суббота, 25 октября 2025 г.

500 величайших альбомов всех времен. Roxy Music – «Siren» (1975).

500 величайших альбомов всех времен

Art Rock

Музыку 70-х, несложно отличить от звука любой другой эпохи. Есть в ней нечто бесстрашное, объемное, размашистое и одновременно причудливое и несуразное. Не имея и десятой доли инструментов и возможностей, которые сегодня доступны любому школьнику, музыканты тех лет обладали кое-чем несравнимо более важным - свободой и тем, что по-английски принято называть open mind. Видя перед глазами значительно меньше объектов для сравнения и подражания, они могли полагаться только на свое воображение и креативность, пробуя и экспериментируя со всем, что только могло взбрести им в голову.

Roxy Music – «Love is the Drug» (Live at Wembley, 18 October 1975)

Едва ли найдется в музыкальной истории группа, подобная Roxy Music, которой было бы по силам верно и эффективно следовать данному подходу на протяжении не одной или двух, а целой серии пластинок. В течение трех лет британский коллектив выпустил пять альбомов, ставших истинным символом эпохи. Конечно, за полвека критики успели разложить по полочками и местам каждый из них, но факт остается фактом - эпопея, начатая "Roxy Music" 1972 г. и завершенная "Siren" 1975 г., немыслима без любого из пяти своих элементов. Каким-то чудесным образом Roxy Music удалось опуститься на самые глубины арт-рока и при этом избежать абсурдности (в отличие от многих коллег по цеху из 70-х, не считая, разве что, Дэвида Боуи).

Возможно, от этого самого абсурда их спас крайне своевременный уход Брайана Ино. Музыкант и будущий кудесник эмбиента порядком подустал от междоусобных войн внутри группы, неспособной определиться в том, кто же является их настоящим лидером - бесстрашный экспериментатор Ино или утонченный франт Брайан Ферри. Вместо того, чтобы продолжать отвоевывать территорию, Брайан №1 отошел в сторону. По сути, ему и терять-то было нечего. В отличие от Ферри, его интересовал простор для творчества, а не аспекты власти, и покинув группу, он значительно расширил свои горизонты.

Для Roxy Music уход Ино, напротив, означал сосредоточенное движение по узкой траектории, заданной фронтменом, к тому времени из иронично томного, щеголеватого молодого мужчины превратившегося в утонченного денди, икону стиля и международную рок-звезду. Метаморфоза воплотилась в виде вполне успешных и складных пластинок "Stranded" и "Country Life", ознаменовавших, по всеобщему мнению, "зенит британского арт-рока". Таким образом, к приходу 1975 г. группе удавалось удерживать баланс между авангардной экспериментальностью (альбомы Ино) и интеллигентностью (альбомы Ферри), и теперь публика с интересом ждала, что же они выдадут на этот раз.

Roxy Music – «End of the Line»

Запись пластинки "Siren", продолжавшаяся в период с июня по сентябрь 1975 г., заставила группу на протяжении целого лета оставаться в душном Лондоне. Они усердно работали в стенах культовой студии Джорджа Мартина AIR под началом продюсера Криса Томаса, рассчитывая выпустить альбом уже к середине осени. Как обычно, действовали они слаженно и структурированно: Ферри отвечал за написание материала, вокал и клавишные, Маккей играл на гобое и саксофоне, Манзанера на гитаре, Томпсон на барабанах и, наконец, Джобсон на скрипке и синтезаторах. Отчасти поэтому, первое, что критики расслышали в пластинке - это ее четкость и сфокусированность. Rolling Stone, к примеру, отмечал, что в звуке группы стало "меньше синтезированного беспорядка, меньше звуковых эффектов", что звучало истинным комплиментом для Roxy Music, вечно бросавшихся в музыкальные авантюры.

Тем не менее, четкость и порядок - далеко не самые главные качества "Siren". На этот раз Ферри все же решился раздвинуть границы жанров, причём не слишком привычным образом. Вдохновляясь танцевальной музыкой и диско, столь популярными в тот период, он не мог отказать себе в удовольствии ступить на неведомую территорию поп-музыки. Так появилась "Love is the Drug".

Roxy Music – «Love Is The Drug»

Песня, которая будет выпущена лид-синглом с "Siren", родилась в качестве медленного, мечтательного трека на основе аккордовой прогрессии саксофониста Энди Маккея. Ферри написал текст о молодом парне, ищущем удовольствия в ночном клубе, а продюсер Крис Томас усовершенствовал темп, в результате чего песня трансформировалась в фанковый хит. "Love is the Drug" удалось то, что не удавалось ни одному из предыдущих синглов Roxy Music - мало того, что трек добрался до 2-го места в Великобритании, так ещё и поднялся на 30-е в Billboard (лучший результат в карьере группы). Танцевальный грув и неповторимая басовая линия сразила не только американскую аудиторию, но и критиков, которые с тех пор приписывают треку важную роль в зарождении "новой волны", а также коллег по цеху. Сам Найл Роджерс как-то признался, что этот трек сильно повлиял на будущий хит Chic "Good Times".

Следует отдать должное Roxy Music, вложивших в пластинку "Siren" достаточно разнообразия. Остальной альбом ничуть не напоминает "Love is the Drug", двигаясь по траектории классического стиля группы, но в этот раз с сильным упором на мелодизм при крайне дозированном количестве арт-изысков. Треки перетекают друг в друга, а аранжировки, как обычно замысловатые, фанковые, местами психоделические, уравновешиваются душераздирающим фальцетом Ферри. К пятому альбому группы фронтмен решил ослабить бразды своего правления, предоставив коллегам по группе больше простора для творчества: Маккей и Манзанера получили место в качестве соавторов пары треков, Джобсон сумел проявить себя в "She Sells", Томпсон и Манзанера в "Coul It Happen To Me?" выдали грандиозные партии.

Roxy Music – «She Sells»

Какими бы причудливыми не были иные моменты на "Siren", в сущности это поп-альбом, запакованный в обертку из экспериментов, и его танцевальный дух, заданный первым треком, то и дело прорывается наружу на протяжении всей записи. Слушая гипер-кавер на "Love is the Drug", записанный Грейс Джонс пять лет спустя, характер пластинки становится прозрачнее - перед нами прямой предвестник лавины "волновиков", которой суждено будет накрыть музыкальный мир в 80-х годах.

Альбом остается одним из наиболее признанных в каталоге Roxy Music, и его особая ценность для рецензентов состоит в том, как тонко коллектив балансирует между своей арт-сущностью и поп-музыкой. Стоит освободить любой из треков от слоев аранжировок, и мы получим тонкую и сильную мелодическую основу, пригодную для любых интерпретаций - как раз в этом и заключается главная сила "Siren". Ферри наконец удалось создать нечто доступное и при этом не отступить от духа к звуковому авантюризму, который с самого начала отличал Roxy Music от остальных их коллег по сцене. Rolling Stone традиционно включает пластинку в свой список "500 величайших альбомов всех времен" (№371 в 2003 г., № 374 в 2012 г.), а Vibe включил "Siren" в подборку из 100 главных альбомов 20-го века.

Roxy Music – «Just Another High»

Как всегда в случае с Roxy Music, визуальная сторона оказалась не менее важна, чем музыкальная. Обложка пластинки, на которой в роли сирены изображена тогдашняя девушка Ферри американская модель Джерри Холл, включена в списки величайших оформлений в музыкальной истории, а сам фронтмен, представший на сцене в культовом образе с повязкой на глазу, в то время упрочил свой статус иконы стиля.

Очевидно, что "Siren" - пластинка эпохальная, но любая эпоха недолговечна и быстро подходит к своему концу. Совсем скоро, буквально полгода спустя, отыграв концертный тур, Roxy Music благополучно распались (к счастью, ненадолго) - каждый из них увлекся своим сольным детищем, красотка Джерри Холл бросила Брайана Ферри ради Мика Джаггера, а диско незаметно превратилось в объект раздражения и ненависти. 70-е клонились к своему закату, и бесстрашие и несуразность эпохи готовились уступить место блеску 80-х, в которых Roxy Music ещё предстояло завоевать свое почетное место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий