Один из самых успешных американских поэтов-песенников конца
XIX века, популярный комедийный актер и певец Иоганн Пол Драйзер-младший,
известный как Пол Дрессер (Paul Dresser), родился 21 апреля 1859 года в городке
Терри-Хот, штат Индиана. Его отец, немецкий иммигрант Иоганн Пол Драйзер был
ткачом и красильщиком, дослужившийся до управляющего шерстяной фабрикой в
Индиане. Мать будущего артиста Сара Мэри Шанаб родилась недалеко от Дейтона,
штат Огайо, в семье меннонитов, которые отказались от неё после брака с
Драйзером. После того, как три старших брата Пола умерли во младенчестве, он
стал старшим из десяти выживших в семье детей.
Одна из сестер прозвала мальчика «Pudley» из-за его «пухлости». Его
младший брат Теодор Драйзер станет великим американским романистом.
Дом семьи Драйзеров в Терри-Хоте, где прошли ранние годы композитора.
В июле 1863 года семья Драйзеров переехала в городок Салливан,
штат Индиана, где её глава работал на шерстяных мельницах. В 1867 году Иоганн
Драйзер с партнерами приобрели новую мельницу, но бизнес не задался и вскоре
был продан за убытки.
В раннем детстве Пол Драйзер часто видел выступления артистов
«медицинских» фургонов и шоу менестрелей, посещавших город. Гастролирующие
труппы выступали на многочисленных карнавалах, фестивалях, цирках и ярмарках с
популярными и патриотическими песнями той эпохи. К 1871 году семья Драйзеров
вернулась в Терри-Хот, где его отец устроился на другую шерстяную фабрику,
став, в конце концов, её управляющим.
Около 1870 года отец Драйзера, набожный католик, известный, по
словам его сына Теодора, «своим религиозным фанатизмом», отправил старшего сына
учиться на священника в семинарию Св. Мейнрада в Спенсер Кантри, штат Индиана.
Ещё во время проживания в Салливане Иоганн Драйзер подружился с местным
священником Германом Дж. Алердингом, который, возможно, и повлиял на его решение
послать сына в семинарию. Но бредивший шоу менестрелей и бродячими цирками, Пол
Драйзер уже знал, что хочет быть музыкантом, и восстал против решения
родителей. Примерно через год учебы в семинарии юноша сбежал с передвижной
труппой менестрелей. Позже портниха, работающая в семинарии, призналась, что
имела неприятности со священниками за «обучение» ученика «разным трюкам».
Семинария Св. Мейнарда в Спенсер Кантри, штат Индиана, где в 1870 - 1871 гг. учился Пол Драйзер.
После ухода из Св. Мейнарда, Драйзер вернулся в Салливан, где
поселился у друзей семьи и с лета 1871 до лета 1872 года батрачил на местных
фермах, одновременно посещая лицей Св. Бонавентура в Терри-Хоте. После
возвращения в Терри-Хот, Драйзер устроился музыкантом в католическую церковь в
Бразилии, штат Индиана, но менее чем через год ушел оттуда, чтобы устроится на
работу пианистом в шоу менестрелей некоего Чарли Келли. Через несколько месяцев
Келли исчез со всеми заработанными деньгами, оставив Драйзера без средств на
оплату жилья или еды.
В 1876 году Драйзер был задержан по обвинению в ограблении
двух питейных заведений Терри-хота и заключен в тюрьму на десять недель до
суда, осужден, оштрафован и приговорен к еще одному месяцу тюремного
заключения. Освобожденный в июне 1876 года, Пол, которому едва исполнилось
семнадцать лет, с позором вернулся домой к родителям и устроился на работу
органистом и певцом в передвижную труппу менестрелей «Lemon Brothers» из
Маршалла, штат Иллинойс. Затем Драйзер отправился в Чикаго, где Джон Остин
Хэмлин (John Austin Hamlin) нанял его выступать в своем шоу «Wizard Oil» по
рекламе патентованных медицинских препаратов. Именно, работая с Хэмлином
Драйзер написал свой первый сборник песен, который продавался под названием
«Paul Dresser Songster». К двадцати годам Пол окончательно сменил фамилию
Драйзер на Дрессер.
Мало что известно о жизни Дрессера в 1878-1880 годах.
Возможно, он работал в труппе Barlow, Wilson, Primrose, and West, одной из
самых известных в стране трупп менестрелей. В 1879 году Дрессер отправился в
Нью-Йорк, где какое-то время служил в театре Огюстена Дейли (Augustin Daly).
Дом в Эвансвилле, который в начале 1880-х годов купил Пол Дрессер.
Известно, что в 1881 году Пол Дрессер вернулся в Индиану и
устроился музыкантом в Apollo Theatre в Эвансвилле, одновременно подрабатывая
ведущим колонки юмора в местной газете «Evansville Argus». Вскоре он успешно
гастролировал в Чикаго, Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке с группой артистов
водевиля. Эти выступления привлекли очень большую аудиторию, отчасти потому,
что владелец театра держал низкую плату за вход. В Чикаго Дрессер принял
участие в благотворительном концерте, проведенном местной музыкальной академией
в честь автора знаменитой песни «Дикси», композитора Дэниэла Декатура Эмметта
(Daniel Decatur "Dan" Emmett).
В 1882 году Дрессер, узнав об отчаянном финансовом положении
своей семьи, послал матери значительную сумму денег и забрал трех младших
братьев и сестер в свой дом в Эвансвилле. Поскольку Дрессер не вел дневник,
большая часть его личной жизни, известна нам благодаря воспоминаниям его брата,
Теодора. У Дрессера возникли длительные отношения с одной из жительниц
Эвансвилля, владелицей самого известного местного публичного дома Энни Своннер.
Ее профессиональное имя было Салли Дэвис, и именно ей была посвящена одна из
самых известных песен Дрессера «My Gal Sal». Отношения продолжались несколько
лет, но пара так и не оформила свои отношения. В 1889 году они расстались из-за
частых романов Дрессера с другими женщинами.
My Gal Sal (1905).
В 1883 году музыкальное издательство Артура П. Шмидта опубликовало новые песни Дрессера «Essie, over the Sea», «See That No One Plucks the
Flowers from My Grave» и «My
Mother Taught Me How to Pray». К тому времени, как в 1883 году Дрессер
покинул Эвансвилль, он уже был «местной достопримечательностью», известной
далеко за пределами своего города.
Мало что известно о периоде жизни артиста с конца 1883 по лето
1886 года. В течение двух лет Дрессер проживал где-то на «юге», вдали от семьи
и карьеры. Его брат Теодор предположил, что в это время у Дрессера мог быть
роман с проституткой и, он, возможно, заразился сифилисом. Песня Дрессера «The Curse»
(«Проклятье»), написанная в 1887 году, возможно, описывала именно этот период в
его жизни. Как бы то ни было, Дрессер не возвращался к семье и не возобновлял
своих выступлений на публике до 1886 года, когда Джон Стюарт Кросси обратился к
нему с просьбой принять участие в своей комедии «The Two Johns», в котором
артист будет выступать до конца 1889 года.
Curse of the Dreamer (1899).
Успешный опыт артиста в написании песен побудил его активно
заняться композиторской деятельностью. Дрессер быстро понял, что публикация
собственной музыки может принести значительный финансовый успех. Между 1886 и
1893 годами Пол Дрессер опубликовал почти пятьдесят своих песен, в том числе «The Letter That Never Came» (1886), «I Believe It
for My Mother Told Me So» (1887) и «The Pardon that Came Too Late» (1891). К 1888
году Дрессер окончательно убедился, что его песни пользуются большой
популярностью по всей стране. Он перестал продавать их через небольшие
издательства на Среднем Западе и, переехав в Нью-Йорк, обратился к музыкальному
издателю Уиллису Вудворду (Willis Woodward), имевшему компанию в районе,
который позже стал известен как Tin Pan Alley. Вудворд напечатал «почти три
дюжины» песен Дрессера.
Обложка нот песни "The Letter That Never Came" (1886 г.).
В 1890 году артист начал выступать в шоу Фрэнка Макки и
Чарльза Хейла Хойта «A Tin Soldier», которое уже выдержало четыре сезона.
Дрессер, довольно тучный с юности, к тому времени весил почти 300 фунтов (140
кг) и играл роль веселого сантехника. В шоу были включены некоторые композиции
Дрессера, что вызвало споры с Хойтом по поводу использования песен, т.к. Хойт
отказался признать его авторство. В апреле 1891 года Дрессер покинул «A Tin
Soldier» и отправился в гастрольный тур с другим шоу - «The Danger Signal».
Артист либо исполнял свои обычно грустные и мелодраматичные песни
самостоятельно, либо продавал их другим актерам, а когда песня становилась
известной, Дрессер публиковал её и продавал на Tin Pan Alley.
Just Tell Them That You
Saw Me (1895).
В конце 1880-х годов Дрессер переехал в Нью-Йорк, где нашел
работу в шоу менестрелей Билли Райса «Billy Rice Minstrels». В разгар биржевой
паники 1893 года он вступил в партнерство с Фредериком Хавиландом (Frederick
Haviland) и Патриком Хаули (Patrick Howley), учредивших издательскую компанию
«Howley & Haviland Company», в которой сам Дрессер участвовал без права
решающего голоса. Компания занималась публикацией его работ, в то время как сам
Дрессер искал для компании новых композиторов и исполнителей. В 1894 году
артист устроил на работу в «Howley & Haviland Company» своего младшего
брата Теодора, который стал заниматься рекламой новых песен. В этот период Дрессер написал свои самые известные песни, в том числе «Just Tell Them That You Saw Me" (1895), «Were
Swee the arts for the Many Years» (1895), «Lost, Strayed and Stolen» (1896) и знаменитую балладу «On the Banks of the Wabash" (1896). Песни
композитора, вместе с песнями других авторов, изданные «Howley & Haviland
Company», пользовались неизменным успехом у исполнителей и входили в репертуар
лучших менестрель шоу страны.
On the Banks of the Wabash
(1897).
В своей самой успешной песне «On the Banks of the Wabash»
Дрессер вспоминал о своем детстве, которое прошло на берегу реки Вабаш в
Индиане. После оглушительного успеха песни многие газеты сравнивали Дрессера с
популярным композитором Стивеном Фостером (Stephen Foster). На вопрос, что
вдохновило его на написание песни, Дрессер ответил: «Те же самые приятные
воспоминания, которые вдохновили другого «хузьера» (*), Джеймса Уиткомба Райли
(James Whitcomb Riley), написать свою «Old Swimmin Hole».
(*) Хузьер (Hoosier) – одно из названий жителей Индианы. Жизнь
первых поселенцев была далеко не спокойной, и, услышав стук в дверь, хозяин
дома не спешил открыть ее, не спросив предварительно «Кто там?» (Who is there?)
На местном диалекте это звучит как «хузьер».
В течение некоторого времени Пол Дрессер был самым известным
композитором в США. «On the Banks of the Wabash» стала второй песней по
количеству проданных нот на протяжении всего XIX века, по популярности
конкурируя с «Suwannee River» Стивена Фостера. Только «Вабаш» заработала для
композитора более 100 000 долларов (2 578 800 долларов по курсу 2009 года), а
общий доход Дрессера за всю творческую деятельность оценивается примерно в 375
000 долларов (9 670 500 долларов на 2009 год).
Обложка нот песни "On the Banks of tht Wabash" (1896 г.).
Миллионы людей пели «On the Banks of the Wabash» в музыкальных
салонах, на сцене водевиля и квартетах «барбершопа» по всей стране. Кроме того,
популярность песни распространилась по всему миру в местах, посещаемых
американскими путешественниками. Один историк музыки объяснил успех этой
популярной песни «идеальным сочетанием слов и музыки». Появилась масса
подражаний и пародий на песню Дрессера. Например, с началом испано-американской
войны стала распространяться фольклорная версия «Вабаша» с различными текстами.
«В 1902 году песня была настолько известна, что после отключения электричества
на арене на Кони-Айленде, когда тысячи людей оказались в темноте, вся толпа
спела «Вабаш», что предотвратило панику, пока ремонтники чинили освещение». В
1913 году песня «On the Banks of the Wabash» стала официальным гимном штата
Индиана.
Way Down in Old Indiana
(1901).
В 1900 году «Howley & Haviland Company» открыла новый,
большой офис в Нью-Йорке. Кроме того, фирма имела офисы в Чикаго и
Сан-Франциско, а также представительства в Торонто и Лондоне.
В конце XIX века вкус слушателей популярной музыки в США
изменился, стал менее сентиментальным. В моду входили новые патриотические,
профсоюзные и трудовые песни, рэгтайм, а также песни, написанные для
увеличившихся иммигрантских общин, либо записанные в них. В то же время, на Tin
Pan Alley начала доминировать новая группа композиторов, ориентированная на
новые веяния в музыке. Несмотря на эти изменения, Дрессер продолжал писать
песни в своем жанре, известном как «мать-дом». В 1900 году композитор
опубликовал один из своих последних хитов «The Blue and the Gray», ставший популярным
в исполнении контр-тенора Ричарда Хосе (Richard J. Jose). Несмотря на все
усилия Дрессера эта музыка уже вышла из моды и её продажи быстро сокращались.
«When I'm Away From You,
Dear» - Richard Jose (1903).
В том же году Дрессер стал действующим партнером в
издательской компании Хавиленда и Хоули, переименованной в «Howley, Haviland
& Dresser Company». Его партнеры надеялись, что имя Дрессера поможет
стимулировать бизнес, но предприятие не получило успеха, и в 1903 году из
компании ушел Хавиленд. Дрессер продолжал писать песни, но ни одна из них не
принесла финансового успеха, необходимого бизнесу для выживания. В 1905 году
компания «Howley & Dresser» объявила о банкротстве. Решив продолжить свою
деятельность в качестве музыкального издателя, Дрессер основал «Paul Dresser
Company» на деньги, взятые у его брата Эда, но и это предприятие потерпело
крах.
По словам одного биографа, щедрость Дрессера «не имела
границ». В декабре 1900 года умер отец композитора, и, хотя они не были близки,
Дрессер написал стихотворение в его честь. Несмотря на падение доходов
композитор давал большие суммы денег своим многочисленным братьям и сестрам,
всегда помогал друзьям и знакомым. «Женщины были страстью Дрессера,» - писала
Мэрили Хейген, исполнительный директор Исторического общества и музея округа
Виго, – «Он был добр к женщинам, ему нравились женщины, и он щедро тратил свои
деньги на женщин».
Пол Дрессер в последние годы жизни.
К 1903 году Пол Дрессер окончательно разорился. Оставшись без
средств к существованию, Дрессер оказался не в состоянии поддерживать былой
образ жизни, и вынужден был покинуть отель, где жил, и переехать в дом своей
сестры и свояка в Бруклине, Нью-Йорк. В конце 1905 года, артист сообщил сестре
о своей болезни и своих проблемах с алкоголизмом, ожирением и депрессией.
Несмотря на принятые меры, здоровье Дрессера продолжало ухудшаться и 30 января
1906 года, в 18:23, он скончался в доме своей сестры в возрасте 47 лет.
Поскольку Дрессер умер без гроша в кармане, его останки временно захоронили на
кладбище Лонг-Айленда в Нью-Йорке до оплаты похоронного счета. 19 марта тело
композитора перевезли на кладбище Святого Бонифаса в Чикаго, где только через
полтора года, 23 ноября 1907 года состоялись панихида и окончательное
захоронение. Не имея мемориального камня, могила Дрессера оставалась
необозначенной до 1922 года, когда «Indiana Society of Chicago» отметило место
захоронения артиста камнем, привезенным с берегов реки Вабаш.
Самое значительное наследие Пола Дрессера - его песни. Хотя
компзитор не имел формального музыкального образования, он писал баллады,
которые пользовались большой популярностью. «Романтические и по-настоящему
нежные, эмоциональные и сентиментальные», они выражали настроения среднего
класса. Как писал известный музыкальный критик Х.Л. Менкен (H.L. Mencken):
«Песни Дрессера знали и любили сотни миллионов человек».
14 марта 1913 года Генеральная ассамблея штата Индиана назвала
самую известную песню Пола Дрессера «On the Banks of the Wabash»
государственным гимном штата. Всего композитор написал и опубликовал более 150
песен, а также оставил после себя несколько неопубликованных композиций. Его
последним произведением стала песня «The Judgment Day is Coming» («Судный день
приближается»), опубликованная после смерти автора в 1906 году.
Обложка нот песни "The Judgment Day is Coming" (1906 г.).
Мемориальная Ассоциация Пола Дрессера (The Paul Dresser
Memorial Association) была основана в 1922 году, но ее планы по созданию
мемориала в округе Виго, недалеко от городка Терри-Хот, где прошло детство
композитора, так и не были полностью реализованы. Только в 1967 году
Генеральная ассамблея штата Индиана провозгласила дом Драйзеров, который
находится в парке Генри Фербенкса в Терри-Хоте, государственной святыней и
мемориалом, внесенный в Национальный реестр исторических мест. Национальный
совет по музыке включил дом в список «достопримечательностей американской
музыки».
Теодор Драйзер написал биографический очерк жизни своего
старшего брата в книге «Двенадцать человек», опубликованной в 1919 г. В 1993
году через реку Вабаш был построен двойной мост, названный в честь Пола
Дрессера и Теодора Драйзера.
Пол Дрессер был введен в Зал славы композиторов в 1970 году и
назван одним из «крупнейших американских композиторов 1890-х годов». В разное
время его песни семь раз попадали на ведущие позиции хит-парада Billboard.
Песня/Исполнитель
|
Месяц/Год
|
Место
|
Way Down in Old Indiana/J.W. Myers
|
05/1902
|
1
|
The Day That You Grew Colder/Richard Jose
|
04/1905
|
3
|
When I'm Away from You, Dear/Richard Jose
|
04/1905
|
4
|
02/1907
|
1
|
|
On the Banks of the Wabash/Harry Macdonough
|
10/1913
|
5
|
My Gal Sal/The Columbia Stellar Quartet
|
11/1921
|
11
|
My Gal Sal/Burl Ives
|
01/1965
|
122
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий