1 февраля
1891 (или 1894) года в Нью-Брансвике (штат Нью-Джерси) родился Джеймс Пи
Джонсон (James Price Johnson) – пианист, сыгравший ключевую роль в процессе
эволюции регтайма в джаз. Получив сначала широкую известность как исполнитель
регтаймов, он стал одной из самых заметных фигур на музыкальной сцене
Нью-Йорка, развивая новый «гарлемский стиль» – страйд, мелодически и
гармонически отличавшийся от классического регтайма, в котором было
синкопирование, но не было полиритма. Пи Джонсон разрабатывал мощный плотный
«гуляющий бас» в левой руке и ритмичные высокие линии в правой. В его
исполнении сохранялся ровный темп, в то время как каждая рука явно
синкопировала – «конфликт» ритмов нивелировался за счет их красиво
выстраиваемой симметрии. Он также мог создавать бесконечные вариации на
популярные композиции, добавляя множество оригинальных мелодических украшений.
Мама Джеймса научила его регам, блюзам и стомпам, когда он только начал дотягиваться до клавиш. Когда мальчику исполнилось 9, ему наняли серьезного учителя из Старого света, который корректировал его технику, но не мешал играть регтаймы и стомпы. Еще через три года семья переехала в Нью-Йорк, и уже тинейджером Джимми работал «мальчиком за фортепиано» в гарлемском заведении “Barron Wilkin's Cabaret”. Там он встретил Чарльза Лаки Робертса (Charles L. /Lucky Roberts), от которого перенял множество идей, повлиявших на развитие его феерического «стиля правой». А его басы и левую руку, если можно так сказать, вдохновила игра Abba Labba, работавшего в одном борделе.
Вместе с Лаки Робертсом, Уилли «Лайоном» Смитом и Стефеном Хендерсоном по прозвищу "Битл" (Beetle) Джонсон стал одним из самых известных музыкантов, работавший в районе “The Jungle”. Они унаследовали и развивали дальше традиции пианистов предшествующего поколения – Jack The Bear, Jess Pickett, The Shadow, Fats Harris и Abba Labba. Здесь, а позднее и в Гарлеме, в 1910-1920-х годах процветала культура домашних вечеринок с приглашенными музыкантами – и хорошие пианисты были нарасхват. О таких вечеринках Уилли «Лайон» рассказывал, что чуть ли не сотня человек набивалась в семикомнатную квартиру, так что стены едва выдерживали. Там было много еды, выпивки, и музыканты должны были играть всю ночь напролет, пока все танцевали. Именно на таких музыкальных марафонах и развивался новый стиль – Джонсон и другие пианисты стремились вносить максимальное разнообразие в монотонные регтаймы, увеличивали темпы, усложняли ритмический и мелодический рисунок. Джеймс Джонсон, помимо прочего, один из первых стал использовать децимы, «блуждающие» вверх и вниз по клавиатуре, вместо привычных терций или одиночных басовых нот.
У Пи Джонсона уже в начале 20-х появились ученики и последователи – пианисты помладше, которые всюду следовали за ним на выступлениях в Гарлеме или даже брали уроки. Одним из них был молодой Эллингтон (тогда еще и не Дюк совсем), впервые приехавший в Нью-Йорк из Вашингтона, а еще одним – не менее талантливый пианист, впоследствии прославившийся как Фэтс Уоллер. Последний особенно часто оставался на импровизированные «закулисные» сессии с Джеймсом Пи, «Битлом» и «Лайоном».
Параллельно
с активными выступлениями Джеймс Пи очень много записывался. Уже где-то с
1915-го и до начала 20-х годов он сделал множество «рулонов» для механических
фортепиано для компании “Aeolian”, а в 1921 году стал первым чернокожим штатным
музыкантом в записывающей такие рулоны компании QRS. Работая там, он
познакомился и подружился с Джорджем Гершвиным и потом даже помог ему написать
музыку к нескольким мюзиклам. В конце 1922 года Джонсон оставил индустрию
«рулонов», чтобы начать записываться на фонографе. Его первая композиция,
выпущенная таким способом на “Victor”, “Bleeding Heart Blues”, стала первым
записанным фортепианным соло в истории джаза.
Большую
часть своей карьеры Джонсон играл и записывался преимущественно соло, однако
бывали и периоды, когда он выступал как пианист в оркестрах. Какое-то время он
играл с довольно известным ансамблем “James Reese Europe's Hell Fighters” в
гарлемском клубе “Clef Club”. Несмотря на его технически очень сложный и
изысканный стиль, Джонсон был и очень востребованным аккомпаниатором у блюзовых
певцов и участвовал в нескольких важных записях Бесси Смит и Этель Уотерс.
Изредка он руководил записями разных комбо и появлялся как приглашенная звезда
у Перри Брэдфорда и Кларенса Уильямса.
Композиции,
сочиненные Джонсоном, принесли ему не меньшую славу, чем его исполнительский
стиль. Одной из его самых известных мелодий стала “If I Could Be With You One
Hour Tonight”, написанная в 1926 году, – как раз в тот год музыкант стал членом
«Американской ассоциации композиторов, авторов и издателей» (ASCAP). Также очень
популярными стали “Old Fashioned Love”, “Porter's Love Song (to a Chamber
Maid)”, “Charleston”, “Carolina Shout”, “Caprice Rag”, “Daintiness”, “The Mule
Walk” и “Ivy”, многие из которых были написаны для различных бродвейских шоу.
Ближе к
30-м Джонсон увлекся сочинением более «масштабной» музыки. Он изучал
оркестровую композицию и написал длинный хорал “Yamecraw”, который прозвучал в
короткометражном фильме с Бесси Смит. Он также сочинил блюзовую оперу и такие
произведения, как “Symphonie Harlem”, “Symphony in Brown”, “African Drums”,
“Piano Concerto in A-Flat”, “Mississippi Moon”, “Symphonic Suite on St. Louis
Blues”, но, к сожалению, большая часть этих трудов оказалась утеряна.
За свою
карьеру Джеймс Пи работал со всеми значимыми лейблами своего времени, за
исключением двух самых молодых, “Capitol” и “Mercury”. Множество его записей
регулярно переиздавались еще при его жизни. Большинство его «сторон» (тогда
записи меряли не альбомами, а сторонами пластинок) выходили под его именем, но
бывали и случаи, когда Джонсона приглашали исполнить какие-то особенно важные
фортепианные партии на записях различных оркестров. Так, например, он
записывался с “McKinney's Cotton Pickers” и участвовал в знаменитых
«Французских сессиях», устроенных Хью Панасье на “Victor” во время его поездки
в Штаты.
Лишь изредка работая в 30-х как пианист, Джонсон начал вновь активно записываться в 1939-м, часто работая с Эдди Кондоном, и продолжал выступать в 40-х, несмотря на проблемы с сердцем. Окончательно его карьеру оборвал тяжелый инсульт. Джеймс Пи Джонсон умер в Нью-Йорке 17 ноября 1955 года, навсегда оставшись в истории музыки как один из самых первых новаторов, заложивших многие из важнейших основ джазовой стилистики.
Ольга Дюдина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий