Свинг
И вот
наконец он наступил – феерический праздник на улице весёлых квакающих
тромбонистов! 1 февраля 1904 года в Нью-Йорке в семье выходцев из Вест-Индии
родился Джо Нэнтон, по прозвищу Трики Сэм (Joe "Tricky Sam" Nanton),
знаменитый музыкант Эры свинга, превративший тромбон в инструмент извлечения
самых удивительных и красочных звуков с помощью всевозможных сурдинных техник.
Его стиль пытались копировать, ему пытались подражать, но его фирменное
“wha-wha” так и осталось непокорённым и уникальным в своём роде.
Прозвище Трики, которое можно перевести как ловкач, или трюкач, или даже хитрец, дал Нэнтону саксофонист Тоби Хардвик (Toby Hardwick) – за целый арсенал трюков и хитростей, благодаря которым музыкант «одной рукой делал то, что другие могли только двумя»: «всё, лишь бы поменьше париться – он был ловкач в этом смысле». Намекал ли Тоби, действительно, на лень музыканта как на мотивацию его виртуозности, или же просто шутил, но в любом случае музыкальные «трюки» Нэнтона на тромбоне стали предметом для подражания для многих музыкантов эпохи свинга. В частности, мы уже писали о Тайри Гленне и Квентине Джексоне, которые после смерти Нэнтона должны были продолжать его традиции игры в оркестре Эллингтона и больше многих приблизились к нэнтоновскому стилю. Приблизились, интерпретировали, но повторить не могли.
В ответ на многочисленные вопросы о том, как же он создал свой уникальный стиль, Джо рассказывал, что в 1921 году просто услышал трубача Джонни Данна, игравшего на трубе с сурдиной, и подумал, что на тромбоне с ней тоже можно было бы добиться отличного звука.
В общем,
Трики Сэм, пока был жив, поддерживал репутацию хитреца и только добавлял веса
своему ноу-хау, тщательно оберегая секреты своей уникальной техники игры даже
от товарищей по оркестру. Хотя о сути её сейчас нельзя не догадаться. Довольно
подробно общий принцип сурдинных граулов описывал, например, сын Дюка, Мерсер
Эллингтон. «В “грауле” есть три необходимых элемента: звучание самого
инструмента, горловое “бульканье” и конкретная нота, которая практически
пропевается исполнителем. Рот при этом артикулирует, как при произнесении
различных гласных звуков, и поверх горлового звука накладываются манипуляции с
сурдиной, которые добавляют необходимые wha-wha акценты, превращая всё это в
уникальный язык.» Причём в традиции музыкантов Эллингтона было не только
использование «вантус-сурдин», которые просто открывали-закрывали раструб
инструментов, но и тех, которые вставлялись непосредственно внутрь, что
позволяло лучше контролировать звук. А сам Нэнтон брал сурдину от трубы,
вставлял её в раструб тромбона, плюс использовал «вантус-сурдину» снаружи и как
будто «говорил» в инструмент во время игры – таким образом изменял положение
ротовой полости и мускулов, как будто произносил гласные звуки, но без движения
собственно голосовых связок. Беззвучно изменяя положение и напряжение мягкого
неба, как при трансформации «и» в «а», Нэнтон и воспроизводил на тромбоне
совершенно человеческое «йааа». В общем, как нечего делать!
Но
вернёмся к истории самого музыканта. Его профессиональная карьера началась в
Вашингтоне в коллективе пианиста Клиффа Джексона. Затем, с 1923 по 1924 годы,
Джо Нэнтон работал с “Frazier's Harmony Five”, а ещё год спустя – с банджоистом
Элмером Сноуденом. Он также немножко успел позаписываться с корнетистом Томасом
Моррисом. Но музыкальная судьба Нэнтона бесповоротно решилась в 1926 году,
когда ему исполнилось 22: Джо нашёл своё настоящее место – в оркестре Дюка
Эллингтона, поначалу с неохотой заняв там место своего друга, тромбониста Чарли
Ирвиса, а впоследствии превратившись почти в уникальное “секретное оружие”
успеха всего бэнда.
Когда
Нэнтон только вступил в бэнд Эллингтона, он просто жаждал играть соло, однако
Дюк в течение нескольких недель не давал ему такой возможности. Но альт-саксофонист
– тот самый Тоби Хардвик, который потом дал Нэнтону его знаменитое прозвище, –
убедил лидера дать Джо шанс поиграть. И как только тот разрешил, Джо, по
рассказам кларнетиста Барни Бигарда (Barney Bigard), тут же схватил свою
сурдину и стал “разговаривать”: «И каждый раз, когда он говорил [на тромбоне]
свое 'wa-wa,' я невольно повторял это губами, “следуя” так за ним на протяжении
всей его игры». Степень похожести на реальный человеческий голос у Нэнтона,
действительно, могла быть просто невероятная.
Вскоре
Трики Сэм стал постоянным солистом Эллингтона в паре с “ревущим” трубачом
Баббером Майли (Bubber Miley). Они обычно работали в одной гармонии, начиная
“разыгрывать” один другого: взяв тему, поданную первым солистом, второй затем
развивал её до такой степени, что она становилась уже его собственной. Вдвоём
Нэнтон и Майли стали первыми музыкантами, прославившимися именно уникальностью
своего стиля звукоизвлечения и использования сурдинных эффектов. В их
выразительной игре всегда чётко вырисовывался конретный человеческий образ,
картина или настроение. Вместе они задавали тон и уровень экспрессии и для
остальных духовых солистов бэнда и постепенно заслужили для Эллингтона
репутацию одного из самых “грязных” джаз-бэндов – в том смысле, что общее
звучание оркестра с их лёгкой руки было переполнено всевозможными “земными”
эффектами и звукоподражаниями, что стало суперпопулярным трендом в джазе тех
лет. По сути, своим бесконечно разнообразным кваканьем, рычаньем, хрипами,
сипами, рыками, стонами и криками, Нэнтос с Майли и создали знаменитый “ревущий
стиль джунглей”, который стал визитной карточкой оркестра Дюка Эллингтона. А в
1929 году, когда Майли сменил Кути Уильямс (Cootie Williams), именно Нэнтон
помог молодому трубачу стать новой звездой и усвоить все их фирменные трюки,
чтобы сохранить стиль и уникальные солирующие роли тромбона и трубы.
Джо
Нэнтон оставался незаменимым участником состава целых двадцать лет, включая
времена знаменитых ангажементов в "Cotton Club". А в 1946 году
произошло несчастье: Джо Трики Сэм скоропостижно умер – через несколько месяцев
после неожиданно случившегося удара. Ему было всего 42 года. Это стало страшным
ударом и для эллингтоновского коллектива, потерявшего один из основных
“источников” их фирменного звучания. Однако то, что успел сделать Трики Сэм,
причём практически на «одном рабочем месте», всё равно было настолько ярким и
живым, что и сейчас продолжает вдохновлять многих музыкантов – а нас как
минимум согреет, расслабит и заставит улыбаться.
Такие вот
замечательные «грязные» тромбоновые делишки! Приятной вам прогулки по
ревуще-квакающим джунглям в компании ловкача-хитреца Джо Нэнтона!
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий