Советская эстрада.
Главное в
творчестве Владимира Трошина – красота и душевность пения. Своим низким мягким
баритоном он исполнял песни легко и задушевно. Он следовал традиции
незабываемого Александра Вертинского. «Песня – это трибуна артиста, это
возможность сказать людям что-то большое. Ведь что артист вложит в песню, то и
получит слушатель. И когда я добиваюсь ответа, я ощущаю это как счастье», –
говорил певец.
Владимир Константинович
Трошин Родился 15 мая 1926 года в посёлке Михайловский Уральской области (ныне
— город Михайловск Свердловской области) в многодетной семье токаря Константина
Михайловича Трошина. Мать Анна Ивановна Баранникова всю жизнь трудилась
домохозяйкой, потому что детей было много, да и приусадебное хозяйство: огород,
подворье — немалое. Владимир был десятым из 11 детей в семье. Отец мальчика,
Константин Михайлович, обладал глубоким басом и выступал в составе местного
оперного народного театра. Он с успехом исполнил партию Ивана Сусанина в
постановке одноименной оперы. В доме Трошиных всегда звучало стройное
многоголосье, а юный артист уже к десяти годам умел играть на балалайке и
гармони.
Когда в
1935 году по всему Уралу шел набор наиболее искусных рабочих для Уралмаша,
пригласили и его отца, поэтому вся семья переехала в Свердловск. Здесь Владимир
окончил школу и подрабатывал на станции грузчиком. Отец тосковал по родному
Михайловску, хотел вернуться и выучить сына своей профессии. Может, так бы оно
и получилось, но война порушила все планы.
Отца
оставили на заводе, а в 1942 году его не стало: нагрузка на людей в тылу была
ничуть не меньше, чем на фронте. Он умер от опухоли мозга, развившейся в
результате работы в тяжелых условиях производства. Голод на Урале забрал у
Владимира шестерых братьев и сестер, а война разлучила со старшим братом
Михаилом, который был военным летчиком. Его самолет несколько раз сбивали, но
он сумел выжить и дойти до Берлина.
В это
сложное для семьи время Трошин перевелся в вечернюю школу и начал подрабатывать
где придется. Но он оставался увлекающимся любознательным юношей, поэтому за
компанию с друзьями начал посещать драмкружок. Владимир даже сыграл небольшую
роль, но всерьез становится актером не планировал.
В
Свердловское театральное училище Трошин тоже попал за компанию. Он не собирался
проходить прослушивание, но друзья вытолкнули его к приемной комиссии, перед
которой он прочитал стих. После этого Владимира зачислили в ряды студентов.
Когда в
1943 году умер реформатор русского театра Владимир Немирович-Данченко, в
Свердловск прибыла специальная комиссия по набору талантливой молодежи в
Школу-студию МХАТ. Это был первый набор после 21-летнего перерыва. Так завещал
сам Немирович-Данченко, который беспокоился о достойной смене. Из 280 человек
московская комиссия отобрала четверых, в том числе и Трошина. В 1947 году,
после окончания Школы-студии, Владимир Трошин в числе 16 выпускников был принят
в труппу МХАТа, которому он преданно прослужил более 40 лет. Актерским
успехом молодого таланта стала роль Олега Кошевого в выпускной постановке
«Молодая гвардия», посмотрев которую мать юного Героя Советского Союза отметила
большое сходство актера с сыном.
Еще во
время учебы ярко проявились и вокальные способности Владимира. Педагог по
вокалу Наталья Куприянова часто говорила ему: «Вам, Володенька, надо идти в
консерваторию – у вас настоящий голос».
С годами
умножался опыт, росло мастерство, признание зрителей, многие из которых уже
ходили во МХАТ «на Трошина». Фантастическую популярность принесла актеру роль
придворного шута певец Владимир Трошин в спектакле «Двенадцатая ночь», премьера
которого состоялась в 1954 году. Здесь у Трошина было целых десять музыкальных
номеров, написанных его другом, композитором Эдуардом Колмановским. Один из них
– лирическая песенка шута сразу стала шлягером. На отечественном музыкальном
небосклоне взошла яркая звезда молодого артиста. А после того, как «Двенадцатую
ночь» показали на Центральном телевидении, Трошина полюбили десятки миллионов
зрителей всей страны.
В том же
1954 Эдуард Колмановский представил Владимира Трошина в Союзе композиторов СССР.
Артист исполнил песни из спектакля «Двенадцатая ночь».
Композиторы
удивились его умению по-актерски донести каждое слово, мысль, при этом
превращая песню в маленький спектакль. После этого композиторы и поэты
буквально засыпали певца предложениями.
Вскоре он
начал петь песни, созданные уже независимо от театра и кино. За 2 года Трошин
записал их несколько сотен. А в 1956 году Владимира пригласили на Студию
документальных фильмов, чтобы записать две новые песни для документальной ленты
«Спартакиада народов СССР».
Здесь в
одной из студий он случайно услышал мелодию, которая сразу запала ему в душу.
Это были «Подмосковные вечера» Василия Соловьева-Седого на слова Михаила
Матусовского. Но как ни были знамениты поэт-песенник и композитор, песня, по их
же собственному мнению, «не задалась» …
И тут к
расстроенному мэтру Соловьеву-Седому скромно подошел Трошин и стал настойчиво
просить разрешения дать попробовать ему исполнить ее так, как он понимает и
чувствует. В конце концов, ему поставили микрофон, оркестр заиграл, и случилось
то, чего никто не ожидал: Трошин спел «Подмосковные вечера» так, что песня с
первого дубля вошла в фильм и стала украшением картины.
Но самый
главный звездный час артиста-певца еще не пробил. Вскоре знаменитый дирижер
Виктор Кнушевицкий взялся за аранжировку песни для солиста, хора и
симфонического оркестра. Через год она стала главной песней на Международном
фестивале молодежи и студентов в Москве. И где бы ни выступал артист, его
визитной карточкой всегда были «Подмосковные вечера».
За 40 лет
работы Владимир Трошин сотрудничал с известнейшими композиторами и
поэтами-песенниками. Эстрада сблизила его и с выдающимися исполнителями: Марком
Бернесом, Клавдией Шульженко, Лидией Руслановой. Он даже участвовал в концертах
Марлен Дитрих в Москве.
Администрация
и художественное руководство МХАТа ревниво относились к съемкам своих актеров в
кино. Однако Владимиру все же удалось сняться в 25 фильмах. Дебют состоялся еще
в 40-е в ленте «В 6 часов вечера после войны», где роль актера настолько
маленькой, что его имя не внесли в титры. В дальнейшем Владимир Константинович
снимался преимущественно в эпизодах и ролях второго плана. Единственный раз,
когда он воплотил главного героя, случился в 1981 году. Это был фильм «Визит в
Ковалёвку» Анатолия Буковского. Часто актер исполнял роли руководителей партии
и политических деятелей, например, Николая Подгорного, Уинстона Черчилля. В
нескольких фильмах он играл Климента Ворошилова, в том числе в «Сталинграде» и
«Трагедии века». А в 1990 году в зарубежной ленте о Чернобыле предстал в роли
единственного президента СССР Михаила Горбачева.
Песни в
его исполнении звучат за кадром почти в 70 лентах. В большинстве случаев он пел
за других артистов, за себя же – лишь дважды: в фильме «На графских развалинах»
и в «Гусарской балладе».
Музыка
стала для Трошина второй профессией, а когда он ушел из театра после разделения
труппы, то и основным делом жизни. Владимира Трошина по праву называют звездой советской
эстрады, ведь на его песнях выросло не одно поколение. Он исполнил более двух
тысяч песен. Он обращался в своем творчестве к романсам и балладам,
написанным на стихи Сергея Есенина и Александра Пушкина. На Урале был учрежден
вокальный фестиваль имени Трошина.
На закате
жизни здоровье артиста было сильно ослаблено, у него обнаружили лейкемию.
Последний концерт Владимир Константинович дал в январе 2007-го, уже зная, что
его дни сочтены. Певец ушел из жизни 25 февраля 2008 года, причиной смерти
стала остановка сердца. Артист был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
В Екатеринбурге
установлена мемориальная плита Владимиру Трошину на фасаде дома № 17 по улице
Ильича, где он жил с 1935 по 1943 годы. На памятной доске его портрет и нотный
фрагмент песни «Подмосковные вечера». В Михайловском краеведческом музее
выставлена богатая экспозиция, посвящённая знаменитому земляку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий