четверг, 1 февраля 2024 г.

Золотая осень советской эстрады. 1 Февраля отмечает юбилей (70 лет) Юрий Лоза.


После того, как Бари Алибасов вместе с директором саратовской филармонии не выполнили обещаний о предоставлении Лозе местной прописки, Юрий уходит из ансамбля Интеграл и в начале 1983 года перебирается в Москву. Подал документы в ГИТИС, но в институт не поступил. Был фарцовщиком музыкальных инструментом и проводил нелегальные концерты. Один из его приятелей Вячеслав Ангелюк был руководителем группы «Примус». Через него познакомился с другими музыкантами группы Александром Боднарем (гитара) и Игорем Плехановым (клавишные). С их помощью и на технической базе «Примуса» Лоза записал свой первый магнитоальбом «Путешествие в рок-н-ролл».

Юрий Лоза и группа "Примус" – «Девочка в баре» (1983)

После завершения работы над альбомом Лоза забрал свою копию записи, но по стране распространяется вариант записи, где в самом начале сказано: «Для вас поёт свои песни группа „Примус“». «Когда я это услышал, — вспоминает Лоза, — у меня волосы дыбом встали. Почему вдруг „Примус“? Я не давал на это никакого разрешения, это мои песни, мои тексты, моя музыка, я всё спел и сыграл. В конце концов, я не являлся членом группы „Примус“». Лоза порвал отношения с участниками группы и придумал версию, что «Примус» — это не название проекта, а в переводе с латинского, номер альбома, то есть «первый». Песня «Девочка в баре» стала одним из хитов года.

Юрий Лоза и группа "Примус" – «Мой приятель — голубой» (1983)

Другая песня «Мой приятель — голубой» с этого альбома вошла в список «100 лучших сексуально-эротических хитов советского рока всех времен» журнала «Контр Культ Ур’а». Музыкальный журналист Владимир Марочкин назвал этот альбом «Звуком года в СССР».

По словам Андрея Бурлаки, магнитоальбом «Путешествие в рок-н-ролл» стал «достоверным и точным срезом жизни тогдашнего советского общества, причём, с его непарадной, стыдливо игнорируемой литературой и масс-медиа эпохи соцреализма стороны: он был полон остроумных зарисовок с натуры и язвительных комментариев к ним», будь то школьница, старательно пытающаяся быть современной («Девочка в баре»), подросток, комплексующий по поводу отсутствия вожделенных джинсов («Купи мне, мама»), предвкушение выпивки в компании друзей («Пора по чуть-чуть») и неизбежные страдания после («Утро с похмелья»).

Юрий Лоза и группа "Примус" – «Купи мне, мама» (1983

 Строителей коммунизма среди героев альбома не было как класса. Доминирующим стилем являлся рок-н-ролл в интерпретации новой волны, объяснявшейся использованием синтезатора, что делало его минималистский звук вполне современным на 1983 год, хотя в музыке присутствовали откровенные цитаты из первоисточников: мелодия «У меня мал папа» взята из песни «Papa-Oom-Mow-Mow» группы The Rivingtons 1962 года, а в «Бабе Любе» легко различимы интонации «Long Tall Sally» Литла Ричарда 1956 года.

Юрий Лоза и группа "Примус" – «Баба Люба» (1983)

Скандальный успех «Путешествия в рок-н-ролл» принёс проблемы самой группе «Примус», которая находилась под пристальным вниманием комсомольской прессы и органов внутренних дел.

В том же 1983 году Юрий Лоза стал участником группы «Зодчие», в которой также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 1980-х годов песни Лозы составляли основу репертуара «Зодчих». В 1986 две песни «Зодчих» — «Я умею мечтать» и «Зима» (обе авторства Ю. Лозы) были изданы фирмой «Мелодия» на сборнике «Панорама — 86. Фестиваль молодёжной популярной музыки». Это были первые официально изданные песни Юрия Лозы. Обе песни были высоко оценены музыкальным журналистом Андреем Гавриловым.

Юрий Лоза – «Я умею мечтать» (1987)

По словам исполнителя, работа в Тюменской филармонии, где официально находились «Зодчие», являлась и защитой, и привилегией: «Я был в Москве бомж, поэтому мне необходима была ведомственная прописка. Её сделали в Тюмени. У нас репетиционная база была в Москве, и у меня были две бумажки, которые спасали меня от любого милиционера. Я прописан в Тюмени, но в Москве репетирую». На концертах песни Лозы звучали под псевдонимом Юрий Савич, чтобы пройти цензуру.

Юрий Лоза – «Зима»

«Концерт Для Друзей» - ещё один магнитоальбом Юрия Лозы, выпущенный в 1984 году. Особенно были и остаются любимы народом песни «Новый год» («Веселье новогоднее припомнили сегодня мы...»), «Исполнительный лист» («На заплеванном пустынном полустанке...»), «Гараж» («Папа к подъезду пригнал «Жигули» ...). Участники записи: бас-гитара – Алексей Червяков, ударные – Геннадий Гордеев, клавишные– Александр Белоносов, вокал – Юрий Лоза.

Юрий Лоза – «Новый год»

В 1986 году вышел четвёртый сольный магнитоальбом «Любовь, любовь…». По итогам года обозреватель журнала «Смена» Михаил Садчиков поставил запись на 4-е место в списке лучших магнитофонных альбомов года, а сам Юрий Лоза вошёл в список лучших поэтов-песенников. Хит-парад «Звуковая дорожка» включил Юрия Лозу в списки лучших композиторов года (№ 9) и певцов года (№ 6).

В 1987 году Юрий Лоза начал официальную сольную карьеру. В 1988 году вышла дебютная сольная пластинка «Что сказано, то сказано» на фирме «Мелодия». В её состав вошли песни с магнитоальбомов «Тоска» (1985) и «Любовь, любовь…» (1986), а также ранее не издававшаяся песня «Плот».

Юрий Лоза – «Плот» (Фестиваль «Песне года 88»)

Песню «Плот» Юрий Лоза написал в 1982 году, когда работал в группе Бари Алибасова «Интеграл». Лоза предложил Алибасову включить песню в репертуар группы, но того она не впечатлила. После выхода пластинки песня имела огромный успех, стала радиохитом и в настоящее время является визитной карточкой исполнителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий