четверг, 29 февраля 2024 г.

Вот повезло же родиться человеку 29 февраля, скажете вы?

Зал славы джаза

Вероятность родиться именно в этот день расценивается как 1:1461! Согласитесь, довольно редкий шанс. Таких людей на всей планете – всего 4 миллиона! И выпадает такой шанс отнюдь не случайно! 29 февраля 1904 года родился Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), который вошел в историю джаза как бэнд-лидер и мультиинструменталист (кларнет, альт-, тенор- и баритон-саксофон, труба). Он заработал исключительную популярность, когда в 30-е годы совместно со своим братом Томми Дорси руководил "Dorsey Brothers Orchestra" – одним из лучших «белых» биг-бэндов начала свинговой эры, а затем и собственным оркестром, исполнявшим преимущественно коммерческую развлекательно-танцевальную музыку, но выгодно отличавшимся от других подобных коллективов высоким профессионализмом и первоклассным свингом.

Jimmy Dorsey and His Orchestra – «Hollywood Canteen» (Warner Archive)

Ряд идей, связанных со стилистикой, структурой биг-бэнда, распределением ролей между инструментальными группами, соотношением коллективного и сольного исполнения, Дорси заимствовал у негритянских свинговых оркестров (особенно у Джимми Лансфорда), однако смог утвердить их на практике и придать им законченный и зрелый вид раньше многих других бэнд-лидеров.

Jimmy Dorsey Orchestra - Swing Dancing & Lindy Hopping Kids (1942)

Как и его брат Томми Дорси, Джимми внес значительный вклад в подготовку расцвета классического свингового стиля в середине 30-х годов. Вместе с тем, до конца 40-х он сохранял привязанность и к традиционному джазу: сотрудничал с музыкантами чикагской и нью-йоркской школ диксиленда, создал собственный диксиленд-бэнд, эпизодически включал в репертуар биг-бэнда диксилендовые аранжировки, стремился к соединению стилевых элементов традиционного джаза и свинга. Кроме того, Джимми Дорси зарекомендовал себя как талантливый кларнетист и альт-саксофонист с самобытной манерой игры и блестящей исполнительской техникой, хотя и не был ярким импровизатором. В начале своего пути ему даже подражал Лестер Янг. Сам же Джимми на определенном этапе испытал влияние Бенни Гудмана, в связи с этим его порой называют в литературе о джазе «малым Гудмaном».

Jimmy Dorsey and his Orchestra (1940)

Собственно, Джимми не являлся ни конкурентом, ни соперником легендарным лидерам, таким как тот же Гудман, и сама эта идея "лидерства" и суперславы его не прельщала. Возможно поэтому он остался менее известным широкой публике, чем его брат. Но Джимми Дорси занимался той работой, которую любил, и делал ее прекрасно, внося по кирпичикам свою лепту в историю джаза.

С уважением к выкладывающимся через хорошую работу,

Альбина Галеева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий