Имя популярного латвийского и советского певца 30 - 40-х годов Константина Тарасовича Сокольского (настоящее имя Константин Тарасович Кудрявцев) хорошо знакомо людям старшего поколения.
Выходец
из малоземельной, многодетной крестьянской семьи, он с ранних лет приобщился к
труду: ему приходилось рубить и грузить лес, копать котлованы, работать
кочегаром. После прохождения военной службы в 1925—1926 годах, переехав в Ригу,
он работал грузчиком на фанерной фабрике и пароходах.
Не имея
возможности своевременно получить среднее образование, Сокольский поступил в
вечернюю рабочую школу. Там участвовал в ученических концертах: играл в пьесах,
пел русские народные песни. 9 сентября 1928 года в зале кинотеатра на окраине
Риги рабочие фанерной фабрики собрались послушать выступавшего в
кинодивертисменте своего товарища, грузчика Костю. Выступление прошло удачно, и
Сокольский решает серьезно заняться пением. Через несколько месяцев Сокольский
уже выступает в кинотеатре "Сплендид Палас" — нынешней
"Риге". Он завершает общее образование, оканчивает вокальное
отделение Первого Рижского музыкального института. Со временем у него сложился
свой песенный репертуар: русские, итальянские, цыганские, испанские песни. К
нему пришел заслуженный успех, известность.
Совмещая
работу с концертными выступлениями на эстраде, окончил Первый Рижский
музыкальный институт по классу вокала (1933). Первые концертные программы
состояли из песен Пьеро (подражание А. Вертинскому), русских, цыганских,
итальянских, испанских, польских, кавказских песен, а также песен каторжан,
которые исполнялись с оркестром или под гитару в соответствующих сценических
костюмах.
С начала
1930-х годов был первым исполнителем почти всех произведений композитора Оскара
Строка. Творческое
содружество с композитором О. Строком, работа в театре миниатюр «Бонзо», с
которым он выехал за границу, впоследствии - в театре Е. А. Полевицкой, в
оперетте сыграли большую роль в его становлении как артиста. Там певец с
успехом пел Данилу в «Веселой вдове», Бони в «Сильве» и Фирфакса в «Гейше». Вот
где пригодилось классическое музыкальное образование исполнителя популярной
музыки, Константина Сокольского! Им заинтересовались концертные импресарио.
Летом 1933
года с труппой театра "Бонзо" Сокольский выезжал на гастроли в
Чехословакию и Румынию. В Румынии Константином Тарасовичем заинтересовался один
из известнейших импресарио Европы, Соломон Яковлевич Бискер — антрепренер Ф.И. Шаляпина.
С его подачи Сокольский начинает самостоятельную концертную деятельность. В
Бухаресте он выступает с оригинальным певцом Виктором Хенкиным. Затем концерты
в Белграде, Загребе, Берлине и снова в Бухаресте. Сокольский гастролировал в
Восточной Европе, был знаком с Федором Шаляпиным, Юрием Морфесси, Петром Лещенко.
Там же познакомился и стал первым учителем исполнительницы романсов Аллы
Баяновой.
Время от
времени певец все же наведывался домой, в Латвию. Но и здесь он не сидел без
дела: летом 1934 года «был замечен» в обозрениях, устраиваемых в Юрмале, где
выступал вместе с популярными Сибиллой Вен, Яшей Левинсоном, Оскаром Строком,
Реей Ратнер и вездесущим Лери. А летом 1935 года Сокольский стал участником
вокального квартета под руководством Оскара Строка (Оскар Строк, Александр
Баянов, Владимир Неплюев, и Константин Сокольский). Выступали в ресторанах
«Маскотта» и в «Лидо», в Юрмале. Этот ансамбль просуществовал недолго, так как
Сокольский подписал очередной контракт на выступления и умчался в Белград.
В это же
время для фирмы грамзаписи «Бонофон» и «Беллаккорд-электро» Константин
Сокольский напел 46 песен, романсов и куплетов. С трудом Сокольскому удается
уговорить хозяина, чтобы в первую пластинку вошло танго "Сердце"
", которое он только что выучил, слушая в фильме "Веселые
ребята", шедшее в это время в Риге. Пластинки расходились молниеносно,
весь город пел "Сердце". Исаак Дунаевский, похвалив певца за
талантливое исполнение, прислал еще одну песню, "Дымок от папиросы",
которая имела не меньший успех.
Сокольский
до последних дней жизни не расставался с любимой гитарой, которой он
аккомпанировал своему пению. Рассказывают, что он получил этот инструмент в
подарок, от музыкантов оркестра «Беллаккорд», под руководством А. Алдьянова,
точнее сказать, гитару ему подарил участник оркестра, скрипач Теодор Вейш,
ставший впоследствии известным дирижером.
Они
познакомились осенью 1936 года в Белграде и вскоре подружились, несмотря на внушительную
разницу в возрасте – 22 года. Могли,
конечно, познакомиться и раньше, но когда в середине 1920х годов Морфесси
приезжал на гастроли в Ригу, юный Костя Кудрявцев только еще мечтал о карьере артиста.
Он тогда, вероятно, и представить не мог, что можно подойти и назвать свое имя знаменитому
певцу, пластинки с записями голоса которого были едва ли не в каждом доме.
Сокольский
очень любил Юрия Морфесси, считая его непревзойденным исполнителем русских
песен и романсов, учился у него способности своим мастерством увлекать
аудиторию. Старший же, признавая в младшем талант, называл его «соколенком».
Они встречались частенько в Хорватии, в Загребе, куда Морфесси приезжал в гости
к выступавшему там Сокольскому. Друзья даже недолго выступали вместе в одной
программе в Загребе, в ресторане “Edison”, но в апреле 1940 года расстались
навсегда – Константин уехал в Латвию. Окончательное возвращение домой, летом
1940 года, было для 35-летнего Константина Сокольского трудным – в Европе уже
полыхала Вторая Мировая война, и он добирался какими-то кружными путями,
опасаясь ареста или возможности попасть рекрутом в армию какой-либо из, уже
втянутых в военные события, стран.
В
предвоенном театральном сезоне Константин еще успел поучаствовать в музыкальных
обозрениях на сцене театра Русской Драмы, в частности, пел главную партию
(цыгана Дмитрия) в музыкальном обозрении "Век нынешний и век
минувший". Исполнил партию Пиппо в оперетте "Маскотта" и партию
Бони в «Сильве», выступив в одном спектакле с любимицей рижской публики,
знаменитой Верой Бравиной (Сильва).
С первых
же дней установления советской власти в Латвии Сокольский вел большую
общественную работу. Он был одним из организаторов Союза артистов эстрады и
цирка, членом правления, солистом концертной бригады Рижского Дома Красной
Армии.
В дни
фашистской оккупации уехать ему, как и многим другим артистам, не удалось,
работал в деревне, спрятавшись подальше от чужих глаз. Но долго Сокольский не
выдержал, устроился работать в маленьком театрике «Фраскита» В 1944 году артист
был пойман немецкой жандармерией и посажен в лагерь для отправки в Германию,
однако вырвался из плена. После прихода советский армии Сокольский
выступал в знаменитом ресторане "Верманский парк", был членом
военно-шефской бригады при Рижском театре русской драмы, артистом Латвийской
филармонии, солистом Малого симфонического оркестра окружного дома Красной
армии. В
1945 году Сокольский возглавил творческую группу ведущих артистов Латвии,
приехавших в Москву для выступления перед воинами - участниками парада Победы.
Во
«второй», послевоенной жизни, его ожидали разного рода препятствия. Во-первых,
не было никакой возможности выехать из страны, значит, с зарубежными гастролями
было однозначно покончено – раз и навсегда. Во-вторых, несмотря на то, что он,
казалось бы, продолжал работать – теперь уже как солист филармонии – репертуар
приходилось строго «иделогически» фильтровать. Ладно, «Мурку» и подобные ей
одесские песни пришлось забыть, но перестать петь танго? Почему? - ему трудно
было это понять. Однажды, было это в конце 1940х годов, на каком-то закрытом
вечере, некое влиятельное лицо попросило Сокольского спеть строковские «Черные
глаза», он спел. Результат был
незамедлительным – через несколько дней певец лишился работы в филармонии. Что
было делать? Ему еще не было и пятидесяти, о пенсии он не думал – до нее надо
было еще дожить! (мужчины уходили на пенсию в 60 лет). Он колесил по огромной
стране, вместе с «полузапрещенным» Оскаром Строком, зарабатывая, правда,
неплохие деньги. Сохранилась телеграмма от Строка Сокольскому начала 1950-х
годов: «Немедленно выезжай Баку. Телеграфируй Главпочтамт востребования Оскар»
– Строк просил приехать на концерт. С 1951 года Сокольский работает в
Латвийской, Белорусской, Ленинградской областной, Новгородской филармониях.
Выступает в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане.
Но все
это было трудно, хлопотно и полулегально. И он решил круто изменить свою жизнь
на размеренную, в Риге: принял предложение работать в клубе строителей, затем
перебрался в Дом культуры ВЭФ, и затем, с 1965 года — художественный
руководитель рижского ансамбля русской песни и танца «Аврора». В последние годы
работал художественным руководителем народного коллектива, ансамбля русской
песни и танца «Аврора» г. Риги, сотрудничал с другими творческими коллективами.
Во всех программах он, как правило, выступал и как исполнитель. Ансамбль
становится его детищем, работа с ним приносит Константину Тарасовичу большую
радость... В Юрмале Сокольский руководит и женским вокальным ансамблем.
Константин Тарасович - всегда за работой: готовит новые программы, пишет
музыку, готовится к выступлениям… Его помнят, как оптимистичного, до последнего
дня полного жизни человека.
В 1984 у
Константина Тарасовича был юбилей - исполнялось восемьдесят лет. Во Дворце
культуры "ВЭФ" был дан вечер, посвященный юбиляру: зачитывались
поздравления из разных городов страны, затем состоялся концерт ансамбля
"Аврора". Аккомпанируя себе на гитаре, несколько песен исполнил и сам
Константин Тарасович. Выступала и приехавшая на юбилей к своему давнему другу
Алла Баянова... А в апреле 1985 года Сокольский уже выступал перед
железнодорожниками... где бы вы думали? - На строительстве БАМа!.. "Друзья
мои, - обращается Константин Тарасович к слушателям, - я из числа мечтателей,
но не из тех, кто мечтает о недостижимом. Я - мечтатель-реалист. Мечтал
приехать сюда к вам и приехал..."
Певец
прожил долгую насыщенную жизнь. Долгие годы жил с одной почкой, но оставался все
время таким же жизнелюбом, как и в молодости. В последние годы жизни знаете,
чем он увлекся? Ставил мультфильмы. Те, кто их видел, говорили, что были
уверены, сняты они на "Союзмультфильме".
Скончался
Константин Тарасович Сокольский в мае 1991 года на 87-м году жизни. Последняя
любительская запись пения Сокольского сделана 7 февраля 1991 года, за несколько
месяцев до смерти певца. Сокольский,
аккомпанируя себе на любимой гитаре, исполнил песню «Гусар» на текст Дениса
Давыдова. «Люблю всех и всё. Люблю жизнь и радуюсь жизни», – так он когда-то
написал о себе самом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий