среда, 13 января 2021 г.

Paul Dresser – «Home, boyhood, mother, patriotism, and romance». Пол Дрессер - «Дом, детство, мать, патриотизм и романтика» (1859 – 1906 гг.).




Один из самых успешных американских поэтов-песенников конца XIX века, популярный комедийный актер и певец Иоганн Пол Драйзер-младший, известный как Пол Дрессер (Paul Dresser), родился 21 апреля 1859 года в городке Терри-Хот, штат Индиана. Его отец, немецкий иммигрант Иоганн Пол Драйзер был ткачом и красильщиком, дослужившийся до управляющего шерстяной фабрикой в Индиане. Мать будущего артиста Сара Мэри Шанаб родилась недалеко от Дейтона, штат Огайо, в семье меннонитов, которые отказались от неё после брака с Драйзером. После того, как три старших брата Пола умерли во младенчестве, он стал старшим из десяти выживших в семье детей.  Одна из сестер прозвала мальчика «Pudley» из-за его «пухлости». Его младший брат Теодор Драйзер станет великим американским романистом.
Дом семьи Драйзеров в Терри-Хоте, где прошли ранние годы композитора.
В июле 1863 года семья Драйзеров переехала в городок Салливан, штат Индиана, где её глава работал на шерстяных мельницах. В 1867 году Иоганн Драйзер с партнерами приобрели новую мельницу, но бизнес не задался и вскоре был продан за убытки.

В раннем детстве Пол Драйзер часто видел выступления артистов «медицинских» фургонов и шоу менестрелей, посещавших город. Гастролирующие труппы выступали на многочисленных карнавалах, фестивалях, цирках и ярмарках с популярными и патриотическими песнями той эпохи. К 1871 году семья Драйзеров вернулась в Терри-Хот, где его отец устроился на другую шерстяную фабрику, став, в конце концов, её управляющим.

Около 1870 года отец Драйзера, набожный католик, известный, по словам его сына Теодора, «своим религиозным фанатизмом», отправил старшего сына учиться на священника в семинарию Св. Мейнрада в Спенсер Кантри, штат Индиана. Ещё во время проживания в Салливане Иоганн Драйзер подружился с местным священником Германом Дж. Алердингом, который, возможно, и повлиял на его решение послать сына в семинарию. Но бредивший шоу менестрелей и бродячими цирками, Пол Драйзер уже знал, что хочет быть музыкантом, и восстал против решения родителей. Примерно через год учебы в семинарии юноша сбежал с передвижной труппой менестрелей. Позже портниха, работающая в семинарии, призналась, что имела неприятности со священниками за «обучение» ученика «разным трюкам». 
Семинария Св. Мейнарда в Спенсер Кантри, штат Индиана, где в 1870 - 1871 гг. учился Пол Драйзер.
После ухода из Св. Мейнарда, Драйзер вернулся в Салливан, где поселился у друзей семьи и с лета 1871 до лета 1872 года батрачил на местных фермах, одновременно посещая лицей Св. Бонавентура в Терри-Хоте. После возвращения в Терри-Хот, Драйзер устроился музыкантом в католическую церковь в Бразилии, штат Индиана, но менее чем через год ушел оттуда, чтобы устроится на работу пианистом в шоу менестрелей некоего Чарли Келли. Через несколько месяцев Келли исчез со всеми заработанными деньгами, оставив Драйзера без средств на оплату жилья или еды. 

В 1876 году Драйзер был задержан по обвинению в ограблении двух питейных заведений Терри-хота и заключен в тюрьму на десять недель до суда, осужден, оштрафован и приговорен к еще одному месяцу тюремного заключения. Освобожденный в июне 1876 года, Пол, которому едва исполнилось семнадцать лет, с позором вернулся домой к родителям и устроился на работу органистом и певцом в передвижную труппу менестрелей «Lemon Brothers» из Маршалла, штат Иллинойс. Затем Драйзер отправился в Чикаго, где Джон Остин Хэмлин (John Austin Hamlin) нанял его выступать в своем шоу «Wizard Oil» по рекламе патентованных медицинских препаратов. Именно, работая с Хэмлином Драйзер написал свой первый сборник песен, который продавался под названием «Paul Dresser Songster». К двадцати годам Пол окончательно сменил фамилию Драйзер на Дрессер.

Мало что известно о жизни Дрессера в 1878-1880 годах. Возможно, он работал в труппе Barlow, Wilson, Primrose, and West, одной из самых известных в стране трупп менестрелей. В 1879 году Дрессер отправился в Нью-Йорк, где какое-то время служил в театре Огюстена Дейли (Augustin Daly).
Дом в Эвансвилле, который в начале 1880-х годов купил Пол Дрессер.
Известно, что в 1881 году Пол Дрессер вернулся в Индиану и устроился музыкантом в Apollo Theatre в Эвансвилле, одновременно подрабатывая ведущим колонки юмора в местной газете «Evansville Argus». Вскоре он успешно гастролировал в Чикаго, Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке с группой артистов водевиля. Эти выступления привлекли очень большую аудиторию, отчасти потому, что владелец театра держал низкую плату за вход. В Чикаго Дрессер принял участие в благотворительном концерте, проведенном местной музыкальной академией в честь автора знаменитой песни «Дикси», композитора Дэниэла Декатура Эмметта (Daniel Decatur "Dan" Emmett).

В 1882 году Дрессер, узнав об отчаянном финансовом положении своей семьи, послал матери значительную сумму денег и забрал трех младших братьев и сестер в свой дом в Эвансвилле. Поскольку Дрессер не вел дневник, большая часть его личной жизни, известна нам благодаря воспоминаниям его брата, Теодора. У Дрессера возникли длительные отношения с одной из жительниц Эвансвилля, владелицей самого известного местного публичного дома Энни Своннер. Ее профессиональное имя было Салли Дэвис, и именно ей была посвящена одна из самых известных песен Дрессера «My Gal Sal». Отношения продолжались несколько лет, но пара так и не оформила свои отношения. В 1889 году они расстались из-за частых романов Дрессера с другими женщинами.

My Gal Sal (1905).

В 1883 году музыкальное издательство Артура П. Шмидта опубликовало новые песни Дрессера «Essie, over the Sea», «See That No One Plucks the Flowers from My Grave» и «My Mother Taught Me How to Pray». К тому времени, как в 1883 году Дрессер покинул Эвансвилль, он уже был «местной достопримечательностью», известной далеко за пределами своего города.

Мало что известно о периоде жизни артиста с конца 1883 по лето 1886 года. В течение двух лет Дрессер проживал где-то на «юге», вдали от семьи и карьеры. Его брат Теодор предположил, что в это время у Дрессера мог быть роман с проституткой и, он, возможно, заразился сифилисом. Песня Дрессера «The Curse» («Проклятье»), написанная в 1887 году, возможно, описывала именно этот период в его жизни. Как бы то ни было, Дрессер не возвращался к семье и не возобновлял своих выступлений на публике до 1886 года, когда Джон Стюарт Кросси обратился к нему с просьбой принять участие в своей комедии «The Two Johns», в котором артист будет выступать до конца 1889 года.

Curse of the Dreamer (1899).

Успешный опыт артиста в написании песен побудил его активно заняться композиторской деятельностью. Дрессер быстро понял, что публикация собственной музыки может принести значительный финансовый успех. Между 1886 и 1893 годами Пол Дрессер опубликовал почти пятьдесят своих песен, в том числе «The Letter That Never Came» (1886), «I Believe It for My Mother Told Me So» (1887) и «The Pardon that Came Too Late» (1891). К 1888 году Дрессер окончательно убедился, что его песни пользуются большой популярностью по всей стране. Он перестал продавать их через небольшие издательства на Среднем Западе и, переехав в Нью-Йорк, обратился к музыкальному издателю Уиллису Вудворду (Willis Woodward), имевшему компанию в районе, который позже стал известен как Tin Pan Alley. Вудворд напечатал «почти три дюжины» песен Дрессера.
Обложка нот песни "The Letter That Never Came" (1886 г.).
В 1890 году артист начал выступать в шоу Фрэнка Макки и Чарльза Хейла Хойта «A Tin Soldier», которое уже выдержало четыре сезона. Дрессер, довольно тучный с юности, к тому времени весил почти 300 фунтов (140 кг) и играл роль веселого сантехника. В шоу были включены некоторые композиции Дрессера, что вызвало споры с Хойтом по поводу использования песен, т.к. Хойт отказался признать его авторство. В апреле 1891 года Дрессер покинул «A Tin Soldier» и отправился в гастрольный тур с другим шоу - «The Danger Signal». Артист либо исполнял свои обычно грустные и мелодраматичные песни самостоятельно, либо продавал их другим актерам, а когда песня становилась известной, Дрессер публиковал её и продавал на Tin Pan Alley.

Just Tell Them That You Saw Me (1895).

В конце 1880-х годов Дрессер переехал в Нью-Йорк, где нашел работу в шоу менестрелей Билли Райса «Billy Rice Minstrels». В разгар биржевой паники 1893 года он вступил в партнерство с Фредериком Хавиландом (Frederick Haviland) и Патриком Хаули (Patrick Howley), учредивших издательскую компанию «Howley & Haviland Company», в которой сам Дрессер участвовал без права решающего голоса. Компания занималась публикацией его работ, в то время как сам Дрессер искал для компании новых композиторов и исполнителей. В 1894 году артист устроил на работу в «Howley & Haviland Company» своего младшего брата Теодора, который стал заниматься рекламой новых песен. В этот период Дрессер написал свои самые известные песни, в том числе «Just Tell Them That You Saw Me" (1895), «Were Swee the arts for the Many Years» (1895), «Lost, Strayed and Stolen» (1896) и знаменитую балладу «On the Banks of the Wabash" (1896). Песни композитора, вместе с песнями других авторов, изданные «Howley & Haviland Company», пользовались неизменным успехом у исполнителей и входили в репертуар лучших менестрель шоу страны.

On the Banks of the Wabash (1897).

В своей самой успешной песне «On the Banks of the Wabash» Дрессер вспоминал о своем детстве, которое прошло на берегу реки Вабаш в Индиане. После оглушительного успеха песни многие газеты сравнивали Дрессера с популярным композитором Стивеном Фостером (Stephen Foster). На вопрос, что вдохновило его на написание песни, Дрессер ответил: «Те же самые приятные воспоминания, которые вдохновили другого «хузьера» (*), Джеймса Уиткомба Райли (James Whitcomb Riley), написать свою «Old Swimmin Hole».

(*) Хузьер (Hoosier) – одно из названий жителей Индианы. Жизнь первых поселенцев была далеко не спокойной, и, услышав стук в дверь, хозяин дома не спешил открыть ее, не спросив предварительно «Кто там?» (Who is there?) На местном диалекте это звучит как «хузьер».

В течение некоторого времени Пол Дрессер был самым известным композитором в США. «On the Banks of the Wabash» стала второй песней по количеству проданных нот на протяжении всего XIX века, по популярности конкурируя с «Suwannee River» Стивена Фостера. Только «Вабаш» заработала для композитора более 100 000 долларов (2 578 800 долларов по курсу 2009 года), а общий доход Дрессера за всю творческую деятельность оценивается примерно в 375 000 долларов (9 670 500 долларов на 2009 год). 
Обложка нот песни "On the Banks of tht Wabash" (1896 г.).
Миллионы людей пели «On the Banks of the Wabash» в музыкальных салонах, на сцене водевиля и квартетах «барбершопа» по всей стране. Кроме того, популярность песни распространилась по всему миру в местах, посещаемых американскими путешественниками. Один историк музыки объяснил успех этой популярной песни «идеальным сочетанием слов и музыки». Появилась масса подражаний и пародий на песню Дрессера. Например, с началом испано-американской войны стала распространяться фольклорная версия «Вабаша» с различными текстами. «В 1902 году песня была настолько известна, что после отключения электричества на арене на Кони-Айленде, когда тысячи людей оказались в темноте, вся толпа спела «Вабаш», что предотвратило панику, пока ремонтники чинили освещение». В 1913 году песня «On the Banks of the Wabash» стала официальным гимном штата Индиана.

Way Down in Old Indiana (1901).

В 1900 году «Howley & Haviland Company» открыла новый, большой офис в Нью-Йорке. Кроме того, фирма имела офисы в Чикаго и Сан-Франциско, а также представительства в Торонто и Лондоне.

В конце XIX века вкус слушателей популярной музыки в США изменился, стал менее сентиментальным. В моду входили новые патриотические, профсоюзные и трудовые песни, рэгтайм, а также песни, написанные для увеличившихся иммигрантских общин, либо записанные в них. В то же время, на Tin Pan Alley начала доминировать новая группа композиторов, ориентированная на новые веяния в музыке. Несмотря на эти изменения, Дрессер продолжал писать песни в своем жанре, известном как «мать-дом». В 1900 году композитор опубликовал один из своих последних хитов «The Blue and the Gray», ставший популярным в исполнении контр-тенора Ричарда Хосе (Richard J. Jose). Несмотря на все усилия Дрессера эта музыка уже вышла из моды и её продажи быстро сокращались.

«When I'm Away From You, Dear» - Richard Jose (1903).

