
они записали три диска-гиганта «Сюрприз для мсье Леграна», «Рэгги, Диско, Рок»
и «Мы желаем счастья Вам» (двойной). Записали музыку к фильму «Песочные часы»,
а также к разным мультипликационным фильмам. Потом Владимир Белоусов создал
студийный коллектив «Седьмой Океан». В составе вместе с руководителем работали
бас-гитарист Александр Солич, гитарист Игорь Мялик, гитарист Вячеслав Диденко
(сегодня в США), саксофонист Марк Беспалько, саксофонист Евгений Туляков,
басист Александр Миньков (сегодня известный певец Александр Маршалл), лучшие барабанщики
Владимир Васильков и Владимир Болдырев. В репертуаре группы преобладала
«прогрессивная музыка». Вот такая и простая, и необычная история украинской
музыки на высоком профессиональном исполнительском уровне состоялась в составе
вокально-инструментальной группы «Музыки» под руководством замечательного
музыканта, человека-оркестра Владимира Белоусова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий