Я познакомился с Юрием в сентябре 1973 года, когда был еще председателем профсоюзного комитета объединения "КерчьРыбПром". В Крым приехали сразу два члена Политбюро ЦК КПСС для вручения Звезды героя городу Керчь. Это были первый секретарь ЦК КПУ Владимир Васильевич Щербицкий и министр обороны СССР маршал Андрей Антонович Гречко. А Юрий Иосифович Богатиков тогда только-только получил звание народного артиста УССР и, конечно, был приглашен на праздничный концерт.
Юрий спел
"Золотую Керчь" Алексея Экимяна, который, как впоследствии
выяснилось, был не только популярным композитором, но и генерал-майором
милиции. Никто, даже министр внутренних дел, не знал, что Экимян, руководитель
службы уголовного розыска Московской области, и композитор, чьи песни исполняют
Анна Герман, Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев и многие другие
известные певцы, — одно и то же лицо. В репертуаре Юры тоже было несколько
песен Экимяна. На празднике маэстро сам сидел за фортепиано. А как звучал Юра,
я даже не берусь рассказать. Это было потрясающе.
— Юрий
Богатиков — в прошлом моряк, бесшабашный человек, эстрадный певец, вы — с
молодости человек солидный, карьерный партработник, к тому же на 17 лет моложе.
Что вас связывало в течение 30 лет?
— Да не
то что связывало, а, я бы сказал, нас спаяло, как сварочным швом. Я бывал на
его концертах несчетное количество раз, и всегда мне было интересно, как
впервые. Когда он появлялся на сцене, я буквально впадал в гипнотическое
состояние. В те времена было принято, чтобы певцы пели, а чтецы читали. Юра
один позволял себе и петь, и стихи читать. Перед исполнением песни Вениамина
Баснера "На безымянной высоте" читал свои любимые стихи Иосифа
Уткина: "Если я не вернусь, дорогая, нежным письмам твоим не внемля, не
подумай, что это — другая, это значит... сырая земля". И как читал!
Завораживал. Была такая магия Богатикова. Правда, умение держать в руках (его
слова "брать за глотку") огромные залы и стадионы ему дорого
обходилось. Вообще, Юрий Иосифович, как воспитанник Тихоокеанского флота, был крепким
человеком, но перед концертом у него всегда резко поднималось давление. Говорил
мне: "Пока не сброшу адреналин, давление не нормализуется". Он был
подвержен таким перепадам всю жизнь, несмотря на то что рано стал большим
мастером и, казалось бы, мог не волноваться.
— В одном
из интервью Юрий Богатиков вспомнил нелицеприятную характеристику, данную ему
Иваном Козловским: "Такой голос и на такое г... потратил". К Юрию
Иосифовичу навсегда приклеился ярлык солиста флотского ансамбля песни и пляски,
он пожизненно был исполнителем советской песни, в основном
военно-патриотического содержания. И не всегда это были хиты, попадались и
проходные сочинения. Иногда их исполнение производило впечатление чего-то
простоватого и конъюнктурного.
— А для
Юры не существовало ничего конъюнктурного. Он так чувствовал. Его отец не
вернулся с фронта, и с детства Юра пел "Землянку",
"Соловьи", "В лесу прифронтовом". Он не отделял лирику от
патриотизма. Хотя умел критически оценить и что поет, и как поет.
Но,
верно, из-за репертуара многие считали Юру... простаком, что ли. Это обманчивое
впечатление. На самом деле, он был величайшим эстетом, эрудитом, интеллигентом.
По маминой линии он — потомок поэта-декабриста Кондратия Рылеева. Так что в
жилах у Юры текла, что называется, голубая кровь. У него был настоящий, большой
оперный голос и высокая культура пения. Но он ушел с какого-то курса
Харьковской консерватории, потому что однажды посмотрел на себя в зеркало
излишне критически и решил, что при его наполеоновском росте ему нечего делать
на оперной сцене и что герой-любовник должен обладать совершенными физическими
данными, коими он обделен. Так что у него был только диплом музучилища. Но, уже
будучи народным артистом СССР, Юра окончил исторический факультет
Симферопольского университета. С ним часами можно было разговаривать на самые
сложные, исторические и философские, темы.
В то же
время Юра был очень прост в манере поведения, добросердечен, открыт, щедр. Так
было всегда — и когда только начал петь, и когда стал "народным. С "легким
хлебом" у него не получалось, но на сцене он был работягой и хорошо
зарабатывал. Но никогда не жадничал. Бывало, получит гонорар и сразу раздает —
кому десятку, кому двадцатку, зовет приятелей: "Так, ребята, пошли
посидим". Он жил широко, красиво. Не скажу, что как прожигатель, а —
красиво. Чего только стоит его поступок, когда в дни празднования 2600-летия
Керчи он подарил городскому загсу свой автомобиль! Вот каким он парнем был.
— У Юры
вещи надолго не задерживались. Был случай, когда в 75-м году по предложению
Гречко и Щербицкого его представили к званию народного артиста СССР. Тогда к
эстрадникам как артистам легкого жанра и относились свысока, так что до Юры
среди артистов эстрады было всего два народных — Утесов и Шульженко. А после
Юры успели стать народными СССР только Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, София Ротару
и последняя, благодаря Горбачеву, Алла Пугачева — перечесть всех хватит пальцев
одной руки.
На
вручение звания Юру пригласили в Киев, в Верховный Совет УССР. Возник вопрос: в
чем ехать? У него же ничего нет, никакой приличной одежды, он все раздарил. К
тому времени я был уже заведующим отделом пропаганды и агитации обкома и
воспользовался своими возможностями приодеть его на базе. В обкоме к этому
отнеслись с пониманием. Справили ему "прикид" — дубленый полушубок и
пыжиковую шапку. Приезжаем, в фойе Верховного Совета повесили одежду в
гардероб. Процедура вручения закончилась, одеваемся. Глядь — а пыжиковой шапки
нет. Юра не так огорчился из-за пропажи, как из-за предстоящего объяснения со
"спонсорами". Попросил меня: "Передай своим, что я не дарил
шапку. Сам видишь, сперли".
Юра был
очень общительным человеком, его любила семья Брежнева. Певца Богатикова
приглашали на гала-концерты в Кремль.
В 90-е,
когда я остался без работы, мои небольшие денежные запасы быстро истощились.
Дети были еще маленькие, семья большая. Я безрезультатно ходил на биржу труда.
Юра придумал, как помочь. Покупал на рынке кур, приносил моей Валентине и
просил: "Ты мне свари, я потом поем". Жена наварит, а он не забирает,
съест крылышко, а к остальному не прикоснется. Это повторялось не раз.
— А как
Богатиков пережил то время?
— Ему
тоже было несладко. Он не скрывал своих взглядов, и от него отвернулись. Юра
жаловался: "Меня из ящика (так он называл телевизор) выкинули, и все,
человека как не бывало". У него началась жесточайшая депрессия, запил
по-черному. Потом еще бывали рецидивы, не сразу все наладилось, но все-таки он
снова начал выступать. Правда, репертуар изменил. С военно-патриотической
тематики переключился на романсы.
Как-то
Юра пел с Аллой Пугачевой цикл концертов на стадионах. Он — первое отделение,
она — второе. Получилось неравное состязание, потому что каждый из них
рассчитан на другую аудиторию и потому что Пугачева пела под фанеру, а Юра
такого обмана зрителей не признавал. Он бился, как лев, но не выдержал
напряжения, и у него случился нервный срыв.
— Ему
было 70 лет, а по нынешним временам это не такой уж, как говорят врачи,
"несовместимый с жизнью" возраст. Многие известные артисты, его
ровесники или намного старше, полны сил и энергии. Почему так рано оборвалась
жизнь артиста Богатикова?
— В свои
последние годы он как будто обрел второе дыхание, выступал, записал десятки
песен и романсов, начал строить какие-то планы на преподавательскую работу. Но
одновременно производил впечатление человека, словно попавшего не в свое время
и не на свое место. Трудно сказать, чего было больше — всплесков прежнего
оптимизма или новоприобретенного пессимизма. Он, называвший себя солнечным
человеком, страдал от невостребованности. Никому не было дела до того, что его
голос по-прежнему звучал во всю силу и никуда не делось его уникальное
понимание драматургии музыки и песни. Юра воспринимал трагично, болезненно
многое, связанное с наступившими переменами, всегда очень резко отзывался о
власти и навязанных ею порядках. В последний его Новый год дома украсил елку
своими медалями и орденами. Сколько же в этом было горечи!
Потом он
серьезно заболел. Был момент, когда казалось, что он выкарабкается. Прихожу
как-то в больницу после операции, еще издалека слышу — шум-гам, это Юра с
профессором дискутируют на музыкальные темы. Юра сражался с болезнью до
последнего. Но болезнь взяла верх. Накануне Юра сказал мне: "Сделай так,
чтобы Атос не видел". Атос — это его любимый большой черный пудель. На
время похорон Атоса увезли из дома. А когда вернули, он улегся на место Юры на
диване, с тех пор никого не подпускает, и никто его не сгоняет.
На могиле
Юры и в Симферополе поставили два памятника. Оба — на добровольные
пожертвования и благодаря безвозмездному труду многих и многих, кто знал и
любил всенародного артиста. На гранитной стеле памятника высечены слова Николая
Добронравова из песни Александры Пахмутовой, которую она написала специально
для Юры: "Остаюсь с обманутым народом". Там есть такая строфа:
"Мы — изгои в собственной стране, не поймем, кто мы, откуда родом. Друг
далекий, вспомни обо мне — остаюсь с обманутым народом". Это точно о Юре.
Под катом вы можете ознакомиться с биографией Юрия Иосифовича Багатикова из Википедии.
Юрий
Иосифович Богатиков (укр. Юрій Йосипович Богатиков; 29 февраля 1932, Рыково,
Украинская ССР, СССР — 8 декабря 2002, Симферополь, Украина) — советский,
украинский эстрадный певец (баритон). Народный артист СССР (1985). Член КПСС с
1968 года, после распада СССР активно придерживался левых взглядов.
Родился
29 февраля (по другим источникам — 28 февраля или 27 февраля) 1932 года в
Рыково (ныне — Енакиево Донецкой области, Украина).
Детство
прошло в Славянске Донецкой области. В годы войны вместе с семьёй был
эвакуирован в Бухару. По окончании войны переехал вместе с семьёй в Харьков.
С 1946 по
1947 годы обучался в Харьковском ремесленном училище связи. Затем работал
механиком по ремонту аппаратуры на Харьковском телеграфе, пел в
самодеятельности и учился в Харьковском музыкальном училище (с 1968 — имени Б.
М. Лятошинского). Учёбу прервала служба в армии — был призван на флот и с 1951
по 1955 годы служил на Тихоокеанском флоте. В годы службы пел в ансамбле песни
и пляски Тихоокеанского флота. После увольнения в запас вернулся на старое
место работы и продолжил учёбу. После окончания музыкального училища в 1959
году у М. А. Красновой, у которой также прошёл академическую школу оперного
вокалиста, работал в Харьковском театре музыкальной комедии, затем солистом
Шахтерского ансамбля песни и танца «Донбасс» (Донецк).
С 1960
года — солист Харьковской филармонии, с 1963 — Луганской филармонии, с 1974 по
1992 год — Крымской филармонии и художественный руководитель ансамбля «Крым». С
1992 года — художественный руководитель филармонии по проведению фестивалей и
специальных мероприятий.
В 1969
году, в первый раз выступил на телевидении в праздничном концерте к Дню шахтёра
с песней «Спят курганы тёмные».
В
репертуаре певца свыше 400 песен советских и зарубежных авторов.
Гастролировал
за рубежом (Германия, Франция, Польша, Колумбия, Перу, Венесуэла, Эквадор, Куба
и др.).
В 1984
году окончил исторический факультет Симферопольского университета им. М. В.
Фрунзе (ныне Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского).
Член
художественного совета по эстраде при Министерстве культуры СССР с 1970 по 1986
годы.
Выпустил
8 аудиоальбомов цикла «Мужской разговор», лазерный диск «Красные розы».
Член КПСС
с 1968 года. В 1994 году возглавил общественно-политическую организацию
«Родина», которая выступала за воссоздание СССР.
Юрий Богатиков умер 8 декабря 2002 года в Симферополе от онкологического заболевания лимфосистемы. Похоронен на кладбище «Абдал».
Комментариев нет:
Отправить комментарий