В том же году Дрессер стал действующим партнером в издательской компании Хавиленда и Хоули, переименованной в «Howley, Haviland & Dresser Company». Его партнеры надеялись, что имя Дрессера поможет стимулировать бизнес, но предприятие не получило успеха, и в 1903 году из компании ушел Хавиленд. Дрессер продолжал писать песни, но ни одна из них не принесла финансового успеха, необходимого бизнесу для выживания. В 1905 году компания «Howley & Dresser» объявила о банкротстве. Решив продолжить свою деятельность в качестве музыкального издателя, Дрессер основал «Paul Dresser Company» на деньги, взятые у его брата Эда, но и это предприятие потерпело крах.

По словам одного биографа, щедрость Дрессера «не имела границ». В декабре 1900 года умер отец композитора, и, хотя они не были близки, Дрессер написал стихотворение в его честь. Несмотря на падение доходов композитор давал большие суммы денег своим многочисленным братьям и сестрам, всегда помогал друзьям и знакомым. «Женщины были страстью Дрессера,» - писала Мэрили Хейген, исполнительный директор Исторического общества и музея округа Виго, – «Он был добр к женщинам, ему нравились женщины, и он щедро тратил свои деньги на женщин».

Пол Дрессер в последние годы жизни.
К 1903 году Пол Дрессер окончательно разорился. Оставшись без средств к существованию, Дрессер оказался не в состоянии поддерживать былой образ жизни, и вынужден был покинуть отель, где жил, и переехать в дом своей сестры и свояка в Бруклине, Нью-Йорк. В конце 1905 года, артист сообщил сестре о своей болезни и своих проблемах с алкоголизмом, ожирением и депрессией. Несмотря на принятые меры, здоровье Дрессера продолжало ухудшаться и 30 января 1906 года, в 18:23, он скончался в доме своей сестры в возрасте 47 лет. Поскольку Дрессер умер без гроша в кармане, его останки временно захоронили на кладбище Лонг-Айленда в Нью-Йорке до оплаты похоронного счета. 19 марта тело композитора перевезли на кладбище Святого Бонифаса в Чикаго, где только через полтора года, 23 ноября 1907 года состоялись панихида и окончательное захоронение. Не имея мемориального камня, могила Дрессера оставалась необозначенной до 1922 года, когда «Indiana Society of Chicago» отметило место захоронения артиста камнем, привезенным с берегов реки Вабаш.

Самое значительное наследие Пола Дрессера - его песни. Хотя компзитор не имел формального музыкального образования, он писал баллады, которые пользовались большой популярностью. «Романтические и по-настоящему нежные, эмоциональные и сентиментальные», они выражали настроения среднего класса. Как писал известный музыкальный критик Х.Л. Менкен (H.L. Mencken): «Песни Дрессера знали и любили сотни миллионов человек».

14 марта 1913 года Генеральная ассамблея штата Индиана назвала самую известную песню Пола Дрессера «On the Banks of the Wabash» государственным гимном штата. Всего композитор написал и опубликовал более 150 песен, а также оставил после себя несколько неопубликованных композиций. Его последним произведением стала песня «The Judgment Day is Coming» («Судный день приближается»), опубликованная после смерти автора в 1906 году. 
Обложка нот песни "The Judgment Day is Coming" (1906 г.).
Мемориальная Ассоциация Пола Дрессера (The Paul Dresser Memorial Association) была основана в 1922 году, но ее планы по созданию мемориала в округе Виго, недалеко от городка Терри-Хот, где прошло детство композитора, так и не были полностью реализованы. Только в 1967 году Генеральная ассамблея штата Индиана провозгласила дом Драйзеров, который находится в парке Генри Фербенкса в Терри-Хоте, государственной святыней и мемориалом, внесенный в Национальный реестр исторических мест. Национальный совет по музыке включил дом в список «достопримечательностей американской музыки».

Теодор Драйзер написал биографический очерк жизни своего старшего брата в книге «Двенадцать человек», опубликованной в 1919 г. В 1993 году через реку Вабаш был построен двойной мост, названный в честь Пола Дрессера и Теодора Драйзера.

Пол Дрессер был введен в Зал славы композиторов в 1970 году и назван одним из «крупнейших американских композиторов 1890-х годов». В разное время его песни семь раз попадали на ведущие позиции хит-парада Billboard.

Песня/Исполнитель
Месяц/Год
Место
Way Down in Old Indiana/J.W. Myers
05/1902
1
The Day That You Grew Colder/Richard Jose
04/1905
3
When I'm Away from You, Dear/Richard Jose
04/1905
4
02/1907
1
On the Banks of the Wabash/Harry Macdonough
10/1913
5
My Gal Sal/The Columbia Stellar Quartet
11/1921
11
My Gal Sal/Burl Ives
01/1965
122

Комментариев нет:

Отправить комментарий