воскресенье, 25 февраля 2024 г.

Владимир Трошин (15 мая 1926 — 25 февраля 2008). День памяти.

Советская эстрада.

Русский романс.

Главное в творчестве Владимира Трошина – красота и душевность пения. Своим низким мягким баритоном он исполнял песни легко и задушевно. Он следовал традиции незабываемого Александра Вертинского. «Песня – это трибуна артиста, это возможность сказать людям что-то большое. Ведь что артист вложит в песню, то и получит слушатель. И когда я добиваюсь ответа, я ощущаю это как счастье», – говорил певец.

Владимир Трошин – «14 минут до старта» (1967)

Владимир Константинович Трошин Родился 15 мая 1926 года в посёлке Михайловский Уральской области (ныне — город Михайловск Свердловской области) в многодетной семье токаря Константина Михайловича Трошина. Мать Анна Ивановна Баранникова всю жизнь трудилась домохозяйкой, потому что детей было много, да и приусадебное хозяйство: огород, подворье — немалое. Владимир был десятым из 11 детей в семье. Отец мальчика, Константин Михайлович, обладал глубоким басом и выступал в составе местного оперного народного театра. Он с успехом исполнил партию Ивана Сусанина в постановке одноименной оперы. В доме Трошиных всегда звучало стройное многоголосье, а юный артист уже к десяти годам умел играть на балалайке и гармони.

Когда в 1935 году по всему Уралу шел набор наиболее искусных рабочих для Уралмаша, пригласили и его отца, поэтому вся семья переехала в Свердловск. Здесь Владимир окончил школу и подрабатывал на станции грузчиком. Отец тосковал по родному Михайловску, хотел вернуться и выучить сына своей профессии. Может, так бы оно и получилось, но война порушила все планы.

Отца оставили на заводе, а в 1942 году его не стало: нагрузка на людей в тылу была ничуть не меньше, чем на фронте. Он умер от опухоли мозга, развившейся в результате работы в тяжелых условиях производства. Голод на Урале забрал у Владимира шестерых братьев и сестер, а война разлучила со старшим братом Михаилом, который был военным летчиком. Его самолет несколько раз сбивали, но он сумел выжить и дойти до Берлина.

В это сложное для семьи время Трошин перевелся в вечернюю школу и начал подрабатывать где придется. Но он оставался увлекающимся любознательным юношей, поэтому за компанию с друзьями начал посещать драмкружок. Владимир даже сыграл небольшую роль, но всерьез становится актером не планировал.

В Свердловское театральное училище Трошин тоже попал за компанию. Он не собирался проходить прослушивание, но друзья вытолкнули его к приемной комиссии, перед которой он прочитал стих. После этого Владимира зачислили в ряды студентов.

Когда в 1943 году умер реформатор русского театра Владимир Немирович-Данченко, в Свердловск прибыла специальная комиссия по набору талантливой молодежи в Школу-студию МХАТ. Это был первый набор после 21-летнего перерыва. Так завещал сам Немирович-Данченко, который беспокоился о достойной смене. Из 280 человек московская комиссия отобрала четверых, в том числе и Трошина. В 1947 году, после окончания Школы-студии, Владимир Трошин в числе 16 выпускников был принят в труппу МХАТа, которому он преданно прослужил более 40 лет. Актерским успехом молодого таланта стала роль Олега Кошевого в выпускной постановке «Молодая гвардия», посмотрев которую мать юного Героя Советского Союза отметила большое сходство актера с сыном.

Еще во время учебы ярко проявились и вокальные способности Владимира. Педагог по вокалу Наталья Куприянова часто говорила ему: «Вам, Володенька, надо идти в консерваторию – у вас настоящий голос».

Владимир Трошин - Песня Шута из музыки к спектаклю «Двенадцатая ночь» (1978)

С годами умножался опыт, росло мастерство, признание зрителей, многие из которых уже ходили во МХАТ «на Трошина». Фантастическую популярность принесла актеру роль придворного шута певец Владимир Трошин в спектакле «Двенадцатая ночь», премьера которого состоялась в 1954 году. Здесь у Трошина было целых десять музыкальных номеров, написанных его другом, композитором Эдуардом Колмановским. Один из них – лирическая песенка шута сразу стала шлягером. На отечественном музыкальном небосклоне взошла яркая звезда молодого артиста. А после того, как «Двенадцатую ночь» показали на Центральном телевидении, Трошина полюбили десятки миллионов зрителей всей страны.

В том же 1954 Эдуард Колмановский представил Владимира Трошина в Союзе композиторов СССР. Артист исполнил песни из спектакля «Двенадцатая ночь».

Композиторы удивились его умению по-актерски донести каждое слово, мысль, при этом превращая песню в маленький спектакль. После этого композиторы и поэты буквально засыпали певца предложениями.

Владимир Трошин – «Ночной разговор». Музыка - М.Фрадкин, стихи - В.Лазарев. Центральное телевидение СССР, "Концерт №44", выпуск 1964г.

Вскоре он начал петь песни, созданные уже независимо от театра и кино. За 2 года Трошин записал их несколько сотен. А в 1956 году Владимира пригласили на Студию документальных фильмов, чтобы записать две новые песни для документальной ленты «Спартакиада народов СССР».

Здесь в одной из студий он случайно услышал мелодию, которая сразу запала ему в душу. Это были «Подмосковные вечера» Василия Соловьева-Седого на слова Михаила Матусовского. Но как ни были знамениты поэт-песенник и композитор, песня, по их же собственному мнению, «не задалась» …

И тут к расстроенному мэтру Соловьеву-Седому скромно подошел Трошин и стал настойчиво просить разрешения дать попробовать ему исполнить ее так, как он понимает и чувствует. В конце концов, ему поставили микрофон, оркестр заиграл, и случилось то, чего никто не ожидал: Трошин спел «Подмосковные вечера» так, что песня с первого дубля вошла в фильм и стала украшением картины.

Владимир Трошин – «Подмосковные вечера» (1977)

Но самый главный звездный час артиста-певца еще не пробил. Вскоре знаменитый дирижер Виктор Кнушевицкий взялся за аранжировку песни для солиста, хора и симфонического оркестра. Через год она стала главной песней на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. И где бы ни выступал артист, его визитной карточкой всегда были «Подмосковные вечера».

За 40 лет работы Владимир Трошин сотрудничал с известнейшими композиторами и поэтами-песенниками. Эстрада сблизила его и с выдающимися исполнителями: Марком Бернесом, Клавдией Шульженко, Лидией Руслановой. Он даже участвовал в концертах Марлен Дитрих в Москве.

Администрация и художественное руководство МХАТа ревниво относились к съемкам своих актеров в кино. Однако Владимиру все же удалось сняться в 25 фильмах. Дебют состоялся еще в 40-е в ленте «В 6 часов вечера после войны», где роль актера настолько маленькой, что его имя не внесли в титры. В дальнейшем Владимир Константинович снимался преимущественно в эпизодах и ролях второго плана. Единственный раз, когда он воплотил главного героя, случился в 1981 году. Это был фильм «Визит в Ковалёвку» Анатолия Буковского. Часто актер исполнял роли руководителей партии и политических деятелей, например, Николая Подгорного, Уинстона Черчилля. В нескольких фильмах он играл Климента Ворошилова, в том числе в «Сталинграде» и «Трагедии века». А в 1990 году в зарубежной ленте о Чернобыле предстал в роли единственного президента СССР Михаила Горбачева.

Владимир Трошин – «На графских развалинах» (1957)

Песни в его исполнении звучат за кадром почти в 70 лентах. В большинстве случаев он пел за других артистов, за себя же – лишь дважды: в фильме «На графских развалинах» и в «Гусарской балладе».

Музыка стала для Трошина второй профессией, а когда он ушел из театра после разделения труппы, то и основным делом жизни. Владимира Трошина по праву называют звездой советской эстрады, ведь на его песнях выросло не одно поколение. Он исполнил более двух тысяч песен. Он обращался в своем творчестве к романсам и балладам, написанным на стихи Сергея Есенина и Александра Пушкина. На Урале был учрежден вокальный фестиваль имени Трошина.

Владимир Трошин – «Скажите, почему?».

На закате жизни здоровье артиста было сильно ослаблено, у него обнаружили лейкемию. Последний концерт Владимир Константинович дал в январе 2007-го, уже зная, что его дни сочтены. Певец ушел из жизни 25 февраля 2008 года, причиной смерти стала остановка сердца. Артист был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

В Екатеринбурге установлена мемориальная плита Владимиру Трошину на фасаде дома № 17 по улице Ильича, где он жил с 1935 по 1943 годы. На памятной доске его портрет и нотный фрагмент песни «Подмосковные вечера». В Михайловском краеведческом музее выставлена богатая экспозиция, посвящённая знаменитому земляку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий