«Band on
the Run» — третий студийный альбом британо-американской рок-группы Paul
McCartney and Wings, выпущенный 30 ноября 1973 года. Это был пятый альбом
Маккартни после ухода из «The Beatles» в апреле 1970 года. Несмотря на то, что
первоначально продажи альбома были скромными, его коммерческим успехам
способствовали два хитовых сингла — «Jet» и «Band on the Run» — так что он стал
самым продаваемым студийным альбомом 1974 года в Великобритании и Австралии. «Band
on the Run» остается самым успешным альбомом Маккартни и самой знаменитой из
его работ после Битлз.
Альбом
был записан в основном в студии EMI в Лагосе, Нигерия, так как Маккартни хотел
сделать альбом в экзотическом месте. Незадолго до отъезда в Лагос группу покинули
барабанщик Денни Сейвелл и гитарист Генри Маккалоу. Не имея времени на поиски
замены, Маккартни отправился в студию только со своей женой Линдой и Денни
Лэйном. Поэтому Маккартни играл на бас-гитаре, барабанах, перкуссии и в
большинстве партий соло-гитары. Студия была плохого качества, а условия в
Нигерии были напряженными и сложными; Маккартни был ограблен, потеряв сумку с
текстами песен и демо-кассетами. После возвращения группы в Англию,
окончательные наложения и дальнейшая запись были проведены в Лондоне, в
основном в «AIR Studios».
В 2000
году журнал Q поместил «Band on the Run» на 75-е место в списке «100 величайших
британских альбомов всех времен». В 2012 году альбом занял 418-е место в
пересмотренном списке Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времён». «Band
on the Run» вернул Полу Маккартни высокую оценку музыкальных критиков, которые
до этого скептически относились к творчеству экс-битла. Современная рецензия
Джона Ландау в Rolling Stone описывает альбом как «лучшую пластинку из всего,
что выпустили по отдельности все четверо музыкантов, называвшихся когда-то
Битлз» … «за исключением, возможно, «Plastic Ono Band» Джона Леннона». Это был
последний альбом Маккартни, выпущенный на «Apple Records». В 2013 году песня «Band
on the Run» была введена в Зал славы премии «Грэмми».
Это был самый популярный альбом Маккартни в СССР. Песня «Mrs. Vandebilt» стала хитом всех времен и народов под простым названием «Хоп Хей Хоп», в середине 1970-х годов ее можно было слышать из любого окна (фирма "Мелодия" выпустила её на гибкой пластинке).
Предыстория
В 1970 г.
ливерпульская четверка распалась, и это событие мировая пресса единогласно
окрестила главной новостью года. Однако для самих участников Битлз их история
выходила далеко за пределы газетных заголовков и поводов для разговоров. Рухнул
привычный мир, и на обломках каждый отдельный член группы должен был построить
что-то свое, только выходило это у них с трудом. То, в чем вместе они были
силой, по отдельности оказалось непосильной задачей. Пол Маккартни, который, по
сути, инициировал распад своим заявлением о "разрыве с Битлз" в
пресс-релизе к дебютному сольному альбому "McCartney" 9 апреля 1970
г., пострадал едва ли не больше других. Как обычно, не обошлось без огромных
амбиций и завышенных ожиданий, априори невыполнимых.
Первые
пластинки Пола получили изрядную долю критики, касавшейся их сырости,
размытости и неоформленности, хотя, в основном, все рецензии выглядели как
месть музыканту за его уход из великой группы. Но его это не останавливало от
новых попыток. Всего к лету 1973 г. на счету Маккартни было 4 сольные
пластинки, в том числе две, записанные с его группой Wings, и к концу года
пришел черед для опыта под номером 5.
В тот
период жизнь экс-битла напоминала голливудскую эпопею. Измотанный затянувшейся
судебной тяжбой по поводу роспуска Apple, Пол мечтал сбежать подальше и
записать новую музыку в каком-нибудь экзотическом месте. А поскольку его лейбл
EMI имел представительства по всему миру, выбор был велик, и в итоге,
очарованный эстетикой безлюдных солнечных пляжей, музыкант остановил свой выбор
на нигерийском городе Лагос на западном побережье африканского континента.
Забронировав поездку на сентябрь, бывший участник Битлз предварительно собрал
своих товарищей по Wings для репетиций альбома на ферме в Шотландии, где почти
сразу начались ссоры. В результате, к моменту отлёта в Нигерию из квинтета
группа превратилась в трио из Пола, его жены Линды и гитариста Денни Лейна, а
барабанщик Денни Сейвел и гитарист Генри Маккалоу ушли, громко хлопнув дверью.
Тем не менее, Маккартни не унывал и решил продолжать работу в этом скромном
составе. "Это было похоже на эффект разорвавшейся бомбы, - рассказывал он
в интервью Clash. – В тот момент я сказал себе: "Я вам покажу" и
решил сделать лучший альбом в своей жизни".
Запись
Кажется,
на его долю и так выпало вдоволь испытаний, но приключения только начинались…
Во-первых, приехав в Лагос, трио обнаружило, что студия находится в полном
упадке. Микрофоны были спрятаны в шкафу, микшерный пульт сломан, а акустических
перегородок и вовсе не оказалось. Инженер Джефф Эмерик совершил поистине
подвиг, собрав недостающее оборудование из подручных средств. И, во-вторых, это
место отнюдь не являлось уголком рая. В реальности, страна, недавно пережившая гражданскую
войну, погрязла в коррупции и эпидемиях.
Распорядок
дня для группы выглядел так: утром купание в местном загородном клубе, обед и
работа в студии допоздна, а выходные команда отводила для отдыха и развлечений.
При этом, даже несмотря на технические сложности и то, что Пол решил сам
исполнять роли недостающих гитариста и барабанщика, запись проходила гладко и
спокойно. До тех пор, пока однажды вечером, пренебрегая советами местных,
Маккартни с женой не отправился на неторопливую прогулку по окрестностям. Из
ниоткуда на них выскочила машина, и мужчины с ножами отняли у пары все их
имущество, в том числе кассеты с демо-записями будущего альбома. "Там было
всё, - вспоминал музыкант. – Если бы воры знали, они могли бы заработать на
этом небольшое состояние. Но вместо этого они, вероятно, просто стерли
пленки". Как следствие, группе пришлось восстанавливать утраченные
материалы по памяти.
Новое
мучение настигло Пола Маккартни, когда он неожиданно потерял сознание в студии.
Врачи диагностировали бронхиальный спазм, связанный с чрезмерным курением. А
затем на сцене появился Фела Кути. Звезда афробита и местный политический
активист выступил по радио с обвинением Маккартни в том, что тот приехал в
Лагос, чтобы украсть наследие афроамериканской культуры, и угрожал
бойкотировать запись, пока не получит доказательств в обратном. Лишь убедившись
в том, что музыка Пола далека от местного колорита, и он не прибегает к помощи
локальных музыкантов, Кути сбавил свою агрессию. Шесть недель спустя, в конце
сентября, измотанный коллектив с радостью вернулся обратно в Лондон, где их
ждало письмо от EMI с предостережением от поездки в Лагос в связи с эпидемией
холеры. Они разминулись с ним буквально на пару дней.
Дальнейшая
работа проходила в студии AIR Джорджа Мартина. Именно там 8-дорожечные записи
были переведены в 16-дорожечный формат. Последующими наложениями занимались
Маккартни, Лейн и Линда, а оркестровые аранжировки создавал Тони Висконти,
продюсер записей T.Rex и Дэвида Боуи. По его словам, реальный вклад Висконти в
альбом был отмечен лишь во время выпуска переиздания пластинки, посвященного
25-летнему юбилею. Еще один важным участником процесса являлся саксофонист Хоуи
Кейси, позже примкнувший к Wings в качестве постоянного валторниста.
Учитывая
все душераздирающие инциденты, финальный альбом звучит невероятно
жизнерадостно. Его бодрый дух слышен с первого заглавного трека "Band on
the Run", представляющего собой сюиту из трех частей, переходящих от
томного вступления к заикающейся середине и веселому мелодичному финалу в
среднем темпе. Среди других ярких моментов – гимн пауэр-попа "Jet",
выбранный первым синглом с альбома, и жалобная акустическая баллада
"Bluebird". "Let Me Roll It", построенная на хрупкой
гитарной фигуре и магнитофонном эхо вокалаПола, отсылает к блюзовой манере
Леннона. Все четыре указанных номера до сих пор являются важной частью любого
концертного выступления Маккартни.
Обложка и название
Обложка
Band On The Run попала в "Пантеон самых узнаваемых произведений искусства
обложки". Ее сюжет слегка перекликается с идеей другой знаменитой обложки
с участием Маккартни - битловским "Сержантом Пеппером". Там, как
известно, четверо битлов были окружены вырезанными из картона фотографиями
всяких знаменитостей. На сей раз Маккартни решил пригласить на обложку не
картонных, а настоящих знаменитостей.
Сюжет
простой и обыгрывает название альбома, которое можно перевести как
"Оркестр в движении", а можно как "Банда в бегах". Wings и
приглашенные знаменитости изображают пытающихся совершить побег
"зеков", которых внезапно выхватил луч прожектора. Зеков изображают
слева направо: Michael Parkinson, Kenny Lynch, Paul McCartney, James Coburn,
Clement Freud, Linda McCartney, Christopher Lee, Denny Laine, John Conteh.
Майкл
Паркинсон был тогда любимцем всей Великобритании за свои ток-шоу с разными
знаменитостями. В то время английское телевидение заканчивало свою работу очень
рано, и шоу Паркинсона было самым поздним гвоздем программы по субботним
вечерам. Говорят, он согласился сняться для обложки альбома в обмен на обещание
Маккартни прийти к нему в ток-шоу, однако раньше, чем в 2001 году ему не
удалось добиться от Пола интервью.
Кенни
Линч - чернокожий певец, бывший в хитах в начале 1960-х, также часто мелькавший
на британских телеэкранах в то время.
Джеймс
Кобурн - американский актер, известный по телесериалам 1960-х г.г.
"Клондайк" и "Акапулько", фильму Our Man Flint, позже
снимался в "Маверике" и "Сумасшедшем профессоре", но
вершиной его карьеры был Оскар за лучшую роль в фильме Affiction
("Скорбь").
Клемент
Фрейд - внук известного доктора Зигмунда Фрейда, писатель, плейбой, остряк,
гурман, телеведущий.
Кристофер
Ли - единственная из этого списка личность, широко известная во всем мире, как
актер, сыгравший в более, чем 250 фильмах. В то время он прославился за
исполнение ролей в фильмах ужасов и ассоциировался у британской публики с
вампирами. Из его наиболее ярких ролей: Саруман в трилогии "Хранитель
колец", граф Дуку в "Атаке клонов" "Звездных войн",
Шерлок Холмс и его брат Майкрофт, "Человек с золотым пистолетом"
Франсиско Скараманга, охотившийся за агентом 007 в одноименном фильме из
бондовской серии.
Джон
Конте - британский боксер, бывший тогда чемпионом мира в легком весе.
Всех
шестерых вместе с членами Wings собрали в доме Остерли - особняке XVI века,
окруженном одноименным парком, на фоне кирпичной стены которого и была снята
эта сцена. Кроме фотографа Клайва Аэросмита, киногруппа режиссера Барри
Чаттингтона снимала все действо на 16-миллиметровую пленку, чтобы в случае чего
взять лучший кадр оттуда. Киносъемка пригодилась впоследствии - ее проецировали
на экран во время исполнения заглавной песни альбома на гастролях Wings 1975-76
г.г. Компания EMI перед выпуском настаивала, чтоб на обложке было указано имя
Пола Маккартни, опасаясь за коммерческий успех, поскольку до Band On The Run
группа Wings не имела широкой популярности.
Релиз
"Band on the Run", выпущенный 5 декабря 1973 г., ожидал коммерческий успех. Поначалу публика реагировала настороженно, ожидая нечто в духе прошлых релизов Wings. Пластинка дебютировала с 9-го места в Великобритании, а затем упала на 13-е. В США "Band on the Run" стал 7-м, задержавшись в top-10 на несколько недель. Сдвиг спровоцировали синглы "Band on the Run" и "Jet". Хотя Пол был против активного продвижения отдельных треков, он пошел на уступки отделу маркетинга Apple. В итоге, на протяжении 1974 г. альбом три раза возвращался на вершину Billboard и стал самым продаваемым релизом года в Канаде и Австралии, уступив первенство в Великобритании пластинке группы The Carpenters. На территории США "Band on the Run" имеет 3 платиновых сертификата, а по всему миру продано свыше 6 млн.копий пластинки. Также это самый продаваемый альбом 1970-х годов в Великобритании для лейбла EMI.
Благодаря
"Band on the Run" Пол Маккартни сумел не просто реабилитировать свою
карьеру в глазах критиков. Важным является то, как пластинка определила
музыкальную идентичность его группы – стиль, построенный на сочетании
поп-музыки и ловких аранжировок, впоследствии станет их фирменным. Сам
Маккартни после релиза "Band on the Run" заработал славу самого
коммерчески успешного из экс-битлов, и для него, в свете нападок последних лет,
это означало буквально новое рождение. Отдельной похвалы пластинка удостоилась
от Джона Леннона, обычно неохотно отпускавшего комплименты в адрес коллеги.
Даже он был вынужден признать, что бывший партнер достиг чего-то выдающегося.
"Band on the Run" – отличный альбом, - сказал он в интервью Rolling
Stone. – Wings постоянно меняют свой состав, что не так уже важно. Вы можете
звать их Wings, но это остается музыка Пола – и она хороша".
Комментариев нет:
Отправить комментарий