Стеклянная гармоника (Glasharmonika) — редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось. Пакет полусфер частично погружён в ящик-резонатор с разбавленным уксусом, благодаря чему края полусфер постоянно увлажнены. Чтобы издать звук, музыкант прикасается к краям колокола смоченными пальцами. Диапазон хроматически настроенной стеклянной губной гармошки составляет от двух с половиной до четырех октав.
Стеклянная
гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на
тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал
такие лёгкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики.
Первый
известный полноценный музыкальный инструмент из стекла числится в 1596 году в
описи коллекции замка Амбрас в Инсбруке: австрийский нумизмат Алоис Примиссер
описал «ain Instrument von Glaswerch» в красиво украшенной небольшой коробочке
с хроматическим диапазоном в три октавы.
В 1673
году иезуит и профессор теологии Афанасий Кирхер описал «игру на стекле» в
своем труде «Neue Hall- und Thonkunst». Форма изображенных стаканов,
настроенных на воду, позволяла управлять ими путем трения. Тем не менее, их расположение
и небольшое количество предполагают скорее экспериментальную аранжировку, чем
конкретный музыкальный инструмент. Первые явные свидетельства звукоизвлечения с
помощью стеклянных стаканов можно найти в 1636 году у немецкого писателя Георга
Филиппа Харсдёрффера в его труде «Deliciae physico-mathematicae».
Техника
игры, которую использовал немецкий композитор Карл Людвиг Вайсфлок († 1747) в
1731 году, неясна. Однако его «фортепиано с музыкальными бокалами (glass harp) в
три октавы» настолько впечатлило принца Ангальт-Цербстского, что он пожизненно нанял
Вайсфлока в качестве придворного музыканта при цербстском дворе.
В 1744
году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым,
усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные
стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил
солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на
двадцати шести стаканчиках, наполненных вешней водой». Судя по уровню
цен на билеты, Глюк выступал перед очень избранной аудиторией. Он повторил этот
концерт в 1749 и 1750 годах во дворце Шарлоттенборг близ Копенгагена и тем
самым внес важный вклад в признание инструмента.
Прибывший
в 1757 году в Лондон в качестве посланника Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин
Франклин был захвачен всеобщим увлечением «музыкальными стаканчиками» и
изготовил свой усовершенствованный вариант. Он изменил гармонику, сделав
стеклянные чашечки взаимосвязанными и упорядоченными по размеру. Они выдувались
с максимальной точностью, чтобы создавать при трении звуки соответствующей
частоты и избавиться, как следствие, от необходимости заливать в них воду.
Далее Франклин поместил чашечки на горизонтально расположенный стержень,
приводившийся в движение с помощью специальной педали, добавил амортизатор для
более точного управления вращением сосудов и поместил все это в специальный
корпус. Играть на гармонике предполагалось следующим образом: влажными пальцами
нужно было аккуратно прикасаться к вращающимся стеклянным чашечкам под
различными углами. Так музыкант создавал вибрации с нежным звучанием, чем-то
напоминающим звучание колоколов. После модернизации Франклина инструмент стал
гораздо удобнее и выразительнее: играть можно было не на 1-2 чашечках одновременно
— теперь музыканты могли исполнять целые аккорды, использующие до 10 нот
одновременно, да и сидели они не перед столом, заставленным стеклянными чашками
с водой, а перед чем-то, хоть отдаленно, но все же напоминающим клавиатуру
органа или пианино. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели
с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным
человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.
Первый
концерт на гармонике был дан Марианной Дэвис, родственницей Франклина, в
Большой комнате в Спринг-Гарденс в начале 1762 года. Воодушевленная успехом, Дэвис
отправилась в турне по Европе, выступая в Бристоле, Лондоне и Дублине. Обновлённый
инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. В 1768 году
Марианна Дэвис вместе со своей сестрой, певицей Сесилией Дэвис, предприняла
очередное концертное турне по Европе. Сесилия прославилась в Италии и Европе
как «l'Inglesina», а Марианна Дэвис даже считала среди своих учениц дочь
императрицы Марии Терезии, впоследствии французскую королеву Марию-Антуанетту.
Говорят, что обе сестры обосновались при венском дворе с помощью Глюка. Везде и
всюду люди восхищенно прислушивались к по-настоящему небесному звучанию этого
инструмента. Сам Джордж Вашингтон в 1765 году посетил концерт в приходской
церкви Брутона, Вильямсбург, где играли на стеклянной гармонике.
Одним из
первых композиторов, обратившихся к новой диковине, стал Йоханн Адольф Хассе (в
кантате). В 1769 году он сочинил для Марианны и Цецилии кантату "L'armonica".
В его основу легла ода Пьетро Метастазио, которую тот написал по случаю
бракосочетания эрцгерцогини Марии Амалии с испанским инфантом Фердинандом
Бурбонским, герцогом Пармским.
Слепая
музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей
игрой Моцарта, что он тут же написал квинтет для губной гармошки, флейты,
гобоя, альта и виолончели (KV 617) и соло Adagio (KV 617a = KV 356). Премьера K 617 состоялась 19 августа 1791 года в Вене.
Небесным
звучанием инструмента восхищались Паганини и Бетховен, который использовал
инструмент в своей драме 1814 года «Леонора Прохаска». Гаэтано Доницетти
использовал инструмент в аккомпанементе арии Амелии «Par che mi dica ancora» в
Il castello di Kenilworth, премьера которой состоялась в 1829 году. Он также
передал через нежное звучание инструмента безумие Лючии ди Ламермур в
одноименной опере(1835) в качестве навязчивого аккомпанемента к «безумной
сцене» героини, хотя перед премьерой продюсеры потребовали от него переписать
партию для двух флейт. Камиль Сен-Санс использовал этот инструмент в своем
«Карнавале животных» 1886 года (в частях 7 и 14).
Многие великие
писатели, такие как Иоганн Вольфганг фон Гете, Иоганн Готфрид Гердер, Э. Т. А.
Гофман и Фридрих Шиллер, отмечали замечательный звуковой характер гармоники в
своих произведениях. В сказке Гофмана «Маленький Цахес по прозванию Циннобер»
есть добрый волшебник Проспер Альпанус. Его карету везут два серебряных
единорога, а когда карета едет, раздаются «чарующие, внеземной красоты звуки,
будто бы кто-то играет на гигантской стеклянной гармонике Небесных Сфер». Хорст
Вольфрам Гайсслер написал роман под названием «Стеклянная гармоника». В своей
драме «Вечер предков» Адам Мицкевич отводит гармонике важную метафорическую
роль в ключевой сцене – видениях главного героя Конрада. Ференц Лист сравнивал
игру на фортепиано Фредерика Шопена с игрой на стеклянной губной гармошке.
Гармоника
была очень известна и в России; Александр Сергеевич Пушкин слышал в «волшебных
звуках [...] что-то неземное». Антон Рубинштейн использовал стеклянную
гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и
«фантастического» в звучании оркестра. Чайковский использовал её звучание в
балете «Щелкунчик». А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила»
— для достижения сказочного колорита. Когда секрет игры на стеклянной гармонике
был утерян, её стали заменять другими инструментами. В 2003
году дирижёр Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и
решил вернуть стеклянную гармонику на её законное место. За неимением аутентичного
инструмента партию гармоники исполнили музыканты Игорь Скляров и Тимофей
Винковский — соответственно на стеклянной арфе (англ. glass harp) и веррофоне
(англ. verrophone).
Но
несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует
на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и
даже приводит к расстройству рассудка. Некоторые музыканты, игравшие на
гармонике, жаловались на головокружение, эмоциональную нестабильность и,
возможно, тиннитус. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была
запрещена законом. Уже в наши дни ученые выяснили, что чашечки гармоники
вибрируют с частотой от 1000 до 4000 герц — человеческий слух не в силах
определить источник звука, идущего в этом диапазоне, что действительно может
привести к подобию дезориентации. Однако настоящим виновником проблем со
здоровьем, скорее всего, является свинец — в 18-м веке хрусталь, из которого
изготавливались чашечки, мог содержать до 40% свинца. Бенджамин
Франклин размечал колокольчики краской, чтобы исполнители не путались в нотах –
пигменты в те времена также изготовлялись на основе оксидов и солей свинца. А
музыканты регулярно контактировали с этими красками на инструменте, поэтому они
получали отравление парами ядовитого металла, что не могло не сказываться на их
состоянии здоровья.
Самой
виртуозной из всех исполнителей и исполнительниц, когда-либо садившихся за
стеклянную гармонику, была юная Марианна Кирхгесснер, страдавшая от слепоты. В
течение десяти лет она давала концерты по всей Европе, выступала перед герцогиней
Йоркской, великим Гёте и даже королем Дании. Но однажды в ее дом вломились
солдаты Наполеона, что оставило свой след на хрупкой психике девушки. Она ушла
из жизни в возрасте 39 лет — скорее всего, сказалась пневмония, подхваченная на
зимних гастролях. Но молва упорно гласила, что она скончалась из-за нервного
расстройства, вызванного 10 годами игры на этом прекрасном, но одновременно
«опасном» инструменте. Немецкий музыковед Фридрих Рохлиц публично заявлял об
опасности стеклянной гармоники: «Если вы страдаете от какого-либо нервного
расстройства, ни в коем случае не играйте на ней; если вы еще не больны,
избегайте ее, а если вы страдаете от меланхолии, то тем более не прикасайтесь к
ней». Репутация гармоники была омрачена еще сильнее после того, как во время
одного из концертов мать, пришедшая послушать музыку с младенцем на руках,
обнаружила, что во время выступления ребенок умер.
Дальше
было только хуже, особенно когда Франц Месмер, известный немецкий врач, начал
использовать стеклянную гармонику для создания мрачной и жуткой фоновой музыки
во время исследований животного магнетизма, а также для проведения сеансов
гипноза и спиритических сеансов, Кстати, именно от фамилии этого человека было
образовано английское слово "mesmerize" — завораживать, гипнотизировать.
Именно из-за него звучание гармоники, считавшееся некогда воодушевляющим,
небесным и божественным, начало восприниматься как нечто зловещее и губительное
— все из-за того, как Месмер использовал этот инструмент и извращал его звук.
На
его «магнетических» сеансах наблюдались пациенты, бьющиеся в истерике и
кривляющиеся под «потусторонние» звуки гармоники. Современные исследователи
говорят, что это было самовнушение или массовый гипноз. Всё это добавляло
загадочности, таинственности и мрачности, и общественное мнение вскоре
обратилось против «проклятого» музыкального инструмента.
Впрочем,
основной причиной падения популярности стеклянной гармоники можно назвать
фактор сугубо механической природы — инструменту банально недоставало объемного
звучания. В эпохи классицизма и романтизма 19-го века симфонические и
концертные залы становились все больше и больше, и тихие вибрации скромных
гармоник в них просто… не звучали.
Примерно
с 1830 года стеклянная гармоника все больше и больше забывалась, так как
существовали другие инструменты с подобной динамической выразительностью;
например, фисгармоника Антона Гекля, а также ее более позднее
усовершенствование: фисгармония (заявка на патент была подана в 1842 году
парижским органостроителем Александром-Франсуа Дебеном). Эти инструменты были
менее дорогими, менее хрупкими и музыкально более универсальными для широкого
круга людей. Более мощное оркестровое звучание и тенденция к экспрессивной
сольной виртуозности окончательно вытеснили более тихую камерную музыку и
стеклянную гармонику в качестве типичного инструмента этого жанра. Про этот
умиротворяющий инструмент забыли, а корону возложили на пианино.
К началу
XX века искусство стеклянной гармоники было утеряно, эти инструменты стали
редкостью. Две стеклянные гармоники, с 37-ю и 35-ю полушариями, в СССР являлись
экспонатами «Постоянной выставки музыкальных инструментов» в Ленинграде. В
настоящее время они экспонируются в Музее музыки. Интерес к стеклянной
гармонике возродился в 1910-е годы. Люди изобрели технологию аудиозаписи и
микрофоны. Ученые и медики доказали, что стекло без свинца здоровью не
угрожает. Университеты начали готовить музыковедов, а те, в свою очередь, были
готовы вернуть обратно на сцену «древние» и необычные музыкальные инструменты,
чтобы придать классической музыке аутентичное звучание. А с появлением фильмов
и телевидения композиторы начали повсюду искать новые музыкальные эффекты.
В 1913
году немецкий композитор Карл Орф, которому тогда было всего восемнадцать лет, использовал
гармонику своей первой оперы «Гизеи», которая не исполнялась при его жизни. В
1919 году Рихард Штраус добавил гармонику в свое произведение «Женщина без
тени». Францу Шальку, дирижеру премьеры, было поручено достать гармонику, и в
её поисках он столкнулся с большими трудностями.
После
этого гармонике нашли применение и в других операх: ее звучание отлично
создавала напряженную атмосферу (угрозу, появление духов, вмешательство
небесных сил — все это можно передать с помощью гармоники). Бруно Хоффман начал
музицировать на стеклянных бокалах для вина, наполненных водой, в 1929 году и
продолжал популяризировать инструмент до середины 20-го века — он выступал на
радио и телевидении, а также под запись. С течением времени люди вновь полюбили
успокаивающее и умиротворяющее звучание стеклянной гармоники.
Однажды
юный немецкий стеклодув Герхард Финкенбайнер нашел в музее старую стеклянную
гармонику. Он был искренне поражен ей и решил во что бы то ни стало создать
однажды свою собственную. Но для начала нужно было пережить нацистский режим. К
счастью, ему это удалось, и после войны Финкенбайнер мигрировал во Францию, где
впоследствии начал выдувать стекла для инфракрасных детекторов. Затем он
перебрался в Массачусетс, где стал заниматься научными и производственными
аспектами стеклодувного дела (среди его клиентов были IBM, Массачусетский
технологический институт и Raytheon). Будучи страстным поклонником классической
музыки, в свое свободное время Финкенбайнер создавал стеклянные колокольчики и
карийоны. На работе, обрезая концы кварцевых вакуумных трубок для различных
проектов, он не выбрасывал их, а забирал — те напоминали ему про чашечки
стеклянной гармоники, увиденной в музее. Вскоре Финкенбайнер начал с ними
экспериментировать и через какое-то время понял, как именно нужно обрезать и
настраивать чашечки, чтобы те генерировали звук нужной частоты. Прошло еще
совсем немного времени, и Финкенбайнер представил миру собственную версию
изобретения Франклина — модернизированную с учетом всех достижений 20-го века.
Теперь вал вращался от электромотора, а вместо хрусталя использовался плавленый
кварц. В это время музыкальная индустрия заново открывала для себя стеклянную
гармонику, а потому было неизбежно, что однажды утром Герхард Финкенбайнер
проснулся знаменитым: через какое-то время мастер начал создавать по 8-10
инструментов в год.
Вскоре
гармоника зазвучала на Западном побережье — в исполнении Уильяма Зайтера.
Деннис Джеймс возглавил наступление со стороны города Корнинг, Нью-Йорк, и даже
начал вести курс про стеклянные музыкальные инструменты в Ратгерском
университете. Дин Шостак исполнял композиции в колониальном, кельтском и
классическом стилях в Вирджинии. Великий Том Уэйтс использовал гармонику
Ричарда Гиббса в своем альбоме студийном альбоме Swordfishtrombones — который,
между прочим, журнал Spin поставил его на второе место в списке 25-ти
величайших альбомов всех времен! Интересно, что в произведении американского
композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не
что-нибудь, а голос Бога.


.jpg)


Комментариев нет:
Отправить комментарий