четверг, 25 декабря 2025 г.

50 лет пластинке! Mina – «La Mina» (1975).


 Pop (Italy)

Италия начала 60-х переживала период стремительного экономического роста, который вошел в историю под названием "итальянского экономического чуда". Отголоски Второй мировой войны были еще свежи в памяти людей, однако поколение, родившееся в конце 40-х и начале 50-х годов, хотело развлекаться и смотрело исключительно в будущее. Этот переломный для нации момент затронул абсолютно все области жизни, включая культуру и музыку, породив плеяду личностей, воплотивших дух той бурной эпохи. Среди них была и Мина, обладательница одного из самых красивых голосов в мире и просто величайшая певица Италии. Наряду с прославленным Адриано Челентано она олицетворяла собой новый подход к музыке, вдохновленный американским блюзом и рок-н-роллом и при этом сохранявший чувствительность и темперамент, свойственный лишь уроженцам итальянской глубинки. Подобно Элвису Пресли в США, артистка свободно двигалась, оживленно жестикулировала, выражала эмоции с помощью мимики и являлась голосом поколения, стремившегося освободиться от консервативного прошлого своих родителей.

С самого старта своей певческой карьеры в 1958 г. Мина оказалась в авангарде поп-музыки, и каждый из ее альбомов конца 50-х и начала 60-х годов лишь укреплял ее звездный статус. Песни в ее исполнении стали неизменным саундтреком жизни молодых мечтателей, наводнивших залитую солнцем Итальянскую Ривьеру. Они потягивали Campari, носились на своих Vespa и влюблялись, и всё это под звуки шлягеров Мины. В то время хиты артистки не только доминировали в итальянских чартах - "Il Cielo in una Stanza", написанная Джино Паоли и выпущенная в интерпретации Мины, была продана тиражом 2 млн. копий в течение 1960 г. и провела 21 неделю в Top-5 национального хит-парада, - но и получили широкое международное признание.

Mina – «Il cielo in una stanza»

Вот так, имея 5 хитов №1 за период с 1960 по 1961 г. 21-летняя Мина покорила не только Италию, но и весь мир. На текущий момент на счету артистки 150 млн. проданных альбомов по всему миру, что делает ее самой продаваемой итальянской певицей в истории, записавшей свыше 1500 песен.

После появления на фестивале Сан-Ремо в 1961 г. Мина попала на телевидение с программой "Studio Uno" – невероятно популярным телеварьете, сочетавшим комедийные скетчи и музыкальные номера. Шоу явилось важной вехой в истории европейского телевидения благодаря появлению певицы в качестве ведущей – новаторской роли для женщины в то время, и именно тогда Мина стала олицетворением новой идеи женской эмансипации. Она открыто пела о любви, женственности, отношениях и сексуальности, давая голос желаниям и эмоциям, подавлявшимся долгое время, и вдохновляя женщин эпохи взглянуть на себя по-новому.

Свой непокорный образ первопроходца артистка гордо транслировала не только со сцены, но и в обычной жизни, которую таблоиды отслеживали 24/7, упрямо вгрызаясь в любые личные подробности. Пищи для пересудов у них оказалось предостаточно. В 1963 г. она родила сына от актера Коррадо Пани, состоявшего в официальном браке с другой женщиной, чем спровоцировала национальный скандал, получив осуждение со стороны консервативных католиков. В 22 года Мина стала матерью-одиночкой, в результате чего ее уволили с телеканала и перекрыли доступ в эфиры радио и ТВ. Остракизм продлился около года, но ее спасла преданность публики, упрямо продолжавшей скупать пластинки артистки. В 1964 г. она победоносно вернулась на экраны, на этот задержавшись надолго.

С наступлением 70-х жизнь сильно переменилась. Сначала в Италии был принят закон о разводе, а вскоре случилась реформа семейного права, положившая конец юридическому доминированию мужа и декриминализовавшая супружескую измену. В этом бурном культурном ландшафте музыканты исследовали новые стили — прог-рок, фри-джаз, минимализм, и Мина снова попала в самый авангард, бесстрашно ныряя в новые веяния, жонглируя жанрами и неизменно подчиняя их своей природе. В это время, устав от беспощадного внимания прессы, она решила скрыться с глаз общественности и переехала в Швейцарию. Тогда же артистка основала свой собственный лейбл PDU (Platten Durcharbeitung Ultraphone).

Затворничество Мины не равнялось тишине - даже отстранившись от публичности она продолжила записывать альбомы с завидным постоянством, взяв за правило выпускать по одной, а чаще даже двум пластинкам в ежегодно в октябре. К слову, этой традиции певица следует и до сих пор, изменяя ей крайне редко. На протяжении шести с лишним десятилетий карьеры найдется лишь несколько лет, в течение которых она не выпустила ни одной новой пластинки или песни. В данном контексте особенно примечательна эпоха 70-х, когда артистка, все больше избегавшая выступлений и общения с публикой, все равно ухитрялась оставаться певицей №1, успешной и любимой едва ли не больше, чем когда-либо. Что и неудивительно, поскольку те годы она выпустила несколько своих величайших работ, в том числе "La Mina", изданную в октябре 1975 г.

Мина, как и многие звезды, стартовавшие в 50-х, никогда не являлась альбомной артисткой. Она записывала песни, стремительно становившиеся шлягерами, а позже собирала их под эгидой определенной пластинки. Именно поэтому в ее каталоге имеется несколько работ, лаконично названных ее именем, как, например, "La Mina". Однако даже при таком подходе ее альбомы звучат концептуально и сбалансированно, включая репертуар, схожий по тематике и стилистике.

Mina – «Comme un arc-en-ciel»

Треклист данного альбома содержит 10 композиций, среди которых, как обычно, затесался не только оригинальный материал, но и несколько кавер-версий. Так, Мина интерпретировала знаменитую песню Леона Расселла "A Song for You" с итальянским текстом, написанным ее постоянным автором Джино Паоли, и "C'est comme l'arc en ciel" и "Comme un homme" из репертуара Юбера Жиро.

Mina – «Come un uomo»

Остальной материал включает композиции, исполненные на итальянском языке и написанные специально для артистки. Среди них - "L'importante è finire", одна из наиболее знаковых песен в карьере артистки. Написанная Криштиану Мальджольо под музыку Альберто Анелли, она вызвала нешуточный переполох из-за противоречивого текста. Название, которое переводится как "Главное - закончить", было воспринято как недвусмысленная отсылка к любовным объятиям, тогда как смысл песни касался чувственности в целом и последствий, которые наступают, когда любовь остывает. Сразу после премьеры на радио отрывка "L'importante è finire", песня была запрещена цензурной комиссией Италии (Мине к такому было не привыкать), что не помешало ей попасть на верхние строчки хит-парадов, продержавшись в первой десятке в течение 19 недель. По итогам 1975 г. трек занял второе место в общем зачете, уступив первенство песне Клаудио Баглиони.

Mina – «L'importante è finire»

"La Mina" - один из наиболее цельных и сбалансированных альбомов, выпущенных Миной в 70-х. Его стилистику можно охарактеризовать как сочетание поп-музыки, фолка, джаза, соула, рок-н-ролла, смешанных в уникальный коктейль благодаря драматической подаче артистки и ее чувственному вокалу с узнаваемой хрипотцой. Стоит отметить, что Мине оказалось по силам подчинить себе разноплановый и хорошо знакомый материал, связав его в единую концепцию, именно поэтому песни дополняют друг друга и звучат как единый альбом. В аранжировках не так много разнообразия - в основном, фортепиано, акустическая гитара, оркестр, - и их партии всегда сдержанны, а главную роль играет один лишь голос.

Хотя языковой барьер и является важным препятствием для восприятия музыки на иностранном языке, Мине всегда удавалось успешно его пересекать, о чем говорит ее статус международной звезды. При этом, что удивительно, в России артистка почти неизвестна. Во всяком случае, при упоминании итальянской эстрады, зачастую очень близкой советской и российской аудитории, ее имя крайне редко приходит на ум. Одной из причин является то, что в сравнении с другими поп-звездами Италии ее репертуар звучит сложнее и разнообразнее - артистка всегда уделяла особое внимание работе с различными жанрами, такими как northern soul, кантри и Great American songbook, отстраняясь от привычной легкости и мелодизма, и звучала скорее по-американски, нежели по-европейски. К тому же Мина не так уж много внимания уделяла популяризации своей музыки, а после ухода от публичного внимания в 70-х ее персона оставалась на слуху исключительно благодаря пластинкам, которые она выпускала регулярно и продолжает по сей день. Таким образом, когда советский слушатель открыл для себя звёзд Сан-Ремо, для Мины конкурс был уже давно пройденным этапом.

50-летний юбилей "La Mina" дает нам прекрасную возможность прикоснуться к творчеству одной из самых важных поп-артисток в истории европейской музыки 20-го века. Сила ее индивидуальности настолько велика, что с годами альбом ничуть не утратил своей актуальности и звучит не как ретро, а как настоящая классика. И пусть вас не пугают языковые барьеры - эмоции, голос и музыка способны передать смысл намного лучше, чем любой текст. Когда говорит душа, слова вовсе не обязательны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий