После того, как Бари Алибасов вместе с директором саратовской филармонии не выполнили обещаний о предоставлении Лозе местной прописки, Юрий уходит из ансамбля Интеграл и в начале 1983 года перебирается в Москву. Подал документы в ГИТИС, но в институт не поступил. Был фарцовщиком музыкальных инструментом и проводил нелегальные концерты. Один из его приятелей Вячеслав Ангелюк был руководителем группы «Примус». Через него познакомился с другими музыкантами группы Александром Боднарем (гитара) и Игорем Плехановым (клавишные). С их помощью и на технической базе «Примуса» Лоза записал свой первый магнитоальбом «Путешествие в рок-н-ролл».
После
завершения работы над альбомом Лоза забрал свою копию записи, но по стране
распространяется вариант записи, где в самом начале сказано: «Для вас поёт свои
песни группа „Примус“». «Когда я это услышал, — вспоминает Лоза, — у меня
волосы дыбом встали. Почему вдруг „Примус“? Я не давал на это никакого
разрешения, это мои песни, мои тексты, моя музыка, я всё спел и сыграл. В конце
концов, я не являлся членом группы „Примус“». Лоза порвал отношения с
участниками группы и придумал версию, что «Примус» — это не название проекта, а
в переводе с латинского, номер альбома, то есть «первый». Песня «Девочка в
баре» стала одним из хитов года.
Другая
песня «Мой приятель — голубой» с этого альбома вошла в список «100 лучших
сексуально-эротических хитов советского рока всех времен» журнала «Контр Культ
Ур’а». Музыкальный журналист Владимир Марочкин назвал этот альбом «Звуком года
в СССР».
По словам
Андрея Бурлаки, магнитоальбом «Путешествие в рок-н-ролл» стал «достоверным и
точным срезом жизни тогдашнего советского общества, причём, с его непарадной,
стыдливо игнорируемой литературой и масс-медиа эпохи соцреализма стороны: он
был полон остроумных зарисовок с натуры и язвительных комментариев к ним», будь
то школьница, старательно пытающаяся быть современной («Девочка в баре»),
подросток, комплексующий по поводу отсутствия вожделенных джинсов («Купи мне,
мама»), предвкушение выпивки в компании друзей («Пора по чуть-чуть») и
неизбежные страдания после («Утро с похмелья»).
Строителей коммунизма среди героев альбома не
было как класса. Доминирующим стилем являлся рок-н-ролл в интерпретации новой
волны, объяснявшейся использованием синтезатора, что делало его минималистский
звук вполне современным на 1983 год, хотя в музыке присутствовали откровенные
цитаты из первоисточников: мелодия «У меня мал папа» взята из песни
«Papa-Oom-Mow-Mow» группы The Rivingtons 1962 года, а в «Бабе Любе» легко
различимы интонации «Long Tall Sally» Литла Ричарда 1956 года.
Скандальный
успех «Путешествия в рок-н-ролл» принёс проблемы самой группе «Примус», которая
находилась под пристальным вниманием комсомольской прессы и органов внутренних
дел.
В том же
1983 году Юрий Лоза стал участником группы «Зодчие», в которой также играли
Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 1980-х годов песни Лозы составляли
основу репертуара «Зодчих». В 1986 две песни «Зодчих» — «Я умею мечтать» и
«Зима» (обе авторства Ю. Лозы) были изданы фирмой «Мелодия» на сборнике
«Панорама — 86. Фестиваль молодёжной популярной музыки». Это были первые
официально изданные песни Юрия Лозы. Обе песни были высоко оценены музыкальным
журналистом Андреем Гавриловым.
По словам
исполнителя, работа в Тюменской филармонии, где официально находились «Зодчие»,
являлась и защитой, и привилегией: «Я был в Москве бомж, поэтому мне необходима
была ведомственная прописка. Её сделали в Тюмени. У нас репетиционная база была
в Москве, и у меня были две бумажки, которые спасали меня от любого
милиционера. Я прописан в Тюмени, но в Москве репетирую». На концертах песни
Лозы звучали под псевдонимом Юрий Савич, чтобы пройти цензуру.
«Концерт
Для Друзей» - ещё один магнитоальбом Юрия Лозы, выпущенный в 1984 году. Особенно
были и остаются любимы народом песни «Новый год» («Веселье новогоднее
припомнили сегодня мы...»), «Исполнительный лист» («На заплеванном пустынном
полустанке...»), «Гараж» («Папа к подъезду пригнал «Жигули» ...). Участники
записи: бас-гитара – Алексей Червяков, ударные – Геннадий Гордеев, клавишные–
Александр Белоносов, вокал – Юрий Лоза.
В 1986
году вышел четвёртый сольный магнитоальбом «Любовь, любовь…». По итогам года
обозреватель журнала «Смена» Михаил Садчиков поставил запись на 4-е место в
списке лучших магнитофонных альбомов года, а сам Юрий Лоза вошёл в список
лучших поэтов-песенников. Хит-парад «Звуковая дорожка» включил Юрия Лозу в
списки лучших композиторов года (№ 9) и певцов года (№ 6).
В 1987
году Юрий Лоза начал официальную сольную карьеру. В 1988 году вышла дебютная
сольная пластинка «Что сказано, то сказано» на фирме «Мелодия». В её состав
вошли песни с магнитоальбомов «Тоска» (1985) и «Любовь, любовь…» (1986), а
также ранее не издававшаяся песня «Плот».
Песню
«Плот» Юрий Лоза написал в 1982 году, когда работал в группе Бари Алибасова
«Интеграл». Лоза предложил Алибасову включить песню в репертуар группы, но того
она не впечатлила. После выхода пластинки песня имела огромный успех, стала
радиохитом и в настоящее время является визитной карточкой исполнителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий