Rock ’n’ Roll
«RazAmaNaz» — третий альбом шотландской хард-рок группы Nazareth, вышедший 5 мая 1973 года. В «RazAmaNaz» группа впервые обретает своё фирменное хард-роковое звучание и прочно завоёвывает тяжелую сцену британского рока. Само название «Razamanaz» происходит от разговорного выражения «razzmatazz», термина, который часто используется для описания состояния хаоса, неистовства или безумия. В данном случае группа Nazareth наполнила название духом рок-н-ролла, уловив суть своего энергичного и динамичного звучания. Это был первый альбом группы, попавший в чарты, и он был спродюсирован Роджером Гловером из Deep Purple, с которым группа в то время гастролировала.
В 1972 году, Nazareth стали приглашать
играть на разогреве у Deep Purple, взлетевших в то время на гребень успеха.
Совместные, с Deep Purple, гастроли в США принесли Nazareth немалый опыт. Когда
Deep Purple поехали в турне по Великобритании, пригласив с собой Nazareth,
шотландцы уже имели новый материал, и очень понравились басисту Deep Purple,
Роджеру Гловеру.
Когда пришло время записывать эти новые
песни в студии, группа очень хотела, чтобы продюсером был непременно гитарист -
человек способный передать гитарный драйв Nazareth. Для этого хотели было
позвать Пита Таунсенда из The Who, но Роджер Гловер сам предложил свои услуги.
Тем более, он уже давно был знаком с материалом нового альбома.
В то время Гловер только начинал свою
продюсерскую деятельность, тренируясь на Ронни Джеймсе Дио с его группой Elf.
Опыт с Nazareth, как теперь всем очевидно, получился более чем удачным.
Наверняка не без влияния Гловера, группа обрела то тяжелое звучание, с которым
она стала всегда ассоциироваться позже. Как признал гитарист Nazareth Мэнни
Чарлтон, Гловеру удалось воспроизвести на виниле живую энергию группы.
По словам Дэна Маккаферти: «Гловер обучил
нас студийной технике, которую мы не знали прежде. Мы не могли позволить себе
много студийного времени, поэтому он приучал нас быть в студии дисциплинированными,
и в то же время расслабленными. Он вдохновил нас на множество новых мелодий. Мы
стали хорошими друзьями».
На вопрос журналиста: «Как же вы говорите,
что Роджер учил вас дисциплине, если всем известно, как бухали Deep Purple с
Nazareth, когда сходились вместе?» Дэн ответил: «Я же говорю про дисциплину в
студии. И только в студии!».
Опыт с Nazareth, как теперь всем очевидно,
получился более чем удачным. Наверняка не без влияния Гловера группа обрела то
тяжелое звучание, с которым она стала всегда ассоциироваться позже. Как признал
гитарист Nazareth Мэнни Чарлтон, Гловеру удалось воспроизвести на виниле живую
энергию группы.
Именно с этого альбома ребята всё больше
начинают вставать на рельсы хард-рока. В музыке наконец-то появились плотные
тяжёлые гитарные рефрены и пропало кантри-влияние. Больше стало заводного
рок-н-ролла, буги и меньше прогрессивного наследия.
Появилось много слайда, для записи которого
Мэнни – большой любитель гитар Gibson – обменял свою гитарную педаль, которую
почти никогда не использовал, на Фендер Стратокастер. Однако совсем отойти от
прежнего звучания не получилось, так как проблема Мануэля Чарльтона состояла в
том, что он пытался усложнить и разнообразить аранжировки (при его любви к Led
Zeppelin и Pink Floyd), тогда как Роджеру, да и всей группе, необходимо было
больше драйва.
Открывающая «RazAmaNaz», своей энергетикой
и риффом (недаром же на обложке изображена молния) обязанная «Speed King» Deep
Purple, в чем музыканты, впрочем, не стесняются признаваться;
В самой интересной их альбома –
"Alcatraz" – поётся о полуторагодовой оккупации в 1969-71 гг группой
из 89 индейцев и их сторонников американского острова Алькатрас, которых
переселили из города по программе адаптации индейских общин, требующих вернуть
земли индейцам обратно. В песне говорится, что они вдохновлялись легендой
Джеронимо – знаменитого индейского воина, который со своими людьми в течении
четверти века сопротивлялся американской оккупации земель племени Апачи в
середине и конце 19-го века.
Очень интересная история, ярко отражённая в
фильме 1993-го года режиссёра Уолтера Хилла «Джеронимо: Американская легенда»
для тех, кто хочет глубже понять смысл песни.
Отличная «Woke Up This Morning», более
совершенная версия хита с предыдущего диска, задорная по звуку, но жутковатая
по тексту (у главного героя убили собаку, украли свинью и сожгли дом);
Несомненно яркой композицией на альбоме
является более атмосферная и техничная «Sold My Soul», в которой поётся о том,
что бог не услышал молитв мужчины о любви к женщине и тот, в отчаянии
заполучить желаемое, продал душу дьяволу... (в духе Black Sabbath),
Следующая «Too Bad Too Sad» -насыщенная
очень техничными инструментальными партиями, являющаяся по смыслу своеобразным
продолжением бед горе-соседа из ироничной «Woke Up This Morning», которая
присутствует в альбоме уже в рок-н-рольном прочтении. Это песня о том, какие
нехорошие сюрпризы может приносить жизнь – то лучший друг оказывается
трансвеститом, то жена изменяет со всеми направо и налево.
Но и остальные композиции тоже не отстают
от вышеописанных творений. Так, многим пришлись по душе и буги-вариация
популярной танцевальной «Bad Bad Boy»... с текстом, как будто специально
представляющим стереотипный образ шотландцев – пьяниц и бабников;
...и тёмной, довольно лиричной «Night
Woman», в которой поётся о своеобразной девушке-мечте, навещающей мужчину в
ночных сновидениях. Есть в ней нечто похожее на великолепную песню с дебютного
альбома под названием «Red Light Lady». «Night Woman», полная эротических
фантазий;
А в заключительной композиции под названием
«Broken Down Angel», в которой музыканты используют бубен, мы уже слышим
зачатки знаменитого альбома «Hair of the Dog»! Это песня о брошенной девушке,
ставшая первым опытом шотландцев по превращению кантри в хард-рок.
Композиция звучит несколько мрачновато,
хотя не сравнится с «The Ballad of Hollis Brown» со следующего альбома. Да,
есть еще кантри-блюзовая «Vigilante Man» о каком-то народном мстителе, но очень
уж большая у нее медленная часть, длящаяся столько, что становится скучновато,
а более жесткая часть очень уж короткая.
«RazAmaNaz» стал прорывным альбомом для
Nazareth. Две вещи с альбома - «Bad, Bad Boy» и «Broken Down Angel» - попали в
британскую "горячую десятку". По опросу Melody Maker Nazareth стала
"самой яркой надеждой" 1973 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий