Есть
певцы великие, есть знаменитые и есть любимые. Далеко не всегда все три
качества совпадают. Майе повезло, – она была и осталась певицей любимой, а это,
как говорится, главное. Ее называли «уютной», «домашней», «мамочкой нашей эстрады».
Ее теплый голос и впрямь не сравним ни с каким другим голосом, потому что
совершенно индивидуален.
Как и весь облик, – до середины 60-х она выходила на эстраду не в вечернем платье, а в костюме, словно до этого весь день провела в КБ или в другой советской конторе. Может быть, она с наибольшей полнотой выражала всем своим обликом качество нашей «советской» жизни тех лет, которое старшее и среднее поколение порой ностальгически называет «надежностью», «защищенностью». Такой ее сохранила память поклонников.
Долгая
дорога к мечте.
В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей. Она и станет знаменитой певицей.
Отец девочки
зарабатывал на жизнь тем, что сочинял и создавал головоломки и шарады для
различных изданий. Муж его сестры работал режиссером в музыкальном театре,
он-то и подарил маленькой Майе гармошку, на которой она самостоятельно
выучилась играть.
А еще она
любила петь. Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и
иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре ЦДДЖ (Центрального Дворца
детей железнодорожников), которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат
Исаака Дунаевского. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади
Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий
платочек» и другие песни недавних военных лет.
После
окончания школы Майя долго не могла решить, на какой факультет подать документы
— она получала хорошие оценки по всем предметам. В «Справочнике для поступающих
в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ — Московский авиационный институт.
Кристалинская решила, что название этого учебного заведения созвучно ее имени,
поэтому выбрала его для поступления. Она отлично сдала вступительные экзамены и
стала студенткой программы «экономика самолетостроения». В институте
Кристалинская вновь присоединилась к кружку художественной самодеятельности,
пела на творческих вечерах. После окончания МАИ в 1956 году она попыталась
работать по специальности — поехала по распределению в Новосибирск на местный
авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную должность,
поэтому вскоре она вернулась в Москву.
В Москве
на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы».
Однако до суда оно не дошло — за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян,
преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной
промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и
поставил ей высшую оценку на защите. Тер-Маркарян устроил будущую певицу в
конструкторское бюро Александра Яковлева, где она проработала три года, продолжая
участвовать в самодеятельности.
Еще во
время учебы в институте Майя Кристалинская стала посещать эстрадную студию при
Центральном Доме работников искусств СССР (ЦДРИ), она пела в ансамбле «Первый
шаг». В 1957 году участников этого коллектива пригласили выступить на
мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Одному из
руководителей «Первого шага» композитору Юрию Саульскому поручили создать
джазовый оркестр. Биограф певицы Анисим Гиммерверт писал:
«Саульский должен был совершить почти
невероятное. Страна, где джаз был загнан в угол, а потом спасался в подполье,
обязана была показать миру, что джазовая музыка в СССР чуть ли не всенародно
любимая, а джазмены — самые уважаемые музыканты».
Вокалисткой
в новый коллектив Саульский позвал Майю Кристалинскую — она умела почти без
акцента петь песни на испанском и итальянском языках, спокойно реагировала на
критику и быстро училась. На концертах певица исполнила «Колыбельную» и
«Прощальную песню».
На одном
из таких выступлений Кристалинская познакомилась со своим будущим мужем —
писателем Аркадием Аркановым. Он вспоминал:
«Расписываться нам назначили на первое июня.
Можете себе представить, тридцатого апреля познакомились, на первое июня уже
назначили запись».
Арканов не
верил в музыкальное дарование Кристалинской. Он неоднократно повторял жене:
«Майя, у тебя нет музыкального образования,
ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и
способность воздействовать на слушателей – этого мало».
Однако
Кристалинская его не послушалась и продолжила выступать на сцене. Их брак
продлился меньше года — они развелись в марте 1958 года.
В составе
джазового коллектива Саульского Майя Кристалинская стала лауреатом Всемирного
фестиваля молодежи и получила серебряную медаль.
«Не всем членам жюри мы понравились — французский
композитор Франсис Демарк сказал, что мы играем не совсем настоящий джаз, что
это больше похоже на музыку варьете. В чем-то Лемарк был, возможно, прав, знал
бы он только, что еще года три назад такое звучание было в СССР крамольным».
Юрий Саульский о Всемирном фестивале молодежи
и студентов в Москве (по книге Анисима Гиммерверта «Майя Кристалинская. И все
сбылось и не сбылось»)
К концу
фестиваля, 8 августа 1957 года, в издании «Советская культура» опубликовали
статью «Музыкальные стиляги». В ней писали:
«Пагубный в искусстве пример утери
самостоятельности творческого облика, творческой индивидуальности являет собой,
в частности, молодежный эстрадный оркестр Центрального Дома работников искусств
(руководитель Ю. Саульский)».
Автор
материала раскритиковал и музыкантов ансамбля, в том числе Майю Кристалинскую.
Он писал о «слабых творческих возможностях» солистки и ее «вихляющих
«стиляжных» ужимках». Вскоре после этой разгромной статьи коллектив стал реже
собираться в ЦДРИ. Саульский вспоминал:
«Нас выкинули, правда не напрямую, приказом
по дому, но создав такие условия, что работать стало невозможно».
После
роспуска коллектива Майя Кристалинская продолжила заниматься музыкой и
выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар — после
выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не
исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом
Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала
на концертах, на встречах с иностранными делегациями. Известный
поэт Роберт Рождественский называл Майю Кристалинскую «Эхом нашей юности».
С
оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли —
на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро
Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре
ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова.
Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Андрей Эшпай, а
музыку — композитор Григорий Поженян.
«Познакомившись с песней, всегда сдержанная
Майя охнула и со свойственной ей непосредственностью сразу же предложила ее
записать. Но в кино так не делается, надо знать, о чем фильм, знать характер
героини, за которую она поет. Песню записали с трех дублей. Записав один, Майя
его прослушивала, находила недостатки и предлагала новый дубль. Согласилась
«утвердить» только третий. Певица вдруг обнаружила упрямство, которое помогло
преодолеть неопытность, дав прекрасный результат. Фильм она увидела в первый же
день его выхода на экран — в кинотеатре. Ей звонили, поздравляли, хотя в титрах
ее фамилия не значилась. Узнавали по голосу»
Анисим Гиммерверт, «Майя Кристалинская. И все
сбылось и не сбылось»
Песня
принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках
тиражом в семь миллионов экземпляров. Несмотря на это, певице пришлось уйти из
коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по
распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения.
В
следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста
Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала — пела под его
аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал:
«Как-то к нам пришла девушка,
инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному
проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».
В декабре
1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где
она исполнила две песни — «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на
гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из
поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после
возвращение в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу — ему показалось,
что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую
опухоль. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но
почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах
исполнительница повязывала вокруг шеи платок, которым скрывала следы
медицинских процедур, которые теперь должна была проходить регулярно. О болезни
Кристалинской — уже известной певицы — писали в газетах.
«У Кристалинской сегодня концерт в Театре
эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за
билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская.
Живая!!! У меня отлегло от сердца…»
Григорий Горин, «А правда ли?» (журнал
«Юность).
Певица
одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы «Ах, Арбат»,
звучавшую до этого только в магнитофонных записях. Пластинка с песенкой «Два
берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров — в стране, где
проигрыватель был далеко не в каждом доме. Огромный успех выпал на долю и
своеобразного музыкального сериала о мальчике и девочке с одного двора, который
открывался песенкой Кобзона «А у нас во дворе» и заканчивался меланхоличной
песней Кристалинской «И все сбылось, и не сбылось»…
Майя
Кристалинская стала первой исполнительницей легендарной песни «Нежность»
(«Опустела без тебя Земля...») композитора Александры Пахмутовой, записав её в
1966 году. Чермен Касаев (музыкальный редактор ВР и ЦТ), присутствовавший тогда
в студии звукозаписи, позднее вспоминал, что у Майи Владимировны, при
прослушивании уже записанной фонограммы, капали слёзы из глаз: «Вот такие
росинки... утренняя летняя роса», - так трогала её песня. «Нежность» на долгие
годы стала визитной карточкой певицы. «Опустела без тебя Земля...» была одной
из самых любимых песен космонавта Юрия Гагарина.
В 1966
году согласно опросам телезрителей Майя Кристалинская была признана лучшей
эстрадной певицей года.
Печальное
бремя славы.
Внешне
все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины
60-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были
гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение…
В апреле
1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал
Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно».
Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее
выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».
«Последняя моя встреча с Майей Кристалинской
была грустной. Она пришла в редакцию спросить меня, почему мы перестали ее
приглашать. Что я могла ответить? Мы включали ее иногда в дневные передачи по
2-й и 4-й программам, но взять ее в ведущие передачи было невозможно. А ведь
исполнителям хотелось именно этого. Участие в них, особенно в «Голубом огоньке»
или «Песне года», было как марка, как знак качества…»
Глава редакции музыкальных программ
Центрального телевидения Нина Григорянц (по книге Федора Раззакова «Свет
погасших звезд»)
Кристалинская
продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших
площадках — фестивалях в парках, кинотеатрах.
Иногда
певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске,
ездила даже в небольшие города и деревни. Подруга Кристалинской, которая вместе
с ней ездила в гастроли, Татьяна Райнова писала:
«Сплошные дальние выезды, я считаю, что это
унизительно для Кристалинской. <…> Везде одна пьянь, холодно, грязно,
возвращаться ночью — лишний раз подвергать себя опасности попасть в аварию».
Несколько
раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в
гарнизонах в Венгрии и ГДР.
В 1974
году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не
приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица
продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.
В 1980-х
у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер
муж — Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон
вспоминал:
«Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она
очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей
это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься,
встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и
только сказала: «Нет, Иосиф».
Весной
1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало —
певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская умерла. Ее
похоронили на Донском кладбище Москвы, а на могиле написали: «Ты не ушла, ты
просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий