четверг, 29 февраля 2024 г.

Звезды русского романса. Евгения Валерьевна Смольянинова (род. 29 февраля 1964).

Русский романс.

Русская певица, исполнительница русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор, заслуженная артистка РФ Евгения Смольянинова родилась в Новокузнецке и прожила здесь свои первые три года. Потом семья переехала в Кемерово, где будущая певица и выросла. Мать преподавала иностранный язык. Отец — Валерий Дмитриевич Юделис (род. 19.07.1937, Прокопьевск), профессиональный спортсмен, педагог-тренер, основатель ХК «Шахтер» г. Прокопьевска, играл за Новокузнецкий хоккейный клуб «Металлург». Евгения занималась в музыкальной школе, в 18 лет поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учёбы она успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось первое выступление Смольяниновой как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра. Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции певица занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.

Евгения Смольянинова – «Устала я».

В тот же период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX — начала XX веков. Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи.

Евгения Смольянинова и Ольга Сергеева – «Русские народные песни» (1987).

Евгения Смольянинова вспоминает:

«И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении — о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет — пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз.

Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины — я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны».

В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.

«Ухарь-купец» - из фильма «Жизнь Клима Самгина» (исполняет Евгения Смольянинова).

Постепенно певицу узнали и полюбили, концерты Евгении собирают уже солидные залы, такие, например, как Концертный зал им. Чайковского. Её «визитной карточкой» является романс, исполненный для телефильма «Жизнь Клима Самгина», - «Колокольчик» («В лунном сиянье снег серебрится»). Певица пела для фильмов «Садовник», «Памяти Утёсова», «Мусульманин», для гениального мультфильма Александра Петрова «Русалка», снималась в фильме «Дорога». Первая начала петь со сцены духовные стихи, псалмы. Регулярно участвует в фестивалях духовного пения. Ее серебряный, неземной голос звучит и на клиросе. Пела на перезахоронениях Ивана Шмелева, Ивана Ильина.

В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия». В 2007 — награждена орденом «Святой княгини Ольги» Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».

Евгения Смольянинова – «На сопках Маньчжурии» (концерт "Зимний вечер в Москве" 2006).

Творчество Смольяниновой называют незаурядным явлением русской культуры. «Манера исполнения её самобытна и незабываема, а сама певица - так естественна, словно поёт наедине с собой, единственно из потребности души» (статья «Лучше, чем в Королеве, не пели нигде», с сайта певицы, сентябрь 2008). В 2018 году Евгения Смольянинова отметила 35-летие творческой деятельности. За минувшие годы она во многом оказалась первой. Первой из российских певиц позволила себе петь в больших концертах духовные песни, первой «вытащила» из небытия потрясающий романс Евгения Юрьева «Динь-динь-динь, колокольчик звенит». А ровно тридцать лет назад на первом своем публичном концерте выставила на суд публики песни Александра Вертинского…

Евгения Смольянинова - Танго «Магнолия» (Концерт Евгении Смольяниновой в Звенигороде в апреле 2008 года).

На вопрос, «Что сыграло решающую роль в вашем творческом становлении?», певица ответила: «… общение с простыми русскими женщинами, деревенскими певуньями. Они помогли мне понять, что такое истинная красота...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий