Италия начала 60-х переживала период стремительного экономического роста, который вошел в историю под названием "итальянского экономического чуда". Отголоски Второй мировой войны были еще свежи в памяти людей, однако поколение, родившееся в конце 40-х и начале 50-х годов, хотело развлекаться и смотрело исключительно в будущее. Этот переломный для нации момент затронул абсолютно все области жизни, включая культуру и музыку, породив плеяду личностей, воплотивших дух той бурной эпохи. Среди них была и Мина, обладательница одного из самых красивых голосов в мире и просто величайшая певица Италии. Наряду с прославленным Адриано Челентано она олицетворяла собой новый подход к музыке, вдохновленный американским блюзом и рок-н-роллом и при этом сохранявший чувствительность и темперамент, свойственный лишь уроженцам итальянской глубинки. Подобно Элвису Пресли в США, артистка свободно двигалась, оживленно жестикулировала, выражала эмоции с помощью мимики и являлась голосом поколения, стремившегося освободиться от консервативного прошлого своих родителей.
С самого старта своей певческой карьеры в
1958 г. Мина оказалась в авангарде поп-музыки, и каждый из ее альбомов конца
50-х и начала 60-х годов лишь укреплял ее звездный статус. Песни в ее
исполнении стали неизменным саундтреком жизни молодых мечтателей, наводнивших
залитую солнцем Итальянскую Ривьеру. Они потягивали Campari, носились на своих
Vespa и влюблялись, и всё это под звуки шлягеров Мины. В то время хиты артистки
не только доминировали в итальянских чартах - "Il Cielo in una
Stanza", написанная Джино Паоли и выпущенная в интерпретации Мины, была
продана тиражом 2 млн. копий в течение 1960 г. и провела 21 неделю в Top-5
национального хит-парада, - но и получили широкое международное признание.
Вот так, имея 5 хитов №1 за период с 1960
по 1961 г. 21-летняя Мина покорила не только Италию, но и весь мир. На текущий
момент на счету артистки 150 млн. проданных альбомов по всему миру, что делает
ее самой продаваемой итальянской певицей в истории, записавшей свыше 1500
песен.
После появления на фестивале Сан-Ремо в
1961 г. Мина попала на телевидение с программой "Studio Uno" –
невероятно популярным телеварьете, сочетавшим комедийные скетчи и музыкальные
номера. Шоу явилось важной вехой в истории европейского телевидения благодаря
появлению певицы в качестве ведущей – новаторской роли для женщины в то время,
и именно тогда Мина стала олицетворением новой идеи женской эмансипации. Она
открыто пела о любви, женственности, отношениях и сексуальности, давая голос
желаниям и эмоциям, подавлявшимся долгое время, и вдохновляя женщин эпохи
взглянуть на себя по-новому.
Свой непокорный образ первопроходца
артистка гордо транслировала не только со сцены, но и в обычной жизни, которую
таблоиды отслеживали 24/7, упрямо вгрызаясь в любые личные подробности. Пищи
для пересудов у них оказалось предостаточно. В 1963 г. она родила сына от
актера Коррадо Пани, состоявшего в официальном браке с другой женщиной, чем
спровоцировала национальный скандал, получив осуждение со стороны
консервативных католиков. В 22 года Мина стала матерью-одиночкой, в результате
чего ее уволили с телеканала и перекрыли доступ в эфиры радио и ТВ. Остракизм
продлился около года, но ее спасла преданность публики, упрямо продолжавшей
скупать пластинки артистки. В 1964 г. она победоносно вернулась на экраны, на
этот задержавшись надолго.
С наступлением 70-х жизнь сильно
переменилась. Сначала в Италии был принят закон о разводе, а вскоре случилась
реформа семейного права, положившая конец юридическому доминированию мужа и
декриминализовавшая супружескую измену. В этом бурном культурном ландшафте
музыканты исследовали новые стили — прог-рок, фри-джаз, минимализм, и Мина
снова попала в самый авангард, бесстрашно ныряя в новые веяния, жонглируя
жанрами и неизменно подчиняя их своей природе. В это время, устав от
беспощадного внимания прессы, она решила скрыться с глаз общественности и
переехала в Швейцарию. Тогда же артистка основала свой собственный лейбл PDU
(Platten Durcharbeitung Ultraphone).
Затворничество Мины не равнялось тишине -
даже отстранившись от публичности она продолжила записывать альбомы с завидным
постоянством, взяв за правило выпускать по одной, а чаще даже двум пластинкам в
ежегодно в октябре. К слову, этой традиции певица следует и до сих пор, изменяя
ей крайне редко. На протяжении шести с лишним десятилетий карьеры найдется лишь
несколько лет, в течение которых она не выпустила ни одной новой пластинки или
песни. В данном контексте особенно примечательна эпоха 70-х, когда артистка,
все больше избегавшая выступлений и общения с публикой, все равно ухитрялась
оставаться певицей №1, успешной и любимой едва ли не больше, чем когда-либо.
Что и неудивительно, поскольку те годы она выпустила несколько своих величайших
работ, в том числе "La Mina", изданную в октябре 1975 г.
Мина, как и многие звезды, стартовавшие в
50-х, никогда не являлась альбомной артисткой. Она записывала песни,
стремительно становившиеся шлягерами, а позже собирала их под эгидой
определенной пластинки. Именно поэтому в ее каталоге имеется несколько работ,
лаконично названных ее именем, как, например, "La Mina". Однако даже
при таком подходе ее альбомы звучат концептуально и сбалансированно, включая
репертуар, схожий по тематике и стилистике.
Треклист данного альбома содержит 10
композиций, среди которых, как обычно, затесался не только оригинальный
материал, но и несколько кавер-версий. Так, Мина интерпретировала знаменитую
песню Леона Расселла "A Song for You" с итальянским текстом, написанным
ее постоянным автором Джино Паоли, и "C'est comme l'arc en ciel" и
"Comme un homme" из репертуара Юбера Жиро.
Остальной материал включает композиции,
исполненные на итальянском языке и написанные специально для артистки. Среди
них - "L'importante è finire", одна из наиболее знаковых песен в
карьере артистки. Написанная Криштиану Мальджольо под музыку Альберто Анелли,
она вызвала нешуточный переполох из-за противоречивого текста. Название,
которое переводится как "Главное - закончить", было воспринято как
недвусмысленная отсылка к любовным объятиям, тогда как смысл песни касался
чувственности в целом и последствий, которые наступают, когда любовь остывает.
Сразу после премьеры на радио отрывка "L'importante è finire", песня
была запрещена цензурной комиссией Италии (Мине к такому было не привыкать),
что не помешало ей попасть на верхние строчки хит-парадов, продержавшись в
первой десятке в течение 19 недель. По итогам 1975 г. трек занял второе место в
общем зачете, уступив первенство песне Клаудио Баглиони.
"La Mina" - один из наиболее
цельных и сбалансированных альбомов, выпущенных Миной в 70-х. Его стилистику
можно охарактеризовать как сочетание поп-музыки, фолка, джаза, соула,
рок-н-ролла, смешанных в уникальный коктейль благодаря драматической подаче артистки
и ее чувственному вокалу с узнаваемой хрипотцой. Стоит отметить, что Мине
оказалось по силам подчинить себе разноплановый и хорошо знакомый материал,
связав его в единую концепцию, именно поэтому песни дополняют друг друга и
звучат как единый альбом. В аранжировках не так много разнообразия - в
основном, фортепиано, акустическая гитара, оркестр, - и их партии всегда
сдержанны, а главную роль играет один лишь голос.
Хотя языковой барьер и является важным
препятствием для восприятия музыки на иностранном языке, Мине всегда удавалось
успешно его пересекать, о чем говорит ее статус международной звезды. При этом,
что удивительно, в России артистка почти неизвестна. Во всяком случае, при
упоминании итальянской эстрады, зачастую очень близкой советской и российской
аудитории, ее имя крайне редко приходит на ум. Одной из причин является то, что
в сравнении с другими поп-звездами Италии ее репертуар звучит сложнее и
разнообразнее - артистка всегда уделяла особое внимание работе с различными
жанрами, такими как northern soul, кантри и Great American songbook,
отстраняясь от привычной легкости и мелодизма, и звучала скорее по-американски,
нежели по-европейски. К тому же Мина не так уж много внимания уделяла
популяризации своей музыки, а после ухода от публичного внимания в 70-х ее
персона оставалась на слуху исключительно благодаря пластинкам, которые она
выпускала регулярно и продолжает по сей день. Таким образом, когда советский
слушатель открыл для себя звёзд Сан-Ремо, для Мины конкурс был уже давно
пройденным этапом.
50-летний юбилей "La Mina" дает
нам прекрасную возможность прикоснуться к творчеству одной из самых важных
поп-артисток в истории европейской музыки 20-го века. Сила ее индивидуальности
настолько велика, что с годами альбом ничуть не утратил своей актуальности и
звучит не как ретро, а как настоящая классика. И пусть вас не пугают языковые
барьеры - эмоции, голос и музыка способны передать смысл намного лучше, чем
любой текст. Когда говорит душа, слова вовсе не обязательны.


Комментариев нет:
Отправить комментарий