Американский
джазовый пианист, композитор, промоутер, вокалист, театральный продюсер и
издатель Кларенс Уильямс (Clarence Williams) родился 8 ноября (а по некоторым
источникам 8 октября) 1893 года в Плакемине (штат Луизиана). Уилли Лайон Смит
сказал о нем: «Кларенс не был великим пианистом, но он всегда был замечательным
организатором».
Его приемные родители владели небольшим отелем, где Кларенс, еще будучи мальчиком, играл на фортепиано, на гитаре, пел и немного танцевал. Он сбежал из дома в возрасте 12 лет, чтобы присоединиться к «Traveling Minstrel Show» Билли Керсэндса, а затем переехал в Новый Орлеан. Сначала Уильямс чистил обувь и перебивался случайными заработками, но вскоре стал известен как певец и церемониймейстер.
К началу 1910-х годов он был уважаемым местным артистом, игравшим
на пианино и сочинявшим новые мелодии. Уильямс был хорошим бизнесменом и
работал в местном афроамериканском театре водевиля, а также в различных салунах
и танцевальных залах вокруг Рампарт-стрит.
В 1915
году он открыл небольшое кабаре, куда приглашал известных музыкантов того
времени, среди которых были Сидней Беше и Банк Джонсон. В 1916 году Уильямс
неожиданно получил чек на 1600 долларов за то, что один из нью-йоркских
биг-бэндов записал его тему "Brown Skin, Who You For?" (о которой он
к тому времени уже забыл). Деньги позволили ему переехать в Чикаго,
организовать нотное издательство и собирать оркестры для записи популярных
мелодий. Одним из них стал "Blue Five", в котором в 1924-25 годах
играли Луи Армстронг и Сидней Беше.
К началу
1920-х годов Уильмс стал ведущим афроамериканским музыкальным издательством в
стране. Он недолго гастролировал с У.К. Хэнди, после чего поселился в Нью-Йорке.
В 1921 году Уильямс женился на блюзовой певице и театральной актрисе Еве
Тейлор, стал ее аккомпаниатором и представителем филиала фирмы грамзаписи
«Okeh». Уильямс и его жена купили большой дом на Раско-стрит (108-я авеню рядом
с Аддислей-парком) и превратили его в место сбора чернокожих артистов,
музыкантов и интеллектуалов, где афроамериканцы могли бы жить, работать и
сотрудничать друг с другом, свободные от расовой дискриминации и сегрегации,
которые были распространены в других частях города в то время. Уильямсы
проводили регулярные вечеринки и мероприятия, которые привлекали многих
известных деятелей Гарлемского Ренессанса, в том числе Лэнгстона Хьюза, Зору
Нил Херстон и Дюка Эллингтона.
Уильямс
был одним из первых пианистов на десятках блюзовых записей, записанных в
Нью-Йорке для офиса фонографической компании Okeh в офисном здании театра
Gaiety на Таймс-сквер. Он нанял многих артистов, которые выступали на лейбле.
Он также много записывался, часто возглавляя студийные группы для OKeh, Columbia
и иногда других звукозаписывающих лейблов. Уильямс умел открывать и ценить
таланты — в 1923 году он уступил место за фортепиано молодому Фэтсу Уоллеру. Также
он аккомпанировал многим блюзовым исполнителям, в том числе и Бесси Смит.
Уильямс продюсировал
и участвовал в ранних записях Луи Армстронга, Сидни Беше, Бесси Смит, Вирджинии
Листон, Ирен Скраггс, его племянницы Кэтрин Хендерсон и других. Соперничество
между Армстронгом и Беше, которые пытались превзойти друг друга
последовательными сольными брейками, проиллюстрировано в «Cake Walkin' Babies
from Home», самом знаменитом из этих выступлений, которое сохранилось в
версиях, записанных группами «The Red Onion Jazz Babies» и «Clarence Williams'
Blue Five». В ряде записей Уильямса конца 1920-х годов играл на корнете Кинг
Оливер. В 1928 году Уильямс был директором звукозаписи недолго
просуществовавшего лейбла QRS Records.
Большинство
его записей были песнями из его издательства, что объясняет, почему Уильямс
много раз записывал такие мелодии, как «Baby Won't You Please Come Home»,
«Close Fit Blues» и «Papa De-Da-Da». Среди его собственных композиций была
«Shout, Sister, Shout» (1929), которая была записана им, а также перепета сестрами
Босвелл в 1931 году.
Уильямс
продолжил издательскую деятельность, сочинял песни, записывал сольные
фортепианные пластинки и иногда собирал для записи биг-бэнды. В 1943 году
Уильямс продал свой обширный каталог мелодий компании «Decca Records» за 50 000
долларов и ушел на пенсию, но в 1950-е годы стал владельцем антикварного
магазина (по другим сведениям, винной лавки) в Гарлеме.
Уильямс
умер в Квинсе, штат Нью-Йорк, в 1965 году и был похоронен на кладбище
Сент-Чарльз в Фармингдейле на Лонг-Айленде. В 1977 году рядом с композитором была
похоронена его жена Ева Тейлор.
Имя Кларенса Уильямса появляется в качестве композитора или соавтора на многочисленных мелодиях, в том числе на тех, которые, по собственному признанию Уильямса, были написаны другими, но на которые Уильямс купил все права напрямую, что было обычной практикой в музыкальном издательском бизнесе в то время. Кларенс Уильямс также был указан как автор хита Хэнка Уильямса 1949 года «My Bucket's Got a Hole in It», песни, которая позже была записана Луи Армстронгом. В 1970 году Уильямс был посмертно введен в Зал славы авторов песен.
Clarence
Williams with Louis Armstrong & Sidney Bechet (1998)
01. Cake Waklin' Babies From Home
02. Everybody Loves My Baby
03. Shreveport Blues
04. Mandy, Make Up Your Mind
05. I'm A Little Blackbird Looking For A
Bluebird
06. Old Fashioned Love
07. Oh Daddy!
08. Texas Moaner Blues
09. Just Wait 'Til You See My Baby Do The
Charleston
10. Papa De-Da-Da
11. 'Tain't Nobody's Bus'ness If I Do
12. New Orleans Hop Scop Blues
13. Livin' High Sometimes
14. Coal Cart Blues
15. Cast Away
16. Mean Blues
17. House Rent Blues (The Stomp)
18. Of All The Wrongs You Done To Me
19. Santa Claus Blues
20. Pickin' On You Baby
21. Wild Cat Blues
22. Kansas City Man Blues
23. Squeeze Me
24. You Can't Shush Katie (The Gabbiest
Girl In Town)
25. Santa Claus Blues
Banjo –
Narcisse "Buddy" Christian
Clarinet
– Buster Bailey, Sidney Bechet
Cornet –
Louis Armstron), Thomas Morris
Piano –
Clarence Williams
Sarrusophone
– Sidney Bechet
Soprano
Saxophone – Buster Bailey, Sidney Bechet
Trombone
– Charlie Green, Charlie Irvis
+ others
Pianist, vocalist, bandleader, and music
publisher Clarence Williams is best remembered as the man who organized what turned
out to be definitive and historically important recording sessions involving
young Louis Armstrong and Sidney Bechet during the years 1923-1925. In 1999 the
Giants of Jazz label released a gutsy little 25-track anthology of classic jazz
recordings harvested from this early portion of the Clarence Williams
discography. In addition to Armstrong and Bechet, the personnel includes
cornetist Thomas Morris; trombonist Charlie Irvis; alto saxophonist Don Redman;
clarinet-affiliated Buster Bailey heard instead on soprano sax; banjoist Buddy
Christian; and vocalists Clarence Todd, Eva Taylor, and her husband, Clarence
Williams. Most if not all of the songs performed herein were straight out of
the Williams catalog; "Wild Cat Blues" was among the very first Fats Waller
tunes ever published by anyone. Other highlights include Waller's "Squeeze
Me," "Texas Moaner Blues," "Shreveport Blues,"
"'Tain't Nobody's Bizness If I Do," "Kansas City Man
Blues," and "New Orleans Hop Scop Blues." On "Mandy, Make
Up Your Mind," Sidney Bechet plays ensemble and solo contrabass
sarrusophone, using a horn fitted with a single-reed mouthpiece rather than the
double reed that was customarily inserted into the neck of this oddball
instrument, which was named after Pierre-Auguste Sarrus (1813-1876), a
competitor of Adolphe Sax (1814-1894), who was the inventor, designer, and
purveyor of the saxophone family of instruments. Bechet's stunning sarrusophone
solo is just one of many highlights to be enjoyed on this excellent sampler of
early New York jazz laced with fresh inspiration and improvisational energies
imported directly from Chicago and New Orleans.
---arwulf
arwulf, AllMusic Review
download
(mp3 @ kbs): yandex
Комментариев нет:
Отправить комментарий