четверг, 8 февраля 2024 г.

Звезды русского романса. Константин Сокольский (07 декабря 1904 - 12 мая 1991).


Имя популярного латвийского и советского певца 30 - 40-х годов Константина Тарасовича Сокольского (настоящее имя Константин Тарасович Кудрявцев) хорошо знакомо людям старшего поколения.

Выходец из малоземельной, многодетной крестьянской семьи, он с ранних лет приобщился к труду: ему приходилось рубить и грузить лес, копать котлованы, работать кочегаром. После прохождения военной службы в 1925—1926 годах, переехав в Ригу, он работал грузчиком на фанерной фабрике и пароходах.

Не имея возможности своевременно получить среднее образование, Сокольский поступил в вечернюю рабочую школу. Там участвовал в ученических концертах: играл в пьесах, пел русские народные песни. 9 сентября 1928 года в зале кинотеатра на окраине Риги рабочие фанерной фабрики собрались послушать выступавшего в кинодивертисменте своего товарища, грузчика Костю. Выступление прошло удачно, и Сокольский решает серьезно заняться пением. Через несколько месяцев Сокольский уже выступает в кинотеатре "Сплендид Палас" — нынешней "Риге". Он завершает общее образование, оканчивает вокальное отделение Первого Рижского музыкального института. Со временем у него сложился свой песенный репертуар: русские, итальянские, цыганские, испанские песни. К нему пришел заслуженный успех, известность.

Константин Сокольский – «Гостинцы – прянички»

Совмещая работу с концертными выступлениями на эстраде, окончил Первый Рижский музыкальный институт по классу вокала (1933). Первые концертные программы состояли из песен Пьеро (подражание А. Вертинскому), русских, цыганских, итальянских, испанских, польских, кавказских песен, а также песен каторжан, которые исполнялись с оркестром или под гитару в соответствующих сценических костюмах.

С начала 1930-х годов был первым исполнителем почти всех произведений композитора Оскара Строка. Творческое содружество с композитором О. Строком, работа в театре миниатюр «Бонзо», с которым он выехал за границу, впоследствии - в театре Е. А. Полевицкой, в оперетте сыграли большую роль в его становлении как артиста. Там певец с успехом пел Данилу в «Веселой вдове», Бони в «Сильве» и Фирфакса в «Гейше». Вот где пригодилось классическое музыкальное образование исполнителя популярной музыки, Константина Сокольского! Им заинтересовались концертные импресарио.

Летом 1933 года с труппой театра "Бонзо" Сокольский выезжал на гастроли в Чехословакию и Румынию. В Румынии Константином Тарасовичем заинтересовался один из известнейших импресарио Европы, Соломон Яковлевич Бискер — антрепренер Ф.И. Шаляпина. С его подачи Сокольский начинает самостоятельную концертную деятельность. В Бухаресте он выступает с оригинальным певцом Виктором Хенкиным. Затем концерты в Белграде, Загребе, Берлине и снова в Бухаресте. Сокольский гастролировал в Восточной Европе, был знаком с Федором Шаляпиным, Юрием Морфесси, Петром Лещенко. Там же познакомился и стал первым учителем исполнительницы романсов Аллы Баяновой.

Константин Сокольский – «Скажи, где ты?»

Время от времени певец все же наведывался домой, в Латвию. Но и здесь он не сидел без дела: летом 1934 года «был замечен» в обозрениях, устраиваемых в Юрмале, где выступал вместе с популярными Сибиллой Вен, Яшей Левинсоном, Оскаром Строком, Реей Ратнер и вездесущим Лери. А летом 1935 года Сокольский стал участником вокального квартета под руководством Оскара Строка (Оскар Строк, Александр Баянов, Владимир Неплюев, и Константин Сокольский). Выступали в ресторанах «Маскотта» и в «Лидо», в Юрмале. Этот ансамбль просуществовал недолго, так как Сокольский подписал очередной контракт на выступления и умчался в Белград.

