Дифирамбы,
посвященные этому музыканту, можно говорить бесконечно. Он и гитарист-виртуоз,
и пианист, и скрипач, а, в довершении всего, еще и певец. Придерживаясь в
основном блюзовой манеры исполнения, он играл гитарные партии с утонченным
вкусом. Мог, как и подобает джазовым музыкантам, свободно выстраивать
импровизации, активно сдабривая их разнообразием исполнительских приемов,
беспрецедентных для своего времени.
В отличие от большинства звезд блюза второй половины 20-х годов, Лонни Джонсон (Lonnie Johnson) родился и вырос в Новом Орлеане в семье музыкантов. В детстве он учился игре на скрипке, фортепиано, гитаре и различных других инструментах, включая мандолину, но на протяжении всей своей профессиональной карьеры он концентрировался на гитаре. «Нас окружала музыка, — вспоминал он, — и в моей семье лучше что-нибудь сыграть, даже если ты просто стучишь по консервной банке».
Еще в
детстве Джонсон выступал в струнном ансамбле, которым руководил его отец. В
1917 году, в составе большого ревю, отправился на гастроли в Европу. Вернувшись
через два года, узнал, что его родители и все родные, за исключением младшего
брата, умерли во время эпидемии гриппа. Поэтому он вместе с братом переехал в
Сент-Луис и никогда не возвращался в Новый Орлеан. Вместе они работали в
джаз-бэндах, игравших на речных пароходах Миссисипи. Победа в 1925 на городском
конкурсе талантов повлекла за собой контракт на запись пластинок от
процветавшего тогда лэйбла «Okeh».
В
последующие 7 лет он записал 130 пластинок. В основе его репертуара были блюзы,
но он записывал и джазовые пьесы, и эстрадные баллады. Аккомпанировал таким
звездам блюза 20-х годов, как Виктория Спайви (Victoria Spivey), Берта Чиппи
Хилл (Bertha Chippie Hill) и Тексес Александер (Texas Alexander). В историю
джаза вошли его совместные записи с ансамблем Луи Армстронга и оркестром Дюка
Эллингтона. Равный ему по уровню гитарист появился в джазе только десятилетие
спустя - это был Чарли Кристиан (Charlie Christian).
Замечательны
записи Лонни Джонсона в дуэте с белым гитаристом Эдди Лангом. Великая депрессия
30-х годов значительно задержала его карьеру, но в середине 40-х годов он снова
стал записываться, ориентируясь теперь в большей степени на популярную эстраду
и ритм-энд-блюз. В 1948 большой коммерческий успех получила его баллада
«Tomorrow Night» (в следующем десятилетии ее с успехом исполнил Элвис Пресли).
В 1949 году впервые начал играть на электрогитаре. Рок-н-ролл снова заставил
его покинуть музыкальный бизнес, но с началом «блюзового бума» конца 60-х годов
он снова вернулся и был заново открыт для фолк-блюзовой аудитории.
В 1969
году в Торонто музыканта сбила машина. Он был серьёзно ранен, получил перелом
бедра и повреждение почек. 4 мая 1969 года состоялся благотворительный концерт,
в котором приняли участие два десятка артистов, среди которых были Иэн и
Сильвия Тайсон, Джон Ли Хукер и Хагуд Харди. Джонсон так и не оправился от
своих травм и перенес то, что было описано как инсульт. Он смог вернуться на
сцену для одного выступления в Мэсси Холле 23 февраля 1970 года, чтобы спеть
пару песен с Бадди Гаем; Джонсону аплодировали стоя.
Джонсон
умер 16 июня 1970 года. Похороны были проведены на кладбище Маунт-Хоуп в
Торонто его друзьями и коллегами-музыкантами, но члены его семьи настояли на
том, чтобы тело было перевезено в Филадельфию, где он был похоронен. Музыкант был
«практически разорен». Проект Killer Blues Headstone, некоммерческая
организация, которая размещает надгробия на безымянных могилах блюзовых
музыкантов, приобрела надгробие для Джонсона примерно в 2014 году.
В 1990
году его имя зачислено в "Зал славы основателей блюза" (Blues Faundations
Hall of Fame). Изысканная, мягкая манера игры Лонни Джонсона была очень далека
от кантри-блюза. Он был образованным городским музыкантом. В этом отношении его
вклад в формирование блюза уникален - влияние Джонсона помогало
кантри-блюзменам находить новые оттенки исполнения. Во многих отношениях его
лучшие музыкальные записи остаются непревзойденными образцами гитарной музыки.
Одной из
самых ранних записей Элвиса Пресли была версия блюзовой баллады Джонсона
«Tomorrow Night», написанная Сэмом Кослоу и Уиллом Гроссом. Вокальная
фразировка Пресли имитирует фразировку Джонсона, и многие из фирменных звуков
вибрато и баритона Пресли можно услышать в разработке. «Tomorrow Night» также
была записана Лаверном Бейкером и (в 1957 году) Джерри Ли Льюисом.
В аннотации
к альбому Biograph Боб Дилан описал свои встречи с Джонсоном в Нью-Йорке. «Мне
посчастливилось встретиться с Лонни Джонсоном в том же клубе, где я работал, и он
сильно повлиял на меня. Вы можете услышать это в первой моей записи. Я имею в
виду Коррину, Коррину... Это в значительной степени Лонни Джонсон. Я наблюдал
за ним при каждом удобном случае, и иногда он позволял мне играть с ним. Я
думаю, что он, Тампа Рэд (Tampa Red) и, конечно же, Скрейпер Блэквелл (Scrapper
Blackwell), это мой любимый стиль игры на гитаре». В своей автобиографии
«Хроники, том 1» Дилан написал о методе исполнения, которому он научился у
Лонни Джонсона, и отметил, что Роберт Джонсон многому научился у Лонни
Джонсона. Некоторые песни Роберта Джонсона, такие как «Malted Milk», считаются
новыми версиями песен, записанных Лонни Джонсоном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий