воскресенье, 11 февраля 2024 г.

Зал славы Рок-н-ролла. Джин Винсент (Винсент Юджин Крэддок) родился 11 февраля 1935 года.

Зал славы Рок-н-ролла

Зал славы рокабилли

Звезда американского рокабилли середины 1950-х годов, один из пионеров рок-н-ролла, вошедший в историю с хитом «Be Bop A Lula» (1956) родился в Норфолке, штат Виргиния, 11 февраля 1935 года. Он рос в атмосфере музыки кантри, ритм энд блюза, музыки госпел. Одним из его любимых произведений была увертюра Эгмонт Бетховена. Первый настоящий интерес к музыке проявился у мальчика, когда его семья жила в городке Манден Пойнт, Виргиния, недалеко от границы с Северной Каролиной. Семья Крэддоков владела там сельской лавкой. Первую свою гитару 12-летний Винсент получил в подарок от друга.

Его отец, Изекия Джексон Крэддок, был волонтёром береговой охраны ВМС США, патрулировал американские прибрежные воды для защиты судоходства союзников от немецких подводных лодок во время Второй мировой войны. Мать, Мэри Луиза Крэддок, какое-то время работала продавщицей в магазинчике соседнего городка. В школе Винсент комплексовал из-за своего роста и телосложения (45 кг и 165 см в девятом классе), часто выяснял отношения со сверстниками, пользовался популярностью у девочек.

Живя на побережье, Крэддок решил связать свою жизнь с профессией моряка. Бросил школу в возрасте 17 лет и завербовался в 1952 году в ВМС США. Родители позволили сыну это сделать, подписали разрешительные документы. Прошёл первичные тренинги и поступил на топливный заправщик, корабль USS «Чукавэн». Перед прибытием на «Чукавэн» Винсент две недели стажировался на другом военном корабле — USS «Амфион».

Винсент был хорошим моряком во время пребывания в море, но приобрел репутацию смутьяна во время увольнений на берег. Он никогда не участвовал в боевых действиях, однако послужил в начале корейской войны. Из Кореи домой вернулся на борту линкора USS «Висконсин», но в качестве пассажира, а не члена команды.

В 1955 году Крэддок получил премию в 612 долларов, которые потратил на покупку новенького мотоцикла «Триумф». В июле 1955 попал в серьёзную аварию, тяжело повредил левую ногу, колено. В ампутации врачам категорически отказала его мать; ногу удалось сохранить, но Винсент до конца жизни остался хромым и мучимым хроническими болями. Провёл много времени в портсмутском военно-морском госпитале и впоследствии был списан на берег по медицинским показаниям.

Сменив имя на Джин Винсент, он собрал рокабилли-группу, назвав ее «Gene Vincent and His Blue Caps» (голубые кепки, бескозырки). Такое прозвище имели моряки военного флота США). В группу вошли Вилли Уильямс на ритм-гитаре, Джек Нил на контрабасе, Дики Харрелл, барабаны, а также известный и влиятельный гитарист, Клифф Гэллап.

Gene Vincent – «Baby blue» (1958)

Коллектив быстро приобрел популярность, играя в Норфолке. Там же они выиграли конкурс талантов, организованный местным радио-диджеем Биллом «Шерифом Тексом» Девисом, который стал менеджером коллектива.

В 56-м году Джин Винсент написал «Be-Bop-A-Lula», песню за номером 102 в списке «500 лучших песен всех времен» по версии журнала Роллинг Стоун. Диджей местной радиостанции, «Шериф Текс» Девис предложил песню как демоверсию звукозаписывающей компании Capitol Records, которая как раз в то время занималась поиском «молодого ответа Элвису Пресли». Организовал подписание контракта между музыкантом и лейблом. Соглашение на публичное использование песни было подписано с Биллом Ловери из Ловери групп, музыкальным издателем из Атланты, штат Джорджия. «Be-Bop-A-Lula» не вошла в первый альбом Джина и была помещена на сторону «B» его первого сингла «Woman Love» продюсером Capitol Кеном Нельсоном. Перед появлением сингла в продаже, Ловери отпечатал промокопии «Be-Bop-A-Lula» и разослал по радиостанциям всей страны. К началу продаж песня уже привлекла внимание слушателей и диджеев. В ротацию попала именно она (отодвинув в тень фаворита со стороны «А») и стала хитом (добравшись до № 9 и продержавшись 20 недель в биллбордовском поп-чарте), сделав Джина Винсента звездой рок-н-ролла.

Gene Vincent & The Blue Caps – «Be Bop A Lula»

«Джин летал по всей сцене и устроил невообразимое шоу. Он не был скромнягой. Он бы не стал прятаться, чтобы спасти себе жизнь. Он был нервным и энергичным. И никто не замечал, что нога донимает его. На сцене он одевался в чёрное, натягивая на гипс чёрный носок. Потом нашёл себе подходящий ботинок. Про его ногу вспоминали, когда он, обессиленный, сходил со сцены. Он пил болеутоляющее и никогда не жаловался. <…> Джин был настоящий шоумен; он ломал гипс почти в каждом городе, и шофёру приходилось охотиться за врачами, чтобы сделать новую повязку».

— Джек Нил (контрабас) о концертах в Южной Каролине

Gene Vincent – «Blue Jean Bop» (Italy, 1960)

Готовясь к совместному турне с Чаком Берри, Джонни Бернеттом и Карлом Перкинсом, лейбл вызывает группу в Нэшвилл для записи альбома. Взрывной сингл «Race With the Devil» провалился в чартах, но «Blue Jean Bop» вошла в Топ-20. «Кепки» успешно выступали по всему Восточному побережью; сам Пэт Бун, отказавшись выступать перед ними на концерте в Нью-Йорке, в итоге пел перед пустым залом. «Gene Vincent and His Blue Caps» появляются в культовом рок-н-ролльном фильме «The Girl Can’t Help It» (с Джейн Мэнсфилд в главной роли), исполняя «Be-Bop-A-Lula». В ноябре группа гастролирует по Канаде и выступает в Лас-Вегасе.

После того, как «Be-Bop-A-Lula» стала хитом, «Gene Vincent and His Blue Caps» подобного успеха больше не добились, хотя и выпустили критически принятые песни «Race With The Devil» и «Bluejean Bop».

Gene Vincent & the Blue Caps – «Lotta lovin'» (1957)

Группа записала еще один хит в 1957 году, «Lotta Lovin» (высшая позиция № 13 и общие 19 недель в чартах). Джин Винсент получил Золотой диск за 2 млн проданных копий «Be-Bop-A-Lula» и за 1,5 млн проданных «Lotta Lovin». В том же году он проехал туром по Австралии, собрав на концерте на стадионе в Сиднее 72000 зрителей. Винсент стал так же одной из первых рок-звезд, снявшихся в главной роли в кино, в фильме «The Girl Can’t Help It».

Песня «Dance to the Bop», выпущенная 28 октября 1957 года, стала последним американским хитом Винсента. Песня вошла в кинофильм «Hot Rod Gang» в сцену репетиции танца, где танцоры исполняют Свинг Западного Побережья.

Gene Vincent & His Blue Caps – «Dance To The Bop» on The Ed Sullivan Show

Неуступчивый характер Винсента, постоянно портившего отношения с диск-жокеями и журналистами, напряжённая гастрольная жизнь и споры менеджеров-конкурентов приводили к регулярной смене состава «Blue Caps». Джин пристрастился к алкоголю, а про любимое развлечение «Blue Caps» — разгромы гостиниц, — стали слагать легенды задолго до появления Кита Муна и панк-движения.

Gene Vincent & His Blue Caps – «Race with the devil»

В конце 1959 года Джин Винсент совместно с Эдди Кокраном отправился в гастроли по Европе. В январе 1960 года они попали в автомобильную аварию, стоившую Джину осложнений на и без того слабое колено, а Кокрану — жизни. Гибель Эдди наложила на Винсента тяжёлый отпечаток.

Gene Vincent – «Say Mama»

Его последними записями в США стали четыре трека для лейбла Rockin' Ronny Weiser's Rolling Rock, за несколько недель до его смерти. Они были выпущены на сборнике трибьют-песен, включая «Say Mama», написанную его дочерью, Мелоди Джин Винсент, в сопровождении Джонни Микса на гитаре. 19 сентября 1971 года артист провел свою последнюю серию концертов в Великобритании. Его поддержали Ричард Коул и Kansas Hook (Дэйв Бейли, Боб Мур и бас-гитарист Чарли Харрисон из Poco и Thunderbyrd Роджера Макгуинна). Они записали четыре трека («Say Mama», «Be-Bop-A-Lula», «Roll Over Beethoven», «Distant Drums») в студии BBC в Мейда-Вейл, Лондон, для шоу Джонни Уокера на Radio 1. Пятая пластинка («Whole Lotta Shakin' Goin' On») осталась незаконченной. Винсент организовал одно шоу в ночном клубе Garrick в Ли, Ланкашир, и два шоу в клубе Wookey Hollow в Ливерпуле 3 и 4 октября. Затем артист вернулся в США и умер через несколько дней в возрасте 36 лет (12 октября 1971 года) от прободения язвы желудка.

В сентябре 1974 года BBC запустила поп-лейбл BEEB с макси-синглом Винсента («Roll Over Beethoven», BEEB 001). Сингл состоял из трёх треков. Четыре трека теперь входят в альбом Винсента White Lightning. Винсент был первым из вошедших в «Зал славы рокабилли» после открытия последнего в 1997 году. В последующие годы он занял свое место и в «Зале славы рок-н-ролла». В 2012 году его группа, «Blue Caps», была задним числом введена в Зал славы рок-н-ролла вместе с Винсентом. 23 сентября 2003 года, Винсент был удостоен бронзовой звезды Аллеи славы легенд музыки Норфолка, вмонтированной в тротуар Грэнби-стрит.

Gene Vincent – «Spaceship to Mars»

В статье для AllMusic Ричи Унтербергер назвал Винсента «американской легендой рокабилли, которая определила искру рок-н-ролла с жирными волосами, в кожаных куртках». Критик Village Voice Роберт Кристгау был менее впечатлён карьерой музыканта, сказав: «Винсент никогда не был титаном — его несколько моментов величия рокабилли были раскрученной квинтэссенцией рабской похоти от чувствительного маленького парня, который чувствовал себя так же комфортно с "Over the Rainbow" в своем обычном настроении». Тем не менее, он включил сборник Винсента «The Bop That Just Won't Stop» (1974) в свою «базовую библиотеку записей», опубликованную в «Christgau's Record Guide: Rock Albums of the Seventies» (1981).


Gene Vincent - Ain't That Too Much! The Complete Challenge Sessions 1966-1967 (1994)

Faced with a career that was going nowhere fast on a treadmill of gigs, booze and oldies, Gene Vincent re-grouped in 1966 and with the help of an all-star team of Southern California studio whizzes, recorded a batch of songs that stand out as some of his best work. Challenge Records assembled some top-notch session cats like Glen Campbell, Al Casey, Jim Seals, Dash Crofts and David Gates, rounded up some good songs, and let Gene loose. The songs aren't rockabilly, though, not even a little. Instead they are solid mid-'60s fare with a folk-rock-meets-garage sound. He is in fine voice throughout, sounding tough and ready on hard rockers like "Bird Doggin'," "Ain't That Too Much" and "Words and Music," sensitive on sweet ballads like "Hi-Lili, Hi-Lo," and heartbroken and blue on desperate songs like "Hurtin' for You Baby" and "Am I That Easy to Forget." He shows off his country side on a rock-solid cover of Merle Haggard's "I'm a Lonesome Fugitive," gets loose and swinging on a boppy "Poor Man's Prison," and on what may be the album's best song, the chiming folk-rocker "Love Is a Bird," which sounds very much like Gene Clark. In fact at times the record sounds like (with some 12-string guitar added) the Byrds, but mostly the results are not too far from what the Everly Brothers were doing around the same time. Sadly, Vincent had even less commercial success than the Brothers, as his Challenge singles sank without a trace and were never collected as an album in the States. Many labels have quasi-legally released the Challenge sessions on CD over the years, too but it took until 1994 for a package to be assembled that showed the songs off in their best light. Sundazed's Ain't That Too Much: The Complete Challenge Sessions has all 11 songs that were recorded plus six alternate takes and an early version of the bluesy "Lonely Street" (the finished version of which was left off the collection for some reason). The liner notes are by Billy Miller of Kicks magazine, the sound is great and the little snippets of studio chatter before and after the songs are fun to hear. Sundazed does a fine job of rescuing some great music by one of the true heroes of rock & roll.

---Tim Sendra, AllMusic Review

download (mp3 @192 kbs): 

yandex 

Комментариев нет:

Отправить комментарий