Константин Сокольский – «Лейтенант, не забудь!»

В это же время для фирмы грамзаписи «Бонофон» и «Беллаккорд-электро» Константин Сокольский напел 46 песен, романсов и куплетов. С трудом Сокольскому удается уговорить хозяина, чтобы в первую пластинку вошло танго "Сердце" ", которое он только что выучил, слушая в фильме "Веселые ребята", шедшее в это время в Риге. Пластинки расходились молниеносно, весь город пел "Сердце". Исаак Дунаевский, похвалив певца за талантливое исполнение, прислал еще одну песню, "Дымок от папиросы", которая имела не меньший успех.

Константин Сокольский – «Дымок от папиросы»

Сокольский до последних дней жизни не расставался с любимой гитарой, которой он аккомпанировал своему пению. Рассказывают, что он получил этот инструмент в подарок, от музыкантов оркестра «Беллаккорд», под руководством А. Алдьянова, точнее сказать, гитару ему подарил участник оркестра, скрипач Теодор Вейш, ставший впоследствии известным дирижером.   

Они познакомились осенью 1936 года в Белграде и вскоре подружились, несмотря на внушительную разницу в возрасте – 22 года.  Могли, конечно, познакомиться и раньше, но когда в середине 1920х годов Морфесси приезжал на гастроли в Ригу, юный Костя Кудрявцев только еще мечтал о карьере артиста. Он тогда, вероятно, и представить не мог, что можно подойти и назвать свое имя знаменитому певцу, пластинки с записями голоса которого были едва ли не в каждом доме.

Константин Сокольский – «До встречи с Вами»

Сокольский очень любил Юрия Морфесси, считая его непревзойденным исполнителем русских песен и романсов, учился у него способности своим мастерством увлекать аудиторию. Старший же, признавая в младшем талант, называл его «соколенком». Они встречались частенько в Хорватии, в Загребе, куда Морфесси приезжал в гости к выступавшему там Сокольскому. Друзья даже недолго выступали вместе в одной программе в Загребе, в ресторане “Edison”, но в апреле 1940 года расстались навсегда – Константин уехал в Латвию. Окончательное возвращение домой, летом 1940 года, было для 35-летнего Константина Сокольского трудным – в Европе уже полыхала Вторая Мировая война, и он добирался какими-то кружными путями, опасаясь ареста или возможности попасть рекрутом в армию какой-либо из, уже втянутых в военные события, стран.

Константин Сокольский – «Скажите, девушки»

В предвоенном театральном сезоне Константин еще успел поучаствовать в музыкальных обозрениях на сцене театра Русской Драмы, в частности, пел главную партию (цыгана Дмитрия) в музыкальном обозрении "Век нынешний и век минувший". Исполнил партию Пиппо в оперетте "Маскотта" и партию Бони в «Сильве», выступив в одном спектакле с любимицей рижской публики, знаменитой Верой Бравиной (Сильва).

С первых же дней установления советской власти в Латвии Сокольский вел большую общественную работу. Он был одним из организаторов Союза артистов эстрады и цирка, членом правления, солистом концертной бригады Рижского Дома Красной Армии.

В дни фашистской оккупации уехать ему, как и многим другим артистам, не удалось, работал в деревне, спрятавшись подальше от чужих глаз. Но долго Сокольский не выдержал, устроился работать в маленьком театрике «Фраскита» В 1944 году артист был пойман немецкой жандармерией и посажен в лагерь для отправки в Германию, однако вырвался из плена. После прихода советский армии Сокольский выступал в знаменитом ресторане "Верманский парк", был членом военно-шефской бригады при Рижском театре русской драмы, артистом Латвийской филармонии, солистом Малого симфонического оркестра окружного дома Красной армии. В 1945 году Сокольский возглавил творческую группу ведущих артистов Латвии, приехавших в Москву для выступления перед воинами - участниками парада Победы.

Константин Сокольский – «Мурка»

Во «второй», послевоенной жизни, его ожидали разного рода препятствия. Во-первых, не было никакой возможности выехать из страны, значит, с зарубежными гастролями было однозначно покончено – раз и навсегда. Во-вторых, несмотря на то, что он, казалось бы, продолжал работать – теперь уже как солист филармонии – репертуар приходилось строго «иделогически» фильтровать. Ладно, «Мурку» и подобные ей одесские песни пришлось забыть, но перестать петь танго? Почему? - ему трудно было это понять. Однажды, было это в конце 1940х годов, на каком-то закрытом вечере, некое влиятельное лицо попросило Сокольского спеть строковские «Черные глаза», он спел.  Результат был незамедлительным – через несколько дней певец лишился работы в филармонии. Что было делать? Ему еще не было и пятидесяти, о пенсии он не думал – до нее надо было еще дожить! (мужчины уходили на пенсию в 60 лет). Он колесил по огромной стране, вместе с «полузапрещенным» Оскаром Строком, зарабатывая, правда, неплохие деньги. Сохранилась телеграмма от Строка Сокольскому начала 1950-х годов: «Немедленно выезжай Баку. Телеграфируй Главпочтамт востребования Оскар» – Строк просил приехать на концерт. С 1951 года Сокольский работает в Латвийской, Белорусской, Ленинградской областной, Новгородской филармониях. Выступает в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане.

Сокольский Константин – «Снилось мне»

Но все это было трудно, хлопотно и полулегально. И он решил круто изменить свою жизнь на размеренную, в Риге: принял предложение работать в клубе строителей, затем перебрался в Дом культуры ВЭФ, и затем, с 1965 года — художественный руководитель рижского ансамбля русской песни и танца «Аврора». В последние годы работал художественным руководителем народного коллектива, ансамбля русской песни и танца «Аврора» г. Риги, сотрудничал с другими творческими коллективами. Во всех программах он, как правило, выступал и как исполнитель. Ансамбль становится его детищем, работа с ним приносит Константину Тарасовичу большую радость... В Юрмале Сокольский руководит и женским вокальным ансамблем. Константин Тарасович - всегда за работой: готовит новые программы, пишет музыку, готовится к выступлениям… Его помнят, как оптимистичного, до последнего дня полного жизни человека.

Константин Сокольский – «Очарование»

В 1984 у Константина Тарасовича был юбилей - исполнялось восемьдесят лет. Во Дворце культуры "ВЭФ" был дан вечер, посвященный юбиляру: зачитывались поздравления из разных городов страны, затем состоялся концерт ансамбля "Аврора". Аккомпанируя себе на гитаре, несколько песен исполнил и сам Константин Тарасович. Выступала и приехавшая на юбилей к своему давнему другу Алла Баянова... А в апреле 1985 года Сокольский уже выступал перед железнодорожниками... где бы вы думали? - На строительстве БАМа!.. "Друзья мои, - обращается Константин Тарасович к слушателям, - я из числа мечтателей, но не из тех, кто мечтает о недостижимом. Я - мечтатель-реалист. Мечтал приехать сюда к вам и приехал..."

Певец прожил долгую насыщенную жизнь. Долгие годы жил с одной почкой, но оставался все время таким же жизнелюбом, как и в молодости. В последние годы жизни знаете, чем он увлекся? Ставил мультфильмы. Те, кто их видел, говорили, что были уверены, сняты они на "Союзмультфильме".

Скончался Константин Тарасович Сокольский в мае 1991 года на 87-м году жизни. Последняя любительская запись пения Сокольского сделана 7 февраля 1991 года, за несколько месяцев до смерти певца.  Сокольский, аккомпанируя себе на любимой гитаре, исполнил песню «Гусар» на текст Дениса Давыдова. «Люблю всех и всё. Люблю жизнь и радуюсь жизни», – так он когда-то написал о себе самом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий