«Новое – это хорошо забытое старое» -
банальная истина, характерная для всего искусства в целом, пожалуй, только в
музыке подтверждается с завидной частотой. Старые, давно забытые мелодии
неожиданно отряхивают с себя пыль веков и в очередной раз становятся основой
для популярных песен. Это утверждение можно с полной уверенностью отнести к
торжественному медленному танцу - паване, который пришел на смену популярному в
XV веке бассдансу. В начале XVI века павана широко распространилась по всей
Европе и стала одним из самых любимых придворных танцев. Павана была танцем
знатных особ и, как писал немецкий и американский музыковед Курт Закс (Curt
Sachs), в крестьянской и буржуазной среде танец не был распространен. Под
музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: проводы невесты из
знатной семьи в церковь и из церкви, выход священника, бургомистра, членов
городской ратуши и т.п.
Павана – один из наиболее
величественных куртуазных танцев. Именно ею, как правило, открывался
королевский бал. Танцевать павану начинала царственная чета, затем танцевал
дофин, вслед за ним — другие знатные особы в строгом соответствии с рангом.
Хореография паваны довольно проста. Русский историк балета С.Н. Худеков называл
павану «прогулочным танцем», подчеркивая тем самым её связь с бассдансами –
беспрыжковыми променадными танцами Средних веков, похожими на чинную процессию.
На протяжении всего танца использовалось только одно па (pas) — шаг паваны,
который был простым или двойным и делался вперёд, назад или в сторону. Комбинацию
шагов в паване составляют два одинарных и один двойной шаги. Простой шаг паваны
- («simple pas») - скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная
нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса). Двойной
шаг паваны - («double pas») - шагающая нога скользит вперёд, тяжесть
переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит
вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом
корпуса. Композиция паваны состояла из шагов вперёд—назад, обходов партнёрами
друг друга и церемонных поклонов, что давало великолепную возможность
демонстрации роскошных облачений и изящных манер знати. Кавалеры исполняли
павану при шпагах и в плащах, а дамы — в парадных платьях со шлейфами. Танцующие
павану как бы подражали горделивой походке павлина с красиво распущенным
хвостом. Вероятно, поэтому танец был назван знаменитым немецким музыкантом
эпохи Возрождения Гансом Юденкёнигом (Hans Judenkönig) «павлиньим танцем».
Торжественные шаги паваны дожили до нынешних дней и известны, как
«нерешительные шаги» в церемонии бракосочетания.
Antonio de Cabezón - Pavana con su glosa, performance Capella Virelai
(Jordi Reguant).
Согласно сохранившимся документам считается,
что павана имеет итальянское происхождение. По версии французского теоретика
танца, писателя и композитора Туано Арбо (Thoinot Arbeau) павана или падована
(итал. padovana) появилась в итальянском городе Падуя (итал. Padova) по
которому и получила своё название. Самая ранняя из известных версий танца
описана в книге итальянского композитора Жоана Амброзио Далзы (Joan Ambrosio
Dalza) «Intabolatura de lauto libro quarto», изданной в Венеции в 1508 году.
Книга содержит пять паван «a la veneciana» и четыре паваны «a la ferrarense» по
общим названием «Padoane diuerse». Возможно, что падована существовала
одновременно с паваной, но это был совершенно другой танец, схожий с гальярдой
или сальтарелло. В книге «El maestro» испанского композитора Луиса де Милана
(Luis de Milán), напечатанной в 1536 году в Валенсии, также указывается на
итальянское происхождение танца. По другой версии, которой придерживаются
французские музыковеды Шарль Давийе, Артур Пужен и Шарль Компан, слово «павана»
испанского происхождения (исп. pavana, от лат. pavo — павлин), и название танца
связано с его торжественным церемониальным характером. Танец пришел во Францию
из Испании при Генрихе III. Жорж Дера разделяет французскую и испанскую паваны
(Pavane d'Espagne). Последняя, по его мнению, отличалась меньшей
торжественностью и, к тому же, появилась намного позже (1589 г.). Все паваны,
датируемые первой половиной или серединой XVI века, исполняются в умеренном
темпе торжественного характера, который явно ориентирован на медленные танцевальные
шаги и движения. Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая
паваны, различающиеся своим характером.
Luis de Milán - Pavana & Gallarda, performance Jordi Savall, from the
international early music ensemble Hespèrion XXI (2013).
В начале и середине XVI века павана
была уже хорошо документирована в Италии и Испании композициями таких известных
музыкантов, как вышеупомянутые Жоан Амброзио Далса и Луис де Милан, а также
Антонио Валенте (Antonio Valente) и Антонио де Кабесон (Antonio de Cabezón).
Простая и, вероятно, очень старая мелодия «Паванена» («Pavaniglia») была
известна примерно с 1546 года и в XVIII веке послужила моделью для вариаций
итальянского композитора Джованни Паоло Фоскарини (Giovanni Paolo Foscarini). К
1570 году танец стал известен во Франции и Нидерландах. В 1581 году павана
стала более сложным, предназначенным для профессиональных танцоров танцем
благодаря итальянскому композитору и хореографу Фабрицио Карозо (Fabritio
Caroso) и его пьесе «Il Bailarino».
Fabritio Caroso – Pavaniglia.
В Англии первыми известными паванами
являются «The Emperorse Pavyn» и «King Harry the VIIIth Pavyn», созданные в
елизаветинскую эпоху. Самой популярной паваной эпохи Возрождения принято
считать произведение неизвестного автора под названием «Belle qui tiens ma
vie», которое упоменается в книге Туано Арбо «Орхезография» («Orchésographie»).
Этот яркий пример певческой паваны, которая стала популярной песней и была
опубликована в нескольких антологиях и изданиях таких, как, например, «Первая
книга уроков супружеской жизни» («First Book of consort Lessons») английского
композитора Томаса Морли (Thomas Morley).
John Dowland - pavane «Lachrimae antique», Thounot Arbeau - galliard
«Joyssans», performance «Kings almighty».
Как прикладной танцевальный жанр
павана просуществовала недолго. На рубеже XVI – XVII веков танец постепенно
выходит из моды, его сменил родственный, но более быстрый пассамеццо
(Passamezzo), часто называемый Павана-Пассамеццо. Уже в 1589 году Туано Арбо
заметил, что павану «больше не танцует так часто, как раньше», хотя при дворе
Людовика XIV это был всё ещё очень популярный танец, пока его не заменила Куранта
(la Courante). В инструментальной музыке, однако, павана довольно часто
встречалась до второй половины XVII века в качестве самостоятельной
инструментальной пьесы или одной из пьес инструментального цикла (павана -
гальярда, павана - сальтарелло - пива). Инструментальная павана достигла своего
рассвета в творчестве английских верджиналистов У. Берда, О. Гиббонса, Дж.
Доуленда, Дж. Булла, В. Тисдэла, широко применялась в сюитах немецких
композиторов XVII века И. Штадэна, Э. Видемана, С. Шэйдта, И. Шэйна и др.,
встречается у французских клавесинистов – Л. Куперена и Ж.Ш. Шамбоньера.
L. Couperin – Pavane, performance
C. Rousset.
Затем, после столетнего «забвения»
павана возродилась в творчестве композиторов XIX – XX веков, хотя случаи
обращения к этому жанру весьма немногочисленны. В XIX веке французский
композитор Г. Форе написал павану для хора с оркестром «Pavane, Op. 50», павана
также встречается в операх К. Сен-Санса «Этьен Марсель» и «Прозерпина». «Pavane,
Op. 50» Форе оказала большое влияние на его учеников и последователей, ярких
представителей импрессионизма в музыке, создавших собственные паваны:
«Passepied» Клода Дебюсси (Claude Debussy) в «Suite bergamasque», а также
«Pavane pour une infant défunte» и «Pavane de la belle au bois dormant» в «Ma
mèrel'oye» Мориса Равеля (Maurice Ravel).
Faure - Pavane Op 50, performance «Die 12 Cellisten der Berliner
Philharmonker».
Один из самых прогрессивных и
талантливых французских композиторов конца XIX века Клод Дебюсси включил павану
«Passepied» в одну из своих самых известных фортепианных произведений «Сюита
бергамаска» («Suite bergamasque»). Впервые она была написана Дебюсси около 1890
года, в возрасте 28 лет, но была существенно переработана непосредственно перед
ее публикацией в 1905 году. Композитор не хотел публиковать эти сравнительно
ранние фортепианные сочинения, потому что они не были в его зрелом стиле, но в
1905 году принял предложение издателя, который считал, что они будут успешными,
учитывая славу, завоеванную Дебюсси за прошедшие пятнадцать лет. Хотя
неизвестно, сколько Сюиты было написано в 1890 году и сколько - в 1905 году,
ясно, что Дебюсси изменил названия, по крайней мере, двух пьес. «Passepied» была
изначально названа просто «Паваной» («Pavane»), а «Clair de lune» - «Promenade
sentimentale». Оба названия происходят от стихотворений Поля Верлена.
«Passepied» - Claude Debussy (Orchestral version), performance The San
Francisco Ballet Orchestra, Emil de Cou.
В 1899 году Морису Равелю было 24
года, и он был еще далек от создания своих знаменитых оркестровых сочинений,
которые так обогатили музыку. На этом этапе своей музыкальной карьеры Равель,
под влиянием творчества Габриэля Форе и Клода Дебюсси написал павану «Pavana
para una infanta difunta» - короткий и восхитительный медленный танец для
фортепиано, в котором, по мнению музыковедов, наиболее проявились гордые
испанские корни композитора. В 1910 году Равель опубликовал оркестровый вариант
паваны для двух флейт, гобоя, двух кларнетов (си-бемоль), двух фаготов, двух
рогов, арфы и струнных.
Maurice Ravel - Pavana para una infanta difunta, performance Sergio
Berlioz.
В 1903 году румынский композитор,
скрипач, дирижёр и педагог, национальный классик, один из крупнейших музыкантов
первой половины XX века Джордже Энеску (George Enescu) включил павану, как 3-ю
часть в свою 2-ю сюиту для фортепиано (ор.10). В 1926 году английский
композитор Питер Уорлок (Peter Warlock) создал своё самое известное
произведение «Capriol Suite». Первоначально написанная для фортепианного дуэта,
сюита была переделана Уорлоком как для струнных, так и для полноценного
оркестра. По словам композитора, в основу произведения были положены мелодии из
«Орхезографии» Туано Арбо. Тем не менее, биограф Уорлока Сесил Грей писал, что
«если сравнить эти мелодии с тем, что из них сделал композитор, то можно
увидеть, что по всем намерениям и целям это можно считать оригинальным
произведением». Второй из шести частей, составивших сюиту, следует «Pavane, Allegretto, ma un poco lento, G
minor».
Peter Warlock - Capriol Suite, performance The Norwegian Chamber
Orchestra, leader Henning Kraggerud.
Павана звучит также в балетах С.С.
Прокофьева «Золушка» и Р. Воана-Уильямса «Иов», в опере А. Берга «Воццек».
В современной популярной музыке к
паване обратился английский композитор и клавишник, участник группы «Deep
Purple» Джон Лорд (Jon Lord), который включил павану в свой второй сольный
студийный альбом «Sarabande», вышедший в 1976 году.
Jon Lord - Pavane (2004, Beyond The Notes).
Английский музыкант, композитор и
лидер супер-группы «Jethro Tull» Йен Андерсон написал по мотивам произведения
Габриэля Форе свою прекрасную павану для рождественского альбома «The Christmas
Album» (2002).
Jethro Tull/Ian Anderson – Pavane, performance Ian Anderson & Jethro
Tull feat. Neue
Philharmonie Frankfurt (2005).
Павана прозвучала в дебютном
студийном альбоме британской рок-группы «The Alan Parsons Project» - «Tales of
Mystery and Imagination». Написанный по мотивам произведений Эдгара Аллана По, альбом вышел в 1976 году и
произвел фурор, вскоре став культовым, заняв 38 место в списке Billboard. Само название
альбома повторяет название первого сборника произведении По, изданного в 1908
году. Альбом представляет собой философское творение в лучших традициях
симфо-арт-рока с отголосками психоделики, не уступающее в качестве «Genesis»,
«Pink Floyd» и «Yes». Он великолепно скомпонован и воспринимается как единое
целое, а не набор отдельных композиций.
Alan Parsons Project, The Fall of the House of Usher IV: Pavane (auf dem
Album Tales of Mystery and Imagination Edgar Allan Poe)
В написании поста использована
информация из Интернета и книги В.В. Басс «Жанры танцевальной музыки: павана,
форлана, ригодон».
Комментариев нет:
Отправить комментарий