Артистка Татьяна Шмыга оказалась успешна во всем, за что бы ни взялась. Женственная и обаятельная певица по праву считалась не только одной из самых талантливых, но и самых красивых советских исполнительниц. Любители искусства говорили, что балет — это Майя Плисецкая, опера — Елена Образцова, а оперетта — Шмыга. Одного ее имени на афише Театра оперетты хватало, чтобы зал был битком. Виолетта из "Фиалки Монмартра", Адель из "Летучей мыши", Диана из "Эспаньолы" Лопе де Вега.
Татьяна
Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Ее отец Ян Мицкевич после начала Первой мировой войны вместе с семьей бежал из Польши в Российскую империю. Здесь его мать вышла замуж во второй раз и поменяла имена своим детям. Так Ян Мицкевич стал Иваном
Шмыгой. Позже, в СССР, он закончил рабфак и стал сотрудником Центрального
статистического управления. Мать будущей певицы Зинаида Шмыга была
домохозяйкой.
О своем детстве Татьяна Ивановна вспоминала как о времени, полном родительской любви, добра и заботы. Имя Татьяне Шмыге дали в честь главной героини пьесы «Татьяна Русских и Иван Козырь» Дмитрия Смолина, на постановке которой ее родители побывали в Малом театре. С детства будущую певицу водили на разные спектакли. Она вспоминала:
«Мои родители были театралами. Я с детства запомнила, как они собирались на какой-нибудь спектакль. Это был целый ритуал — они настраивались на праздник, который их ожидает вечером, заранее».
И хотя к
искусству семья прямого отношения не имела, музыку в ней любили, часто слушали
песни Лещенко и Утесова, родители Тани любили бальные танцы и даже получали
призы за свои выступления. Не имея музыкального образования, они мечтали, чтобы
их дочь научилась играть на рояле, купили в дом пианино «Красный Октябрь» и
отвели Таню в школу при музыкальном техникуме имени М.М. Ипполитова-Иванова,
находившуюся недалеко от дома.
Первым
педагогом будущей солистки оперетты стала профессор Московской консерватории
Ксения Носькова. До того, как начались уроки с Ксенией Григорьевной, Татьяна и
не думала становиться певицей и всем говорила, что будет адвокатом. Но, позанимавшись
вокалом около года и полюбив петь романсы, она всерьез задумалась о карьере
камерной певицы и решила поступать в училище при Московской консерватории,
Мерзляковку.
Она
прошла два тура на вступительных экзаменах, а перед третьим сильно подвернула
ногу и прийти на прослушивание не смогла. Тем не менее, в комиссии решили
зачислить способную абитуриентку кандидатом в студентки. Оставалось только
ждать, когда кто-то вдруг уйдет или будет отчислен, и место освободится. Во
время прослушивания на экзаменах на юную Шмыгу обратил внимание один из
педагогов училища Алексей Васильевич Попов и пригласил ее поработать солисткой
в руководимом им хоре при оркестре Комитета по кинематографии. Хор этот, как
тогда было принято, выступал в фойе кинотеатров перед сеансами. В результате
дебют Татьяны Шмыги состоялся в кинотеатре «Экран». После этого она по совету
подруги, с которой они вместе пели в хоре А.В. Попова, решила не дожидаться
места в Мерзляковке, а показаться в Музыкально-театральном училище имени А.К. Глазунова,
где готовили артистов театра музыкальной комедии.
Попытка оказалась успешной: несмотря на середину учебного года, Татьяна Шмыга была принята. Так в 1947 году для нее началась студенческая пора. Уже через два месяца Шмыга захотела оставить учебу. Она писала:
«Я ходила в училище, но чувствовала, что ничего у меня не выходит, ничего я не могу делать. Сидела в аудитории в уголочке и думала лишь об одном: «Только бы меня не вызвали, только бы обо мне не вспомнили».
Один из педагогов, актер Константин Михайлов, настоял
на том, чтобы она осталась. Он начал репетировать с артисткой после основных
занятий. Вокалом со Шмыгой занималась Вера Олдукова. Вместе с ней артистка
исполняла русские романсы: «Когда мы с ней занимались, то под дверью нашего класса собирались студенты и слушали. Кого тогда я только не пела! <…> И даже теперь, когда слышу, как кто-то исполняет романсы, я иногда подпеваю». В
1951 году, на экзамене на четвертом курсе, Шмыга сорвала голос. Его артистке
помогла восстановить оперная певица и педагог Дора Белявская.
Татьяна
Шмыга поступала в среднее специальное учебное заведение, а оканчивала уже ВУЗ. Дело
в том, что в 1951 году училище имени А.К. Глазунова было решено соединить с
ГИТИСом (ныне РАТИ), создав на его базе факультет артистов театра музыкальной
комедии.
Как это
не покажется сейчас странным, но, оканчивая ГИТИС по специальности артистка
театра музыкальной комедии, Таня вовсе не увлекалась опереттой. По ее
воспоминаниям она, в сущности, толком и не знала этого вида искусства. Больше
всего она любила оперу, выросла на спектаклях Большого театра и в Московский
театр оперетты впервые попала, только став студенткой четвертого курса института.
Однако в октябре 1953 года молодая актриса вышла на сцену Московского театра
оперетты. Артист оперетты, как известно, должен быть универсалом – таковы
законы жанра: в нем на равных правах сочетаются пение, танец и драматическая
игра. И отсутствие у артиста одного из этих амплуа ни в коей мере не
компенсируется наличием другого. А Татьяна Шмыга была обладательницей как раз
такого своеобразного, можно сказать - синтетического таланта.
В январе
1954 года труппу театра возглавил Владимир Канделаки. Татьяна Шмыга тогда
готовила под руководством Григория Ярона свою первую роль – Виолетту в «Фиалке
Монмартра» Имре Кальмана.
«Я очень
любила свою Фиалочку, – вспоминала Татьяна Ивановна, – позднее я играла Нинон,
и ее искромётная «Карамболина» затмила Виолетту, но мне очень дорога моя
Фиалочка». Период работы Канделаки в Московской оперетте - это не только
звездный час этого театра, но и расцвет таланта и творчества Татьяны Шмыги.
Московская
постановка «Белой акации» стала заметным музыкальным событием тех лет, а песня
об Одессе в исполнении Шмыги вскоре стала гимном этого замечательного города.
Даже те, кто никогда не бывал ни в Москве, ни в театре Оперетты, знали о
спектакле, слышали его по радио, напевали его легко запоминающиеся мелодии.
От роли к
роли Шмыга совершенствовала свое мастерство. Совершенствовался и театр, который
по праву, можно сказать, создавала вместе с Игорем Тумановым и Владимиром
Канделаки. Там она смогла раскрыть себя как актриса и певица, которая не
ограничивается одним только опереточным амплуа, а стремится показать характер,
расширить драматургию. Не случайно на творческих встречах со зрителями и в
интервью с журналистами Татьяна Ивановна говорила, что ее желанием всегда было
переименовать Театр оперетты в Музыкальный театр. В центре репертуара и
творческих интересов Татьяны Шмыги всегда оставалась советская оперетта.
Практически все лучшие произведения этого жанра были ею исполнены:
«Белая
акация» И.Дунаевского;
«Москва,
Черемушки» Д.Шостаковича;
«Весна
поет» Д.Кабалевского;
«Поцелуй
Чаниты»,
«Цирк
зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю.Милютина;
«Севастопольский
вальс» К.Листова;
«Девушка
с голубыми глазами» В.Мурадели; «Конкурс красоты» А.Долуханяна;
«Белая
ночь» Т.Хренникова;
«Пусть
гитара играет» О.Фельцмана;
«Товарищ
Любовь» В.Иванова и «Неистовый гасконец» К.Караева.
Вот такой
внушительный список. Это были совершенно разные характеры, и для каждого из них
Шмыга находила убедительные краски, порой преодолевая условность и рыхлость
драматургии.
Роли в
этих спектаклях не только стали этапными в творческой судьбе актрисы, но и во
многом определили стиль новой советской оперетты, которую сегодня трудно
представить без праздничности, карнавальности, без того сочетания красоты и
гармонии, эмоционального накала, пластики и голоса Татьяны Шмыги. При этом
Татьяну Ивановну всегда отличали хороший вкус, чувство меры, особая лиричность,
музыкальность. В классическом репертуаре после Виолетты – ее первой роли –
почитатели оперетты познакомились с ее Аделью из «Летучей мыши», Валентиной из
«Веселой вдовы», Анжелью из «Графа Люксембурга».
В 1969
году Татьяна Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки», но уже в роли Нинон. В
этой постановке певица исполнила композицию «Карамболина».
«Карамболина»
же буквально срослась со мной и «преследует» меня по сей день: какую бы
передачу обо мне ни делали — обязательно в ней прозвучит «Карамболина». Сколько
раз я просила музыкальных редакторов, режиссеров проиллюстрировать передачу
другими номерами. Обещают, но в результате не могут удержаться — непременно
вставят «Карамболину», словно ничего другого в жизни я не пела. Хотя понять
редакторов можно — номер действительно выигрышный, особенно на экране»
Татьяна
Шмыга, книга воспоминаний «Счастье мне улыбалось»
Успех был
потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой
актрисы.
На
протяжении своей жизни Шмыга сыграла в театре более 60 ролей, причем не столько
у "буржуазных" композиторов, сколько (таковы были условия времени) в
советских музыкальных комедиях - "Цирк зажигает огни", "Белая
акация", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты" и
других.
К началу
70-х годов Шмыга стала настолько популярной, что аншлаг был обеспечен любому
спектаклю с ее участием. Однако певица не ограничивалась работой в Московском
театре оперетты. Красота и талант Шмыги оказались востребованы в кино и театре.
Одной из самых заметных ролей для нее стала француженка Жермон в
"Гусарской балладе" Эльдара Рязанова. Кроме того, она сыграла в таких
фильмах, как "Кое-что из губернской жизни", "Эксперимент" и
"В первый час".
Татьяна
Шмыга была замужем трижды. Ее первым супругом стал преподаватель факультета
журналистики МГУ Рудольф Борецкий. Они познакомились летом 1949 года в доме отдыха работников искусств в Туапсе, несколько месяцев переписывались, а вскоре поженились. Шмыга вспоминала: «Наш роман с Рудиком был скорее заочным, роман в письмах,
каких-то особых страстей я вроде бы и не испытала».
С
Борецким Шмыга рассталась в середине 1950-х, когда познакомилась со своим
вторым мужем — певцом и главным режиссером Московского театра оперетты
Владимиром Канделаки. Вместе они прожили около 20 лет.
«Только в
первые годы, когда была влюбленность, все было легко и просто и казалось, что
все обойдется. Потом же, когда мы начали притираться друг к другу, стали
сказываться его взрывной характер, особенности южного темперамента, обычный
мужской эгоизм. Так что относительно безоблачными, счастливыми я могу назвать
лишь первые пять лет нашей жизни, а всего мы прожили с Владимиром Аркадьевичем
вместе двадцать лет <…> Но зато те десять лет, что Канделаки руководил
нашим театром, я могу назвать, пожалуй, самыми лучшими в своей артистической
судьбе — была молодость, было много работы, много интересных ролей. Это была
жизнь, до краев наполненная трудом, смыслом…»
Татьяна
Шмыга, книга воспоминаний «Счастье мне улыбалось»
Третьим
супругом Татьяны Шмыги был композитор и главный дирижер Театра сатиры Анатолий
Кремер. С ним артистка была знакома с 1950-х годов. Кремер работал в Московской
оперетте дирижером, руководил оркестром легкой музыки МГУ, с которым Шмыга
несколько раз выступала. Они поженились в 1976 году и прожили вместе больше 30
лет. Специально для Шмыги Кремер написал несколько музыкальных комедий, в том
числе «Катрин» и «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал».
Муж
Татьяны Шмыги, Анатолий Кремер рассказывал: «Молодость ей была дана от бога -
она не делала никаких подтяжек, а выглядела потрясающе. Незадолго до 70-летия
приходит домой и смеется:
«Толь, ты
представляешь - поймала машину, за рулем - мужчина лет тридцати. Меня не узнал
- из молодых, кто в оперетту не ходит. Смотрит так на меня с интересом и
говорит: «А что вы делаете вечером в субботу?» От неожиданности я даже дар речи
потеряла».
Дорогие
годы помещения Московского театра оперетты представляли из себя катакомбы,
капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. Вот
по ним Шмыга и бегала как девочка - тук, тук, тук... Если только в здании
отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: это Тань-Вань (так шутливо
называли Шмыгу коллеги) прибежала. А если серьезно, именно каблуки привели к
тому, что она серьезно заболела.
На
юбилейном вечере, посвященном ее 80-летию, у нее уже болела нога. Но она
провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает.
Пела «Карамболину» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила
роль Нинон. Размер в размер».
Шмыгу
знали и любили не только в Москве, на ее творческой родине, даже несмотря на
то, что в кино она играла редко. Она много гастролировала, причем не только по
Союзу. Там, куда она не добиралась, были популярны пластинки с ее записями и
фильмы-концерты. Поклонники у певицы были и в США, в Болгарии, Чехии, и даже в
Бразилии. Достижения певицы были отмечены многочисленными знаками внимания не
только от зрителей, но и от государства. Она стала единственной представительницей
оперетты, удостоенной звания Народной артистки СССР, что само по себе - уникальное
признание ее заслуг. Кроме того, Татьяна Ивановна была награждена орденами
"Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За
заслуги перед Отечеством" IV степени.
Однако
главное достижение Татьяны Шмыги нельзя измерить никакими наградами. Она
показала на сцене образ взбалмошной, легкомысленной красавицы, давала ощущение
радости, чего так не хватало в жизни советского человека. Эта игривость и
веселье точно подходили к оперетте, и были для людей праздником, который
помогал ненадолго забыть об обыденности. Жаль лишь, что всякому празднику
приходит конец.
3 февраля
2011 года певчая птичка и обаятельнейшая Татьяна Шмыга умерла в 82 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий